Надзор прокурора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ

В приказе Генерального прокурора РФ от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нор­мативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправле­ния» отмечается, что многие прокуроры, отстаивая принци­пы федерализма, последовательно используют полномочия на признание недействительными противоречащих федеральным конституционным и федеральным законам нормативные пра­вовые акты органов государственной власти субъектов РФ, ак­тивно обращаются в республиканские конституционные суды с ходатайствами о неконституционности региональных зако­нов.

Вместе с тем в некоторых случаях следует отметить недо­статки в работе органов прокуратуры. Отдельные прокуроры субъектов РФ примиренчески относятся к принятию в регио­нах нормативных актов, противоречащих федеральному зако­нодательству, уклоняются от их опротестования или внесения представлений. В некоторых субъектах РФ подобные факты привели к значительному увеличению числа нормативных правовых актов, посягающих на основополагающие права и свободы граждан, общества и государства.

В результате продолжительного действия незаконных пра­вовых актов на местах возникают серьезные конфликты между властными структурами и населением.

В связи с этим прокуроры должны исходить при организа­ции надзора за законностью правовых актов из того, что про­куратура обязана безотлагательно реагировать на все факты принятия в регионах конституций, уставов, законов, указов, постановлений, распоряжений и иных нормативных актов, противоречащих Конституции и федеральному законодатель­ству. Персональная ответственность за это ложится на проку­роров субъектов РФ.

Для налаживания эффективной работы с правовыми акта­ми субъектов РФ необходимо:

— обеспечить активное участие прокурорских работников в подготовке законодательных актов, касающихся всего насе­ления соответствующих территорий или затрагивающих права отдельных социальных групп и граждан, рассматривать эту де­ятельность как реальную возможность отстаивания публичных интересов;

— совершенствовать методику сбора, накопления и обра­ботки сведений о противоречащих федеральному законода­тельству нормативных актах органов государственной власти; эффективно использовать в этих целях деловое сотрудничество с полномочными представителями Президента РФ в регионах; регулярный обмен информацией с контролирующими орга­нами, общественными (в первую очередь правозащитными) организациями, средствами массовой информации; эксперт­ные заключения Министерства юстиции РФ на нормативные правовые акты субъектов РФ;

— своевременно реагировать на факты издания органа­ми власти незаконных правовых актов путем внесения про­тестов, представлений, а при явно выраженном несогласии законодательного или исполнительного органа власти с пози­цией прокурора считать обращение прокурора в суд единствен­но правильным способом устранения допущенных нарушений;

— активнее использовать для корректирования результа­тов правотворческой деятельности субъектов РФ имеющееся у отдельных прокуроров право законодательной инициативы, а также право на обращение с запросом в региональные кон­ституционные суды;

— обеспечить применение мер уголовной ответственности по фактам злостного неисполнения должностными лицами ре­шений судов о признании недействительными законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ;

— шире использовать потенциал Совета Федерации, Прави­тельства РФ, Комиссии при Президенте РФ по взаимодействию федеральных органов государственной власти субъектов РФ при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах РФ для приведения в соответствие с федеральным конституци­онным законодательством региональной нормативно-правовой базы.

Во исполнение распоряжения Генерального прокурора РФ от 30.07.1998 № 49/7р «Об организации исполнения соглаше­ния Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Ми­нистерства юстиции Российской Федерации от 25 марта 1998 года» управления Генеральной прокуратуры РФ по поступающим из Министерства юстиции РФ копиям заключений по правовым актам субъектов РФ о их несоответствии Консти­туции и федеральному законодательству, а также материалам о незаконных актах федеральных министерств и ведомств, ин­формации о противоправных действиях общественных и рели­гиозных объединений должны вырабатывать согласованную с органами Министерства юстиции РФ юридическую оценку, а также обеспечивать незамедлительное принятие мер прокурорского реагирования, направленных на пресечение наруше­ний законности.

Устранение указанных правонарушений должно осущест­вляться преимущественно силами прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров, за конечными результатами этой работы должен быть установлен эффективный контроль.

В случаях выявления фактов злостных нарушений законо­дательства общественными и религиозными объединениями необходимо направлять соответствующие материалы в Мини­стерство юстиции РФ для постановки вопросов о приостанов­лении и прекращении их деятельности, результаты рассмотре­ния таких материалов должны контролироваться.

Сотрудники Генеральной прокуратуры РФ и Министерства юстиции РФ должны осуществлять совместные выезды в регио­ны, где распространены факты принятия незаконных правовых актов. С участием специалистов Министерства юстиции РФ в необходимых случаях прокуратура должна ходатайствовать перед соответствующими государственными органами об обра­щении с запросом в Конституционный Суд РФ о соответствии Конституции конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопро­сам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

Согласно приказу Генеральной прокуратуры РФ от 09.08.1996 № 47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в право­творческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор РФ в целях обеспечения единства правовой политики, реали­зуемой Генеральной прокуратурой РФ, исключения фактов на­правления в законодательные и иные органы не согласованных между собой инициативных законопроектов и заключений по поступающим проектам нормативных актов органов законода­тельной и исполнительной власти, повышения уровня работы по систематизации законодательства в органах прокуратуры требует активного участия органов прокуратуры в правотворческой деятельности на основании ст. 9 Закона о прокуратуре.

Прокурорам при выявлении пробелов и недостатков в за­конодательстве, требующих дополнительного правового регу­лирования, предложения с необходимым обоснованием и при­ложением конкретных формулировок предлагаемых норм направлять в управление правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ прокуроров-криминалистов для проработки и представления на рассмотрение руководству.

Наши рекомендации