Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации

Следственный комитет при прокуратуре РФ является ор­ганом прокуратуры РФ, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение федерального законодательства об уголовном судопроизводстве. Следователи Следственного ко­митета при прокуратуре РФ проводят предварительное след­ствие по делам о преступлениях, отнесенных к их компетенции уголовно-процессуальным законодательством.

Следственный комитет при прокуратуре РФ возглавляет Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ, который является первым заместителем Генерального проку­рора РФ. Он назначается и освобождается от должности Сове­том Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от долж­ности Президентом РФ по представлению Председателя След­ственного комитета при прокуратуре РФ.

В Следственном комитете при прокуратуре РФ создаются главные управления, управления, отделы и отделения; обра­зуются должности руководителей соответствующих структур­ных подразделений, их первых заместителей и заместителей, а также старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным де­лам, следователей по особо важным делам, старших следова­телей, следователей.

Работники Следственного комитета при прокуратуре РФ являются прокурорскими работниками.

Лекция 3. Служба в органах и учреждениях прокуратуры

1. Требования, предъявляемые к кандидатам на службу в органы прокуратуры

2. Назначение на должности в органах прокуратуры

3. Прохождение службы в органах и учреждениях прокуратуры

4. Прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры

5. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников

Требования, предъявляемые к кандидатам на службу в органы прокуратуры

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является одним из видов федеральной государственной службы. Про­курорские работники по своему правовому статусу являются государственными служащими государственной службы РФ, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований За­кона о прокуратуре.

Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются трудовым законодательством РФ и законодательством государственной службе с учетом особенностей, предусмо­тренных Законом о прокуратуре.

Порядок прохождения служ­бы военными прокурорами и следователями органов военной прокуратуры регулируется Законом о прокуратуре, Федераль­ными законами от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязан­ности и военной службе» и от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Прокурорами и следователями могут быть только граждане РФ, получившие высшее юридическое образование в учрежде­нии высшего профессионального образования, имеющем го­сударственную аккредитацию. Кроме этого условия кандидаты на должность прокуроров и следователей прокуратуры должны обладать необходимыми профессиональными и моральными качествами и быть способными по состоянию здоровья испол­нять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучаю­щиеся по юридической специальности в учреждениях высшего профессионального образования и окончившие третий курс учебного заведения.

Лица принимаются на службу в органы и учреждения про­куратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. Лица, обучающиеся по юридической специальности в образователь­ных учреждениях высшего профессионального образования с оплатой обучения Генеральной прокуратурой РФ, а также прокурорские работники, обучающиеся в очной аспирантуре с сохранением денежного содержания, обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами проработать в органах или учреждениях прокуратуры не менее пяти лет.

На должности прокуроров районов и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет.

На должности прокуроров субъектов РФ, а также прирав­ненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в орга­нах прокуратуры не менее пяти лет. Генеральный прокурор РФ вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов РФ, прокуроров районов, приравнен­ных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы на руководящих должностях.

Ограничения, связанные с приемом и нахождением лиц на службе в органах и учреждениях прокуратуры.Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

— имеет гражданство иностранного государства;

— признано решением суда недееспособным или ограни­ченно дееспособным;

— лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

— имело или имеет судимость;

— имеет заболевание, которое согласно медицинскому заклю­чению препятствует исполнению им служебных обязанностей;

— состоит в близком родстве или свойстве (родители, су­пруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения про­куратуры, если их служба связана с непосредственной подчи­ненностью или подконтрольностью одного из них другому;

— отказывается от прохождения процедуры оформления до­пуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Кроме указанных ограничений для прохождения службы в органах прокуратуры Закон о прокуратуре запрещает проку­рорским работникам:

— заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

— быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов вла­сти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

— заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

— состоять членом управления коммерческой организации;

— быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

— использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

— получать гонорары за публикации и выступления в каче­стве государственного служащего;

— получать от физических и юридических лиц вознаграж­дения, связанные с исполнением должностных обязанностей.

Закон о прокуратуре содержит и иные ограничения для прокурорских работников. Так, ст. 4 указанного Закона пред­усматривает правило, в соответствии с которым прокурорские работники не могут являться членами общественных объеди­нений, преследующих политические цели, и принимать уча­стие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их органи­заций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются.

Прокурорские работники не вправе совмещать свою основ­ную деятельность не только с оплачиваемой, но и любой дру­гой безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Наши рекомендации