Понятие, предмет и система прокурорского надзора

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКАЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА в г. ТАГАНРОГЕ

 
 
Понятие, предмет и система прокурорского надзора - student2.ru  

Батычко В.Т.

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Краткий конспект лекций

Г.

Батычко В.Т. Прокурорский надзор. Конспект лекций. 2009 г.

Конспект лекций написан в соответствии с программой курса прокурорский надзор, с учетом всех изменений и дополнений, внесенных в Федеральный закон Российской Федерации «О прокуратуре» и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по состоянию на 20 марта 2009 года.

Конспект лекций содержит основные положения о прокурорском надзоре в Российской Федерации

Материал изложен в понятной общедоступной форме и предназначен для изучения прокурорского надзора слушателями и студентами юридических вузов и факультетов.

Лекция 1. Понятие и сущность прокурорского надзора

1. Понятие, предмет и система прокурорского надзора

2. Возникновение и развитие органов прокуратуры

3. Цели и задачи прокурорского надзора

4. Функции прокурорского надзора

5. Принципы организации прокурорского надзора

Функции прокурорского надзора

Функции прокуратуры — это основные направления ее деятельности, отражающие ее сущность, и направленные на осуществление стоящих перед ней задач.

Решение стоящих перед прокуратурой задач осуществляет­ся через организацию ее деятельности по следующим основ­ным направлениям:

1) обеспечение общего надзора за соблюдением Конститу­ции и исполнением законов;

2) осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

3) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

4) участие в соответствии с процессуальным законодатель­ством РФ в рассмотрении судами гражданских, арбитражных и административных дел, опротестованию противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;

5) рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заяв­лений, жалоб и иных обращений граждан;

6) участие прокуратуры в правотворческой деятельности;

7) участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;

8) организация издания специальной литературы;

9) обеспечение прямых связей в пределах предоставлен­ной компетенции с соответствующими органами других го­сударств и международными организациями, сотрудничества с ними, заключения соглашений по вопросам правовой помо­щи и борьбы с преступностью, участия в разработке междуна­родных договоров РФ;

10) осуществление деятельности по подготовке и повыше­нию квалификации прокурорско-следственных кадров.

Территориальные прокуратуры

Прокуратуры субъектов РФобразованы в соответствии с административно-территориальным и национально-государственным устройством. Существуют прокуратуры республик, входящих в состав РФ, прокуратуры краев, областей, автономных округов и автономной области.

Прокуратуры субъектов РФ возглавляют соответствующие прокуроры, назначаемые на должность Генеральным прокуро­ром РФ по согласованию с органами власти субъекта РФ. Ру­ководители прокуратур субъектов РФ имею первого замести­теля и заместителей, которые также назначаются на должность Генеральным прокурором РФ.

Для последовательной реализации сочетания единоличных и коллегиальных методов работы в прокуратурах субъектов РФ создаются коллегии в составе прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ. В прокуратурах субъектов РФ образуются управления и от­делы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками прокуроров субъектов РФ.

В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также следователей по особо важным делам, старших следо­вателей и их помощников. Прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур районов, иных административно-территориальных единиц и уполномочены издавать приказы, указания, распоряжения, которые обязательны для исполнения всеми нижестоящими прокурорами. Они также могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах фонда оплаты труда, установленного Генеральным прокурором РФ.

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 09.09.2002 № 59 «О разграничении компетенции прокуроров и территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур» на прокуроров субъектов РФ возложены следующие полномочия:

1) надзор за исполнением Конституции и законов, дей­ствующих на территории РФ, соблюдение прав и свобод че­ловека и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля и их должност­ными лицами, органами управления и руководителями ком­мерческих и некоммерческих организаций, а также за соответ­ствием законам издаваемых этими органами и должностными лицами правовых актов;

2) надзор за исполнением законов должностными лицами территориальных органов и служб Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федераль­ной таможенной службы, Министерства юстиции РФ, Мини­стерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при производстве предварительного следствия, дознания, осуществлении ОРД, а также при исполнении наказания и при­менении назначаемых судом мер принудительного характера в местах содержания задержанных и заключенных под стражу;

3) надзор за исполнением законов при реализации судеб­ными приставами органов Министерства юстиции РФ своих функций, связанных с защитой установленного порядка осу­ществления государственной власти и управления, а также конституционных прав и законных интересов граждан и орга­низаций;

4) уголовное преследование по уголовным делам в соответ­ствии с полномочиями, установленными УПК.

Прокуроры субъектов РФ также организуют деятельность подчиненных прокуроров в соответствии с установленной компетенцией по надзору за исполнением законов и закон­ностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также уголовному преследованию:

— на особо режимных предприятиях и объектах оборонно-промышленного комплекса, в том числе в ЗАТО (за исключе­нием г. Межгорье и комплекса «Байконур»);

— в обособленных военных городках Министерства обо­роны РФ, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ и Главного управления специальных программ Президента РФ, где проживает или ра­ботает гражданское население;

— на транспорте и в органах внутренних дел на транспорте;

— в таможенных органах.

Прокуратуры районоввозглавляют соответствующие проку­роры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, старших по­мощников и помощников прокуроров, а также старших следо­вателей, следователей и их помощников.

По решению Генерального прокурора РФ в прокурату­рах районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы. Прокуроры районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Требования, предъявляемые к кандидатам на службу в органы прокуратуры

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является одним из видов федеральной государственной службы. Про­курорские работники по своему правовому статусу являются государственными служащими государственной службы РФ, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований За­кона о прокуратуре.

Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются трудовым законодательством РФ и законодательством государственной службе с учетом особенностей, предусмо­тренных Законом о прокуратуре.

Порядок прохождения служ­бы военными прокурорами и следователями органов военной прокуратуры регулируется Законом о прокуратуре, Федераль­ными законами от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязан­ности и военной службе» и от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Прокурорами и следователями могут быть только граждане РФ, получившие высшее юридическое образование в учрежде­нии высшего профессионального образования, имеющем го­сударственную аккредитацию. Кроме этого условия кандидаты на должность прокуроров и следователей прокуратуры должны обладать необходимыми профессиональными и моральными качествами и быть способными по состоянию здоровья испол­нять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучаю­щиеся по юридической специальности в учреждениях высшего профессионального образования и окончившие третий курс учебного заведения.

Лица принимаются на службу в органы и учреждения про­куратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. Лица, обучающиеся по юридической специальности в образователь­ных учреждениях высшего профессионального образования с оплатой обучения Генеральной прокуратурой РФ, а также прокурорские работники, обучающиеся в очной аспирантуре с сохранением денежного содержания, обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами проработать в органах или учреждениях прокуратуры не менее пяти лет.

На должности прокуроров районов и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет.

На должности прокуроров субъектов РФ, а также прирав­ненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в орга­нах прокуратуры не менее пяти лет. Генеральный прокурор РФ вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов РФ, прокуроров районов, приравнен­ных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы на руководящих должностях.

Ограничения, связанные с приемом и нахождением лиц на службе в органах и учреждениях прокуратуры.Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

— имеет гражданство иностранного государства;

— признано решением суда недееспособным или ограни­ченно дееспособным;

— лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

— имело или имеет судимость;

— имеет заболевание, которое согласно медицинскому заклю­чению препятствует исполнению им служебных обязанностей;

— состоит в близком родстве или свойстве (родители, су­пруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения про­куратуры, если их служба связана с непосредственной подчи­ненностью или подконтрольностью одного из них другому;

— отказывается от прохождения процедуры оформления до­пуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Кроме указанных ограничений для прохождения службы в органах прокуратуры Закон о прокуратуре запрещает проку­рорским работникам:

— заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

— быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов вла­сти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

— заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

— состоять членом управления коммерческой организации;

— быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

— использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

— получать гонорары за публикации и выступления в каче­стве государственного служащего;

— получать от физических и юридических лиц вознаграж­дения, связанные с исполнением должностных обязанностей.

Закон о прокуратуре содержит и иные ограничения для прокурорских работников. Так, ст. 4 указанного Закона пред­усматривает правило, в соответствии с которым прокурорские работники не могут являться членами общественных объеди­нений, преследующих политические цели, и принимать уча­стие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их органи­заций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются.

Прокурорские работники не вправе совмещать свою основ­ную деятельность не только с оплачиваемой, но и любой дру­гой безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКАЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА в г. ТАГАНРОГЕ

 
 
Понятие, предмет и система прокурорского надзора - student2.ru  

Батычко В.Т.

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Краткий конспект лекций

Г.

Батычко В.Т. Прокурорский надзор. Конспект лекций. 2009 г.

Конспект лекций написан в соответствии с программой курса прокурорский надзор, с учетом всех изменений и дополнений, внесенных в Федеральный закон Российской Федерации «О прокуратуре» и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по состоянию на 20 марта 2009 года.

Конспект лекций содержит основные положения о прокурорском надзоре в Российской Федерации

Материал изложен в понятной общедоступной форме и предназначен для изучения прокурорского надзора слушателями и студентами юридических вузов и факультетов.

Лекция 1. Понятие и сущность прокурорского надзора

1. Понятие, предмет и система прокурорского надзора

2. Возникновение и развитие органов прокуратуры

3. Цели и задачи прокурорского надзора

4. Функции прокурорского надзора

5. Принципы организации прокурорского надзора

Понятие, предмет и система прокурорского надзора

Прокурорский надзор — понятие, характеризующее:

— основную функцию прокуратуры как специфического вида государственной деятельности;

— отрасль юридической науки;

— учебную дисциплину.

Прокуратура как федеральный государственный орган, осуществляет ряд функций (надзор, расследование преступлений, участие в рассмотрении дел судами, в правотворческой деятельности и др.), важнейшей из которых является надзор за исполнением законов. В юридической литературе и на практике употребление понятия «прокурорский надзор» применительно к деятельности прокурора подразумевает проведение проверок точности исполнения требований всех законов, действующих на территории РФ, или любого из них в каждом конкретном случае.

Осуществление надзора за исполнением законов — особый вид деятельности. Его осуществляет прокуратура как особый вид государственных органов.

Прокурорский надзор как отрасль юридической науки означает сумму знаний о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, о формах, средствах и методах его осуществления, закономерностях развития общественных отношений в сфере осуществления надзора и т. д. Прокурорский надзор носит комплексный характер, поскольку его регулирование осуществляется на стыке нескольких самостоятельных дисциплин.

Как отрасль науки прокурорский надзор тесно связан с такими самостоятельными отраслями юридической науки, как уголовный, гражданский и арбитражный процесс, криминалистика, и рядом других.

Прокурорский надзор как учебная дисциплина — часть образовательных программ высших и средних учебных заведений. По содержанию и структуре учебная дисциплина прокурорский надзор делится на общую и особенную части. В общей части рассматриваются вопросы о задачах и принципах прокурорского надзора, о системе органов прокуратуры, полномочиях прокуроров и т. д. Содержанием особенной части может быть информация об особенностях осуществления прокурорского надзора в отдельных направлениях (прокурорский надзор за законностью содержания под стражей, прокурорский надзор за соблюдением антимонопольного законодательства), специфика реагирования прокурора на различные виды правонарушений.

Предметом прокурорского надзора является деятельность различных органов: министерств, ведомств, государственных комитетов, служб, органов исполнительной власти, органов представительной власти, органов местного самоуправления. В число объектов прокурорского надзора не включены граждане. Тем самым законодатель подчеркивает, что прокуратура - это орган защиты прав и свобод человека и гражданина.

Пределы прокурорского надзора:

— не распространяется на прокуратуру РФ и суды;

— не распространяется на оперативно-хозяйственную деятельность органов;

— дополнительные пределы в каждой отрасли надзора.

Прокуратура строится в соответствии с административным и федеральным государственным устройством РФ.

Прокурорский надзор как отрасль юридической науки представляет собой систему теоретических основ, изучающих:

— закономерности развития общественных отношений, складывающихся в сфере прокурорского надзора за соблюде­нием законности;

— средства и формы прокурорского реагирования на выяв­ленные нарушения положений Конституции и федерального законодательства;

— содержание правовых институтов, связанных с деятель­ностью органов прокуратуры;

— практику применения законодательства о деятельности прокуратуры.

Наши рекомендации