Хартулари Константин Федорович

(1841 - 1897)

Хартулари К.Ф. после окончания юридического факультета Петербургского университета служил в начале в Министерстве юстиции, а с 1868 года – присяжным поверенным при петербургской судебной палате. Известен как исключительно уравновешенный адвокат, далекий от каких-либо попыток насытить свою речь излишней красноречивостью.

Его выступления в суде отличаются обстоятельным и глубоким разбором доказательств, умением найти в деле основные моменты и дать им правильное освещение. Характерная особенность его речей – тщательная отделка, соразмерность их частей, глубоко продуманная подача материала. Лучшей его речью является выступление в нашумевшем уголовном деле по обвинению в убийстве Маргариты Жюжан. Правда эта речь лишена ярких красок, острой ситуации и глубокий психологических образов, рисовать которые он не умел. Речь по делу Маргариты Жюжан является образцом глубокого делового анализа доказательств, строгой последовательности и логичности, что делает ее доходчивой и убедительной. Адвокат не оставил ни одной улики без обстоятельного разбора и тщательного сопоставления с другими доказательствами. В этой речи умело сгруппированы и последовательно изложены все доказательства, подтверждающие невиновность Маргариты Жюжан. Это в значительной мере обеспечило оправдательный вердикт.

Совершенно в другом плане произнесена речь в защиту Марии Левенштейн и Разнотовского, обвиняемых в покушении на убийство. Здесь Хартулари К.Ф. показал себя хорошим психологом, большим наблюдателем, ярким бытописателем.

Хартулари К.Ф. зарекомендовал себя не только как адвокат, занимающийся ведением общеуголовных дел. Выступая в ряде политических процессов, Хартулари К.Ф. проявил себя как смелый, настойчивы адвокат.

Андреевский Сергей Аркадьевич (1874-1918) Андреевский С.А. родился 29 декабря 1847 года в Екатеринославле. В 1865 году с золотой медалью окончил курс местной гимназии и поступил на юридический факультет Харьковского университета. После окончания в 1869 году университета был принят кандидатом на должность при прокуроре Харьковской судебной палаты, затем следователем в г. Карачеве, товарищем прокурора Казанского окружного суда. Затем переводится Хартулари Константин Федорович - student2.ru товарищем прокурора Петербургского окружного суда. На этой должности он показал себя первоклассным судебным оратором. А.Ф. Кони хорошо относился к подающему надежды Андреевскому С.А, в 1878 году нашел ему место юрисконсульта в одном из питерских банков. Андреевский С.А.также вступил в адвокатуру. Первое настоящее уголовное дело Андреевского С.А. – защита обвиняемого в убийстве Зайцева. После этого дела за ним утвердилась репутация как сильного адвоката по делам в сфере уголовного права. А дело Сарры Беккер принесло не только общероссийскую известность, но и мировую. Это можно назвать триумфом. В первую очередь Андреевский С.А. апеллировал к личности, условиям его жизни, и внутренним причинам, побудившие подзащитного к совершению преступления. Для обороны от стороны обвинения, в прочем как и для подтверждения своих доводов, приводились яркие сравнения. Главный "конек" его защиты – это психологические моменты: личность подзащитного представлялась не как скучный набор биографических данных (это было только оплотом, масштабом для ориентации во времени), а личность со стороны переживаний, взаимодействия с другими и опять переживаний. Это Андреевский С.А. проводил всегда мастерски. Можно назвать его речи "ораторским творчеством", т.к. действительно наподобие литератора он создавал образ человека, который каждый находил в себе, он начинал сочувствовать и сопереживать по мере повествования о личности подзащитного и на этой волне чувств выносились необходимые Андреевскому С.А. вердикты. Сергей Аркадьевич Андреевский был человек выдающийся во многих отношениях. Поэт и судебный оратор, критик и талантливый лектор, он вносил в свою разностороннюю деятельность оригинальные свойства своей личности: обостренное самонаблюдение, вдумчивость печального настроения и своеобразие взглядов на задачи правосудия.  
  Хартулари Константин Федорович - student2.ru Пржевальский Владимир Михайлович (1840 - 1900) Прживальский В.М. окончил курс в Московском университете, затем служил обер-секретарем в Сенате, сотрудничал в московском "Журнале для родителей и наставников", где поместил ряд рассказов из истории завоевания маврами Испании. В 1870 г. поступил в присяжные поверенные округа московской судебной палаты. Выступал защитником и гражданским истцом по многим уголовным делам, привлекавшим общественное внимание. Наиболее выдающиеся из них - дело игуменьи Митрофании, клуба червонных валетов, Бориса Мельницкого, присяжного поверенного Глаголева. Отличительная черта речей Пржевальского В.М. - тщательный разбор фактов, солидность и деловитость. Он много работал над гражданскими законами и теорией права и пользовался репутацией одного из лучших адвокатов-цивилистов. Прживальский В.М. был одним из деятельных членов Московского юридического общества и одним из редакторов "Юридического Вестника", где помещались его литературно-юридические работы. В течение 20 лет был одним из самых деятельных членов Московской городской думы, 16 лет - гласным московского губернского земства.
Куперник Лев Абрамович (1845 - 1905) Куперник Состоял присяжным поверенным сначала в Москве, потом в Одессе и Киеве. Быстро приобрел репутацию выдающегося адвоката-криминалиста и выступал во многих громких судебных процессах, между прочим, в делах Струсберга, "Червонных валетов", Мельницких, в кутаисском деле о похищении и убийстве крестьянской девочки Сарры Модебадзе с ритуальными целями, в делах о еврейских погромах, в политических и аграрных процессах. Речь Куперника, ровная, плавная, спокойная, оживляемая иронией, производила впечатление и литературной формой, и содержанием. Как публицист, он сотрудничал в "Юридическом Вестнике", "Юристе", "Заре", "Киевской Газете", "Киевских Откликах", одесских газетах.
 




ПРИЛОЖЕНИЕ VI.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Адвокатская, или защитительная речь - один из видов судебного красноречия. А.Р. отличается нравственно-правовое направлен­ностью, в ней ценятся эмоциональность, объективность, доказа­тельность, призванные с максимальным эффектом воздейство­вать на участников судебного процесса. А.Р.направлена на под­чёркивание прошлых заслуг обвиняемого, смягчающих его вину обстоятельств, поэтому зачастую адвокат апеллирует прежде всего к чувствам участников судебного процесса; в этом случае образности и выразительности языка отводится ведущая роль.

Античная риторика - наука об ораторском искусстве; возникла в Греции в V в. до н.э. сложилась в эпоху эллинизма в целостную систему в III - II вв. до н.э.; в Риме - в I в. до н.э. Крупнейшие теоретики - Аристотель, Цицерон, Квинтилиан. Классическая риторика делилась на 5 частей: 1) нахождение и четкое опреде­ление темы, систематизация содержания; 2) расположение- деление речи на вступление, главную часть - «утверждение и ис­толкование» (Ломоносов) и заключение; 3) словесное выраже­ние - учение об отборе и о сочетании слов, о тропах и риторических фигурах; 4) запоминание; 5) произнесение. Античная рито­рика ориентировалась на практику политического, судебного и парадного красноречия.

Аргумент (лат. argumentum) - основание, довод, истинное суждение, приводимое для обоснования истинности или ложности выска­занного положения (тезиса). А. является составной частью вся­кого доказательства.

Аргументация - способ рассуждения, обеспечивающий доказатель­ность и убедительность выступления; совокупность аргументов в пользу чего-либо.

Афоризм (греч. aphorismos - изречение) - обобщённая, глубокая, за­конченная мысль, выраженная в яркой, лаконичной, отточенной форме, отличающаяся неожиданностью суждения и выразитель­ностью. Напр.: Остроумие - это дерзость, получившая образо­вание (Аристотель); торопись медленно (Октавиан Август); зна­ние-сила (Бэкон).

Аудитория - совокупность людей, к которым обращена ар­гументация.

Аффектация (лат. affectatio) - неестественность в жестах, манерах, чрезмерная приподнятость речи.

Благозвучие речи, илиэвфония - художественно-выразительное при­менение в речи эстетически мотивированных элементов звуко­вого состава языка: гласных и согласных звуков, ударных и бе­зударных слогов, пауз, различных видов интонаций, однород­ных синтаксических оборотов, повторений слов и проч. Б.Р. пред­полагает отсутствие в ней режущих слух звуковых сочетаний, слов-паразитов, вставных звуков (м-м-м, э-э-э и т.п.), искаже­ния орфоэпических норм (шо 'фер, по 'нять, на 'чать и т.п.).

Богатство речи - одно из главных коммуникативных качеств речи. В этом смысле говорят о лексическом богатстве речи (например, активный запас слов у А.С.Пушкина превышал 21 000 единицу; у современного культурного человека он составляет примерно 8000 - 12000 единиц); о семантическом (смысловом) богатстве, проявляемом в разнообразном и обновленном соединении слов во фразе, в их неожиданной комбинации (напр., розовый конь- уЕсенина, жаркая рябина - у Цветаевой), об интонационном бо­гатстве речи (напр., у И.Смоктуновского, Ю.Яковлева и др. артистов театра и кино, у дикторов).

Валидность информации (от фр. valide- законный, действительный) - в социологии означает надёжность информации, отсутствие в ней ошибок.

Варваризмы (греч. barharos - чужеземный) - иностранные;слрва и выражения, заимствованные из других языков и не полностью освоенные в родном. Неоправданно большое число В. ведёт к засорению речи, что характерно для современного молодёжного жаргона, изобилующего англицизмами (лейбл, герл, шоп и др.).

Выразительность речи- одно из главных коммуникативных качеств речи, несомненное достоинство оратора; В.Р. достигается эру­дицией и опытом автора; она диктуется ситуацией общения и напрямую связана с ней. Качество выразительности связано со всеми средствами языка (интонационная палитра, лексическое богатство и проч.). Условиями выразительности можно считать самостоятельность мышления, интерес автора к теме сообщения, глубокое и основательное знание родного языка, истории и куль­туры и др. В.Р. усиливает и поддерживает интерес слушателей к выступлению на всём его протяжении.

Высказывание - завершённая целесообразная мысль, вы­раженная в слове.

Гипотеза (греч. hypothesis-основание, предположение, догадка)-пред­положительное суждение о закономерной (причинной) связи явле­ний при недостатке доказанных или наблюдаемых фактов.

Дебаты (фр. debats) - обсуждение какого-либо вопроса; прения; об­мен мнениями; споры. Д. проводятся перед принятием решения, с целью поддержать или отвергнуть какое-либо предложение, даже отдельную формулировку, когда необходимо выслушать мнения «за» и «против». Д. характерны для заседаний съездов, работы различного рода законодательных и исполнительных органов в демократическом обществе.

Действенность речи- одно из важнейших коммуникативных качеств речи, проявляется в том, что речь побуждает слушателей к изме­нению поведения как внешнего (поступки, действия), так и внут­реннего (мысли, взгляды). Д.Р., таким образом, зависит от каче­ства информации, эмоционального, эстетического и оценочного ее восприятия аудиторией.

Дикция (лат. dictio - произнесение) - произношение, манера выгова­ривать слова. Хорошая Д. предполагает отчётливое произно­шение отдельных звуков и звукосочетаний и является важным элементом культуры речи. Недостатки Д. - шепелявость, карта­вость, гнусавость, проглатывание окончаний слов, торопли­вость, невнятное произношение и т.п. обычно объясняются не­вниманием оратора к культуре своей речи.

Довод - соображение, положение, факт, пример, приводимые в дока­зательство чего-либо; аргумент.

Иллюстрация– то, что подтверждает, дополняет положение, высказанное в выступлении. Иллюстрация бывает словесная (конкретный пример, факт, статистические данные, документ) и наглядная (фотография, рисунок, схема, диаграмма, звуковое пособие). Иллюстрация способствует лучшему пониманию, эмоциональному восприятию и запоминанию материала.

Иноязычная лексика – слова, заимствованные из других языков и вошедшие в словарный состав данного языка. Например: амбиция (фр. ambition) – обостренное самолюбие, самомнение, спесь; катаклизм (гр. kataklysmos) – разрушительный переворот, катастрофа.

Интонация(лат. intonare – громко произносить) – основное выразительное средство звучащей речи, ее ритмико-мелодическое свойство, выполняющее смысловые, синтаксические и эмоционально-экспрессивные функции.

Информация(от лат. informatio – разъяснение, изложение) – сообщение о чем-либо; сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи.

Информированность– степень осведомленности человека о явлениях действительности, об идеях, теориях, имеющих общественное значение, о законах и закономерностях общественного развития.

Исконная лексика– слова и обороты, присущие данному языку, существующие в этом языке и возникающие в нем; например, собственно русские слова – говорить, голова, ручей и др.

Истина– правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим; объективное содержание человеческого познания.

Историзмы– слова и обороты, обозначающие предметы и явления прошлого, ныне не существующие, например: боярин, опричник, шушун (вид одежды).

Каналы речевого воздействия– основные пути, по которым к слушателям поступает информация через звучащую речь. Различают два основных канала – лингвистический и паралингвистический.

Ключевые слова - опорные слова или обороты, выполняющие текстообразующую функцию; исключение их из текста приводит к его распаду.

Комментарий (лат. commentarium) -композиционно-стилистический приём, состоящий в разъяснении, истолковании, интерпретации, оценке событий и явлений, упоминающихся в речи.

Коммуникативные качества речи - свойства речи, обеспечивающие общение, передачу информации от человека к человеку в про­цессе деятельности в наиболее эффективной форме. Сюда отно­сятся: богатство, выразительность, действенность, логичность, правильность, уместность, чистота и др.

Композиция (лат. compositio - составление, связывание) - построе­ние произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие слу­шателями. В классической риторике композиция рассматрива­лась как расположение мыслей. В К. отражается соотношение частей выступления по их целевому назначению (зачин, вступле­ние, основная часть и др.), по стилистическим особенностям (по­вествование, комментарий, оценка и др.), по соотношению тео­рии и фактов, рационального и эмоционального и т.п. К. должна быть целостна, гармонична, уместна; отдельные её части сораз­мерны и сообразны. Типы К.: ступенчатая, параллельная, спи­ральная, хронологическая и др.

Контраргумент- используемый в ходе дискуссий, дебатов аргумент, отстаивающий противоположную точку зрения.

Концепция (лат. conceptio) - система взглядов; то или иное понима­ние явлений, процессов; единый, определяющий замысел, веду­щая мысль какого-либо произведения, научного труда, полити­ческой речи и т.д.

Красноречие - ораторское искусство; дар речи, речевая искусность, ораторский талант. Цицерон писал: «Красноречие есть одно из высших проявлений нравственной силы человека... опираясь на содержание предмета, оно выражает словами наш ум и волю с такой силой, что напор его движет слушателей в любую сторону».

Мимика (греч. mimikos- подражательный)-выразительные движе­ния мышц лица, отображающие внутреннее состояние человека, его отношение к чему-либо. М. -составная часть ораторского искусства.

Монолог (греч. monos - один и logos - слово, речь) - особая форма речевого общения; обращенная к слушателям речь одного чело­века.

Мотив - внутренняя побудительная причина действий и поступков человека. Если цель определяет, что сделать, как поступить, то М. раскрывает, во имя чего совершается или совершен данный поступок. Знание М. деятельности слушателей имеет большое значение для создания образа аудитории.

Образность речи - свойство слова нести информацию не только в абстрактно-логической, понятийной, но и в предметно-чувствен­ной форме. О.Р. - основа словесной наглядности публичного вы­ступления. О.Р. отличается индивидуальностью.

Оппонент (лат. opponentos - возражающий) - лицо, выступающее с критикой доклада, диссертации и т.п.; противник в споре.

Оратор (лат. огаге - говорить) - тот, кто произносит речь, выступает с речью, а также тот, кто обладает даром произносить речи, крас­норечием. Цицерон (106-43 гг. до н.э.) подчёркивал необходи­мость некоторых природных качеств оратора: «хорошей памя­ти», «находчивости», «звучного голоса», «сильного сложения», но вместе с тем утверждал: «Поэтами рождаются, ораторами становятся».

Ораторское искусство, илириторика - высокая степень владения живым устным словом как средством многообразного и разно-направленного воздействия на аудиторию.

Орфоэпия (греч. orthos - правильно и epos - слово, речь) - совокуп­ность, система норм и правил образцового литературного произ­ношения.

Паблисити (англ. pablicity) - популярность, широкая известность, достигаемая публичными выступлениями, а также использова­нием средств массовой информации; гласность, публичность, от­крытость.

Подтекст - внутренний, добавочный, скрытый, отличный от прямого высказывания смысл.

Полемика (греч. polemikos - воинственный, враждебный) - острый спор при обсуждении политических, научных, художественных вопросов; горячая дискуссия, столкновение мнений по какому-либо актуальному вопросу на собрании, в печати, на научном заседании и т.п.

Полилог-беседа, дискуссия трёх и более участников. Прокурорская, илиобвинительная речь - один из видов судебного красноречия, носит преимущественно оценочный характер и от­личается нравственно-правовой направленностью.

Ритор (греч. rhetor - оратор) - у древних греков и римлян статор, а также учитель красноречия; устар.: оратор, говорящий на­пыщенными, многословными, но малосодержательными фраза­ми; в старину: ученик или учитель духовной семинарии по клас­су риторики.

Риторика (греч. rhetorike) - специальная наука о красноречии, ора­торском искусстве, в основу которой положены правила и зако­номерности построения публичной речи с целью наиболее эффек­тивного воздействия на аудиторию; в переносном значении -излишняя приподнятость изложения, напыщенность; в старину: название младшего класса духовной семинарии.

Риторика - филологическая дисциплина, изучающая отно­шение мысли к слову в ходе создания целесообразных высказыва­ний.

Риторическая аргументация - публичное построе­ние высказываний, приводящее к согласию ритора и аудитории.

Ритор - человек, владеющий ораторской речью.

Риторические фигуры - стилистические обороты, цель которых со­стоит в усилении выразительности речи, её действенности: рито­рический вопрос, риторическое восклицание, риторическое об­ращение.

Словесность- совокупность высказываний, которые созда­ются в пределах определенной культурно-исторической общности.

Софизм (греч. sophisma) - ложное по существу умозаключение, фор­мально кажущееся правильным, основанное на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики.

Ton (греч. topos - место) - смысловая модель, которая используется как для изобретения речи, так и для доказательства.

Троп (греч. - поворот, оборот, образ) - слово или оборот речи, упот­ребленные в переносном значении для характеристики какого-либо явления при помощи вторичных смысловых оттенков, при­сущих этому слову и непосредственно не связанных с его основ­ным значением: гипербола, метафора, эпитет и т.п.

Трюизм (англ. truism) - общеизвестная, избитая истина, понятная всем.

Установка - готовность или предрасположенность индивида или группы людей определённым образом реагировать нате или иные явления социальной действительности.

Фигура речи- (лат. figura - очертание, образ) - особый стилистичес­кий оборот, используемый в целях художественной выразитель­ности (тропы, стилистические фигуры).

Филология - наука, изучающая словесность.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Акишина, А.А. Этикет русского письма / А.А. Акишина, Н.И. Формановская.– М.: Высшая школа, 1988. – 164 с.

2. Аннушкин, В.И. Зачем нужна риторика?// Русская речь, 1988. № 5.

3. Аннушкин, В.И. История русской риторики: Хрестоматия. – М.: Наука, 1998. – 321с.

4. Аннушкин, В.И. Первая русская риторика / В.И. Аннушкин. – М.: Знание, 1989. – 64 с.

5. Аннушкин, В.И. Советы обучающимся риторике/ В.И. Аннушкин // Русская словесность. – 1994. – № 1. С.12-15.

6. Апресян, Г.З. Ораторское искусство / Г.З. Апресян. – 2-е изд. ─ М.: МГУ,1978. ─ 256 с.

7. Аристотель, Риторика //Античные риторики. – М.: Армада, 1998. – 392 с.

8. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова – М: Академия, 1999. – 488 с.

9. М.М. Бахтин. Проблемы речевых жанров // Эстетика словесного творчества. - М.: Наука, 1975. – 258 с.

10. Безменова, Н.А. Очерки по теории и истории риторики / Н.А. Безменова. – М.: Наука, 1991. – 215 с.

11. Белинский, В.Г. Общая риторика Кошанского / Белинский В.Г. // полн. собр. соч. т.8. − М.: АН СССР, 1955. − 768 с.

12. Берков, В.Ф. Логика / В.Ф. Берков, Я.С. Яскееич, В.И. Павлюкевич. − Минск: Тетра - Системc, 1997. − 480 с.

13. Бондалетов, В.Д. Социальная лингвистика / В.Д. Бондалетов. − М.: Просвещение, 1987. − 160 с.

14. Введенская, Л.А. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 466 с.

15. Введенская, Л.А. Риторика для юристов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2002. – 568 с.

16. В.В. Виноградов. Итоги обсуждения вопросов стилистики // Вопросы языкознания, 1955, № 1. С. 73.

17. Владимиров, Л.Е. Advokatus miles (Пособие для уголовной защиты) // Судебное красноречие русских юристов прошлого М., 1992. 190с.

18. Вомперский, В.П. Риторики в России XVII-XVIII вв. / отв. ред. Н.И. Толстой; АН СССР Инс-т рус. яз. – М.: Наука, 1988. – 180 с.

19. Гаспаров, М. Поэзия риторического века / М. Гаспаров // Поздняя латинская поэзия. − М.: Художественная литература, 1982. − 719 с.

20. Гойхман, О.Я. Основы речевой коммуникации / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. ─ М.:ИНФРА- М, 1997. ─ 272 с.

21. Граудина, Л.К. Риторика // Русский язык. Энциклопедия, 2-е изд. – М.: Наука, 1997. – 367с.

22. Граудина, Л.К. Теория и практика русского красноречия / Л.К. Граудина, Г.И. Миськевич. – М: Наука, 2000. – 428с.

23. Губаева Т.В. Словесность в юриспруденции. Дисс. … д-ра юр.наук. – Казань, 1996. – 343с.

24. Даль, В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. – СПб.: Художественная литература,1996. ─ 447 с.

25. Жук, М.Г. Практикум по спецкурсу «Искусство судебной речи» / М.Г. Жук. ─ Гродно: Изд-во Гродненского гос. ун-та, 2001. – 147 с.

26. Зарецкая, Е.Н. Теория и практика речевой коммуникации / Е.Н. Зарецкая. – М.: Дело, 1998. – 480 с.

27. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): учебное пособие / Н.Н. Ивакина. – М.: Юристь, 2002. – 384 с.

28. Ивакина, Н.Н. Культура судебной речи: учебное пособие / Н.Н. Ивакина. – М.: Бек, 1995. – 323 с.

29. Камышева, С.Ю. Стилистика деловой речи юриста / С.Ю. Камышева. – Волгоград: Перемена, 1999. – 421с.

30. Карнеги, Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д.Карнеги. – М.: Наука,1989. – 486с.

31. Кеннеди, Дж. Искусство убеждения в Древней Греции / Дж. Кеннеди. – М.: Наука, 1965. – 270 с.

32. Клюев, Е.В. Риторика: учебное пособие для высших учебных заведений / Е.В. Клюев. – М.: Приор-издат, 2005. –270 с.

33. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка. - М.: Просвещение, 1993. 281с.

34. Козаржевский, А.Ч. Граудина Л.К. Риторика // Русский язык, Энциклопедия. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1997. – 304с.

35. Козаржевский, А.Ч. Мастерство устной речи / А.Ч. Козаржевский. – М.: Наука, 1984. – 435с.

36. Кони, А.Ф. Собрание сочинений :в 8 т. – М.: Юридическая литература, 1967.

37. Костомаров, В.Г. Русский язык на газетной полосе / В.Г. Костомаров. ─ М.: Изд-во Московского ун-та, 1971. ─ 271 с.

38. Кохтев, Н.Н. Публицистический стиль // Русский язык: энциклопедия. ─ М.: Дело, 1998.─ 422 с.

39. Кохтев, Н.Н. Риторика. Учебное пособие / Н.Н. Кохтев. – М.: Просвещение, 1994. – 208 с.

40. Краснобаев, Б.И. Русская культура второй половины XVII – начала ХШХ в. / Б.И. Краснобаев. – М.: Московский университет, 1983. – 223 с.

41. Культура русской речи: Учебник для вузов / отв. ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М.: Наука, 1999. – 439 с.

  1. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. А.Н. Николюкин. – М.: НПК «Интелвак», 2001. – 1600стб.

43. Макарова, З.В. Ораторское искусство в суде. – Л.: Наука 1985.- 116.

44. Матвиенко, Е.А. Судебная речь / Е.А. Матвиенко. – Минск: Изд-во Минского госуниверситета, 2001. – 90 с.

45. Мельникова, С.В. Деловая риторика / С.В. Мельникова. – Ульяновск: УлГТУ, 1999. –106с.

46. Михайловская, Н.Г. Искусство судебного оратора / Н.Г. Михайловская, В.В. Одинцов. – М.: Наука, 1981. – 218с.

47. Михальская, А. К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-историчес­кой риторике / А.К. Михальская. – М.: Academia, 1998. – 431 с.

48. Перельман, X. Новая риторика / Х. Перельман, Л. Ольбрехт-Тытека. – М.: Знание, 1987. ─ 155 с.

49. Рождественский, Ю.В. Теория риторики / Ю.В. Рождественский. – М.: Academia, 1999. ─ 451 с.

50. Сенкевич, М.П. Культура телевизионной и радиоречи / М.П. Сенкевич. – М.: Изд-во института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1996. – 131 с.

51. Сергеич, П. Искусство речи на суде. – М.: Юридическая литература, 1998. ─ 384с.

52. Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность / П.В. Симонов, П.М. Ершов. – М.: Наука, 1981. – 176 с.

53. Сиротинина, О.Б. Риторика как составляющая системы наук об общении / О.Б. Сиротинина. – М.: Academia, 1998. ─ 330 с.

54. Солсо, Р.Л. Когнитивная психология / Р.Л. Солсо. – М.: Тривола, 2001. – 600 с.

55. Судебное красноречие русских юристов прошлого/ Ю.А. Костанов. – М.: Academia, 1992. – 216с.

56. Тулупов, В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология / В.В. Тулупов. – Воронеж: Инфра, 2002. – 111 с.

57. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка / М. Фасмер. ─ М.: Прогресс, 1987. ─ 1215 с.

58. Формановская, Н.И. Речевой этикет // Русский язык: Энциклопедия. – М.: Наука,1998. – 214с.

59. Хазагеров, Г.Г. Общая риторика / Г.Г. Хазагеров, Л.С. Ширина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 285с.

60. Чихачев, В.П. Академическое красноречие в России / В.П. Чихачев. – М.: Наука, 1978. – 298с.

61. Шведова, И.А. Искусство убеждать / И.А. Шведова. – Киев: Изд-во Прогресс, 1986. – 115 с.

Наши рекомендации