Предмет и задачи юридической психологии, ее место в системе психологической науки.

ПСИХОЛОГИЯ

Оформление юридической психологии как науки. История юридической психологии в XX

столетии.

1) Конец XIX и начало XX в. связаны с интенсивным развитием психологии, психиатрии и ряда юридических дисциплин (в первую очередь — уголовного права). Ряд ученых, представлявших данные науки в тот период, занимали прогрессивные позиции (И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, С. С. Корсаков, В. П. Сербский, А. Ф. Кони и др.).

Развитие психологии, психиатрии и права привело к необходимости оформления юридической психологии как самостоятельной научной дисциплины. П. И. Ковалевский в 1899г. поставил вопрос о разделении психопатологии и правовой психологии, а также введении данных наук в курс юридического образования.

2) Конец 19 в. - начало 20 в. характеризуется социологизацией криминологического знания. Причины преступности как социального явления начали изучать социологи Ж. Кетле, Э. Дюркгейм, М. Вебер, и др., которые, применив метод социальной статистики, преодолели антропологический подход в объяснении природы преступного поведения, показав зависимость отклоняющегося поведения от социальных условий. Для своего времени эти работы были безусловно прогрессивным явлением.

Отличительная особенность современного криминологического знания - это системный подход к рассмотрению и изучению причин и факторов отклоняющегося поведения, разработка проблемы одновременно представителями различных наук: юристами, социологами, психологами, медиками. Это, в свою очередь, позволяет подходить к практике предупреждения преступлений комплексно

Этапы:

1. ранняя история юр.-психологии-18в. и 1-я половина 19в.

2. первоначальное оформление юр.-психологии как науки- конец 19в.и начало 20в.

3. история юр.-психологиив 20 столетии.

3. Общая характеристика субъекта в профессиях типа «Человек-человек». Юрист как типичный представитель профессий типа «Человек-человек». Понятие о профессиограмме юриста. Психологическая культура юриста.

Методы юридической психологии

  1. организационные методы, действующие на протяжении всего исследования:
    • сравнительный — сопоставление различных групп людей по возрастам, образованию, деятельности и общению;
    • лонгитюдный — многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени (например многократное обследование осужденных на протяжении всего срока отбытия наказания);
    • комплексный - изучение с участием представителей различных наук, что позволяет установить связи и зависимости между явлениями разного рода (например, физиологическим, психологическим и социальным развитием личности);
  2. эмпирические методы:
    • обсервационные — наблюдение и самонаблюдение;
    • экспериментальные — лабораторный и естественный эксперимент;
    • психодиагностические — тесты, анкеты, опросники, беседа;
    • праксиометрические — анализ продуктов деятельности;
    • биографические — анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документов, свидетельств и т.д.


Личностный подход в психологии. Система психических процессов, психических

Ощущение. Нейрофизиологические механизмы ощущений. Классификация ощущений.

Интуиция в работе юриста. Речь в юридической работе

Интуиция

Большинство психологов не отрицает, что решение творческой задачи интуитивным путем проходит бессознательно или подсознательно. (Правильнее предположить, что интуиция появляется, в сфере подсознания, а не бессознательно. Сфера бессознательного более простая (элементарные чувства, установки). В сфере подсознания проходят процессы, оказывающие решающее влияние на течение сознательной жизни индивида.

Интуитивное решение проявляется при определенных условиях.

1. Если налицо ситуация напряженных поисков (поисковой деятельности) следователя.

Эта ситуация выражается параллельно в двух сферах: в эмоциональной и мыслительной. Следователь во время поиска несколько возбужден (эмоциональная сфера). Он стремится снять это возбуждение, вызванное поисковой доминантой, с помощью мыслительного процесса, направленного на решение проблемной ситуации (мыслительная сфера). Именно поисковая деятельность следователя и определяет особенность последующей ориентировки в ситуации, когда встречается неосознаваемый продукт (т.е. когда наступает ситуация подсказки) и выдвигается правильная версия по делу.

Наиболее благоприятные условия для верного решения дела складываются в тот момент, когда следователь перебрал все возможные варианты по делу, но еще не достиг стадии, на которой гаснет поисковая доминанта. Основным условием здесь является целеустремленность и настойчивость, увлеченность делом.

2. "Оказалось, что чем больше насыщать содержание прямого продукта действия в ситуации подсказки, чем больше этим заинтересовывать испытуемого, тем менее возможно решение задачи".

В условиях творчества следователя это означает, следующее: интуитивное решение тем вероятнее, чем менее содержательна прямая цель действия, в котором следователь наталкивается на неосознанный продукт, объективно содержащий ключ к решению задачи.

3. Успех решения задачи зависит "от степени автоматизации того способа действия, которым осуществлялось выполнение подсказки. Чем менее автоматизирован был этот способ, тем лучше решалась задача".

Натолкнуться на интуитивное решение больше шансов, делая что-либо непривычное.

Еще одно условие возникновения интеллектуальной интуиции - предварительное упрощение проблемы.

Внешне интуитивный процесс протекает так быстро, что отдельные его этапы сливаются в единый, непрерывно текущий познавательный акт, в котором, если его "специально не анализировать, нельзя выделить переход от одного этапа к другому.

Интуиция - это стремительный переход от одних утверждений к другим, иногда с таким быстрым проскакиванием отдельных звеньев рассуждения, что посылки и промежуточные процессы не вычленяются, хотя при тщательном восстановлении хода мыслей их можно было бы обнаружить.

Психологический процесс перехода интуиции из подсознания в сознание происходит своеобразно. При переходе интуиции в сферу сознания субъект ощущает эмоциональный фон (приятный, угнетающий и т.п.), содержание которого от него скрыто. В результате целенаправленного поиска смысла эмоционального фона интуиция появляется в сфере сознания.

Но иногда субъект усилием воли снимает этот эмоциональный фон. В результате этого процесс перехода может затухать, т.е. повернуть обратно в подсознательное (например, при мощных самовнушениях).

Вот почему для следователя большое значение имеет мастерство самонаблюдения, самопознания, являющееся одновременно опосредованным объективным знанием.

Речь

Речь в деятельности юриста выступает как носитель информации и как средство воздействия. Воздействие при помощи речи бывает разных типов: воздействие человека на человека, человека на группу лиц, человека на аудиторию и др. Речевая деятельность работника юридического труда — это главным образом воздействие человека на человека и человека на группу.

Изучение практики показывает, что, во-первых, звучание речевого голоса не может рассматриваться вне связи с общим поведением человека, во-вторых, развитие речевого голоса неотделимо от индивидуальности личности, в-третьих, воспитание речевого голоса нельзя рассматривать только как работу над голосовым аппаратом и, в-четвертых. голосовой аппарат необходимо тренировать не только специальными упражнениями, но и в обыденной речи*.

Речевую деятельность юриста можно классифицировать как речь устную и письменную, внутреннюю и внешнюю, диалогическую и монологическую, обыденную и профессиональную, подготовленную и неподготовленную*.

Устная речь является главным инструментом общения. С ее помощью непосредственно осуществляется коммуникативная и управленческая деятельность. Для устной речи важно, чтобы собеседники слышали и видели друг друга. Исследования показывают, что у человека, который слушает собеседника, не видя его, восприятие резко снижается.

Письменная речь характеризуется отсутствием собеседника и не зависит от реальной обстановки. Работник юридического труда, приступая к составлению различных документов (справок, отчетов, протоколов и т. п.) ищет и находит языковые средства для выражения результатов своего мышления. Письменная речь должна быть грамматически правильно сформулирована. Для деловых бумаг письменная речь должна быть обусловлена лаконичными фразами, точными понятиями и соответствующей терминологией. Юрист должен хорошо владеть различными стилями русского языка.

14.Воображение и его виды. Роль воображения в деятельности юриста.

Воображение — это психический процесс, состоящий в создании новых образов объектов, явлений на основе имеющихся знаний и представлений.

По активности выделяют два вида воображения: пассивное и активное.

Активное воображение - это когда субъект по своему желанию, сознательно вызывает у себя те или иные образы.

Пассивное воображение – это такой процесс, при котором образы возникают спонтанно.

Воображение занимает как бы промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Оно всегда сопутствует творческой, поисковой мыслительной деятельности следователя, адвоката, судьи.8

Подобно мышлению, воображение возникает в проблемной ситуации, побуждается потребностями личности. Воображение протекает в образной форме в виде ярких представлений.9Отличительной характеристикой воображения выступает возможность его использования в затруднительных ситуациях, когда исходные данные не поддаются точному анализу. Воображая, можно предвидеть конечный результат деятельности, при этом обеспечивая создание тактических действий для достижения цели.

В качестве примера, можно рассмотреть значение воображения в деятельности следователя, направленной на раскрытие преступления. Отсутствие исчерпывающей информации, неопределенность ситуации побуждают его к активной мысленной реконструкции механизма совершенного преступления, образа разыскиваемого преступника и других деталей. С помощью воображения, которое в известной мере может компенсировать недостаток сведений, следователю удается активизировать мышление, находить правильные решения, прогнозируя конечные результаты своих действий.10

Воображение и склонность к фантазированию также оказывают влияние на процесс формирования свидетельских показаний, искажая их. Под склонностью к фантазированию в юридической психологии понимается неумышленное воссоздание свидетелем образов, не соответствующих тем объектам, которые они воспринимали. Такое искажающее фантазирование чаще проявляется у детей в силу особенностей развития их психики. Данный факт, безусловно, необходимо учитывать юристам.11

Возрастные особенности

Уже на первом году жизни ребенок «втягивается» в деятельностное взаимодействие со взрослым окружением, начинает видеть мир его глазами. Счастье первых лет жизни (до 7 лет) человека заключается в преобладании созерцания над решением жизненных проблем. Мозг ребенка, достигающий полного объема к семи годам, обеспечивает ему интенсивное развитие интеллекта. Через активное взаимодействие с миром дети исследуют сущность бытия, необходимое поведение. Впечатлительность детства не упускает ничего, что может пригодиться в жизни. С годами детская впечатлительность притупляется, но опыт и знания детства дают юности устойчивые формы поведения.

В подростковом возрасте (8-14 лет) осуществляется интенсивная ориентация индивида в соционормативных требованиях на средовом микроуровне, актуализируется его стремление к наиболее успешной социальной адаптации. Существенное значение приобретает подражание авторитетным примерам, стремление подростка к эффективной социальной самореализации.

Юность (15-18 лет) категорична в оценках, максималистична в требованиях к жизни. Круг потребностей юных расширяется — наступает пора волевых действий, страданий и терзаний. Взаимодействовать с миром трудней, чем созерцать его. То, что было прекрасно на вид, может оказаться тяжелым на практике. Распоряжаться собой сложнее, чем распоряжаться вещами. В водовороте жизни надо уметь действовать и в ряде случаев — действовать лучше других. Мир наполняется обременительными социальными требованиями и непреложными обязанностями. Возникает кризис юности — рушатся декоративные модели счастья, познается относительность самою этого понятия. Неутолимая жажда счастья постепенно сменяется в человеке стремлением избежать хотя бы неудач и поражений. Но сил еще много и трудности преодолимы. Еще сильны ожидания счастья и вера в лучезарное будущее. Однако уже знакомо и чувство покинутости, ненужности. В то же время мир еще не познан до конца, полон красок и звуков, тяга к нему огромна.

Дальнейшая жизнь взрослого человека (19-35 лет) более спокойна и осмотрительна. Уже понятно, что жизнь не является беспрерывным потоком счастья и наслаждения, что следует довольствоваться тем, что есть, находя удовольствие и в маленьких радостях. Понимание мира человеком становится реалистичным, а во многих случаях — и по-житейски приземленным, прагматичным. Романтический туман прошлого развеян. Флер розовой пелены сброшен с большинства жизненных явлений, но не со всех, и жизнь еще сулит неожиданности. Силы мобилизуются на новые свершения — на то, что реально, полезно и достижимо. В плену у грез остаются немногие. Опыт освобождает человека отложных представлений и догм. Он хорошо различает опасность заблуждений и неадаптивного поведения. Человек познает как бы изнанку жизни — ее внутренние хитросплетения, тонкости взаимодействия людей. Происходит социальная самореализация индивида. Он еше судит о других по себе, утверждается в любви, дружбе, разнообразных формах социального взаимодействия. Возрастают его социальная зрелость и жизненная мудрость.

Но элегия хрупкости и бренности бытия все чаще звучит в его душе. И стаи птиц, улетающие в осеннюю даль, уже наводят его на грустные раздумья.

Возраст 36-40 лет считается жизненным водоразделом. С этого времени жизненные силы начинают понемногу убывать. Но процесс вначале идет очень медленно и компенсируется духовными приобретениями.

Вторая половина активной жизни (41-65 лет) предопределяется капиталом, созданным в ее первой половине.

В пожилом и старческом возрасте (с 66 лет) многие ценности переоцениваются, многое девальвируется, прожитая жизнь представляется сгустком отдельных событий. Только первая четверть жизни вспоминается как самая дорогая и счастливая и наиболее продолжительная, остальные периоды кажутся короткими и не очень благополучными. Многое вытесняется из памяти. То, что раньше мучило и терзало, становится малозначительным. Многое обесценивается, и время уже бежит, не оставляя следов. Прошлое обволакивается туманом и становится едва различимым. Однако отдельные личностно интимные события время от времени вспыхивают ярким пламенем и согревают душу животворящей жизненной энергией. И это еще раз доказывает, что во времени существует не все наше Я, а лишь отдельные его проявления.

К концу жизни у человека окончательно исчезают иллюзии, его характер обнажается в непосредственности, ослабляются социально-ролевые наслоения. И человек наконец узнает сам себя, свои подлинные мироотношения. Жизнь вновь приобретает оттенок созерцательности. Утихают страсти (которые и в молодости порой не приносили особого счастья). Но как юность не избегает печали, так и старость не избегает бодрости духа. Освободившись от многих житейских тягот, человек на склоне лет чувствует себя более свободным, зная подлинную цену всему земному.

Половые особенности различия характера

Некоторые особенности характеров людей обусловлены их половой принадлежностью.

Половые психические особенности связаны не только с биологическими факторами, но и с исторически сложившейся дифференциацией мужских и женских социальных ролей, разделением труда по половым признакам, различием в традиционном воспитании девочек и мальчиков в соответствии с культурно-историческими стереотипами женственности и мужественности.

Половая идентификация -- самоотнесение индивида к определенному полу связана с его половой социализацией, развитием соответствующего полового самосознания, овладением социально-половой ролью. Половое самосознание индивида формируется в социальной среде, которая подкрепляет «правильное» половое поведение и порицает возможные отклонения.

Полоролевые нормы, система мужских и женских стереотипов поведения формируют у человека «образ мужчины» или «образ женщины». Первичная половая самоидентификация формируется уже к двум годам, а в шесть-семь лет интенсивно формируются половые установки, проявляющиеся в выборе игр, стиле поведения, половой сегрегации (формирование общностей одного пола).

В подростковом возрасте полоролевые ориентации особенно усиливаются, становятся ведущими в общении сверстников. При этом традиционно маскулинные (мужские) особенности несколько переоцениваются по сравнению с фемининными особенностями.

Гормональные сдвиги вызывают в этом возрасте половые изменения в строении тела и пубертатный (от лат. pubertas -- возмужалость, половая зрелость) эротизм. Половая идентичность в подростковом возрасте критически осмысливается. При этом может возникать синдром дисморфобии -- боязнь полового несоответствия. Дисгармония физического и психосоциального развития остро переживается, происходит интенсивное полоро- левое самоутверждение, формируется психосексуальная направленность личности. Дефекты полоролевой социализации, недостатки полового воспитания могут вызвать отклонения в поведении индивида (транссексуализм, гомосексуализм и др.).

Какие психологические особенности связаны с половой принадлежностью индивида? Некоторые исследователи считают, что девочки в общей массе превосходят мальчиков в речевых способностях, мальчики имеют преимущество в зрительно- пространственных способностях; мужчины более агрессивны и неустойчивы, чем женщины, их интеллект более аналитичен. Девочки и женщины лучше справляются с рутинными односложными видами деятельности. Восприятие облика человека женщинами более детализировано. Женщины более эмоционально чувствительны. Психика женщины более обусловлена наследственностью, психика мужчин -- влияниями среды.

Высказываются мнения о половых различиях внушаемости, тревожности, соревновательности и доминантности. Для женщин более характерен эмоционально-экспрессивный стиль поведения, для мужчин -- предметно-инструментальный.

Более высокие уровни культурного развития общества характеризуются тенденцией к преодолению противопоставления мужчин и женщин. Равенство мужчин и женщин в общественном производстве, овладение женщин «мужскими» профессиями ведет к формированию у них и соответствующих психических качеств. Однако это порождает некоторую неопределенность полоролевых ожиданий, ломку традиционных стереотипов половых ролей, что может вызвать конфликтность межличностных отношений.

Образы «идеального мужчины» и «идеальной женщины» в настоящее время менее определенны.

В связи с эмансипацией женщин в прогрессивных общественных условиях все более расширяются сферы совместной деятельности мужчин и женщин. Это ведет и к уменьшению психических различий между ними. В разных сферах жизнедеятельности проявление половых психических различий неодинаково. Более заметно эти различия проявляются в психофизиологической сфере -- характеристиках сенсомоторных реакций, особенностях эмоциональных и волевых проявлений.

Способности и задатки.

Существуют некоторые природные предпосылки способностей - задатки. Задатки - это врожденные анатомо-физиологические предпосылки, которые лежат в основе развития способностей. Еще нет точных сведений о том, в чем именно они состоят. То, насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития, т.е. по наличной способности, нельзя сказать, каков был «вклад» задатка. От природы человеку даны лишь возможности (задатки), а способности формируются средствами воспитания и обучения в процессе деятельности.

У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного задатка. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению к высшим математическим способностям выступают в качестве задатка. Различия между людьми по задаткам не так велики, они заключаются, прежде всего, в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата — в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Таким образом, природные различия между людьми именно в задатках, а не в способностях.

развитие способностей.

Здесь мы можем говорить о сензитивных периодах формирования функций: существуют сензитивные периоды для формирования способностей. Однако по отношению не ко всем способностям мы можем говорить о наличии сензитивного периода для их развития. Для развития способностей роль первых толчков очень важна, и они всегда связаны с яркими эмоциональными переживаниями. Должна быть у ребенка развивающая ситуация.

Еще один вопрос, связанный с развитием способностей – особенности мотивации. Так, показано, что высокий уровень мотивации у одаренных детей: одаренные дети обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к которой они способны. Таким образом, повышенная мотивация и вызываемая ею напряженная активность являются и признаками и неотъемлемыми условиями развития любой способности. Любая способность осуществляется в рамках той или иной практической деятельности. Способности начинают развиваться, когда есть задача перед субъектом. Способности создаются и развиваются в деятельности. Успешность деятельности определяется не отдельными способностями, а своеобразными их сочетаниями.

Способности, считал Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Развития способностей совершаются по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня (С.Л. Рубинштейн).

Выделяют два уровня развития способностей - репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором уровне развития способностей человека создает новое, оригинальное. В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой.

Судья .

Профессия судьи является одной из наиболее сложных юридических профессий. В его деятельности реализуется значительное количество специальных качеств и навыков личности, которые, будучи приведены в систему, органически входят в структуру личности судьи и определяют его творческий потенциал и индивидуальный стиль деятельности.

Основатель судебной этики А. Ф. Кони, не особенно веря в возможность реализации в судах царской России изложенных им нравственных начал при осуществлении правосудия, утверждал, что им принадлежит в будущем первостепенная роль в исследовании условий и обстановки судебного процесса. Он надеялся, что «центр тяжести учения о судопроизводстве перенесется с хода процесса на этическую и общественно-правовую деятельность судьи во всех ее разветвлениях».

Центральное место в судебной этике, в судебной деятельности А. Ф. Кони всегда отводил личности судьи. Как бы хороши ни были правила деятельности, они могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых, недобросовестных руках, а самый обдуманный и справедливый уголовный закон обращается в ничто при неправильном отправлении правосудия. Исходя из этого, А. Ф. Кони считал, что изучение судопроизводства в той его части, которая относится к судебной деятельности, должно иметь своим предметом не только свойства и условия этой деятельности, но и поведение судьи по отношению к лицам, с которыми он приходит в соприкосновение вследствие своей деятельности.

Большое внимание в его трудах уделено проблеме внутреннего убеждения судьи. С этой же проблемой приходится сталкиваться каждому следователю прокуратуры при расследовании уголовных дел.

Судья, по мнению А. Ф. Кони, должен напрягать все свои душевные силы для отыскания истины в деле, при вынесении приговора он не должен находиться в плену «мимолетного мнения, внушенного порывом чувства или предвзятым взглядом», он не вправе решать дела по принципу: «Я так хочу». Его девизом должно быть: «Я не могу иначе».

В основе судебного приговора должна лежать не только логическая неизбежность, но и нравственная обязательность. Процесс формирования внутреннего убеждения судьи связан с непрерывным разрешением возникающих сомнений.

Труд судьи отличается большим разнообразием решаемых задач. Программа решения этих задач может быть выражена лишь в самой общей форме, которая заключается в правовой норме.

Профессиональная деятельность судьи детально и жестко регламентирована законом. Судья наделен властными полномочиями, применяет власть от имени государства, а это развивает профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих действий.

Судебные дела чрезвычайно разнообразны как по объему, так и по характеру (уголовные, гражданские, административные). Разноплановость работы судьи предполагает широкое общее и юридическое образование, умение принимать решения в самых разнообразных ситуациях.

Основная задача суда — вынесение справедливого приговора по делу на основании глубокого и всестороннего исследования доказательств и в соответствии с действующим законодательством (ст. 301 УПК). Судебный процесс оказывает также воспитательное воздействие на всех, кто участвует или присутствует на нем, а также на более или менее значительные группы населения, находящиеся за пределами суда.

За сравнительно короткий период судебного следствия судьи должны получить исчерпывающую характеристику подсудимого, которая отражает его личность во всем многообразии ее отношений с окружающей социальной средой. В этой характеристике должен быть правильно намечен социальный прогноз развития данной личности и определены (в строгом соответствии с законом) социальные средства воздействия на человека с целью ресоциализации. Таким образом, вынесение справедливого приговора должно стать началом разрешения конфликта личности с обществом.

В ходе судебного следствия тщательно проверяется объективность информации, собранной на предварительном следствии.

Результаты судебной деятельности зависят не только от индивидуальных черт самих судей, но и от эффективности работы судейской группы и деятельности других участников процесса. Высокое качество рассмотрения уголовных дел непосредственно связано с культурой ведения судебного процесса. Суд — единственный из правоохранительных органов, который применяет закон в условиях гласности и наглядности для населения. Это обстоятельство возлагает на судью особую задачу — обеспечить максимальные условия для повышения уровня правосознания граждан для воспитания в духе законопослушного поведения не только того человека, который привлекается к судебной ответственности, но и всех граждан, оказавшихся в орбите деятельности суда либо информированных об этой деятельности. Суды оказывают влияние на ряд аспектов общественного мнения:

формируют у граждан правосознание;

уголовные процессы создают социально-психологическую атмосферу неотвратимости наказания;

при высокой культуре судебного процесса создают вокруг преступника и его пособников атмосферу морального осуждения;

судебный процесс стимулирует стремление общественного мнения к выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Основные стороны профессиограммы судьи: социальная, реконструктивная, коммуникативная, организационная и удостоверительная.

Остановимся на каждой из них.

СОЦИАЛЬНАЯ СТОРОНА. Судья озабочен не только тем, чтобы правильно, в соответствии с законом, рассмотреть и разрешить уголовное или гражданское дело, но и тем, чтобы в максимальной степени использовать судебные процессы, судебную практику и материалы для предупреждения преступных проявлений и иных нарушений законности. В этих целях он проводит публичные процессы по месту работы или жительства тех, кто способствовал правонарушениям, участвует в пропаганде законов среди населения, проводит иную профилактическую работу. Это характеризует и профессиональную направленность личности судьи, выражающуюся, в частности, в постоянном повышении уровня знаний и совершенствовании профессионального мастерства, в стремлении к торжеству справедливости, к установлению истины, в чувстве собственного достоинства, профессиональной гордости и др.

Каждый судья проводит в жизнь идеи, заложенные в законодательстве. Одновременно он воспитывает значительное количество людей. Опытного судью отличает высокая ответственность за свою деятельность и за принятые решения, принципиальность. Судья постоянно находится в центре внимания всех участников судебного процесса. Все его замечания и даже жесты подвергаются постоянному контролю и оценке присутствующих, поэтому опытного судью отличает беспристрастность и выдержка.

РЕКОНСТРУКТИВНАЯ СТОРОНА - это текущий и завершающий анализ всей собранной по делу информации, окончательной целью которого является вынесение справедливого, в соответствии с действующим законодательством, приговора или решения. В реконструктивной деятельности реализуются общий и специальный интеллект, память, воображение, аналитическое и синтетическое мышление, интуиция судьи.

Мышление судьи должно отличаться объективностью, всесторонностью, конкретностью и определенностью. Интуиция и воображение участвуют только в оценке информации на начальных этапах исследования доказательств.

КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА проявляется в общении с людьми в ходе судебного процесса. Это общение протекает в рамках уголовно-процессуального регулирования, и судья является главным организатором общения. При этом реализуются такие личностные качества судьи, как чуткость, эмоциональная устойчивость, умение слушать и разговаривать и др.

Очень важен хороший эмоциональный настрой, который создается в зале судебного заседания усилиями председательствующего и способствует справедливому рассмотрению уголовного дела по существу. Повышенная нервозность, возникающая при рассмотрении уголовных дел, и неумение некоторых судей снимать нервное напряжение снижают качество судебного процесса и могут привести к серьезным ошибкам. Коммуникативная сторона деятельности реализуется также в судебных допросах, и при этом успех допроса во многом зависит от согласованности приемов допроса с индивидуальными особенностями личности допрашиваемого.

Для того чтобы в зале судебного заседания вызвать человека на откровенность, снять растерянность, неловкость, раздражительность, необходимы большой такт, чуткость, культура и глубокое знание психологии личности.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ заключается в том, что председательствующий руководит ходом судебного разбирательства в рамках процессуального закона. Как показали исследования, в этой деятельности следует выделить два аспекта: организованность судьи и то, как он руководит всеми лицами, находящимися в сфере судебного процесса. При этом реализуются такие личностные качества судьи, как воля, собранность, целеустремленность, настойчивость. В организационной деятельности судьи есть черты, которые отличают ее от руководящей деятельности в общепринятом смысле: участники процесса не находятся у судьи в подчинении, его руководство ограничено рамками процессуального регулирования и, как правило, имеет публичный характер. Многие из опрошенных судебных работников подчеркивали значение психологической совместимости участников процесса (состав суда, секретариат, адвокаты, государственный обвинитель, эксперты и др.) и отводили главную роль председательствующему в решении этой проблемы.

УДОСТОВЕРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ завершает профессиограмму судьи и представляет собой приведение всей добытой в ходе процесса информации в специальные, предусмотренные законом формы: протокол, приговор, определение и др. В этой деятельности реализуется общая и специальная культура письменной речи судьи, его профессиональные навыки в составлении письменных документов.

Прокурор и его помощники.

Деятельность прокуратуры многогранна, она связана как с работой государственных органов и должностных лиц, так и с охраной законных интересов и прав граждан. Поэтому важно, чтобы надзор был активным и принципиальным, чтобы ни одно нарушение закона не оставалось без последствий, чтобы усилия концентрировались на главных направлениях и способствовали повышению ответственности должностных лиц, которые призваны обеспечить соблюдение российских законов на порученных им участках работы.

Выделяются следующие отрасли прокурорского надзора:

- надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор);

надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия;

- надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах;

- надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Для достижения успеха в своей деятельности прокурор и помощник прокурора должны обладать определенными качествами.

Мышление, вскрывающее причины каких-либо явлений, называют причинно-следственным. Именно такой характер носит мышление прокурора.

Ум прокурора характеризуется следующими свойствами:

- глубина — способность проникнуть в сущность фактов, понять смысл происходящего, предвидеть ближайшие и отдаленные, прямые и побочные результаты явлений и поступков;

- широта — умение охватить широкий круг вопросов и фактов, привлекая знания из различных областей теории и практики;

- мобильность — способность к продуктивному мышлению, мобилизации и использованию знаний в сложных условиях, в привычной обстановке;

- быстрота — умение решать задачи в минимальное время, ускоренно оценивая обстановку и принимая необходимые меры;

- самостоятельность — способность к постановке цели и зад

Наши рекомендации