Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, в том числе уголовно-процессуальный кодекс, по которому оно дано.
Билет № 3
1 вопрос
Общее определение понятия преступления содержится в ч.1 ст.14 УК РФ. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.
Не является ПР-ем действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК, но в силу малозначительности не представляющее обществ. опасности. ПР-е всегда представл. деяние, т.е. выраженный в форме активного действия или пассивного бездействия акт поведения чел-ка (поступок, деят-ть), к-ый причиняет вредные последствия или создает угрозу их причин-я. В умышл. прест-ях начальным моментом преступн. действия служит деят-ть, направл-ая на создание условий для соверш-я прест-ия либо непосредственно на причинение вреда. В неосторожных прест-ях началом преступных действий счит-ся тот момент, когда возникла угроза причинения вреда или уже началось причинение вреда объекту.
Преступное бездействие –это обществ. опасное, осознанное, волевое поведение, выражающееся в том, что опред. лицо не совершило тех действий, к-ые оно обязано было и могло совершить в данных условиях, и в результате чего был причинен вред тому или иному объекту.
Признаки Пр-я:
1. Обществ. опасность – матер. признак прест-ия, явл-ся его объективн. св-вом. Означ., что деяние причин. или создает угрозу причин-ия вреда общ. отнош-ям, охран-мым УЗ. Выдел. 2 хар-ки обществ. опасности: качествен/характер (опред-ся объектом прест-и) и количеств./степень (опред-ся конкрет. признаками прест-ия).
2. Уголовная противоправность Одеяния (формальн. признак прест-ия), т.е. запрещенность в УЗ соответствующей уг.-правовой нормой под угрозой применения к виновному наказания. УП твердо придерживается принципа «нет преступления без указания о том в законе». Применение УП по аналогии не допускается.
3. Виновность - раскрывается в ч.1 ст.24 УК РФ: «Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно (прямой и косвен. умысел) или по неосторожности (легкомыслие и небрежность)». Виновность – опред. психич. отнош-ие лица к своему поведению и его последств-ям. Лицо подлежит угол. ответ-ти только за те действия (бездействия) и наступившие последствия, в отношении которых установлена его вина (ст.5УК).
4. Наказуемость – возможность назначения за совершение каждого преступления. Наказ-е применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления; эта мера государственного принуждения, назначается по приговору суда. Оно заключается в лишении или ограничении прав или свобод лица, признанного виновным в совершении преступления, предусмотренных УК.
Правонарушение – родовое понятие для очень широкого круга деяний. Виды правонаруш.: уголовное (ПР-е), административное (проступок), гражданское (деликт) и т.д.
Т.е. ПР-е по своим основным признакам тоже п/наруш-е. Но ПР-е, в отличие от просто п/наруш-я, представляет наибольшую обществ. опасность для гражданина, общества и гос-ва, хотя ему присущи черты, особенности и признаки, свойственные любому п/наруш-ю.
Разграничение преступлений и иных правонарушений осущ-ся по 4 основ. признакам: объект, характер и степень обществ. опасности, вид противоправности, существенный вред.
1.По объекту посягательств– в общий объект преступлений входят такие общ. отнош-я, посягательства на к-ые введу их особой ценности могут регулироваться исключительно УЗ (жизнь и здоровье человека, гос. безопасность).
2.По хар-ру и степени обществ. опасности –преступления всегда отличаются большей соц. вредностью, чем правонаруш-я, т.же обладающие определенной мерой обществ. опасности.
3.По характеру противоправности –ПР-я всегда противоречат УЗ и четко в нем обозначены. Только ПР-я могут повлечь за собой угол. наказ-е с последующей судимостью. Правовые санкции иных правонарушений судимости никогда не порождают.
4.По материальному критерию (вреду) –ПР-е всегда причиняют больший вред, вина прест-ков опасней, мотивации низменней, способы противоправного поведения более дерзкие. Именно от наличия вреда во многих случаях зависит признание п/наруш-я ПР-ем.
2 вопрос
Источники уголовно-процессуального права - это те нормативные акты, которые регулируют уголовно-процессуальные отношения. В отличие от многих других областей общественных отношений сфера уголовного судопроизводства регулируется только законом. Нормы уголовно-процессуального закона регламентируют деятельность суда по осуществлению судебной власти в сфере уголовного судопроизводства, определяютправа и обязанности прокуроров, следователей, дознавателей, органов дознания, обвиняемых, потерпевших, защитников и других субъектов уголовно-процессуальных отношении.Источниками уголовно-процессуального права являются Конституция и федеральный закон. Высшую ступень в иерархии федеральных законов - источников уголовно-процессуального права - занимает вслед за Конституцией РФ Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Однако в уголовно-процессуальном законодательстве существуют и некоторые проблемы, связанные с уголовным процессом и трудностями в правоприменительной практике.
Кроме соответствующих постановлений Пленума Верховного суда РФ, разъяснения уголовно-процессуальных норм даются Конституционным Судом Российской Федерации, а также в приказах, указаниях и инструкциях, изданных Генеральным прокурором РФ, министром МВД России, директором ФСБ. Как и постановления Пленума Верховного Суда РФ они не являются источником уголовного и уголовно-процессуального права, но эти акты имеют важное значение, для формирования единообразия правоприменительной практики и регулирования уголовно-процессуальных правоотношений.
В этих актах в строгом соответствии с законом разъясняются отдельные положения уголовно-процессуальных правоотношений, содержатся указания по организации работы, даются рекомендации, обращается внимание на их недостатки в применении закона, предлагаются конкретные меры для их устранения.
Вопрос
1. Понятие частной детективной и охранной деятельности.
Частная детективная и охранная деятельность - это деятельность негосударственных организаций, по оказанию частных и детективных услуг, в соответствии с законодательством РФ.
Правовой основой деятельности частных детективов и охранных предприятий являются Конституция РФ, Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности, а также иные нормативные правовые акты.
2. Виды частной детективной и охранной деятельности.
В соответствии со статьей 3, существуют следующие виды частной детективной и охранной деятельности:
Виды частной детективной деятельности:
- Деятельность по сбору сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса.
- Деятельность по изучению рынка, сбору информации для деловых переговоров, выявлению некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров.
- Деятельность по установлению обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну.
- Деятельность по выяснению биографических и других данных о гражданах, с их личного согласия, при заключении ими трудового договора.
- Деятельность по поиску без вести пропавших граждан.
- Деятельность по поиску утраченного гражданами или предприятиями имущества.
- Деятельность по сбору сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса.
- Деятельность по содействию правоохранительным органам в обеспечении правопорядка.
Виды охранной деятельности:
- Деятельность по защите жизни и здоровья граждан.
- Деятельность по охране имущества
- Деятельность по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации
- Деятельность по консультированию и подготовке рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.
- Деятельность по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий
- Деятельность по содействию правоохранительным органам в обеспечении правопорядка.
Билет № 5
Вопрос
Состав преступления – это совокупность установленных уголовным законом объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как преступление.
Состав преступления состоит из четырех элементов:
– объект преступления – то, на что направлено посягательство, ценности (блага) и общественные отношения, охраняемые уголовным законом, которым наносится или может быть причинен вред в результате преступного посягательства;
– объективная сторона – внешняя сторона преступления, выражающаяся в предусмотренном уголовным законом общественно опасном деянии (действии или бездействии), причиняющем вред объекту преступления. Помимо деяния, объективная сторона преступления включает также общественно опасные последствия и причинную связь между деянием и наступившими последствиями. Кроме того, в некоторых случаях к обязательным признакам объективной стороны относятся способ, средства, орудия, место, время и обстановка совершения преступления;
– субъективная сторона – внутренняя составляющая преступления, которая выражается в определенном психическом отношении субъекта к совершаемому им деянию и его последствиям. К признакам субъективной стороны относятся: вина в форме умысла или неосторожности, мотив и цель преступления, а также эмоциональное состояние лица в момент совершения преступления;
– субъект преступления – физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности.
В составе преступления имеются четыре группы признаков, характеризующих каждый элемент состава:
– признаки, характеризующие объект, – объект и предмет преступления, потерпевший;
– признаки, характеризующие объективную сторону, – деяние, последствия, причинная связь между деянием и последствиями, место, время, способ, обстановка, орудия и средства совершения преступления;
– признаки, характеризующие субъективную сторону, – вина, мотив, цель, эмоции;
– признаки, характеризующие субъект, – физическое лицо, вменяемость, возраст уголовной ответственности.
Элементы состава преступления подразделяются на:
1) обязательные – элементы, которые должны быть для наличия состава преступления. Отсутствие хотя бы одного из таких элементов означает отсутствие всей системы состава преступления. Такими элементами являются: объект преступления; в объективной стороне состава – это действие (бездействие), вредные последствия, связанные с действием (бездействием) причинной связью; в субъекте – элементы с признаками физического вменяемого лица определенного возраста; в субъективной стороне – вина в форме умысла и неосторожности;
2) факультативные – используются при конструкции некоторых составов в дополнение к основным признакам. Они обязательны для этих составов и необязательны для остальных. К ним относятся: в объекте – предметы и потерпевший; в объективной стороне – время, место, способ, обстановка, орудия; в субъекте – признаки специального субъекта; в субъективной стороне – мотив, цель, эмоциональное состояние.
Значение состава преступления – он является единственным основанием уголовной ответственности.
Вопрос
Вопрос 3
Организация и деятельность правоохранительных органов регулируются множеством законодательных и иных нормативных правовых актов. Их можно группировать по различным основаниям. Мы их сгруппируем по юридической силе. Нормативным правовым актом высшей юридической силы является Конституция. Конституция – основной закон нашей страны, она служит фундаментом, юридической базой для любой отрасли права и законодательства. Конституция обладает прямым действием и применяется на всей территории РФ непосредственно, не нуждаясь в том, чтобы те или иные ее положения были текстуально или содержательно воспроизведены (конкретизированы, детализированы) в специально принимаемых законах, подзаконных нормативных актах, ведомственных инструкциях и т. п.Далее следуют федеральные конституционные законы. Они регламентируют наиболее важные направления деятельности правоохранительных органов, закрепляют правовые основы деятельности крупнейших блоков правоохранительной системы. Как правило, указанными законами регламентируется деятельность судов. Современная судебная система опирается на такие федеральные конституционные законы, как Закон о Конституционном Суде, Закон об арбитражных судах, Закон о судебной системе. Основная роль в регламентации деятельности правоохранительных органов принадлежит федеральным законам. Перечень этих законов очень велик. Почти каждому органу соответствует определенный закон. В качестве примера можно назвать такие законы, как Закон о прокуратуре, Закон о милиции, Закон о службе в таможенных органах и ряд других. Кроме того, указанные органы в своей деятельности опираются на ряд «универсальных» законов. Они организуют свою деятельность в соответствии с процессуальным законодательством (УПК, ГК, АПК) и другими законами, касающимися их деятельности, в частности Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».Следующую группу нормативных актов можно объединить термином«подзаконные нормативные акты». К ним относятся постановления органов законодательной власти, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты.К постановлениям органов законодательной власти относятся постановления Государственной Думы и органов законодательной власти субъектов РФ. Государственная Дума Федерального Собрания РФ может регламентировать отдельные вопросы деятельности правоохранительных органов, в частности порядок прохождения службы, аттестации сотрудников и т. п. Указами Президента РФ, как правило, устанавливается структура отдельных правоохранительных органов, например органов федеральной службы безопасности, а также регламентируются вопросы функционирования отдельных подразделений. Постановления Правительства РФ регламентируют работу правоохранительных органов, подпадающих под его подчинение, в частности органов внутренних дел, таможенных органов, органов Минюста России и т. д. Так, Правительством РФ установлена структура криминальной милиции и милиции общественной безопасности. Ведомственные нормативные актызанимают существенное место в детальной регламентации деятельности правоохранительных органов. Это различные приказы, инструкции, правила и положения соответствующих министерств и ведомств. Данные акты тщательно расписывают порядок функционирования правоохранительных органов в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Так, приказами МВД России устанавливается порядок приема от граждан заявлений и сообщений о преступлениях; порядок принудительного привода граждан, уклоняющихся от явки в суд и органы расследования; порядок конвоирования лиц и т. п. Издаются и межведомственные приказы и инструкции. Например, Инструкция о порядке обращения с вещественными доказательствами подписана руководителями МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Минюста России. Отдельные направления деятельности правоохранительных органов опираются на международные правовые акты. Это различные международные договоры, например, о выдаче террористов и прочих преступников и т. д.
Из сказанного следует, что правовых актов, изучаемых в учебном курсе "Правоохранительные органы РФ", может быть достаточно много, поэтому для более точного определения их круга необходима научно и практически обоснованная классификация.
По относимости регулируемых вопросов к ведению Российской Федерации или субъектов Российской Федерации нормативные акты можно подразделить на федеральные нормативные акты (акты федеральных органов власти) и нормативные акты органов субъектов Российской Федерации.
В зависимости от принимающего нормативный акт субъекта можно выделить: акты органов законодательной власти, акты органов исполнительной власти и акты органов судебной власти.
По кругу регулируемых вопросов нормативные акты могут быть универсальные, регулирующие организацию и деятельность отдельного правоохранительного органа или определяющие отдельные вопросы организации и деятельности конкретного правоохранительного органа.
В зависимости от юридической силы нормативного акта они подразделяются на Конституцию РФ, законы, подзаконные акты Президента и Правительства РФ и ведомственные нормативные акты.
Нормативные акты об организации и деятельности правоохранительных органов в России могут быть классифицированы в зависимости от видов правоохранительных органов и направлений их деятельности. По этому основанию их можно подразделить на следующие группы: общего действия; об организации и деятельности судов; о прокуратуре и прокурорском надзоре; об органах МВД, ФСБ, таможни; об организации предварительного расследования; об органах юстиции; о нотариате; об адвокатуре8.
Остановимся подробнее на вопросах классификации нормативных актов.
Определенную практическую значимость в изучении учебного курса "Правоохранительные органы РФ" представляет классификация нормативных актов в зависимости от принявшего его субъекта. Основу этой классификации представляет закрепленное в Конституции РФ положение о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Эта конституционная установка предполагает соответственно наличие государственных органов, представляющих эти ветви власти, их взаимообусловленность и самостоятельность. Высшие органы, представляющие законодательную, исполнительную и судебную власть, наделены необходимым правом принимать обязательные для исполнения нормативные акты нижестоящими органами. Конституцией РФ и законами РФ установлена юридическая сила нормативных актов названных государственных органов и их взаимозависимость. Не случайно в числе основных названа классификация нормативных актов по их юридической силе.
Итак, по названному критерию выделяются: 1) нормативные акты органов законодательной власти; 2) нормативные акты органов исполнительной власти и 3) нормативные акты органов судебной власти.
Нормативные акты органов законодательной власти принимаются Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, например Государственной думой Томской области. На территории Российской Федерации продолжают действовать нормативные акты и тех законодательных органов, которые существовали в СССР или РСФСР, в части, не противоречащей вновь принимаемым законам России.
К числу нормативных актов органов законодательной власти относятся действующие в настоящее время на территории Российской Федерации: Конституция РФ; федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы Российской Федерации; Основы законодательства РФ; кодексы РФ; законы РСФСР; иные нормативные акты существовавших ранее высших законодательных органов власти, не отмененные или частично действующие на территории РФ; конституции республик, входящих в состав РФ, и уставы иных субъектов РФ; законы субъектов РФ.
Конституция РФ является определяющей основой нормативных актов законодательных органов, исходной базой принципов построения и деятельности правоохранительных органов, поэтому изучение конституционных положений практически всех ее глав необходимо для понимания построения и назначения правоохранительных органов в Российской Федерации. Конституция РФ в дальнейшем будет предметом более подробного изучения в учебном курсе «Конституционное право».
Законы Российской Федерации составляют ключевой материал в изучении правоохранительных органов России, особенно судебной системы РФ. Конституция РФ предусмотрела принятие федеральных конституционных законов по вопросам организации судебной власти и построения судебной системы. Основные определяющие положения о судоустройстве и судебной системе в России закрепляются в Федеральном конституционном законе РФ от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ (в ред. на 04.07.2003) "О судебной системе РФ"; Федеральном конституционном законе РФ от 21.07.94 г. № 1-ФКЗ (в ред. на 15.12.2001)"О Конституционном суде РФ"; Федеральном конституционном законе РФ от 28.04.95 г. № 1-ФКЗ (в ред. на 04.07.2003) "Об арбитражных судах в РФ"; Федеральном конституционном законе РФ от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"9.
Не менее важные вопросы правоохранительных органов решаются в федеральных законах РФ, таких, как Федеральный закон РФ от 17.12.98 г.№ 188-ФЗ "О мировых судьях в РФ";
Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.10.2003 г. № 133-ФЗ) "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ";
Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.11.2000 г. № 135-ФЗ) "О судебных приставах";
Федеральный закон РФ 17 января 1992 г. № 2202-1 "О Прокура- туре РФ" (в ред. на 30.06.2003 г. № 86-ФЗ, с изм., внесенными Поста- новлениями Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 г. № 3-П, от 11.04.2000 г. № 6-П, Федеральными законами от 27.12.2000 г. № 150-ФЗ, от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 17.07.2002 г. № 13-П, от 18.07.2003 г. № 13-П);
Федеральный закон РФ от 03.04.95 г. № 40-ФЗ (в ред. на 30.06.2003) "О Федеральной службе безопасности".
Более внимательного отношения к себе требует ряд нормативных актов, которые имеют специфические названия или ограничены в действии другими нормативными актами, или определяют положения переходного состояния, или акты универсального характера.
Это, например, "Основы законодательства РФ о нотариате"; Федеральный закон от 31.05.02 г. № 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" ; Закон РСФСР от 18.04.91 г. № 1026-1 "О милиции" (с изменениями); Закон РСФСР от 08.07.81 г. № 976 "О судоустройстве РСФСР" (с многочисленными изменениями и дополнениями, внесенными законами и федеральными законами РФ); Закон РФ от 26.06.92 г. № 3132-1 "О статусе судей в РФ" (в ред. законов и федеральных законов РФ и Указа Президента РФ). Каждый из этих законодательных актов будет более подробно изучаться в соответствующих темах, но о сложности их изучения и противоречивости содержания их некоторых положений нужно помнить.
Билет № 3
1 вопрос
Общее определение понятия преступления содержится в ч.1 ст.14 УК РФ. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.
Не является ПР-ем действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК, но в силу малозначительности не представляющее обществ. опасности. ПР-е всегда представл. деяние, т.е. выраженный в форме активного действия или пассивного бездействия акт поведения чел-ка (поступок, деят-ть), к-ый причиняет вредные последствия или создает угрозу их причин-я. В умышл. прест-ях начальным моментом преступн. действия служит деят-ть, направл-ая на создание условий для соверш-я прест-ия либо непосредственно на причинение вреда. В неосторожных прест-ях началом преступных действий счит-ся тот момент, когда возникла угроза причинения вреда или уже началось причинение вреда объекту.
Преступное бездействие –это обществ. опасное, осознанное, волевое поведение, выражающееся в том, что опред. лицо не совершило тех действий, к-ые оно обязано было и могло совершить в данных условиях, и в результате чего был причинен вред тому или иному объекту.
Признаки Пр-я:
1. Обществ. опасность – матер. признак прест-ия, явл-ся его объективн. св-вом. Означ., что деяние причин. или создает угрозу причин-ия вреда общ. отнош-ям, охран-мым УЗ. Выдел. 2 хар-ки обществ. опасности: качествен/характер (опред-ся объектом прест-и) и количеств./степень (опред-ся конкрет. признаками прест-ия).
2. Уголовная противоправность Одеяния (формальн. признак прест-ия), т.е. запрещенность в УЗ соответствующей уг.-правовой нормой под угрозой применения к виновному наказания. УП твердо придерживается принципа «нет преступления без указания о том в законе». Применение УП по аналогии не допускается.
3. Виновность - раскрывается в ч.1 ст.24 УК РФ: «Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно (прямой и косвен. умысел) или по неосторожности (легкомыслие и небрежность)». Виновность – опред. психич. отнош-ие лица к своему поведению и его последств-ям. Лицо подлежит угол. ответ-ти только за те действия (бездействия) и наступившие последствия, в отношении которых установлена его вина (ст.5УК).
4. Наказуемость – возможность назначения за совершение каждого преступления. Наказ-е применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления; эта мера государственного принуждения, назначается по приговору суда. Оно заключается в лишении или ограничении прав или свобод лица, признанного виновным в совершении преступления, предусмотренных УК.
Правонарушение – родовое понятие для очень широкого круга деяний. Виды правонаруш.: уголовное (ПР-е), административное (проступок), гражданское (деликт) и т.д.
Т.е. ПР-е по своим основным признакам тоже п/наруш-е. Но ПР-е, в отличие от просто п/наруш-я, представляет наибольшую обществ. опасность для гражданина, общества и гос-ва, хотя ему присущи черты, особенности и признаки, свойственные любому п/наруш-ю.
Разграничение преступлений и иных правонарушений осущ-ся по 4 основ. признакам: объект, характер и степень обществ. опасности, вид противоправности, существенный вред.
1.По объекту посягательств– в общий объект преступлений входят такие общ. отнош-я, посягательства на к-ые введу их особой ценности могут регулироваться исключительно УЗ (жизнь и здоровье человека, гос. безопасность).
2.По хар-ру и степени обществ. опасности –преступления всегда отличаются большей соц. вредностью, чем правонаруш-я, т.же обладающие определенной мерой обществ. опасности.
3.По характеру противоправности –ПР-я всегда противоречат УЗ и четко в нем обозначены. Только ПР-я могут повлечь за собой угол. наказ-е с последующей судимостью. Правовые санкции иных правонарушений судимости никогда не порождают.
4.По материальному критерию (вреду) –ПР-е всегда причиняют больший вред, вина прест-ков опасней, мотивации низменней, способы противоправного поведения более дерзкие. Именно от наличия вреда во многих случаях зависит признание п/наруш-я ПР-ем.
2 вопрос
Источники уголовно-процессуального права - это те нормативные акты, которые регулируют уголовно-процессуальные отношения. В отличие от многих других областей общественных отношений сфера уголовного судопроизводства регулируется только законом. Нормы уголовно-процессуального закона регламентируют деятельность суда по осуществлению судебной власти в сфере уголовного судопроизводства, определяютправа и обязанности прокуроров, следователей, дознавателей, органов дознания, обвиняемых, потерпевших, защитников и других субъектов уголовно-процессуальных отношении.Источниками уголовно-процессуального права являются Конституция и федеральный закон. Высшую ступень в иерархии федеральных законов - источников уголовно-процессуального права - занимает вслед за Конституцией РФ Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Однако в уголовно-процессуальном законодательстве существуют и некоторые проблемы, связанные с уголовным процессом и трудностями в правоприменительной практике.
Кроме соответствующих постановлений Пленума Верховного суда РФ, разъяснения уголовно-процессуальных норм даются Конституционным Судом Российской Федерации, а также в приказах, указаниях и инструкциях, изданных Генеральным прокурором РФ, министром МВД России, директором ФСБ. Как и постановления Пленума Верховного Суда РФ они не являются источником уголовного и уголовно-процессуального права, но эти акты имеют важное значение, для формирования единообразия правоприменительной практики и регулирования уголовно-процессуальных правоотношений.
В этих актах в строгом соответствии с законом разъясняются отдельные положения уголовно-процессуальных правоотношений, содержатся указания по организации работы, даются рекомендации, обращается внимание на их недостатки в применении закона, предлагаются конкретные меры для их устранения.
Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, в том числе уголовно-процессуальный кодекс, по которому оно дано.
Вопрос
1. Понятие частной детективной и охранной деятельности.
Частная детективная и охранная деятельность - это деятельность негосударственных организаций, по оказанию частных и детективных услуг, в соответствии с законодательством РФ.
Правовой основой деятельности частных детективов и охранных предприятий являются Конституция РФ, Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности, а также иные нормативные правовые акты.
2. Виды частной детективной и охранной деятельности.
В соответствии со статьей 3, существуют следующие виды частной детективной и охранной деятельности:
Виды частной детективной деятельности:
- Деятельность по сбору сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса.
- Деятельность по изучению рынка, сбору информации для деловых переговоров, выявлению некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров.
- Деятельность по установлению обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну.
- Деятельность по выяснению биографических и других данных о гражданах, с их личного согласия, при заключении ими трудового договора.
- Деятельность по поиску без вести пропавших граждан.
- Деятельность по поиску утраченного гражданами или предприятиями имущества.
- Деятельность по сбору сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса.
- Деятельность по содействию правоохранительным органам в обеспечении правопорядка.
Виды охранной деятельности:
- Деятельность по защите жизни и здоровья граждан.
- Деятельность по охране имущества
- Деятельность по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации
- Деятельность по консультированию и подготовке рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.
- Деятельность по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий
- Деятельность по содействию правоохранительным органам в обеспечении правопорядка.