Законодательство РФ о несостоятельности (банкротстве).
Законодательство РФ о несостоятельности (банкротстве).
2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства).
Стадии конкурса.
Досудебная стадия.
Фиктивное и преднамеренное банкротство.
Законодательство РФ о несостоятельности (банкротстве)
Институт банкротства не может быть отнесен только к одной отрасли права, поскольку является комплексным институтом права, сочетающим нормы различных его отраслей.
2) в рамках гражданско-правового регулирования банкротство служит лишь одним из оснований ликвидации юридического лица, остальные же отношения (например, судебный и внесудебный порядок) урегулированы нормами других отраслей права.
Таким образом, законодательство о несостоятельности, носящее комплексный характер, находится на стыке публичного и частного права.Поэтому не случаен тот факт, что Закон о банкротстве 2002 г., как и Закон о банкротстве 1998 г., наряду с материально-правовыми нормами содержит достаточно большое количество норм процессуального характера (основная часть таких норм, регламентирующих порядок разрешения дел о банкротстве, содержится в гл. III Закона о банкротстве 2002 г.; кроме этого, часть норм процессуального характера включена в главы, касающиеся особенностей применения процедур банкротства в отношении отдельных участников имущественного оборота);
Основной тенденцией законодательства о несостоятельности (банкротстве) является развитие его по схеме: общий закон - специальный закон - другие нормативные акты.
К числу общих законов прежде всего следует отнести ГК РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее - АПК РФ). В соответствии со ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Это означает, что во всех случаях, если иное не установлено специальными законами о банкротстве, применяются положения АПК РФ.
Специальные законы - это Закон о банкротстве 2002 г., Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Федеральный закон "Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса".
Необходимо отметить, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) должно включать в себя не только акты федерального уровня, но и акты субъектов РФ, принимаемые по отдельным вопросам с учетом особенностей экономического развития отдельных субъектов РФ, специфики государственного управления в регионах.
При определении данного признака банкротства не должна учитываться задолженность, возникшая по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ (далее - ТК РФ), включая долги по заработной плате работникам должника.
В размер денежных обязательств также не включаются обязательства перед гражданами, в отношении которых должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательства по выплате авторского вознаграждения, а также обязательства перед учредителями (участниками) должника - юридического лица, вытекающие из такого участия (например, обязанности по выплате дивидендов акционерам).
Размер обязательных платежей, принимаемых во внимание при определении наличия признаков банкротства должника, исчисляется без учета установленных законодательством штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций.
Стадии конкурса
Современное российское конкурсное право предусматривает применение к должнику различных процедур; которые можно разграничить на несколько стадий или этапов:
1. Первая из которых, предварительная или досудебная стадия. Это стадия, на которой судебные органы еще не вмешиваются в дела должника, но в любой момент это может случиться. На этом этапе должник находится в так называемом предбанкротном состоянии - его финансовое положение уже пошатнулось, об этом стало известно, но оснований для применения судебных процедур пока еще нет. На данном этапе проводятся внесудебные процедуры. Эти процедуры как правило проводятся в соответствии с ГК РФ или специальными законами, например, Закон о банкротстве кредитных организаций.
2 Стадия. Заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом. Этот этап продолжается недолго - с момента подачи в суд заявления о банкротстве и до принятия заявления судом. На данном этапе решаются вопросы о субъектах - кто подает заявление, в отношении кого заявление подается, имеют ли эти лица право на обращение в арбитражный суд; о признаках банкротства. Судья арбитражного суда принимает заявление о признании должника банкротом поданное с соблюдением требований предусмотренных АПК РФ и Законом "О несостоятельности (банкротстве). Не позднее 5 дней со дня принятия заявления судья обязан вынести определение о принятии заявления и направить его как должнику, так и кредитору и в саморегулируемую организацию. Судья может отказать в принятии заявления или возвратить заявление в случаях прямо указанных в Законе (ст. 43 и 44). Важным условием определения суда является указание в нем на дату судебного заседания по проверке обоснованности требований заявителя к должнику, которое должно состояться не позднее 15-30 дней с даты вынесения определения.
Стадия. Наблюдение.
В соответствии со ст. 48 Закона эта стадия начинается с момента вынесения арбитражным судом определения о признании требований заявителя обоснованными, а при возбуждении дела на основании заявления должника - с даты принятия арбитражным судом такого заявления. Процедура наблюдения является новой для российского конкурсного права; обращает на себя внимание тот факт, что вводится она для многих, но не для всех должников (Закон содержит эти исключения). Введение наблюдения основной целью имеет достижение баланса интересов должника и кредиторов в период, когда, с одной стороны, о неплатежеспособности должника уже хорошо известно, о предстоящем судебном разбирательстве также известно, а с другой - определенные судебные мероприятия еще не начались. А также в целях сохранения имущества должника.
В конце наблюдения делается вывод о судьбе должника - либо о целесообразности приложения определенных усилий для его финансового оздоровления, либо о необходимости скорейшей ликвидации юридического лица.
На стадии наблюдения должник либо третьи лица вправе обратиться к первому собранию кредиторов или к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления. В этой стадии органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями установленными законом. Для целей проведения мероприятий по финансовому оздоровлению арбитражный суд назначает административного управляющего. По окончании этой стадии арбитражный суд принимает одной из следующих решений: либо о прекращении производства по делу либо о введении внешнего управления, либо о признании должника банкротом.
5 стадия. Внешнее управление.
Эта стадия реабилитационная, полностью направленная на восстановление финансового состояния должника как бы из вне. Вводится внешнее управление при условии обоснования возможности восстановления жизнеспособности должника. Осуществляет эти действия независимый субъект - внешний управляющий, который обладает всеми функциями по управлению предприятием (руководство должника отстраняется от исполнения обязанностей). На этапе внешнего управления должник имеет значительные льготы, в частности мораторий на удовлетворение требований кредиторов; все это служит цели восстановления его деятельности.
Вводится внешнее управление на срок не более 18 месяцев; по окончании этого срока решается вопрос о достижении целей внешнего управления, т.е. о том, удалось ли должнику восстановить платежеспособность и продолжить нормальную деятельность (вывод об этом делают исходя из того, достаточно ли у должника средств на удовлетворение требований всех кредиторов и продолжение функционирования). Если восстановить платежеспособность удалось, то производство по делу о несостоятельности (банкротстве) прекращается, а должник продолжает осуществлять обычную хозяйственную деятельность (характер которой мог значительно измениться в ходе осуществления процедур внешнего управления).
Досудебная стадия
Возбуждению производства по делу о банкротстве должника, т.е. судебным процедурам, может предшествовать осуществление процедур внесудебных. Эти процедуры проводят субъекты, указанные в Законе, без вмешательства суда.
Осуществление досудебных мероприятий не препятствует принятию судом заявления о банкротстве должника, т.е. любое применение норм конкурсного права без вмешательства суда может в любой момент быть пресечено обращением в суд указанных в Законе субъектов.
Мероприятия по предупреждению банкротства в узком смысле - это меры, направленные на недопущение судебного разбирательства, т.е. меры, связанные с устранением самих условий для обращения в суд с заявлением о банкротстве должника.
Досудебные мероприятия применяются в период предбанкротного состояния должника, когда, во-первых, его платежеспособность уже пошатнулась; во-вторых, либо еще нет оснований для заявления о банкротстве, либо основания есть, но ими еще никто не воспользовался.
Это учредители (участники) юридического лица; собственник имущества юридического лица - унитарного предприятия; федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов Федерации; органы местного самоуправления.
Указанные субъекты обязаны осуществлять определенные меры по финансовому оздоровлению должника однако за неисполнение данной обязанности каких-либо санкций Законом не установлено, поэтому данная обязанность может рассматриваться скорее как возможность, предоставленная должнику Законом или как право этих органов.
Какие же меры эти лица могут осуществлять:
- конкретные мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности должника, применяемые либо самостоятельно должником, либо по соглашению с должником кредиторами, либо иными лицами;
- досудебная санация в виде оказание финансовой помощи.
Исчерпывающего перечня конкретных мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника, Закон не содержит. Исходя из анализа практики, можно составить примерный перечень таких мер:
1. проведение анализа финансового состояния должника, а также его контрагентов с точки зрения вероятности неисполнения обязательств;
2. прогнозирование экономической ситуации, а также факторов и последствий ее изменения на различных рынках; разработка и внедрение новой маркетинговой политики;
3. проведение реорганизационных мероприятий (например, присоединение либо слияние с платежеспособной компанией; выделение в отдельное юридическое лицо с целью ликвидации убыточного производства с соблюдением положений ст. 57-60 ГК РФ;
4. проведение структурной перестройку производства, в рамках которой возможна продажа какого-либо имущества должника; закрытие не перспективных производств, перепрофилирование деятельности;
5. усовершенствование системы управления предприятием-должником. Это может быть как смена, так и усовершенствование (повышение квалификации, переподготовка) руководителей структурных подразделений, изменения в подходе к подбору кадров и т.д.;
6. достижение договоренностей с отдельными кредиторами о рассрочке, отсрочке погашения долгов, скидок с долгов, прощении долга и т.д. Возможно предоставление инвестиций под гарантии, залог или поручительство определенных лиц.
Следует отметить, что субъектами, которые могут в досудебном порядке принимать меры, направленные на финансовое оздоровление должника, являются, во-первых, лица, на которых лежит обязанность принимать такие меры: учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, органы исполнительной власти и местного самоуправления; во-вторых, лица, на которых указанная обязанность не лежит.
Таким образом, можно выделить две разновидности мероприятий по досудебному предупреждению банкротства - осуществление этих мероприятий без участия и без извещения кредиторов и соответственно с участием кредиторов.
Во втором случае соглашение должника с кредиторами о проведении каких-либо мероприятий: об оказании финансовой либо иной помощи, об отсрочке исполнения обязательств и т.д. очень напоминает мировое соглашение с фактической стороны.
Но юридически, в соответствии с буквой Закона, такой договор нельзя назвать мировым соглашением. Соответственно нельзя в таких случаях применять нормы гл. 8 Закона. А это означает, что указанный договор, во-первых, может заключаться только единогласно всеми кредиторами, во-вторых, не обязывает кредитора в течение определенного времени не обращаться в суд с заявлением о банкротстве должника.
Следует отметить, что мировое соглашение между должником и кредиторами на данном этапе заключено быть не может, так как мировое соглашение - одна из процедур банкротства, т.е. конкурсного процесса. Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве
Меры по предупреждению банкротства могут применяться по соглашению должника с отдельным кредитором либо с третьим лицом. В литературе отмечается, что эти меры могут состоять в том, что "отдельные кредиторы предоставляют организации-должнику финансовую поддержку, в том числе в виде отсрочки (рассрочки) по уплате накопившейся задолженности либо скидки с долгов».
К этому можно добавить такие меры, как прощение долга (скидка с долгов по сути представляет собой прощение части долга); исполнение третьим лицом за должника его финансовых обязательств.
Закон предъявляет особые требования к осуществлению досудебной санации. Установлено, что размер финансовой помощи, оказываемой в порядке досудебной санации, должен быть достаточен для удовлетворения всех требований по обязательствам и обязательным платежам.
Таким образом, в порядке досудебной санации можно удовлетворить только все требования в полном объеме и только одновременно. Однако до осуществления санации возможны договоренности с отдельными кредиторами о различных рассрочках, отсрочках, скидках долгов и т.п. Осуществлять досудебную санацию могут любые субъекты, в том числе и коммерческие организации, так как в этом случае не следует смешивать досудебную санацию и дарение, цель которого - безвозмездная передача имущества одним субъектом другому, что между является восстановление платежеспособности должника, т.е. продолжение его нормальной деятельности.
В досудебной санации могут участвовать несколько субъектов, в этом случае договор должен предусматривать распределение обязанностей между ними и порядок получения встречного предоставления, если оно предусмотрено.
Досудебная санация по новому закону не может осуществляться из средств бюджета и государственных внебюджетных фондов, так как такое положения противоречит принципам рыночной экономики.По старому Закону это можно было осуществить.
Проведение досудебной санации возможно ровно до тех пор, пока кредитор, либо группа кредиторов, либо другие субъекты не обратятся в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника (сделать это может и сам должник, подав заявление о своем банкротстве).
Фиктивное банкротство как административное правонарушение и его последствия определены ст. 14.12 КоАП РФ. Это заведомо ложное объявление руководителем юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуального предпринимателя о своей несостоятельности, в том числе обращение этих лиц в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Такие действия влекут наложение штрафа на виновных лиц от 40 до 50 МРОТ или дисквалификацию до 3 лет.
Что же касается уголовно-правового последствия фиктивного банкротства, то оно определено ст. 197 УК РФ. Из которой следует, что фиктивное банкротство - это заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб. Такие действия могут наказываться вплоть до лишением свободы.
Преднамеренное банкротство административное законодательство в соответствии со ст. 14.12 КоАП РФ определяет как умышленное создание или увеличение неплатежеспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Ст. 196 УК РФ определяет преднамеренное банкротство как умышленное создание или увеличение неплатежеспособности совершенное руководителем организации причинившее крупный ущерб либо иное тяжкое последствие, наказание за которое назначается также вплоть до лишения свободы.
К сожалению законодатель не дает определения какой ущерб можно назвать крупным и какие последствия являются тяжкими, что безусловно вызывает немалые трудности в правоприменительной практике. В том числе и при возбуждении уголовных дел.
Законодательство РФ о несостоятельности (банкротстве).
2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства).
Стадии конкурса.
Досудебная стадия.