Тема 1. Понятие нотариата. Задачи и принципы нотариальной деятельности
НОТАРИАТ
Учебно-методический комплекс
для студентов заочной формы обучения
направление подготовки 030900.62 юриспруденция
(квалификация (степень) «бакалавр»)
Воронеж
Автор: Бутузова М.В. преподаватель кафедры гражданского права ЦФ ФГБОУВПО «РАП».
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030900.62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).
Одобрен на заседании кафедры гражданского права Центрального филиала Российской академии правосудия (протокол №1 от 29.08.2012 г.)
Утвержден Учебно-методическим советом Центрального филиала Российской академии правосудия (протокол №3 от 05.10.2012 г.)
Обновлен на заседании кафедры гражданского права Центрального филиала Российской академии правосудия (протокол №1 от 28.08.2013 г.)
Обновлен на заседании кафедры гражданского права Центрального филиала Российской академии правосудия (протокол №1 от 28.08.2014 г.)
© ЦФ ФГБОУВПО «РАП», 2013
© Бутузова М.В.,2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………..4
Объем дисциплины и виды учебной работы ………………..…………….……7
Тематические планы ……………………………………………………………...8
Программа курса……………………………………………………..………….14
Планы семинарских занятий ……………………………………………...……20
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя ..................30
Контрольные задания ………………………………………………………..….35
Литература ……………………………………………………….……………...40
Вопросы для подготовки к зачету …………………………………………..….51
Введение
Институт нотариата является одним из инструментов обеспечения гарантированных государством конституционных прав граждан на защиту их законных интересов. Миссией нотариата является предотвращение споров между людьми, предупреждение гражданских нарушений в будущем.
Нотариат является одним из наиболее ранних юридических учреждений, нотариус – исторически вторая юридическая профессия после судьи. Юридическое закрепление бесспорных прав позволяет избежать обращение в суд, экономит время и средства сторон, а также затраты государства на судебную систему. Эти обстоятельства определяют социально-правовое значение нотариата и его место в системе юридической надстройки общества как органа превентивной юрисдикции.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 030900 «Юриспруденция» (утвержден приказом Министерством образования и науки Российской Федерации 4 мая 2010 г. № 464) учебная дисциплина входит в перечень дисциплин по выбору студента (Приложение 3), для студентов 4 курса заочной формы обучения по направлению 030900 Юриспруденция.
Целью данной дисциплины является формирование системы теоретических знаний и практических навыков в области нотариальной деятельности.
Задачами изучения дисциплины «Нотариат» являются:
· сформировать у студентов представление
– о месте и роли нотариата в гражданском обществе и государстве
– о значении нотариата для современного юриста
· привить студентам следующие умения и навыки
– правильно ориентироваться в законодательстве при разрешении конкретной ситуации;
– правильно составлять и заполнять нотариальные документы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
· знать:
– понятие, задачи и принципы нотариальной деятельности;
– организационные основы деятельности нотариата;
– виды нотариальных действий;
– основные правила и порядок совершения нотариальных действий;
– систему органов нотариата;
– общие условия удостоверения сделок;
– применение российскими нотариусами норм иностранного права;
– основные правила ведения нотариального делопроизводства;
– финансовое обеспечение деятельности нотариуса;
– формы контроля за деятельностью нотариусов.
· уметь:
– заполнять нотариальные свидетельства;
– составлять проекты различных договоров;
– составлять проекты различных доверенностей;
– составлять проекты завещаний;
– заполнять удостоверительные надписи;
– проверить объем полномочий представителя.
· владеть:
– методикой самостоятельного изучения и анализа доктринальных положений нотариальной деятельности;
– умениями решения практических ситуаций (задач).
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к результатам обучения по дисциплине «Нотариат» предъявляются следующие компетенционные требования:
· формирование общекультурных компетенций:
– владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); способность логически верно, аргументировано и ясно строить письменную и устную речь (ОК-4); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
· формированиепрофессиональных компетенций:
– в правоприменительной деятельности: способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
– в экспертно-консультационной деятельности: способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере нотариального производства (ПК-8); способность толковать различные правовые акты (ПК-15);
– в педагогической деятельности: способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных в рамках подготовки бакалавров (специалистов) по следующим дисциплинам: «Гражданское право»; «Гражданско-процессуальное право»; «Семейное право»; «Жилищное право»; «Земельное право»; «Международное право»; «Трудовое право»; «Административное право», «Налоговое право» и др.
Структурно дисциплина состоит из 12 взаимосвязанных тем.
Дисциплина включает в себя 12 тем, распределённых по двум разделам учебного материала: в первом последовательно рассматриваются общие вопросы организации деятельности нотариата: понятие, задачи и принципы, сущность и значение нотариата. Законодательное регулирование нотариальной деятельности, а также история возникновения и развития нотариата. Особое внимание уделяется системе органов нотариата в РФ, взаимоотношениям нотариата с органами юстиции; во втором изучаются правила совершения нотариальных действий, нотариальное делопроизводство.
Изучение дисциплины завершается сдачей зачёта.
ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество часов по формам обучения | ||
на базе среднего (полного) общего образования | на базе среднего профессионального образования | на базе высшего профессионального образования | |
Норматив. срок обуч. 4 года | Сокращ. срок обуч. 3 года | Сокращ. срок обуч. 3 года | |
Общая трудоемкость | 72 ч. 2 з.ед. | 72 ч. 2 з.ед. | 72 ч. 2 з.ед. |
Переаттестовано | - | - | |
Всего аудиторных занятий: из них | |||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС | |||
Форма итогового контроля | зачет |
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
Тематический план
для студентов заочной формы обучения
на базе среднего (полного) общего образования
(нормативный срок обучения 4 года)
№ п/п | Разделы (темы) дисциплины | Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану) | ||
Лекции | Семинары | С/р | ||
7 семестр | ||||
Раздел 1. Общие вопросы организации деятельности нотариата | ||||
Тема №1. Понятие нотариата. Задачи и принципы нотариальной деятельности | - | |||
Тема №2. Сущность и значение нотариата. Законодательное регулирование нотариальной деятельности. Нотариат как учебная дисциплина | - | - | ||
Тема №3. История возникновения и развития нотариата. Организация нотариальной деятельности в России в дореволюционный период и в советское время | - | - | ||
Тема №4. Система органов нотариата в РФ. Взаимоотношения нотариата с органами юстиции | - | |||
Тема №5. Правовой статус нотариуса и должностных лиц, уполномоченных совершать нотариальные действия | - | - | ||
Всего за 7 семестр | ||||
8 семестр | ||||
Раздел 2. Правила совершения нотариальных действий. Нотариальное делопроизводство | ||||
Тема №6. Понятие и признаки нотариального действия. Нотариальные действия, совершаемые нотариусами и уполномоченными должностными лицами | - | |||
Тема №7. Основные правила совершения нотариальных действий | - | |||
Тема №8. Основные правила ведения нотариального делопроизводства | - | (интер.форма) | ||
Тема №9. Применение в нотариальной деятельности норм иностранного права | - | - | ||
Тема №10. Финансовое обеспечение деятельности нотариата | - | - | ||
Тема №11. Оплата нотариальных действий | - | - | ||
Тема №12. Контроль за деятельностью нотариусов | - | - | ||
Форма итогового контроля | зачет | |||
Всего за 8 семестр | ||||
Итого по курсу: |
Тематический план
для студентов заочной формы обучения
на базе среднего профессионального образования
(сокращённый срок обучения 3 года)
№ п/п | Разделы (темы) дисциплины | Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану) | ||||
Лекции | Семинары | С/р | ||||
5 семестр | ||||||
Раздел 1. Общие вопросы организации деятельности нотариата | ||||||
Тема №1. Понятие нотариата. Задачи и принципы нотариальной деятельности | - | - | ||||
Тема №2. Сущность и значение нотариата. Законодательное регулирование нотариальной деятельности. Нотариат как учебная дисциплина. | - | - | ||||
Тема №3. История возникновения и развития нотариата. Организация нотариальной деятельности в России в дореволюционный период и в советское время | - | - | ||||
Тема №4. Система органов нотариата в РФ. Взаимоотношения нотариата с органами юстиции | - | - | ||||
Тема №5. Правовой статус нотариуса и должностных лиц, уполномоченных совершать нотариальные действия | - | - | ||||
Всего за 5 семестр | ||||||
6 семестр | ||||||
Раздел 2. Правила совершения нотариальных действий. Нотариальное делопроизводство. | ||||||
Тема №6. Понятие и признаки нотариального действия. Нотариальные действия, совершаемые нотариусами и уполномоченными должностными лицами | - | (интер.форма) | ||||
Тема №7. Основные правила совершения нотариальных действий | - | - | ||||
Тема №8. Основные правила ведения нотариального делопроизводства | - | - | ||||
Тема №9. Применение в нотариальной деятельности норм иностранного права | - | - | ||||
Тема №10. Финансовое обеспечение деятельности нотариата | - | - | ||||
Тема №11. Оплата нотариальных действий | - | - | ||||
Тема №12. Контроль за деятельностью нотариусов | - | - | ||||
Форма итогового контроля | зачет | |||||
Всего за 6 семестр: | ||||||
Итого по курсу: | ||||||
Тематический план
для студентов заочной формы обучения
на базе высшего профессионального образования
(сокращённый срок обучения 3 года)
№ п/п | Разделы (темы) дисциплины | Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану) | ||
Лекции | Семинары | С/р | ||
5 семестр | ||||
Раздел 1. Общие вопросы организации деятельности нотариата | ||||
Тема №1. Понятие нотариата. Задачи и принципы нотариальной деятельности | - | |||
Тема №2. Сущность и значение нотариата. Законодательное регулирование нотариальной деятельности. Нотариат как учебная дисциплина. | - | - | ||
Тема №3. История возникновения и развития нотариата. Организация нотариальной деятельности в России в дореволюционный период и в советское время | - | - | ||
Тема №4. Система органов нотариата в РФ. Взаимоотношения нотариата с органами юстиции | - | - | ||
Тема №5. Правовой статус нотариуса и должностных лиц, уполномоченных совершать нотариальные действия | - | |||
Всего за 5 семестр | ||||
6 семестр | ||||
Раздел 2. Правила совершения нотариальных действий. Нотариальное делопроизводство. | ||||
Тема №6. Понятие и признаки нотариального действия. Нотариальные действия, совершаемые нотариусами и уполномоченными должностными лицами | - | (интер.форма) | ||
Тема №7. Основные правила совершения нотариальных действий | - | |||
Тема №8. Основные правила ведения нотариального делопроизводства | - | (интер.форма) | ||
Тема №9. Применение в нотариальной деятельности норм иностранного права | - | - | ||
Тема №10. Финансовое обеспечение деятельности нотариата | - | - | ||
Тема №11. Оплата нотариальных действий | - | - | ||
Тема №12. Контроль за деятельностью нотариусов | - | - | ||
Форма итогового контроля | зачет | |||
Всего за 6 семестр | ||||
Итого по курсу: |
ПРОГРАММА КУРСА
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: [с учетом поправок от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, № 7 -ФКЗ] // Собрание законодательства РФ. 2009. №4. Ст.445.
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993г. № 4462-1 [Текст] (ред. от 29.06.2012, с изм. от 02.10.2012)// Российская газета. 1993. № 49.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ[Текст]:принят Гос.Думой 21 декабря 2001 г.: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г.:[ред.от 28.07.2012] // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1(ч.1). Ст.3.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ[Текст]:принят Гос.Думой 24 мая 1996 г.: одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г.: [с послед. изм. и доп.; ред.от 28.07.2012] // Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст.2954.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ[Текст]:принят Гос.Думой 22 ноября 2001г.: одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 г.: [с послед. изм. и доп.; ред.от 28.07.2012] // Собрание законодательства РФ. 2001. №52 (ч.1). Ст.4921.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ [Текст]:принят Гос.Думой 23 октября 2002 г.: одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 г.: [с послед. изм. и доп.; ред.от 14.06.2012] // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст.4532.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [Текст]:принят Гос.Думой 20 декабря 2001 г.: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г.: [ред.от 28.07.2012] // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1(ч.1). Ст.1.
Об утверждении порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса: Приказ Министерства юстиции РФ от 21 июня 2000 г. № 179 (ред. от 15.05.2012) // БНА: Официальное издание. 2000. № 28. С. 4-10.
Об утверждении Положения о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности: Приказ Министерства юстиции РФ от 14 апреля 2000 г. № 132 // БНА: Официальное издание. 2000. - № 18-19; 2005. № 34.
Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности: Приказ Министерства юстиции РФ от 21 июня 2000 г. № 178 // БНА: Официальное издание. 2005. № 36; 2006. № 12.
Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензии на право нотариальной деятельности: Приказ Минюста РФ от 29.11.2011 № 411 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.12.2011 № 22628) // Российская газета, № 293, 28.12.2011
Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса: Приказ Министерства юстиции РФ от 17 февраля 1997 г. № 19-01-19-97 // БНА: Официальное издание. 1997. № 7; 2005. № 34.
Об утверждении Общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации: Приказ Министерства юстиции РФ от 3 декабря 2004 г. № 183
Об утверждении Порядка учреждения и ликвидации должности нотариуса:Приказ Министерства юстиции РФ от 23.12.2009 г. № 430
Положение о порядке замещения временно отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой (утв. Решением Правления ФНП от 10.12.2008)// Нотариальный вестник, № 1, 2010.
Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации от 18 апреля 2001 г. № 10 // Нотариальный вестник. 2001. №7. С.59-65.
основная литература:
Нотариат: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Л.В. Щербачева и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. 2008. 367 с.
дополнительная:
Ярков В.В. Правовой статус нотариуса: права, обязанности и ответственность / В.В. Ярков// Нотариус. 2000. № 2 (22)
Завойкина Н.Правовое регулирование ответственности нотариуса / Н.Завойкина // ЭЖ-ЮРИСТ. 2006. № 25. С.15-18
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: [с учетом поправок от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, № 7 -ФКЗ] // Собрание законодательства РФ. 2009. №4. Ст.445.
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993г. № 4462-1 [Текст] (ред. от 29.06.2012, с изм. от 02.10.2012)// Российская газета. 1993. № 49.
Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. № 256 // Российская газета. 11 января 2008. № 3.
Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации: Приказ Министерства юстиции РФ от 15 марта 2000 г. № 91 // Бюллетень Минюста РФ. 2000. № 4.
основная литература:
Нотариат: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Л.В. Щербачева и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. 2008. 367 с.
дополнительная:
Гонгало Б.М., Зайцева Т.И., Крашенинников П.В., Юшкова Е.Ю., Ярков В.В.Настольная книга нотариуса: в 2-х т. 2-е изд., испр. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2004.
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: [с учетом поправок от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, № 7 -ФКЗ] // Собрание законодательства РФ. 2009. №4. Ст.445.
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (ред. от 29.06.2012, с изм. от 02.10.2012) // Российская газета. 13.03.1993. № 49.
О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации [Текст]: федер.закон от 21 ноября 2011 г. №324-ФЗ: принят Гос. Думой 02.11. 2011 г. // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6725.
О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним [Текст]: федер.закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ: принят Гос.Думой 17.06.1997 г. // Собрание законодательства РФ . 1997. №28. Ст.3554.
Об утверждении Порядка изменения территории деятельности нотариуса: Приказ Министерства юстиции РФ от 14 января 2010 г. № 1 // Российская газета. 17 февраля 2010.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ [Текст]: принят Гос.Думой 22 декабря 1995 г.: [с послед.изм. и доп. (ред. от 30.11.2011)] // Собрание законодательства РФ . 1996. №5. Ст. 410.
основная литература:
Нотариат: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Л.В. Щербачева и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. 2008. 367 с.
дополнительная:
Гонгало Б.М. , Зайцева Т.И., Крашенинников П.В., Юшкова Е.Ю., Ярков В.В.Настольная книга нотариуса: в 2-х т.Т.1. 2-е изд., испр. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2004.
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: [с учетом поправок от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, № 7 -ФКЗ] // Собрание законодательства РФ. 2009. №4. Ст.445.
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993г. № 4462-1 [Текст] (ред. от 29.06.2012, с изм. от 02.10.2012)// Российская газета. 1993. № 49.
Об утверждении Правил нотариального делопроизводства:Приказ Министерства юстиции РФ от 19 ноября 2009 г. № 403 // Российская газета. № 93, 30.04.2010.
Об утверждении Порядка ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой: Приказ Министерства юстиции РФ от 2 декабря 2003 г. № 306 // БНА: Официальное издание. 2004. № 3; 2007. № 27.
Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах: Приказ Министерства юстиции РФ от 10 апреля 2002 г. № 99 // БНА: Официальное издание. 2002. № 20.
основная литература:
Нотариат: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Л.В. Щербачева и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. 2008. 367 с.
дополнительная:
Гонгало Б.М. , Зайцева Т.И., Крашенинников П.В., Юшкова Е.Ю., Ярков В.В.Настольная книга нотариуса: в 2-х т.Т.1. 2-е изд., испр. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2004.
Зайцева Т. И.Образцы нотариальных документов: Практ. пособие. М.: Волтерс Клувер, 2004–2005.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Указанная дисциплина изучается на протяжении двух семестров и заканчивается сдачей зачета. В ходе установочных и зачетных периодов обучения основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские занятия, индивидуальные консультации. В ходе лекцийрассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарам.
В ходе семинарских занятийуглубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения, а также их соотношение с юридической практикой, кроме того на практических занятиях рассматриваются вопросы применения теоретических знаний на практике.
При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:
–– изучить нормативно-правовые акты;
— изучить рекомендованную учебную литературу;
— дополнить конспекты лекций;
— изучить и законспектировать первоисточники по теме;
— подготовить ответы на все вопросы семинара.
По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме семинара. В процессе подготовки к семинару и практическим занятиям студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя, а также использовать современные профессиональные (нормативные) базы данных (Консультант Плюс, Гарант, Кодекс, Дельта и др.).
В ходе изучения курса «Нотариат» предполагается проведение семинарских занятий в интерактивных формах: учебная дискуссия, ролевая игра и анализ конкретных практических ситуаций.
Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы.Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе семинарских занятий методом устного опроса или посредством тестирования. Следует особо подчеркнуть, что учебным планом для студентов заочной формы обучения предусмотрено около 89 % часовот объема учебных занятий выделять на самостоятельную работу. Это свидетельствует о высокой значимости этой формы учебной работы. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников. Выделить непонятные термины, найти их значение в словарях. Студент должен готовиться к предстоящему семинарскому занятию по всем, обозначенным в методическом пособии вопросам. Не уясненные в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать в конспект лекций и впоследствии разобрать их на семинарских и практических занятиях или индивидуальных консультациях с ведущим преподавателем.
Темы 1 – 2.Изучение этих тем дают общее представление о нотариате, его сущности и значении для гражданского общества. Здесь важно запомнить, что нотариат представляет собой систему органов, наделенных действующим законодательством правом совершать нотариальные действия. Это не только государственные нотариальные конторы и нотариусы, занимающиеся частной практикой. В эту систему входят и должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение нотариальных действий; должностные лица консульских учреждений РФ, совершающие нотариальные действия на территории других государств; главные врачи, их заместители по медицинской части, дежурные врачи больниц, других стационарных учреждений, а также директора и главные врачи домов для престарелых и инвалидов, командиры воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений и ряд других лиц, наделенных правом совершать отдельные нотариальные действия. А также нотариат – это отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность.
Необходимо обратить внимание на вопрос о законодательстве, регулирующем нотариальную деятельность, так как в нотариальной практике постоянно возникают вопросы выбора нормы, которой необходимо руководствоваться при совершении конкретного нотариального действия. Нотариальное законодательство носит комплексный характер.
Обозначьте структуру законодательства о нотариате.
Тема 3. История российского нотариата начинается с 16 века и его развитие можно условно разделить на несколько этапов. Проследите эти этапы. Обратите внимание на преобразования в области нотариата, произошедшие в период правления Петра Ι и Екатерины ΙΙ. Что внесло в организацию нотариата Положение о нотариальной части 1866 г? Выделите основные этапы развития нотариата в советский период.
Тема 4.При изучении данной темынеобходимо разграничить компетенцию нотариусов, должностных лиц органов исполнительной власти и должностных лиц консульских учреждений. Изучите каждое нотариальное действие в отдельности.
Тема 5. Данная тема имеет существенное значение, так как включает в себя много основополагающих вопросов. Изучение каждого вопроса играет важную роль для освоения дисциплины. Для изучения темы необходимо обращаться к нормативно-правовым актам и дополнительной литературе.
Тема 6.При изучении данной темы необходимо выделить юридические признаки нотариального действия и классифицировать по их направленности. Составьте для себя схему «Виды нотариальных действий».
Тема 7. Необходимо отметить, что все стадии нотариального производства – возбуждение нотариального производства, установление юридического состава, необходимого для совершения нотариального действия, и совершение нотариального действия нотариусом (либо отказ в совершении) – выделяются в сугубо аналитическом плане, поскольку в обособленном виде они существуют по нотариальным действиям большой сложности и протяженным по времени, например при ведении наследственных дел. При совершении относительно несложных нотариальных действий, практически все стадии нотариального производства осуществляются одновременно и их обособленное выделение вряд ли возможно. Проанализируйте стадии нотариального производства. Рассмотрите, в каких случаях совершение нотариального действия может быть отложено, приостановлено или в каких случаях в совершении нотариального действия может отказано. Рассмотрите документы, требующие обязательной нотариальной формы.
Тема 8.Данная тема имеет существенное значение, так как от правильной постановки ведения делопроизводства зависит четкая организация деятельности нотариусов. Для изучения темы необходимо ознакомиться с Приказом Министерства юстиции РФ от 19 ноября 2009 г. № 403 «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства», а также Приказом Министерства юстиции РФ от 10 апреля 2002 г. № 99 «Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах».
Тема 9. Нотариат применяет нормы иностранного права в соответствии с международными договорами и национальным законодательством. Порядок и условия применения иностранного права российским нотариатом установлены в Основах законодательства Российской Федерации 1993 г. о нотариате и в ст.ст. 1186—1193 ГК РФ. Многие документы, применяемые на территории зарубежных государств, имеют существенное отличие по форме, содержанию, названию от тех, что имеют место в правовом обороте РФ. Ими могут быть аффидевит, сертификат, декларация, ретейнер и др. Рассмотрите эти понятия. При каких условиях нотариус принимает документы, составленные на территории иностранных государств? Рассмотрите основные международно-правовые акты, применяемые в нотариальной практике и порядок применения норм международного права нотариусами.
Тема 10 – 11.Необходимо обратить внимание, что нотариальная деятельность финансируется государством в части деятельности государственных нотариусов. Что касается нотариусов, занимающихся частной практикой, то она строится на принципе самофинансирования и отсутствия дотаций со стороны государства.
Рассмотрите, в каких размерах установлены государственные пошлины и тарифы за совершение нотариальных действий. Определите категории лиц, имеющих льготы по уплате пошлин и лиц, которые освобождаются законом от уплаты государственной пошлины или тарифа при обращении к нотариусу.
Тема 12.Данная темаимеет большоезначение, так как государственному контролю подвергаются все без исключения сферы нотариата – от наделения лица полномочиями нотариуса до законности самих нотариальных действий (актов). Здесь необходимо выделить формы контроля и рассмотреть каждую форму в отдельности.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Специфика заочной формы обучения не позволяет студенту изучить ряд тем в процессе работы на лекционных и семинарских занятиях в учебной группе, поэтому большое внимание следует уделить самостоятельной работе студента, а именно, ее организации. Студенту предлагается в первую очередь составить для себя план изучения курса на основе схемы, предложенной преподавателем на установочных лекциях.
В каждом задании студенту предлагается проанализировать те или иные нормы гражданского права с позиции современного человека, будущего юриста, поэтому Вам пригодятся знания, полученные Вами при изучении других правовых дисциплин, а также практический опыт, накопленный Вами в процессе профессиональной деятельности.
Используйте тот вариант контрольного задания, номер которого определяется по первой букве Вашей фамилии: 1 –А–Б;2 –В–Г;3 –Д–Е–Ё–Ж–З;4 –И–К;5 –Л–М; 6 – Н–О; 7 – П–Р;8 –С–Т;9 –У–Ф–Х–Ц–Ч; 10 –Ш–Щ–Э–Ю–Я.
При выполнении контрольного задания следует подробно изучить весь доступный учебный материал по данной теме. Ответы на задания должны содержать конкретную информацию по данному вопросу. При решении задач следует использовать нормативно-правовые акты и указывать их в ответе. Объем контрольного задания должен составлять 10-15 листов печатного текста. Оно должно представляться на кафедру в электронном виде до начала сессии. Проверка будет осуществляться на сайте филиала с проставлением результата в электронной ведомости.
Вариант 1.
1. Особенности нотариальной деятельности как юридической профессии.
2. Порядок образования и полномочия нотариальных палат.
Задача:Двоюродный брат хочет подарить 1/12 долю квартиры, доставшуюся ему в наследство от умершего отца. Нужно ли согласие его жены при совершении данной сделки?
Вариант 2.
1. Сущность нотариата и его значение для гражданского общества
2. Правовой статус стажера и помощника нотариуса
Задача:Внук просит свою бабушку оформить завещание на него, чтобы его отец не получил квартиру (так как злоупотребляет спиртными напитками). Бабушка имеет опасения, что после завещания внук перестанет ей помогать. Может ли она прописать условия, при неисполнении которых наследники не получат ее имущество? Что Вы посоветуйте бабушке.
Вариант 3.
1. Опишите порядок назначения лица на должность нотариуса
2. Юридические признаки нотариального действия
Задача:Дети погибшего отца нашли расписки о том, что ему должны много денег. Имеют ли они право требовать деньги у должников?
Вариант 4.
1. Квалификационные требования к кандидатам на замещение должности нотариуса
2.Нотариальные действия, совершаемые нотариусами, занимающимися частной практикой
Задача:Гражданка Сидорова осталась единственной родственницей у двоюродной тети. Нотариус отказал ей в наследстве. Прав ли нотариус?
Вариант 5.
1. Опишите процедуру замещения временно отсутствующего нотариуса
2.Классификация нотариальных действий
Задача:АО «Северный ветер» передало