Общая характеристика действующей судебной системы
Построенная на принципах территориальности и специализации единая судебная система РБ по своей природе является децентрализованной. В рамках ее функционируют три самостоятельные судебные подсистемы: общие суды, хозяйственные суды и Конституционный Суд.
Единство судебной системы РБ обеспечивается путем: установления судебной системы Конституцией РБ и Кодексом РБ о судоустройстве и статусе судей; соблюдения всеми судами установленного законодательством порядка судопроизводства; признания обязательного исполнения на всей территории республики судебных постановлений, вступивших в законную силу; закрепления единства статуса судей; финансирования судов из республиканского бюджета.
Подсистема судов общей компетенции трехзвенная. Высшим звеном является Верховный Суд. К среднему звену относятся областные, Минский городской и Белорусский военный суды. Низшее (базовое) звено составляют районные (городские) и межгарнизонные военные суды. В системе общих судов, на базовом уровне, могут создаваться специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др. Подобные суды в настоящее время еще не учреждены.
Подсистема хозяйственных судов двухзвенная. Ее возглавляет Высший Хозяйственный Суд. Второе (низшее) звено представлено хозяйственными судами областей и хозяйственным судом г. Минска. На уровне районного (городского) деления создание хозяйственных судов не предусмотрено. В системе хозяйственных судов, на низшем уровне, могут создаваться специализированные хозяйственные суды: по банкротству, земельные, налоговые и др. В настоящее время они еще не учреждены.
Конституционный Суд призван осуществлять судебный контроль за конституционностью нормативных правовых актов в государстве и иные, возложенные на него законодательством функции.
Законодательную основу судебной системы составляют Конституция РБ, Кодекс РБ о судоустройстве и статусе судей и другие нормативные правовые акты.
На территории РБ действуют также суды, не входящие в судебную систему страны: товарищеские суды, Международный арбитражный (третейский) суд, третейские суды, Экономический суд СНГ, суд Евразийского экономического сообщества и др.
Конституционный Суд РБ
Компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определены Конституцией (ст. 116), Кодексом РБ о судоустройстве и статусе судей (ст.ст. 1927) и др. актами.
Основной функцией суда продолжительное время являлось осуществление контроля за конституционностью нормативных актов в государстве (законов, декретов, указов и др.). К такого рода деятельности Конституционный Суд приступает при поступлении к нему соответствующих предложений от Президента, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Совета Министров. Иные государственные органы, организации, общественные объединения, а также граждане имеют возможность реализовать право на судебную защиту в Конституционном Суде путем обращения с инициативой о проверке конституционности акта к органам и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности акта.
Вторая традиционная функция суда – дача по предложению Президента заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции РБ.
Декретом Президента от 26 июня 2008 г. №14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда РБ» компетенция Конституционного Суда была значительно расширена. Помимо вышеуказанного, в настоящее время суд:
1. Осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности всех законов – до подписания их Президентом. Соответствующее решение принимается судом в пятидневный срок со дня поступления закона в суд;
2. По предложению Президента излагает позицию о конституционности международных договоров – до подписания Президентом нормативных правовых актов о выражении согласия РБ на обязательность для нее этих международных договоров. Соответствующее решение принимается судом в пятидневный срок со дня поступления предложения Президента РБ в суд, если иное не установлено Президентом;
3. По поручению Президента дает официальное толкование декретов и указов Президента, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан;
4. По предложению Президиума Совета Республики Национального собрания РБ принимает решение о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства;
5. По предложениям Президента, Палаты представителей Национального собрания РБ, Совета Республики Национального собрания РБ, Совета Министров РБ излагает свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы РБ, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права;
6. По поручению Президента РБ судьи Конституционного Суда РБ проводят проверку конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и иных государственных органов.
Состав суда формируется в количестве 12 судей. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом РБ с согласия Совета Республики Национального собрания РБ из числа судей Конституционного Суда сроком на пять лет. Заместитель председателя суда избирается Конституционным Судом из состава судей по предложению председателя Конституционного Суда сроком на пять лет. Конституционный Суд правомочен принимать решения и приступает к работе, когда в его состав назначено (избрано) не менее восьми судей.
Заседания суда проводятся, как правило, гласно, в торжественной обстановке с соблюдением всех требований судебного этикета. Итоговое решение принимается в закрытом совещании при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава судей. Если голоса судей разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.
Решения Конституционного Суда подлежат обязательному исполнению на всей территории государства.