Суд, правоохранительные органы и органы юстиции

Правоохранительная деятельность. Правоохранительные органы.

Одна из основных функций государства — правоохранительная, т.е. обеспечение законности и правопорядка, защита прав и свобод граждан, государственных и общественных интересов, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Защита прав и свобод граждан — важнейшая конституционная обязанность государства (ст. 21 Конституции Республики Беларусь).

Правоохранительная деятельность имеет свои характерные черты, свою специфику, отличающую ее от других видов государственной деятельности.

Прежде всего в процессе осуществления правоохранительной деятельности реализуется закон, право, т.е. она включает правоприменение; она связана с восстановлением нарушенного права и справедливости, в необходимых случаях с применением мер государственного принуждения (юридических санкций) к правонарушителям.

Характерная особенность этой деятельности; она достигает своей цели не любой ценой и не в произвольной форме, а на основе закона и с соблюдением всех предусмотренных законом процедур.

Правоохранительной деятельности свойственны воспитательно-предупредительная направленность, нравственно-правовое влияние на граждан, особенно на незаконопослушных. Иначе говоря, эта деятельность

включает профилактику, использование превентивных мер в целях предупреждения правонарушений.

Отличительная черта правоохранительной деятельности заключается в том, что хотя ее в той или иной мере выполняют все государственные органы, организации и учреждения, но главным образом ею занимаются специально созданные для этой цели государственные органы (и должностные лица), суд и правоохранительные органы.

Правоохранительная деятельность — это регулируемая законом деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц (специальных субъектов) по восстановлению нарушенного права и справедливости, обеспечению исполнения юридических обязанностей, применению в необходимых случаях мер государственного принуждения (юридических санкций) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы, в целях охраны, прав и свобод граждан, конституционного строя, предупреждения правонарушений и нравственно-правового воспитания населения.

Правоохранительная деятельность сложна и неоднородна по своему содержанию, что определяет многочисленность органов, ее выполняющих:

• суд,

• прокуратура,

• органы предварительного расследования,

• органы юстиции,

• нотариат,

• правовая служба.

Правоохранительной по своей сущности является и деятельность адвокатуры. Поэтому ее также следует включать в систему органов правоохраны, хотя она и не является государственным учреждением, но ее деятельность носит публично-правовой характер, имеет конституционное значение и обеспечивает охрану прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Ведущее место в осуществлении правоохранительной деятельности занимает суд. Это государственный орган, призванный разрешать споры и конфликты, возникающие в обществе между людьми в процессе их социального взаимодействия. Суд появился в государстве как орган охраны права, как орган власти, осуществляющий специфическую государственную функцию — правосудие.

От имени государства, с соблюдением определенной юридической процедуры, суд окончательно разрешает споры и конфликты, связанные с применением или исполнением законов, применяет в необходимых случаях меры государственного воздействия (принуждения) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы.

В соответствии со ст. 26 Конституции Республики Беларусь только суд вправе признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному наказанию. В прошлом суд преимущественно рассматривался как орган уголовной репрессии, как карательное учреждение. Этот стереотип суда сохранился в массовом сознании до сих пор. Этому есть объяснение. И в годы царских династий, и в послеоктябрьское время суд использовался в целях установления классового господства, для расправы с политическими противниками и инакомыслящими.

Белорусский народ издревле не верил в справедливый суд. Об этом красноречиво свидетельствуют много численные пословицы и поговорки (например, «На базары долі не купіш, а ў судзе праўды не знойдзеш»).

В правовом государстве суду отводится роль правового арбитра (посредника) в разрешении правовых споров (конфликтов). В условиях рыночной экономики суд — главный и основной орган разрешения споров между субъектами хозяйствования независимо от форм собственности и видов хозяйственной деятельности. Независимый и самостоятельный от других ветвей власти, суд обеспечивает своей деятельностью верховенство закона, восстановление права и справедливости, контроль за поведением в обществе, охрану прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц.

Следует заметить, что понятие «суд» имеет и другие значения. Под этим словом понимают иногда состав суда и его структурные подразделения, а также судебный процесс, т.е. рассмотрение дела в судебном заседании.

Но главным образом это понятие употребляется в вышеуказанном смысле, т.е. как особый орган государственной власти, осуществляющий правосудие. Короче, суд — это орган судебной власти, орган правосудия.

Согласно ст. 3 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» «суды в Республике Беларусь призваны охранять от посягательств гарантированные Конституцией и актами законодательства Республики Беларусь личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования».

Таким образом, осуществляя правосудие, рассматривая в судебных заседаниях юридические дела, суд способствует укреплению законности и правопорядка, утверждению социальной справедливости, предупреждению правонарушений и воспитанию граждан в духе уважения к закону, правам, чести и достоинству личности, нормам морали и нравственности. Из этого вытекает, что ведущая функция суда – всесторонняя защита прав и свобод человека и гражданина, т.е. правозащитная функция, а не карательная. Именно такое понимание деятельности суда отвечает сущности демократического правового государства.

В связи со становлением в Республике Беларусь демократического правового государства, основополагающим принципом которого является разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 6 Конституции Республики Беларусь), суд не включается в систему правоохранительных органов в узком смысле этого слова и именуется органом судебной власти. До 90-х гг. суд относился к правоохранительным органам (что наблюдается, к сожалению, еще и сейчас), что принижало его роль в структуре органов государства. Выделением же суда из системы правоохранительных органов подчеркивается его особый правовой статус, его независимое, лидирующее, ведущее положение в системе юстиции. И это научно обосновано, так как именно суд — единственный из всех органов, занимающихся правоохранительной деятельностью, окончательно судит о праве, окончательно от имени государства решает вопрос о виновности привлеченных к уголовной ответственности лиц и их наказании. Суд завершает процессуальную деятельность органов дознания и предварительного расследования, определяет конечный результат. Суд восстанавливает нарушенное право, возвещает причиненный противоправной деятельностью ущерб, обеспечивает неотвратимость ответственности за содеянное. Остальные органы, именуемые правоохранительными, несмотря на важность выполняемых ими задач, осуществляют вспомогательные по

отношению к правосудию функции или иные самостоятельные полномочия.

В законодательном порядке и в науке судоустройства вопрос о системе правоохранительных органов не решен. Так, профессор К.Ф. Гуценко1 придерживается мнения, что суд по-прежнему следует относить к правоохранительным органам. Но он признает резонными доводы и тех ученых, которые полагают, что недопустимо суд включать в одну «команду» с органами прокуратуры и исполнительной власти (юстиции и внутренних дел), так как суд отличается особым статусом среди органов, стоящих на страже правопорядка. Еще более категоричен по этому вопросу СВ. Борико, однако и он признает, что суд занимает центральное место в системе правоохранительных органов.

В.Н. Бибило, предлагая формулировку «суд и иные правоохранительные органы»3, также ставит суд в один

ряд с органами дознания, предварительного следствия и прокуратурой, что умаляет статус суда, ведет к обвинительному уклону в судопроизводстве и недопустимо в правовой организации общества.

В официальных документах и научных публикациях последних лет проводится разграничение таких понятий, как «суд» и «правоохранительные органы», что полностью отвечает конституционному принципу разделения властей, подчеркивая особый статус суда в их системе.

Кстати, в юридической научной и учебной литературе понятие «правоохранительные органы» появилось лишь в конце 70-х гг. Впервые законодатель использовал такой термин в Законе СССР «О прокуратуре в СССР» от 30 ноября 1979 г. (ст.З). До этого для обозначения органов, осуществляющих правоохранительную деятельность, употреблялось классическое понятие «органы юстиции» (слово «jus» латинского происхождения, означающее право, справедливость, добро). Теперь это понятие используется буквально, т.е. применительно к Министерству юстиции и его органам на местах. Это позволяет не допускать путаницы в терминологии и понятиях.

Собственно правоохранительные органы — это особые органы государства, деятельность которых имеет своим содержанием правоохрану и осуществляется в предусмотренном законом порядке в целях укрепления законности, предупреждения правонарушений и воспитания граждан в духе уважения к закону.

Каждый из правоохранительных органов осуществляет соответствующую правоохранительную функцию:

• прокуратура — прокурорский надзор,

• органы дознания и следствия — выявление и расследование преступлений,

• органы юстиции — организационно-техническое обеспечение судов и управление в области юстиции,

• адвокатура — оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам.

В совокупности суд и правоохранительные органы образуют юстицию государства. Этим понятием охватывается их система, структура, формы и принципы организации, полномочия и задачи. Правоведы и практики-юристы широко используют и понятие «уголовная юстиция». Под ней подразумевают всю систему государственных органов и должностных лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве, реализации уголовного закона, т.е., начиная с получения информации о совершенном или готовящемся преступлении и кончая пенитенциарными (по действующей терминологии — исправительно-трудовыми) учреждениями, судебными исполнителями (и судебными приставами), исполняющими назначенное судом наказание. Впрочем, встречается и более узкое толкование указанного понятия, отнесение к уголовной юстиции только суда, прокуратуры, органов дознания и предварительного следствия.

Однако нам представляется более правильным и логичным включать в систему уголовной юстиции и учреждения, на которые возложено фактическое исполнение судебного приговора, а не только его обращение к исполнению.

Назначение органов уголовной юстиции — обеспечение неотвратимости ответственности за совершенное преступление.

Решение сложнейших масштабных задач переходного периода возможно лишь при соблюдении законности, организованности, дисциплины, всеобщем уважении к закону и правам человека. Поэтому большую угрозу для прав и свобод граждан, их жизни, здоровья, безопасности, имущества, материальных и духовных ценностей общества в целом представляют преступность, правонарушения, коррупция, правовой нигилизм (вседозволенность).

В наших условиях, когда страна переживает всеобщий кризис, преступность, причины которой коренятся прежде всего в экономических условиях жизни общества, становится все более агрессивной, насильственной и корыстной. Особенно опасны организованная преступность, преступность несовершеннолетних, расширение наркобизнеса и алкоголизма. Рост преступности оказывает крайне негативное влияние на нравственно-психологический климат в обществе, подрывает веру людей в способность государства защитить их, обеспечить безопасность, права и свободы, порождает страх и неуверенность.

В этой связи ответственные задачи стоят перед нашими правоохранительными органами, всей уголовной юстицией, которые должны повысить качество и эффективность своей деятельности, с тем чтобы ни один виновный не уклонился от ответственности за содеянное и ни одно невиновное лицо не было привлечено к уголовной ответственности и осуждено.

К сожалению, недостаточный профессионализм и дефицит квалифицированных кадров, их перегруженность, текучесть, все еще низкое материально-техническое обеспечение и другие причины приводят к нераскрываемости многих преступлений, к безнаказанности правонарушителей со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Впрочем, следует заметить, что на состояние преступности влияет не столько деятельность органов уголовной юстиции, сколько такие факторы, как состояние экономики, правовая культура населения, его законопослушание, активность общественности в борьбе с правонарушениями и др. Отсюда вытекает, что борьба с преступностью — общенациональная, общегосударственная, общенародная задача.

Коренной перелом может наступить лишь в результате преодоления экономического спада, укрепления законности и правопорядка, осуществления комплексной судебно-правовой реформы, привлечения к участию в борьбе с правонарушениями общественности, усиления работы по их предупреждению и координации в деятельности правоохранительных органов, в том числе и на международном уровне. Нужна государственная программа борьбы с преступностью, а также правовое просвещение населения. Словом, предстоит большая, напряженная, ответственная работа.

Правоохранительная деятельность осуществляется специально учрежденными для этого органами, которые соответственно и именуются правоохранительными органами. Это прокуратура, органы предварительного расследования, органы юстиции - Министерство юстиции, нотариат (часть авторов относят к правоохранительным органам таможенные органы, налоговые органы и др.). Традиционно к правоохранительным органам относят также адвокатуру, юридическую службу предприятий (объединений), лиц, оказывающих юридические услуги по лицензиям, хотя в чистом виде они и не являются правоохранительными органами.

Споры вызывает и вопрос об отнесении к правоохранительным органам судов. Суд - это указанный законодательством в качестве такового государственный орган, призванный осуществлять правосудие и иные, возложенные на него функции. Одни авторы, не отрицая, что суд осуществляет правоохранительную деятельность, все же не считают его правоохранительным органом. Другие, наоборот, полагают, что суд является обычным правоохранительным органом.

Каждый из правоохранительных органов и суд осуществляют одну, в некоторых случаях несколько функций правоохранительной деятельности.

Все действующие суды и правоохранительные органы страны принято именовать органами юстиции (юстиция государства). Помимо этого в теории судоустройства упот­ребляется понятие «уголовная юстиция». Под уголовной юстицией понимается совокупность судов и правоохранительных органов, участвующих в предварительном расследовании уголовных дел и разрешении их в суде (суд, прокуратура, органы предварительного расследования).

Наши рекомендации