Применение медиации при урегулировании споров, возникающих из семейных правоотношений
На сегодняшний день согласно российскому законодательству юридические дела, возникающие из семейных отношений, относятся к компетенции следующих органов:
1) органов опеки и попечительства;
2) комиссий по делам несовершеннолетних;
3) органов записи актов гражданского состояния;
4) органов нотариата;
5) судов общей юрисдикции.
При этом разрешение семейных споров осуществляется только судами. Иные органы относятся к органам бесспорной юрисдикции.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона N 193-ФЗ споры, возникающие из семейных правоотношений, могут разрешаться в примирительной процедуре по общим правилам частной медиации. Дополнительных специальных механизмов содействия мирному урегулированию семейных споров в российском законодательстве не предусмотрено. Вряд ли такой подход можно считать оправданным.
Следует отметить, что семейная медиация является одним из первых и наиболее распространенных видов медиации за рубежом. Как правило, семейная медиация применяется для урегулирования разногласий, которые возникают при разводе супругов и касаются вопросов проживания родителей и детей, воспитания и общения с ребенком, уплаты алиментов, раздела имущества и распределения долгов, а также споров, возникающих между членами семьи относительно материальной поддержки и помощи. В некоторых странах, например в Германии, к семейной медиации отнесены наследственные дела, когда спорят наследники-члены одной семьи*(223). Несмотря на различия в национальных правовых системах и культурных традициях, в зарубежных странах наблюдается явная тенденция институциализации семейной медиации и интегрирования данной примирительной процедуры в деятельность различных юрисдикционных органов. Зачастую семейная медиация регламентируется отдельно (от иных видов медиации) в отраслевом или специальном законодательстве и рассматривается в качестве обязательного этапа в разрешении споров, вытекающих из семейных правоотношений.
В частности, в Англии и Уэльсе в соответствии с Законом о семье 1996 года солиситор обязан направлять клиентов, обратившихся за юридической помощью по семейному спору и в то же время обладающих правом на ее бесплатное предоставление, к медиатору, имеющему государственную аккредитацию, для проведения информационной сессии*(224). Основными целями такой предварительной встречи являются разъяснение стороне сути примирительной процедуры, ее преимуществ, а также проведение оценки медиабельности спора. Если спор может быть урегулирован в процедуре медиации и обратившаяся сторона дает согласие на проведение примирительной процедуры, медиатор направляет уведомление другому участнику спора. Если в течение 14 дней ответ не поступает либо вторая сторона отказывается принять участие в информационной сессии и (или) медиации, медиатор оформляет письменное заключение, которое является основанием предоставления бесплатной юридической помощи при рассмотрении дела в суде*(225). При наличии согласия обеих сторон проводится процедура медиации. Как правило, лица, материальное положение которых соответствует установленным критериям, пользуются услугами медиации бесплатно*(226).
В Республике Ирландия в конце 1980 гг. при Департаменте семьи и социальных вопросов была учреждена Служба семейной медиации, под руководством которой функционируют 16 региональных центров, обеспечивающих проведение бесплатных примирительных процедур*(227). Государство активно поддерживает развитие медиации в качестве одного из мероприятий в рамках реализации политики, направленной на поддержание и укрепление семьи.
В США в большинстве штатов приняты законы, регулирующие семейную медиацию, при этом в некоторых из них предусмотрено проведение обязательной медиации по делам, связанным с опекой и воспитанием детей после развода родителей. Многие службы семейной медиации создаются и функционируют при судах.
В Австралии система разрешения семейных споров, установленная Законом о семье 1975 года, включает процедуру медиации и процедуру примирения (conciliation), которые проводятся лицами, аккредитованными в соответствии с Системой практикующих специалистов в области разрешения семейных споров. В целях уменьшения нагрузки на семейные суды и суды магистратов, а также для снижения судебных издержек и предоставления бывшим супругам возможности выбора способа разрешения их конфликта в Австралии создана сеть Центров семейных отношений (Family Relationship Centers, FMCs), финансируемых за счет федерального бюджета страны. С 2007 года обращение к аккредитованным практикующим специалистам в области семейных споров по делам о воспитании детей после развода родителей стало обязательным (исключение составляют случаи, если спор связан с насилием в семье, жестоким обращением с детьми и (или) похищением детей)*(228).
В Европейском Союзе проблемам семейной медиации уделяется значительное внимание. В 1998 году была принята Рекомендация Rec N (98)1*(229), в которой раскрыты основные принципы и правила семейной медиации. Медиатору по семейным спорам рекомендуется уделять особое внимание интересам ребенка и напоминать родителям об их основной обязанности заботиться о благополучии общих детей. Согласно Рекомендации Rec N (98)1 медиатор вправе предоставлять сторонам правовую информацию, однако должен воздерживаться от предложения конкретных решений по спору и юридических советов. Государствам-членам ЕС рекомендуется предпринять меры по распространению информации о семейной медиации, а также создать правовые механизмы применения судебной семейной медиации и приведения в исполнение достигнутых в ходе примирительной процедуры соглашений. Следует отметить, что цель принятия Рекомендации заключалась в стимулировании внедрения, распространения и унификации института семейной медиации в европейских странах, однако, несмотря на всеобщее одобрение и поддержку, она не получила широкой практической реализации. В большинстве государств континентальной Европы развитие медиации в сфере семейных правоотношений осуществлялось поступательно в контексте национальной правовой системы и сложившихся культурных традиций.
В Германии семейная медиация стала одним из первых востребованных видов примирительных процедур. На сегодняшний день семейные медиации проводятся как частнопрактикующими медиаторами, так и государственными служащими управлений по делам молодежи, которые в соответствии с Кодексом социального права Германии наделены полномочиями по организации проведения медиаций по спорам, связанным с воспитанием детей*(230).
В Австрии в середине 1990 гг. на базе федеральных органов государственной власти был проведен правовой эксперимент, в рамках которого осуществлялось информирование и консультирование граждан по вопросам примирительных процедур, проводились медиации по семейным спорам, а также была реализована программа помощи детям при разводе их родителей. По окончании эксперимента в Вене был создан Консультативный совет, объединяющий специалистов-медиаторов, деятельность которого в основном финансируется государством. Интересно, что в Австрии распространена практика проведения семейной медиации двумя медиаторами (сомедиация), один из которых является специалистом в области психологии (психолог, психотерапевт или лицо, имеющее соответствующее образование в области семейных конфликтов), а второй - в области юриспруденции (юрист, адвокат, нотариус)*(231). Данный подход представляется оправданным, так как медиация по семейным спорам включает в себя одновременно правовые, социально-психологические и специфические личностные аспекты.
Семейная медиация широко распространена в странах Северной Европы.
Например, в Финляндии принят Закон о браке*(232), в котором содержится глава, посвященная вопросам медиации (глава V "Семейная медиация"). Согласно части 1 статьи 20 Закона приоритетным способом разрешения конфликтов, в том числе правового характера, являются переговоры между членами семьи и заключение соглашения. При возникновении семейного спора стороны вправе обратиться за содействием и поддержкой к медиатору (части 2 статьи 20), основной задачей которого является обеспечение конфиденциального и доверительного диалога между членами семьи в целях урегулирования разногласий с учетом интересов всех участников. При этом медиатор обязан уделять особое внимание интересам несовершеннолетних детей. Проведение семейной медиации осуществляется специализированными организациями, ассоциациями и учреждениями, а также частнопрактикующими специалистами на основании разрешения, выданного уполномоченными государственными органами провинций. Мониторинг и контроль деятельности организаций и частнопрактикующих семейных медиаторов осуществляется также уполномоченными государственными органами провинций под руководством Министерства социальных дел и здравоохранения Финляндии.
В Дании семейная медиация осуществляется местными органами опеки в основном по делам, связанным с воспитанием детей после развода родителей. При возникновении спора уполномоченное на его рассмотрение должностное лицо предлагает родителям обратиться к консультанту или медиатору по семейным вопросам. В случае если спор не может быть разрешен в медиации, орган опеки выносит постановление по делу, которое подлежит утверждению в суде и таким образом приобретает исполнительную силу*(233).
Широкое распространение семейной медиации обусловлено ее высокой эффективностью. Так, согласно большинству статистических исследований Северной Америки, от 55% до 80% семейных медиаций завершаются заключением соглашения, при этом от 69% до 90% участников остаются удовлетворенными процедурой и ее результатом; в Австралии - от 75-92% и 83-90% соответственно*(234). В Дании, согласно статистическим данным, около 64% медиаций завершаются урегулированием всех разногласий, и около 18% споров разрешается частично, в Швеции около 90% споров о детях успешно разрешаются в процедуре медиации*(235).
Представляется, что востребованность семейной медиации, в том числе в деятельности государственных органов, обусловлена рядом факторов.
Споры, вытекающие из семейных правоотношений, являются одной из наиболее сложных категорий дел, но не столько с точки зрения закона, сколько в силу большого количества "внеправовых" аспектов в их содержании. Во всяком случае, при разрешении таких споров важно сохранить дружественные отношения их участников, что зачастую невозможно в судебном разбирательстве. Сама природа состязательной системы настраивает сторон друг против друга, заставляя их соперничать и мыслить в рамках противоположных позиций, препятствуя нормальной коммуникации и осознанию общих интересов, например таких, как благополучие детей. В этом смысле медиация оказывается необходимым и наиболее подходящим способом урегулирования данной категории споров.
Нельзя отрицать, что укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений является одной из важных задач государственной политики в России*(236). Как следствие, желательно, чтобы в основу деятельности органов, компетентных на разрешение семейных споров, были положены медиационные технологии. В то же время представляется, что в Российской Федерации наиболее востребованными видами примирительных процедур по спорам, вытекающим из семейных отношений, станут рассмотренные ранее процедуры судебной и нотариальной медиации (например, при согласовании условий договоров об уплате алиментов, разделе имущества супругов, воспитании детей и др.). Что касается иных органов гражданской юрисдикции, то здесь необходимо отметить следующее.
Исходя из норм статей 4 и 6 Закона Российской Федерации "Об актах гражданского состояния"*(237) органы ЗАГС являются органами бесспорной юрисдикции, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе развод супругов (статья 77 Семейного кодекса РФ*(238)). При этом статья 33 Закона РФ "Об актах гражданского состояния" устанавливает пролонгированную процедуру расторжения брака: один месяц со дня подачи соответствующего заявления в органы ЗАГС. Схожее правило предусмотрено при разводе супругов в судебном порядке. Согласно части 2 статьи 21 Семейного кодекса РФ при рассмотрении дела о расторжении брака, если отсутствует согласие одного из супругов на расторжение брака, суд вправе принять меры к примирению супругов и вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах трех месяцев. Естественно, что характер мер по примирению в законодательстве не установлен. Представляется, что в данном случае суд вправе направить стороны на медиацию.
Анализируя административный и судебный порядки расторжения брака в совокупности с иными нормами Семейного кодекса РФ, некоторые авторы приходят к выводу об общей направленности семейного законодательства на сохранение семьи и, как следствие, о необходимости активного участия органов ЗАГС в примирении супругов, подавших заявление о разводе*(239).
Следует отметить, что медиация при разводах не преследует цель восстановить семью. Скорее, это может быть благоприятным последствием урегулирования конфликта, который лежит в основании решения о разводе. Семейная медиация в большей степени направлена на рациональное урегулирование разногласий при разводе, разделе совместно нажитого имущества, определении порядка воспитания детей и, как следствие, на сохранение нормальных отношений между бывшими супругами. Таким образом, представляется, что необходимость применения медиации в деятельности органов ЗАГС отсутствует. Выполняя регистрационные функции на основе взаимного волеизъявления сторон, органы ЗАГС фактически не сталкиваются со спорными ситуациями.
Иначе обстоят дела с органами опеки и попечительства, которые не уполномочены разрешать правовые споры, но по роду своей деятельности часто сталкиваются с семейными конфликтами. Представляется, что в целях их урегулирования служащие органов опеки и попечительства в рамках своей деятельности могут использовать технологию и (или) процедуру семейной медиации.
Также медиационные технологии могут быть полезны в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в частности территориальных центров социальной помощи семье и детям учреждений социального обслуживания*(240).
Однако, учитывая, что указанные органы не специализируются на разрешении споров, представляется оправданным создание государственных Служб примирения по семейным делам.
Порядок организации и функционирования таких Служб могли бы устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации с учетом культурных и иных особенностей региона. Соответственно, основным направлением деятельности Служб будет проведение медиаций по семейным спорам как правового, так и внеправового характера. Штат Служб мог бы формироваться из представителей различных профессий: юристов, специализирующихся на проблемах семейного права, психологов, педагогов. Очевидно, что все сотрудники Служб должны будут владеть медиационными технологиями.
Финансирование деятельности Служб примирения по семейным делам могло бы осуществляться за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации. Как следствие, процедуры медиации будут проводиться для участников спорных правоотношений бесплатно. В целях покрытия расходов на организацию и проведение примирительной процедуры целесообразно предусмотреть определенный сбор, размер которого во всяком случае должен оставаться незначительным.
Представляется, что обращение в Службу в целях проведения медиации должно быть полностью добровольным.
Основываясь на результатах анализа нормативного регулирования, истории развития и практики семейной медиации в некоторых зарубежных странах, можно сделать вывод, что в своей деятельности Службы примирения по семейным делам должны руководствоваться следующими базовыми правилами.
Во-первых, одной из самостоятельных задач семейной медиации является обеспечение прав и интересов несовершеннолетний детей.
Во-вторых, в семейной медиации особенно важно соблюдение баланса сил участников спорного правоотношения. Медиация не может проводиться при явном неравенстве сторон с социальной и (или) экономической точки зрения, а также в случае если имеет место насилие в семье и (или) жестокое обращение с детьми.
В-третьих, при урегулировании семейного спора в ходе медиации большое значение имеют личностные "внеправовые" аспекты, что сказывается на порядке проведения процедуры. Как следствие, наиболее оптимальной моделью семейной медиации является терапевтическая модель. Для ее полноценной реализации медиатору необходима особая подготовка в области общей и семейной психологии. Не случайно в некоторых зарубежных странах существуют специальные требования, предъявляемые к семейным медиаторам (Австралия). Кроме того, рекомендуется проводить семейную медиацию одновременно двум медиаторам (сомедиация), которые назначаются с учетом гендерного признака. В таком случае медиаторам проще обеспечить нейтральность, создать атмосферу доверия и психологического комфорта.
Полагаем, со временем Службы примирения по семейным делам смогут стать основным органом разрешения семейных споров, что существенно разгрузит государственные суды. Кроме того, деятельность этих Служб будет способствовать формированию в обществе навыков мирного урегулирования конфликтов и сохранению дружественных отношений между членами семьи.