Функции медиатора в процедуре медиации

Для достижения цели каждой стадии и этапа медиатор выполняет ряд функций, успешное осуществление которых зависит от компетентностей посредника в области коммуникации, ведения переговоров, управления конфликтом.

Под функциями медиатора можно понимать основные направления действий медиатора, выражающие роль и задачи медиатора в процедурной, содержательной и эмоционально-психологической сферах.

Таким образом, функции медиатора можно разграничить в зависимости от сфер его деятельности:

1) функции в сфере процедуры;

2) функции в сфере содержания спора;

3) функции в эмоционально-психологической сфере.

Последнюю группу функций медиатора можно назвать универсальной, первые две категории во многом обусловлены реализуемой моделью медиации, что наглядно продемонстрировано в матрице мета-модели медиации, предложенной Н. Александр*(157) и рассмотренной в четвертом параграфе главы первой настоящей работы. Соответственно, в некоторых случаях медиатор работает преимущественно с процедурой, в других ситуациях, при реализации иных моделей медиации - с проблемой или содержанием спора.

В сфере процедуры медиатор выполняет две основные функции:

организационную;

педагогическую.

Организационную функцию, в свою очередь, следует рассматривать в двух аспектах:

- организационно-технический аспект (подготовка помещения, организация пространства для совместных переговоров и индивидуальной работы с учетом количества участников медиации, обеспечение технической поддержки в случае необходимости и т.д.);

- организационно-процедурный (управленческий), который касается обеспечения последовательного и конструктивного ведения переговоров. Данный аспект является выражением самой медиационной технологии.

Выполнение организационной функции в процедурном аспекте предполагает, во-первых, создание посредником условий для конструктивного диалога всех участников медиации, во-вторых, организацию переговоров сторон согласно избранной (с учетом специфики спора) модели. Для этого медиатор использует приемы эффективной коммуникации, а также знания теории переговоров и навыки управления переговорным процессом.

В случае если соответствующие условия не оговорены в соглашении о проведении медиации, тип переговоров, как следствие, реализуемая модель примирительной процедуры будет зависеть от профессионального выбора медиатора, его навыков и персонального подхода к примирительной процедуре. Основными техниками, используемыми для осуществления обозначенной выше функции, являются техники активного слушания и обработки информации, вопросные техники, в том числе техники постановки вопросов с целью стимулирования стороны к поиску новых нестандартных решений урегулирования спора. Таким образом, медиатор, не вмешиваясь в содержательную часть спора, управляет конфликтом, что в конечном итоге приводит к его разрешению.

Педагогическая функция реализуется в двух планах:

1) непосредственно в ходе медиации, например, на этапе индивидуальной работы со сторонами при необходимости медиатор может обучать сторону ведению переговоров, высказыванию своих предложений. В зарубежной литературе деятельность медиатора в данном направлении называют "персональным переговорным коучингом" (от англ. coach "тренировать"*(158)).

2) опосредованно, то есть в течение всей процедуры медиации стороны обучаются ведению интегративных переговоров (при реализации классической модели медиации). Иными словами, медиатор своими действиями формирует у сторон определенные образы и модели поведения, которые они в последующем смогут реализовывать при урегулирования разногласий самостоятельно без вмешательства третьих лиц.

В сфере содержания спора медиатор выполняет информационную (предоставление объективной информации относительно сложных вопросов) и в некоторых случаях, консультационную функции. Очевидно, что данные функции характерны лишь для некоторых (неклассических) моделей медиации.

Функция обеспечения благоприятного психологического климата означает действия медиатора, направленные на поддержание мирного взаимодействия участников примирительной процедуры и соблюдение баланса сил сторон. В данном случае приоритетное место занимают навыки управления конфликтом и регуляции эмоционального напряжения сторон.

Все перечисленные функции медиатора взаимосвязаны и взаимообусловлены, что обеспечивает поступательное продвижение сторон в переговорах к урегулированию спора. Следует отметить, что реализация определенных функций и применение указанных приемов и техник возможно не только в рамках медиации, но и в любой иной юридической практике.

Наши рекомендации