Порядок проведения процедуры медиации
В целях научного осмысления основных задач и действий медиатора в рамках примирительной процедуры представляется возможным проанализировать медиацию как совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий. Не вызывает сомнений, что проведение медиации как особым образом организованного переговорного процесса подчинено определенным правилам. Медиационная практика свидетельствует, что нарушение процедурного порядка либо непрофессиональное применение технологии медиации может повлечь "досрочное" прекращение медиации в связи с отказом одной или обеих сторон от продолжения процедуры либо возникновение непреодолимой "тупиковой" ситуации и нецелесообразности дальнейшего проведения переговоров. В некоторых зарубежных странах несоблюдение процедурных правил является основанием для привлечения медиатора к дисциплинарной, а в определенных случаях и гражданско-правовой ответственности*(145).
Порядок проведения медиации формировался практикой. Он полностью обусловлен целями примирительной процедуры и задачами медиатора, которые в свою очередь связаны с моделью медиации. Так, в классической модели медиации приоритетной целью является урегулирование разногласий участников спора путем выявления их истинных потребностей. Соответственно, медиатор должен создавать условия для того, чтобы стороны смогли предельно точно понять суть требований друг друга, осознать собственные интересы, структурировать содержание спора и определить аспекты, по которым важно достигнуть соглашения, выработать и оценить возможные альтернативные варианты выхода из сложившейся проблемной ситуации и в конечном итоге принять наиболее оптимальное решение. Данные задачи выполняются на отдельных стадиях процедуры медиации. В результате формируется некоторый алгоритм действий медиатора, следование которому обеспечивает достижение конечной цели - заключения сторонами медиативного соглашения.
Анализ предложенных в исследовательской литературе подходов к выделению стадий, этапов или фаз классической медиации позволяет сделать вывод о том, что последовательность постановки и разрешения задач медиатора всегда остается одинаковой.
Так, например, с точки зрения И. Кэрролл и К. Маки, структура медиации включает три стадии: подготовительную, стадию обмена информацией и стадию ведения переговоров. Задачами подготовительной стадии являются разрешение организационных и финансовых вопросов, подготовка и оформление соглашения о проведении примирительной процедуры, установление первоначального контакта медиатора и сторон. На второй стадии происходит обмен документами, а также представление позиций в устной форме. Стадия переговоров является основной, в ходе которой медиатор проводит ряд совместных и раздельных встреч в целях выяснения интересов всех участников, сближения их позиций и в конечном итоге выработке соглашения*(146).
Д. Спенсер и М. Броган выделяют девять компонентов классической медиации: подготовка к медиации, вводное слово медиатора, вводное слово сторон, определение проблемы и интересов, определение общих оснований и возможных вариантов урегулирования спора, раздельные сессии, финальная совместная встреча, подготовка письменного соглашения*(147).
Л. Боуль и М. Несик рассматривают две фазы медиации: фазу определения проблемы и фазу разрешения проблемы, в которые входят несколько стадий. Фаза определения проблемы включает неформальную предварительную стадию, официальное открытие медиации, презентацию конфликта сторонами, выявление "точек соприкосновения", определение тем для обсуждения. Вторая фаза начинается с переговоров и выработки вариантов решения. В нее также входят стадии индивидуальной работы, выработки окончательного решения, заключительное слово медиатора, завершение процедуры. До начала первой фазы авторы выделяют в качестве самостоятельного и обязательного этапа подготовку к медиации; а после завершения процедуры - постмедиационные действия медиатора*(148).
Профессор К.Г. фон Шлиффен рассматривает четыре стадии:
1) предварительную стадию (на которой происходит обращение одной или обеих сторон к медиатору, оценка медиатором конфликта, обращение к участникам, решение организационных вопросов);
2) учредительную стадию (на которой медиатор предоставляет информацию о процессе, получает согласие на проведение медиации, знакомит с правилами процедуры, также в рамках данной стадии разрешаются финансовые вопросы и заключается договор о медиации);
3) основную стадию (в ходе которой осуществляется общее описание проблем и сбор информации, выработка и оценка тем для обсуждения, определение интересов, поиск условий решения проблемы);
4) заключительную стадию (на которой сторонами составляется и подписывается соглашение, а также устанавливаются правила о контроле за соблюдением соглашения)*(149).
Х. Бесемер выделяет три фазы медиации:
1) предварительная фаза, на которой осуществляется первый контакт со сторонами, подготовка медиатора, в случае необходимости "предварительная медиация" или консультации со сторонами по процедуре работы с конфликтом;
2) фаза медиационной беседы, которая состоит из пяти ступеней: вступления, выяснения точек зрения сторон, прояснения конфликта, решения проблемы и заключения соглашения;
3) фаза осуществления или, иными словами, последующая встреча для оценки и обсуждения проблем, возникающих при осуществлении договоренности*(150).
А. фон Хертель, рассматривая прикладные аспекты медиации, предлагает ALPHA-структуру медиации, где "A" означает конкретизацию задач; "L" - выработку списка тем, "P" - определение позиций и интересов; "H" - эврику, или поиск решения; "А" - заключение соглашения*(151).
Российские исследователи при выделении стадий медиации во многом основываются на разработках зарубежных коллег.
Например, О.В. Аллахвердова называет семь стадий медиации (вступительное слово, презентация сторон, дискуссия по выработке вопросов для обсуждения, кокус, дискуссия по выработке предложений, подготовка проекта соглашения, выход из медиации)*(152).
В.В. Лисицын рассматривает шесть обязательных этапов коммерческой медиации:
1) информационно-аналитический (в рамках которого стороны коммерческого спора осуществляют поиск, согласование и избрание кандидатуры посредника);
2) подготовительный (главной целью которого является заключение соглашения о посредничестве (медиации));
3) начальный (в ходе которого медиатор дает возможность сторонам конфликта максимально "выговориться" и выплеснуть накопившиеся эмоции; данный этап делится на две самостоятельные стадии: презентацию сторон и дискуссию);
4) рабочий (этап индивидуальной работы со сторонами, или кокус);
5) согласительный (этап согласования позиций сторон);
6) заключительный (оформление достигнутой договоренности в надлежащей правовой форме)*(153).
Представляется, что в данном случае авторское название этапов не в полной мере соотносится с их содержанием. Кроме того, вряд ли стоит выделять в качестве самостоятельного этапа медиации информационно-аналитический, так как деятельность сторон по выбору организации и медиатора выходит за пределы примирительной процедуры. В этом смысле более последовательным представляется подход Д.Л. Давыденко, который в качестве этапов называет подготовку, открытие процедуры, исследование обстоятельств спора и интересов сторон, поиск альтернативных решений, выбор оптимального решения*(154).
Е.И. Носырева, исследуя американский опыт проведения медиации, рассматривает стадию возбуждения процедуры и назначения посредника, подготовку дела к посредничеству, слушание дела, оформление соглашения*(155). Схожего мнения придерживается И.Ю. Захарьящева с тем отличием, что она разделяет "возбуждение посреднической процедуры" и "выбор и назначение посредника" на две самостоятельные стадии*(156).
Очевидно, что и в зарубежной, и в отечественной литературе отсутствует общепризнанный подход к выделению стадий медиации. Между тем формирование единого алгоритма проведения медиации имеет большое значение для дальнейшего развития этого института в российском правовом поле, в том числе для разработки стандартов практической деятельности в рамках саморегулируемых организаций и программ обучения медиаторов.
В целях систематизации представленных подходов к рассмотрению стадий медиации представляется возможным выделить три типа этой процедуры:
1) медиация закрытого типа, суть которой заключается в том, что основная работа медиатора (выяснение оснований спора (действительных интересов), содействие стороне в переосмыслении проблемы и в поиске возможных вариантов урегулирования споров) осуществляется в индивидуальных (закрытых) сессиях. Медиация закрытого типа активно практикуется в странах общего права;
2) медиация открытого типа без проведения индивидуальной работы медиатора с каждой из сторон, когда вся процедура проходит за общим столом переговоров. Медиация открытого типа практикуется некоторыми европейскими специалистами, достаточно широко распространена в Германии;
3) медиация смешанного типа, в рамках которой стороны остаются за общим столом переговоров до тех пор, пока наблюдается положительная динамика к заключению соглашения. И только в исключительных случаях, когда продолжение совместных переговоров невозможно либо нерационально, медиатор может провести индивидуальную работу с каждой из сторон.
Основываясь на практике Центра правовых технологий и примирительных процедур (медиации) Уральской государственной юридической академии, можно сделать вывод о том, что медиация смешанного типа в сочетании с классической моделью медиации оказывается наиболее эффективной. При этом в процедуре медиации предлагается выделять три основные стадии, каждая из которых представляет собой совокупность процедурных действий, объединенных общей целью, а именно:
1) стадию подготовки к медиации;
2) стадию медиационной сессии;
3) контрольно-аналитическую стадию.
Стадия подготовки к медиации представляет собой совокупность процедурных действий, направленных на организацию проведения процедуры. Целью данной стадии является создание условий для проведения медиационной сессии.
На анализируемой стадии перед медиатором поставлены следующие задачи:
проведение оценки медиабельности спора;
определение состава участников (в случае необходимости - приглашение участников процедуры);
разрешение организационных вопросов о месте и времени проведения медиации.
Как правило, во время подготовки медиатор проводит предварительные консультации с участниками процедуры, в которых разъясняет суть, значение и порядок проведения процедуры медиации. Подготовка к медиации может осуществляться в рамках подготовительной совместной встречи медиатора со сторонами и (или) посредством встреч отдельно с каждой из сторон.
Стадия подготовки завершается заключением соглашения о проведении процедуры медиации (agreement to mediate). Оно представляет собой трехстороннее процедурное соглашение, основной целью которого является определение процедурных прав и обязанностей участников медиации. Иными словами, данное соглашение направлено на индивидуализацию общих (утвержденных) правил проведения процедуры медиации с учетом особенностей спора и пожеланий его участников. Обычно в соглашении о проведении процедуры медиации содержатся сведения обо всех участниках примирительной процедуры и о предмете спора. Условия соглашения касаются порядка проведения процедуры (в том числе сроков проведения медиации, избранной модели медиации, функций и полномочий медиатора, оснований и порядка замены медиатора), порядка оплаты процедуры медиации, пределов действия принципа конфиденциальности, ответственности медиатора и сторон за нарушение условий соглашения. Также в соглашение о проведении процедуры медиации рекомендуется включать условия о форме, порядке заключения и вступления в силу медиативного соглашения. При этом медиатор обязан разъяснить сторонам возможные варианты заключения и оформления медиативного соглашения, а также правовые последствия выбора того или иного подхода. Соглашение о проведении медиации может содержать ссылку на правила проведения медиации и положения об оплате расходов на медиацию, утвержденные организацией, обеспечивающей проведение примирительных процедур, либо на процедурные стандарты саморегулируемой организации. Такое соглашение заключается в письменной форме, подписывается как сторонами, так и медиатором. В статье 8 Федерального закона N 193-ФЗ закреплен перечень обязательных условий соглашения о проведении процедуры медиации. В целом он отвечает сложившейся практике.
Стадия медиационной сессии представляет собой совокупность процедурных действий, направленных на выработку взаимовыгодного соглашения и, таким образом, на урегулирование спора. В рамках данной стадии можно выделить несколько этапов:
1 этап: открытие медиационной сессии.
Целью данного этапа является определение порядка дальнейшей работы в рамках медиационной сессии и создание условий для ведения переговоров.
На данном этапе медиатор разъясняет сторонам цели, основные принципы медиации, роль и сферу ответственности участников, последовательность дальнейшей работы, а также правила поведения и взаимодействия участников процедуры. Вступительное слово медиатора помогает нормировать процедуру медиации, настроить стороны на ведение переговоров, а также разрешить оставшиеся организационные вопросы.
2 этап: выступление сторон.
Цель этапа - выявление содержания позиций сторон в споре.
На данном этапе сторонам предоставляется возможность изложить историю развития спора, предъявить и обосновать свои требования.
Задачами медиатора являются получение максимального объема информации о споре, уточнение и конкретизация позиций сторон, выявление уровня и характера рассогласований. На данном этапе стороны при содействии медиатора производят вербализацию спора.
3 этап: определение тем для обсуждения.
Целью этапа является выделение ключевых аспектов (предмета дальнейших переговоров), по которым необходимо достигнуть соглашения.
На данном этапе сторонам предоставляется возможность уточнить позиции друг друга (с учетом услышанного ранее), обсудить проблемную ситуацию.
Задачами медиатора являются определение темы для переговоров, круга вопросов, требующих разрешения, и последовательности их обсуждения, содействие ведению диалога и сближению позиций сторон по каждому выделенному аспекту.
Если на данном этапе возможны плодотворное обсуждение и выработка вариантов урегулирования спора, медиатор продолжает вести переговоры. В случае, если стороны настаивают на первоначально занятых позициях и совместный диалог становится непродуктивным, медиатор переходит к следующему факультативному этапу.
4 этап: индивидуальная работа с каждой из сторон.
Цель этапа - подготовка стороны к обсуждению ключевых аспектов спора и к выработке предложений по их урегулированию.
Основные задачи медиатора заключаются в выявлении интересов и целей каждой из сторон, в обсуждении проблемных вопросов и рассмотрении альтернативных вариантов решения спора, в выработке предложений и определении порядка их дальнейшего обсуждения.
Проведение индивидуальной работы с каждой из сторон является факультативным этапом, в ходе которого медиатор восполняет недостающую информацию и решает задачи, которые не удалось по каким-либо причинам выполнить на предыдущих этапах.
Медиатор работает индивидуально с каждой из сторон, возможно проведение поочередно нескольких встреч.
5 этап: выработка предложений по урегулированию спора. Цель этапа - окончательное урегулирование спора.
Задачами медиатора являются организация совместного анализа возможных вариантов урегулирования спора по каждому из проблемных аспектов на предмет их соответствия интересам сторон, выработка приемлемых условий соглашения, проверка реалистичности исполнения выдвинутых предложений.
6 этап: заключение соглашения.
Цель этапа - принятие сторонами окончательного решения по спору и оформление соглашения.
На данном этапе медиатору следует удостовериться, что достигнутое соглашение удовлетворяет потребности сторон, одинаково понимается всеми участниками процедуры и может быть исполнено обеими сторонами.
Окончательно соглашение может быть составлено в устной или письменной форме.
7 этап: завершение медиационной сессии.
Целью данного этапа является закрытие медиационной сессии и (или) завершение процедуры медиации.
По аналогии с открытием медиационной сессии на данном этапе медиатор произносит заключительное слово, в котором подводит итог медиационной сессии и согласовывает со сторонами дальнейшие действия.
Если спор сторон урегулирован, медиатор уточняет дальнейшие действия по исполнению и необходимость контроля исполнения достигнутого соглашения. В случае если спор не урегулирован, медиатор может обсудить возможность повторной сессии.
Контрольно-аналитическая стадия представляет собой совокупность процедурных действий медиатора, направленных на осуществление контроля за исполнением медиативного соглашения, а также осуществление анализа проделанной работы.
В рамках данной стадии выполняются те действия, которые согласовали стороны и медиатор на завершающем этапе процедуры. Как правило, после окончания медиационной сессии участники процедуры договариваются об очной встрече или связываются по телефону через определенный период в целях обсуждения и совместной оценки результатов медиации.
Выделение таких стадий, этапов и их последовательная реализация на практике позволяют:
- во-первых, получать необходимую информацию для анализа структуры спора (что делает возможным сформировать четкое представление о характере рассогласований и с учетом этого выделить и проранжировать ключевые аспекты спора наиболее оптимальным способом);
- во-вторых, выявить основания спора и истинные интересы сторон, что значительно расширяет пространство для переговоров;
- в-третьих, отделить этап выработки альтернатив решения от этапа заключения окончательного соглашения (что стимулирует поиск наиболее приемлемых вариантов).
Таким образом, медиация является стадийной процедурой. При этом алгоритмичность и последовательность совершаемых медиатором действий отличает это способ урегулирования споров от иных примирительных процедур. У каждой стадии и этапа медиации имеются свои цели и задачи, реализация которых обеспечивает успешное завершение процедуры заключением медиативного соглашения.