Исполнение решений третейских судов по экономическим (хозяйственным) спорам в странах Содружества Независимых Государств
Порядок принудительного исполнения решений третейских судов по делам, вытекающим из договорных и иных гражданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами государств — участников Содружества Независимых Государств, является частным случаем исполнения решений иностранных третейских судов («иностранных арбитражных решений»).
Правовая основа признания и принудительного исполнения таких решений — международные договоры. В каждом конкретном случае необходимо установить наличие или отсутствие международного договора, а затем правильно определить международный договор, в соответствии с которым заинтересованная сторона может обращаться за признанием и принудительным исполнением решения третейского суда, вынесенного на территории одного из государств — участников СНГ на территории другого, участвующего в СНГ государства.
Было бы заблуждением полагать, что существует универсальный, единственно правильный ответ на вопрос о порядке признания и принудительного исполнения решений третейских судов в государствах-участниках СНГ. Возможны разные варианты ответов на такой вопрос. Каждый из этих ответов может быть верным в зависимости от того, на территории какого государства было вынесено решение третейского суда и на территории какого государства требуется его признание или исполнение. Решение зависит от того, в каких международных договорах участвуют эти государства.
В принципе, признание и исполнение решений третейских судов на территории государств — участников СНГ может осуществляться в соответствии с двумя многосторонними международными договорами: 1) Нью-Йоркской конвенцией «О признании и исполнении иностранных арбитражных решений»; 2) «Соглашением о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности», подписанным главами правительств государств — участников СНГ 20 марта 1992 г. в г. Киеве.
При этом в одних государствах — участниках СНГ действуют оба названных международных договора (Россия, Беларусь, Украина), в других — только Нью-Йоркская конвенция (Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан), а в некоторых государствах — участниках СНГ Be применяется ни один из этих международных договоров (Армения, Азербайджан, Молдова, Таджикистан, Туркмения)*.
* Данные о статусе Нью-Йоркской конвенции приведены но: Inquiry-Retrieval system on Legislation «Garant» 4.0 Document «СТАТУС КОНВЕНЦИЙ ЮНСИТРАЛ» (Апрель 6, 1998).
Рассмотрим несколько возможных ситуаций.
Предположим, третейский суд на территории государства, не являющегося стороной ни Нью-Йоркской конвенции, ни Соглашения от 20 марта 1992 г., рассмотрел спор по иску организации, имеющей местонахождение на территории этого государства, к организации, имеющей место нахождения в государстве — участнике СНГ, являющемся стороной в Нью-Йоркской конвенции. Решение третейского суда не было исполнено добровольно. Может ли заинтересованная сторона обратиться в компетентный суд государства, в котором имеет местонахождение ответчик? Если государство — участник Нью-Йоркской конвенции не сделало при подписании, ратификации или присоединении к этой Конвенции заявления о том, что оно будет применять ее в «отношении признания и приведения в исполнение арбитражных решений, вынесенных только на территории другого Договаривающегося государства» (п. 3 ст. I Нью-Йоркской конвенции), то возможность такого обращения, в принципе исключить нельзя.
А вот ответ на вопрос о возможности признания и приведения в исполнение решения третейского суда по спору между двумя организациями, имеющими место нахождения на территории государств — участников СНГ, не участвующих ни в Нью-Йоркской конвенции, ни в Соглашении 1992 г., будет скорее всего отрицательным.
Если обе организации, спор между которыми был рассмотрен третейским судом, находятся на территории разных государств — участников СНГ, являющихся сторонами Нью-Йоркской конвенции и не участвующими в Соглашении 1992 г., то признание и исполнение решения третейского суда должно быть осуществлено на основании Нью-Йоркской конвенции. Однако и в этом случае могут иметь место затруднения практического характера, поскольку не во всех государствах — участниках СНГ существует национальное процессуальное законодательство, устанавливающее процедуру принудительного исполнения решений иностранных третейских судов.
Наибольшие трудности вызывает определение оснований и порядка взаимного признания и исполнения решений третейских судов по экономическим (хозяйственным) спорам, если обе стороны третейского разбирательства имеют место нахождения на территории России, Белоруссии, Украины. Как уже было отмечено, эти три государства участвуют и в Нью-Йоркской конвенции, и в Соглашении 1992 г. Оба эти многосторонних договора предусматривают признание и исполнение решений третейских судов, вынесенных на территории иного государства-участника.
Так, согласно ст. I Нью-Йоркской конвенции, она «применяется в отношении признания и приведения в исполнение арбитражных решений, вынесенных на территории государства иного, чем то государство, где спрашивается признание и приведение в исполнение таких решений по спорам, сторонами в которых могут быть как физические, так и юридические лица». В статье V Нью-Йоркской конвенции установлены основания для отказа в признании и исполнении таких решений (как уже отмечалось, эти основания тождественны основаниям, предусмотренным в ст. 35 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже»; признание и приведение в исполнение решений иностранных третейских судов на территории Российской Федерации осуществляется судами общей юрисдикции субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей»).
Соглашение «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности» регулирует вопросы разрешения дел, вытекающих из договорных и иных гражданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами (ст. 1). В соответствии с ч. 2 ст. 3 этого Соглашения «хозяйствующие субъекты каждого государства — участника Содружества Независимых Государств имеют право на территории других государств — участников Содружества Независимых Государств право беспрепятственно обращаться в суды, арбитражные (хозяйственные) суды, третейские суды и другие органы, к компетенции которых относится разрешение дел, указанных в ст. 1 настоящего Соглашения (в дальнейшем — компетентные суды), могут выступать в них, возбуждать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия».
В статье 7 Соглашения предусмотрено, что:
«Решения, вынесенные компетентными судами одного государства — участника Содружества Независимых Государств, подлежат исполнению на территории других государств — участников Содружества Независимых Государств.
Решения, вынесенные компетентным судом одного государства — участника Содружества Независимых Государств в части обращения взыскания на имущество ответчика, подлежат исполнению на территории другого государства — участника Содружества Независимых Государств органами, назначенными судом либо определенными законодательством этого государства».
Далее в ст. 8-9 Соглашения решены некоторые процессуальные вопросы, связанные с порядком обращения заинтересованной стороны (в споре. — Авт.) в компетентный суд государства — участника СНГ с ходатайством об исполнении решения компетентного суда другого государства — участника СНГ, а именно: определен перечень прилагаемых к такому ходатайству документов, основания для отказа в приведении исполнения решения.
К ходатайству прилагаются: должным образом заверенная копия решения, о принудительном исполнении которого возбуждено ходатайство; официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, если это не видно из. текста самого решения; доказательства извещения другой стороны (в споре — Авт.) о процессе; исполнительный документ.
В приведении в исполнение решения может быть отказано по просьбе стороны, против которой оно направлено, только если эта сторона представит компетентному суду по месту, где испрашивается приведение в исполнение, доказательства того, что:
а) судом запрашиваемого государства — участника Содружества Независимых Государств ранее вынесено вступившее в законную силу решение по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию;
6) имеется признанное решение компетентного суда третьего государства — участника Содружества Независимых Государств либо государства, не являющегося членом Содружества, по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию;
в) спор в соответствии с настоящим Соглашением разрешен некомпетентым судом;
г) другая сторона не была извещена о процессе;
д) истек трехгодичный срок давности предъявления решения к принудительному исполнению.
В судебной практике до последнего времени не вставал вопрос о том, какой же из рассматриваемых многосторонних международных договоров подлежит применению. В литературе отмечалось, что существует потенциальная опасность коллизии («конфликта») этих договоров и высказывалось предложение о целесообразности присоединения всех государств — бывших республик в составе СССР к Ныо-Йоркской конвенции и о нецелесообразности принятия региональных конвенций, договоров, соглашений по вопросам исполнения решений третейских судов*.
* См.: Третейский суд. Законодательство. Практика. Комментарии / Сост. и автор комментариев Е.Л. Виноградова. М., 1997. С. 685.
Однако такое предложение несколько запоздало, поскольку было опубликовано после принятия Соглашения 1992 г. Представляется, что оно должно быть трансформировано в предложение об исключении третейских судов из сферы применения этого Соглашения. Однако сложность реализации этого предложения очевидна. (Такое предложение высказывалось в 1997-1998 гг. на ряде конференций и семинаров Председателем Международного коммерческого арбитража при Торгово-промышленной палате Украины, профессором Побирченко И.Г.)
К началу 1998 г. в практике государственных судов России, Украины и Беларуси была сформирована разная и по-разному обосновываемая практика взаимного Исполнения решений третейских судов.
В Украине такое исполнение осуществляется областными судами общей юрисдикции в порядке, определенном в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. «О признании и исполнении решений иностранных судов и арбитражей». Применение этого Указа основано на Постановлении Верховного Совета Украины от 12 сентября 1991 г. «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства СССР», в соответствии с которым до принятия соответствующих актов законодательства Украины на ее территории применяются акты законодательства Союза ССР по вопросам, которые не урегулированы законодательством Украины, при условии, что эти акты не противоречат Конституции и законам Украины.
В Беларуси специалисты и практикующие юристы ведут дискуссию о том, какие суды — хозяйственные или общей юрисдикции — компетентны рассматривать заявления об исполнении решений третейских судов по экономическим спорам, вынесенным на территории России, Украины, иных иностранных государств. Ряд белорусских специалистов обосновывает точку зрения, согласно которой в Беларуси, так же как в России и Украине, продолжает действовать как не Противоречащий Конституции и иным законам Республики Беларусь Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. «О признании и исполнении решений иностранных судов и арбитражей». Соответственно, судами, компетентными рассматривать заявления о признании и исполнении иностранных решений, являются областные суды общей юрисдикции. Несмотря на то, что в судебной практике были случаи принудительного исполнения решений иностранных третейских судов по экономическим (торговым, коммерческим) спорам белорусскими судами общей юрисдикции, руководствовавшимися Нью-Йоркской конвенцией и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г., в конце 1997 — начале 1998 г. сформировалась иная судебная практика. И хозяйственные суды, и суды общей юрисдикции Республики Беларусь стали достаточно последовательно исходить из того, что принудительное исполнение решений иностранных третейских судов на территории Беларуси осуществляется хозяйственными судами этого государства. В основе такой практики — ст. 109 Хозяйственно-процессуального кодекса Республики Беларусь 1991 г., согласно которой решения и исполнительные документы судов иностранных государств, вынесенные по хозяйственным спорам в отношении юридических лиц и субъектов хозяйствования Республики Беларусь, обращаются к принудительному исполнению на основании определения хозяйственного суда Республики по месту нахождения указанных лиц в соответствии с законодательством Беларуси, а также договорами Республики Беларусь с соответствующими государствами*.
* См.: Хозяйственно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, введенный в действие с 1 июля 1991 г. постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 5 июня 1991 г. № 839-XII // Законы Республики Беларусь. Постановления и разъяснения Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь. Другие материалы по хозяйственному законодательству. Минск, 1994. С. 229.
В России практика арбитражных судов, по-видимому, будет сформирована с учетом обоснования приоритета Соглашения 1992 г. по отношению к Нью-Йоркской конвенции, которая носит универсальный характер и действует в том случае, если отсутствует региональное или двустороннее соглашение по одному и тому же вопросу (ст. 30 Венской конвенции о праве международных договоров)*.
* См.: Нешатаева Т.Н. О некоторых вопросах исполнения решения по экономическим спорам государств—участников СНГ //Хозяйство и право. 1998. № 1. С. 126 128.
В качестве примера правильного решения коллизии между Нью-Йоркской конвенцией (международным договором универсального характера) и Соглашением 1992 г. (региональное соглашение) в пользу последнего приведен пример из практики арбитражных судов.
«В арбитражный суд Российской Федерации было направлено для исполнения решение по экономическому спору, вынесенное третейским судом — Международным коммерческим арбитражем при Торгово-промышленной палате Республики Беларусь.
Ответчиком в данном споре выступало российское акционерное общество. Суд общей юрисдикции отказался исполнять указанное решение, посчитав, что это является компетенцией арбитражного суда. При этом суд общей юрисдикции сослался на то обстоятельство, что Российская Федерация и Республика Беларусь являются участниками Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киев, 1992), которое предусматривает, что хозяйствующие субъекты каждого государства — участника Содружества Независимых Государств имеют на территории других Государств - участников СНГ право беспрепятственно обращаться в суды, арбитражные (хозяйственные) суды, третейские суды и другие органы, к компетенции которых относится разрешение дел (ст. 3).
Согласно ст. 7 и 8 Соглашения решения компетентных судов взаимно признаются и исполняются на территории государств — участников СНГ.
Механизм исполнения судебных решений определяется по нраву страны, в которой решение подлежит исполнению.
Арбитражный суд выдал приказ на исполнение решения третейского суда иностранного государства, указав, что оснований для отказа в его выдаче суд не усматривает. Кроме того, арбитражный суд подчеркнул, что Российская Федерация и Республика Беларусь являются участниками Соглашения, определяющего национальный порядок исполнения решений третейских судов. На территории Российской Федерации такой порядок установлен Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров, где предусмотрено, что решения третейского суда исполняются арбитражным судом (разд. V).
Этот пример свидетельствует, что суды признали приоритет упомянутого Соглашения для применения на практике по отношению к Нью-Йоркской конвенции 1958 г. «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений».
Отношения Республики Беларусь и России по конкретному правоотношению урегулированы региональным соглашением по тому же вопросу, что и Нью-Йоркская конвенция. Следовательно, в первую очередь применению подлежит региональное соглашение, а именно Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности».
Глава 21