Поводы к пересмотру в порядке надзора
Если подача апелляционной или кассационной жалоб влечетзасобой обязательное рассмотрение дела судом соответствующей инстанции, то такого правила относительно надзорной инстанции в законе нет. Автоматически дело в надзорную инстанцию не направляется. Для этого должны быть предусмотренные АПК условия.
Один из основных и преобладающих поводов к пересмотру дела в надзорном порядке — заявление о принесении протеста в порядке надзора.
Анализ ст. 185 и некоторых других ст. АПК показывает,что такоезаявление должно отвечать определенным требованиям.
Во-первых, следует иметь в виду, что допускается пересмотр решения, определения, которое может быть обжаловано, или постановления после вступления в законную силу, т.е. через месяц после принятия решения или определения либо с момента принятия постановления апелляционной инстанции, если дело ею рассматривалось.
Однако может ли заявление о принесении протеста на решение, определение или постановление апелляционной инстанции подаваться до истечения срока на подачу кассационной жалобы? Кодекс не дает прямого ответа на этот вопрос. Однако следует сделать вывод о том, что, если не использованы возможности для кассационного обжалования, обращение с заявлением о принесении протеста в порядке надзора надо признать преждевременным. Надзорный порядок проверки судебных актов является особым, исключительным, и к нему соответствующие лица могут прибегать только после того, как исчерпаны другие предусмотренные законом способы обжалования. Косвенное подтверждение такого же подхода мы находим в ч. 1 ст. 185 АПК, в которой сказано, что заявление может быть подано после рассмотрения дела в апелляционной или кассационной инстанциях. Президиум Высшего Арбитражного Суда России также твердо придерживается этой линии. Заявление, поступившее до истечения срока на кассационное обжалование, к рассмотрению не принимается.
Во-вторых, заявление может быть подано не любым лицом, а лишь лицами, участвовавшими в деле (см. ч. 1 ст. 185 АПК). Их состав перечислен в ст. 32 АПК. Практика показывает, что имеются случаи, когда судебный акт затрагивает права и законные интересы лиц, не привлеченных к участию в деле. Таким лицам предоставлено право подать апелляционную или кассационную жалобу (см. п. 4 ч. 3 ст. 158 и п. 5 ч. 3 ст. 176 АПК). Если лицо, не участвовавшее в деле, узнало о наличии судебного акта, вступившего в законную силу, который затрагивает его права и обязанности, вряд ли было бы правильным отказывать такому лицу в праве обратиться с заявлением и не принимать его к рассмотрению только потому, что оно не участвовало в деле. Суд обязан был на более ранних стадиях содействовать его участию в деле и не принимать такой судебный акт. Во всяком случае, если решение принято, то, надо полагать, суд должен известить это лицо о принятом решении наравне с другими лицами, участвовавшими в деле, как того требует Кодекс (см. ст. 137, 142, ч. 4 ст. 159, ч.3 ст. 177 АПК)*.
* Следует обратить внимание на то, что ст. 142 АПК предписывает суду направлять определение, которое может быть обжаловано, не только лицам, участвующим в деле, но и другим лицам, которых оно касается.
В-третьих, заявление может быть подано после того, как дело было рассмотрено в апелляционной или кассационной инстанциях. Указанное правило продиктовано тем, что если лицо хотя бы один раз не воспользовалось своим правом на подачу жалобы согласно обычной установленной законом процедуре, то это лицо само лишило себя права обращаться с заявлением о принесении протеста в порядке надзора.
Особой представляется ситуация, если дело не было рассмотрено ни во второй, ни в третьей инстанциях, но не потому, что жалоба не подавалась. Она не была принята к рассмотрению и возвращена судом. При таком положении нет оснований считать, что лицо игнорировало возможность обжалования. Например, апелляционная жалоба возвращена ввиду неприложения документов, подтверждающих уплату государственной пошлины. Когда же эта жалоба была направлена вторично, с приложением необходимых документов, а также с ходатайством о восстановлении пропущенного срока (который к тому времени уже истек), то ходатайство было отклонено, так как пропуск срока признан неуважительным. Ко времени получения определения апелляционной инстанции истек установленный срок и на подачу кассационной жалобы, и ходатайство о его восстановлении также не было удовлетворено. Таким образом, дело не было предметом рассмотрения по существу ни в апелляционной, ни в кассационной инстанциях. Тем не менее отказывать в рассмотрении заявления о принесении протеста в порядке надзора было бы неправильно. Практика Высшего Арбитражного Суда РФ идет по пути принятия таких заявлений и организации проверки законности и обоснованности решения или определения.
Во всех рассмотренных случаях заявление может быть подано представителем при наличии полномочия на его подписание, что специально должно быть оговорено в доверенности, выданной представляемым (см. ст. 50 АПК).
Если по результатам рассмотрения заявления лицо, уполномоченное принести протест, не найдет к этому оснований, оно сообщает о принятом решении заявителю. Закон не содержит предписания относительно того, что ответ должен содержать указание на мотивы отказа в принесении протеста. На практике такие ответы в ряде случаев содержат мотивировку об отсутствии оснований для принесения протеста. Но могут быть даны и краткие ответы.
Специального рассмотрения заслуживает вопрос о принесении уполномоченным лицом протеста по собственной инициативе, при отсутствии заявления лица, участвовавшего в деле. Закон допускает такую возможность. Тем не менее представляется неправильным, если этим правом соответствующие должностные лица будут широко пользоваться. На практике такие факты крайне редки. Это объясняется следующим. Одна из особенностей гражданских прав состоит в том, что лицо лично вправе ими распоряжаться, разумеется, в допустимых законом пределах. Что касается возбуждения дела в суде, то еще со времен Древнего Рима существует правило: «Никто не может быть принужден к предъявлению иска против своей воли» (пето invitus agere cogitur). Это же право имеет участник процесса в части подачи жалобы. Вряд ли помимо воли и желания лица, против которого принято решение, можно требовать его пересмотра. (Что касается стороны, выигравшей процесс, то она вправе отказаться от требования и на стадии исполнения.)
В этом суть принципа диспозитивности. Однако действие данного правила небезгранично.
Во-первых, судебный акт может затрагивать права и законные интересы третьих лиц, и необходимость их защиты может потребовать принесения протеста при отсутствии заявления.
Во-вторых, в арбитражном суде рассматриваются различные категории дел, в частности, дела по экономическим спорам, вытекающим из административных правоотношений (налоговые, таможенные и иные). Одной из сторон в них выступают, как правило, органы государственной власти и управления. В таких делах, если такая сторона и согласилась с незаконным судебным актом, то право принесения протеста в защиту государственных интересов имеет, как известно, прокуратура.
Наконец, нельзя исключать положение, при котором принесение протеста по инициативе уполномоченного лица продиктовано необходимостью исправить явное нарушение закона, когда оставление в силе судебного акта будет противоречить единообразному пониманию и применению закона и может тем самым привести к связанным с этим негативным последствиям.
Инициировать постановку такого вопроса могут председатели арбитражных судов. Подобные обращения именуются представлениями. Они проверяются, и по результатам принимаются такие же решения, как по заявлениям о принесении протеста в порядке надзора.
Протест в порядке надзора
Дело может быть рассмотрено Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ только в случае принесения протеста. Закон (ст. 181 АПК) устанавливает, что таким правом наделены Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, заместители Председателя, Генеральный прокурор РФ и заместители Генерального прокурора. При этом правом опротестования решения Высшего Арбитражного Суда РФ, принятого им в качестве суда первой инстанции, обладают только Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и Генеральный прокурор РФ*.
* АПК не даст прямого ответа на вопрос о том, кто может принести протест на определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Речь идет о таких определениях, вступивших в законную силу, возможность обжалования которых отдельно от решения Кодексом предусмотрена и которые препятствуют дальнейшему движению дела (см. ч. 1 ст. 191 АПК). Представляется, что протесты на такие определения, так же как и на решения, могут приносить только Председатель ВАС РФ и Генеральный прокурор РФ. Порядок рассмотрения протестов на определения и на решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установлен одинаковый (см. ч. 2 ст. 191 АПК).
Протест может быть принесен при наличии оснований считать, что судебный акт является незаконным или необоснованным. Для того чтобы прийти к такому выводу, необходимо ознакомиться с материалами дела. Право для истребования из соответствующего арбитражного суда дела имеют лица, которые наделены правом принесения протеста.
Как правило, истребованное дело в связи с заявлением о принесении протеста, направляется в Высший Арбитражный Суд РФ или в Прокуратуру.
АПК не содержит нормы относительно содержания протеста в порядке надзора. Однако на практике сложился единый подход, который заключается в следующем. Протест, как правило, содержит вводную часть, краткое изложение содержания судебных актов, мотивы, на основании которых суд пришел к определенным выводам, и юридическую оценку фактических обстоятельств. Главное в протесте — указание на то, в чем заключается необоснованность или незаконность опротестованного судебного акта со ссылкой на имеющиеся в деле материалы и соответствующая аргументация, подтверждающая позицию протеста. В заключительной части протеста излагаются предложения, которые должны корреспондировать с полномочиями надзорной инстанции, предоставленными ей Кодексом (см. ст. 187 АПК).
В Кодексе 1992 г. содержалось правило, согласно которому протест не мог быть принесен по истечении года со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу. Такое положение вызывало серьезную критику, нередко весьма обоснованную. Конечно, наличие срока дисциплинировало стороны и способствовало поддержанию большей определенности в хозяйственных отношениях. Но с другой стороны, возникали ситуации, вступавшие в противоречие с принципами законности и справедливости. Это, в частности, случаи утраты дела и невозможности его восстановления в короткие сроки. Незаконное решение нередко могло иметь преюдициальное значение для других дел. Но за пределами годичного срока оно также не могло быть пересмотрено в порядке надзора.
В Кодексе 1995 г. принесение протеста не ограничено определенным сроком.
Приостановление исполнения решения, постановления. Эта мера направлена на защиту интересов стороны, против которой принято решение или постановление апелляционной либо кассационной инстанций. Она вызывается тем, что если судебный акт будет исполнен, то в случае его отмены исполнение может быть затруднено или невозможно. В условиях, когда новые экономические отношения еще не получили должного развития, такие факты неединичны.
Кодекс детально не регламентирует отдельные положения, связанные с принятием этой меры. Рассмотрим некоторые из них.
Прежде всего возникает вопрос, требуется ли возбуждать ходатайство о приостановлении. В кассационной инстанции суд вправе приостановить исполнение решения или постановления апелляционной инстанции по ходатайству лиц, участвующих в деле (см. ст. 170 АПК). В надзорной стадии судопроизводства указания в законе на такое ходатайство нет (см. ст. 182 АПК). Означает ли это, что и при отсутствии ходатайства исполнение решения или постановления может быть приостановлено? Запрета нет, однако практика Высшего Арбитражного Суда России не знает случаев приостановления исполнения без ходатайства лиц, участвующих в деле, когда дело проверяется по заявлению этих лиц.
Поскольку право приостановления исполнения имеют только Председатель или заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, исполнение ими может быть приостановлено в случае обращения с таким ходатайством Генерального прокурора или заместителя Генерального прокурора РФ.
Ходатайство о приостановлении исполнения должно быть мотивированным, т.е. содержать веские доводы о необходимости принять указанную меру.
Как правило, исполнение приостанавливается одновременно с принесением протеста в Президиум. Но могут быть случаи, когда промедление с приостановлением является неоправданным. Поэтому при наличии веских оснований может быть принято решение о приостановлении исполнения и до принесения протеста.
Как процессуально оформляется приостановление исполнения? Кодекс этот вопрос не регламентирует. АПК не содержит исчерпывающего перечня процессуальных действий, оформляемых в виде определения, выносимого в виде отдельного акта. Фактически сложилась твердая практика приостановления исполнения во всех случаях в виде специального определения. Это определение выдается или высылается заинтересованному лицу. О принятом акте извещается суд первой инстанции.
В течение какого времени действует приостановление? По сложившейся практике, исполнение приостанавливается до окончания надзорного производства, т.е., как правило, до принятия постановления Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ.
Должностное лицо, приостановившее исполнение, может его отменить до истечения срока, на который данная мера была принята, если установит, что отсутствуют или отпали обстоятельства, которые послужили основанием для ее принятия.
Как установлено ч. 3 ст. 135 АПК, решения арбитражного суда о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов подлежат немедленному исполнению до вступления в законную силу. Распространяется ли право приостановления исполнения на такие решения? Представляется, что решение, которое подлежало немедленному исполнению, фактически исполнено. Нельзя допустить предположения, что в силу тех или иных обстоятельств такое решение не будет исполнено. Следует исходить из того, что решение исполнено. Поэтому вопрос переходит в иную плоскость, и речь идет уже не о приостановлении исполненного решения, а о повороте исполнения. Ясно, что лицо, имеющее право приостановить исполнение, правом поворота исполнения не наделено.