Журомский С.И.: Юстиции зарубежных государств

КРАТКАЯ АНОТАЦИЯ МОДУЛЯ

Из существующих ныне в мире систем правоохранительных органов (юстиции) выделим три группы:

· страны, испытывающие. на себе влияние одной из старейших систем юстиции – англосаксонской (Англия, США, Канада, Австралия и др.)

· страны континентальной, или романо-германской, системы права и юстиции;

· страны Восточной и Центральной Европы (страны бывшего социалистического содружества);

Большинство западных стран восприняли британскую правовую традицию.

На Западе широко распространены частные полицейские службы и детективные агентства. Приватные правоохранительные структуры работают в тесном контакте с государственной полицией. В последнее время кое-какие частные структуры в сфере юстиции стали появляться и в некоторых странах бывшего Советского Союза, в частности, в России. Некоторые наметки на этот счет содержатся и в нашей Концепции судебно-правовой реформы, хотя закона по этому поводу у нас пока нет. Если говорить о судоустройстве в странах Восточной и Центральной Европы, то их системы сравнимы с нашей. Сейчас в этих государствах идет процесс глубокого реформирования. Подобно нам, они решают задачу строительства правового демократического государства.

В Англии суды делятся на две категории — высшие и низшие. Система высших судов достаточно сложная. Она включает в себя Верховный суд Англии и Уэльса; Палату лордов. Кроме того, существует относительно самостоятельная система высших судов Шотландии и Северной Ирландии. Низшее звено — основное. В настоящее время Верховный суд Англии и Уэльса состоит из трех структурных элементов: Высокого суда, Суда короны и Апелляционного суда.

Высокий суд действует в качестве суда первой и апелляционной инстанции поуголовным делам. Возглавляет Высокий суд в целом и его канцелярское отделение лорд-канцлер, а отделение королевской скамьи – лорд - главный судья. Все они назначаются королевским указом.

Суд короны, входящий в состав Верховного суда, является высшим уголовным судом. Его заседания проходят более чем в шестидесяти городах страны (выездные сессии). Судьями Суда короны являются все судьи высокого суда, а также окружные судьи и рекордеры.

Апелляционный суд, действующий в составе Верховного суда рассматривает апелляции на приговоры и апелляционные постановления Суда короны (т.е., по сути, судов присяжных). Причем, апелляции по вопросам права рассматриваются по инициативе апелляционного суда, а по вопросам факта, как правило, с согласия суда короны. Апелляционный суд состоит из гражданского и уголовного отделений. Помимо Верховного суда в Англии действует Суд Палаты лордов. Это высшая и окончательная судебная инстанция (как у нас, к примеру, Пленум Верховного суда) для всех судов Англии и Уэльса, а также Шотландии и Северной Ирландии по принципиальным вопросам права.

Правосудие в США представляет собой разветвленную и громоздкую структуру Судебная система страны состоит из федеральных судов и судов штатов. Американский суд в своей деятельности, выходит за привычные рамки разрешения споров о праве. Он активно участвует в регулировании крупных политических,. экономических и социальных проблем.

Таким образом, первой особенностью американской юстиции следует считать необычайно высокий авторитет судебной власти. Вторая особенность состоит в том; что это «двойная», или, точнее сказать, двуединая система; образованная, с одной стороны, федеральной системой и, с другой — судебными системами штатов, суды каждой из которых действуют в своей сфере самостоятельно и полновластно, т.е., федеральные суды не являются вышестоящими по отношению к судам штатов.

Высшим органом судебной власти на федеральном уровне является Верховный суд США. Он состоит из шести судей, включая главного судью, или председателя. Территория страны разделена на 94 судебных района, в каждом из которых образован районный федеральный суд (c числом судей от одного до 27). Также функционируют окружные апелляционные суды (для пересмотра решений районных федеральных судов). Район, в свою очередь, делится на участки, где работает один из районных судей. Районные суды тесно связаны с так называемыми магистратами, или магистратскими судами, представляющими собой низшее звено федеральной судебной системы. Они действуют в качестве мировых судей, рассматривают мелкие правонарушения, определяют условия, на которых обвиняемый может быть освобожден от содержания под стражей, а также выполняют иные обязанности, которые районный федеральный суд может возложить на них.

Важным звеном судебной системы США являются федеральные апелляционные суды, они занимают промежуточное место в трехзвенной федеральной судебной системе США. За исключением небольшой категории дел, которые попадают непосредственно в Верховный суд США, апелляционные суды выносят окончательное решение по делам, рассматриваемым районными и территориальными судами, налоговым судом и многочисленными агентствами. Абсолютное большинство дел, поступивших в апелляционные суды, разрешаются ими окончательно.

Сейчас территория США разделена на 11 округов с одним апелляционным судом в каждом. Число судей в этих судах колеблется от 3 до 15. Их назначает президент по совету и с согласия сената. Дела обычно рассматриваются тремя судьями, а иногда и в полном составе. Общее руководство деятельностью апелляционного суда осуществляет председатель суда, назначение которого происходит довольно сложным путем. Председателем становится судья, не достигший 70-летнего возраста и имеющий наибольший стаж службы в качестве члена апелляционного суда. Если же все судьи старше 70 лет, председателем становится самый молодой из них. Он остается в своей должности до тех пор, пока вновь назначенный в округ судья после года работы не заменит его.

Особое место не только в судебной, но и в политической системе США занимает Верховный суд, т.к. он осуществляет функцию конституционного надзора, т.е. решает не только судьбу дела на основе закона, но и а случае, если это связано с делом, судьбу самого закона - вопрос о его соответствии Конституции.

В качестве суда первой инстанции Верховный суд США выступает крайне редко. Это случается лишь по двум категориям дел: когда одной из сторон в споре является штат или по делам, возникающим в связи с предъявлением иска иностранным послам, иным дипломатически представителям, а также членам их семей и обслуживающему персоналу. Значительно более широкий круг вопросов рассматривается Верховным судом в качестве суда второй инстанции (главным образом, апелляционной). Однако обращение к Верховному суду как к апелляционной инстанции вовсе не означает, что дело будет принято к рассмотрению. Все зависит от наличия в деле «существенного федерального интереса». Если его: нет, суд может уклониться от рассмотрения дела.

Наряду с судами высшей юрисдикции, в Америке существует разветвленная система так называемых специализированных судов, входящих в федеральную систему. Это претензионный суд для: рассмотрения имущественных претензий частных лиц к правительству США. Это и суд по таможенным делам, рассматривающий жалобы импортеров на таможенные власти США. Он заседает, как правило, в порту, через который идет импорт товаров. Сама же штаб-квартира его расположена в Нью-Йорке. Решение таможенного суда может быть обжаловано также в специализированный апелляционный суд по таможенным и патентным делам. Это, наконец, налоговый суд, рассматривающий споры в связи с решением федерального налогового ведомства и его подразделений. К этой же категории специализированных судов относится и так называемый временный чрезвычайный апелляционный суд. Он рассматривает вопросы, связанные с ценами, платой за жилье, а также с применением законов о «стабилизации экономики».

Особую группу судов вне федеральной судебной системы составляют военные суды. Они не являются постоянно действующими судебными органами, а созываются для рассмотрения конкретных дел. Право созыва их принадлежит командованию на соответствующему уровне — от президента США как главнокомандующего до командира роты. Они образуют трехзвенную систему. К судам первой инстанции относятся суммарные военные суды, специальные военные суды и общие военные суды. Апелляционной инстанцией по отношению к суммарным, специальным и общим военным судам является коллегия (или бюро) по проверке судебных решений. Высшим судебным органом для военных судов выступает Военно-апелляционный суд, представляющий собой одно из подразделений Министерства обороны США и подчиненный, как и военные суды, командованию.

Сложное построение имеют судебные структуры штатов. Причем в каждом штате существует своя система отправления правосудия, нет фактически двух штатов с одинаковым судоустройством. Немногие черты сходства между судебными системами различных штатов заключаются в наличии, по меньшей мере, судов двух типов: местных судов первой инстанции, рассматривающих дела по существу, и судов второй инстанции, обладающих апелляционной юрисдикцией. Каждый штат имеет свою верховную судебную власть в лице высшего или апелляционного суда. Разграничение подчиненности между федеральными судами и судами отдельных штатов — вопрос довольно сложный и нередко спорный.

Судебная система Франции имеет дихотомическое строение. Она подразделяется на общие и специальные суды. Действующее законодательство страны предусматривает несколько процедур судебного разбирательства по первой инстанции в зависимости от характера уголовного деяния. При этом все уголовные деяния французское законодательство делит на три категории: преступления, деликты и проступки. В соответствии с этим уголовные дела рассматриваются в одном случае судом присяжных, в другом — исправительным, в третьем — полицейским трибуналом. Суд присяжных состоит из трех постоянных членов (председатель и два асессора) и девяти присяжных заседателей.

Постоянные члены французского суда и присяжные заседатели составляют единую коллегию, т.е. разграничение компетенции между ними отсутствует и все вопросы решаются совместно. Однако это единство не является абсолютным. Процессуальные полномочия председателя суда, а следовательно, и его реальное значение, исключительно велики Он может принимать ряд важных процессуальных решений вне зависимости от мнения состава суда. При этом позиция асессоров и присяжных заседателей юридического значения не имеет. Более того, единоличное решение председателя в ряде случаев может иметь преимущественное значение по отношению к противоречащему ему коллегиальному решению суда. Председатель вправе, например, удовлетворить ходатайство, в котором суд большинством голосов отказал. Таким образом, закон отдает предпочтение профессионализму и компетентности как главным условиям правильности судебного решения. По окончании судебного следствия и прений сторон выносится путем тайного голосования приговор. Для обвинительного приговора необходимо большинство в восемь голосов (из девяти). Требование мотивировки приговора в законодательстве отсутствует.

Дела о деликтах рассматриваются исправительными трибуналами. В состав исправительного трибунала входят трое профессиональных судей, один из которых — председатель. Участие прокурора в заседании исправительного трибунала обязательно, участие защитника лишь допускается. Что же касается обвиняемого, то в значительном числе случаев исправительные трибуналы рассматривают уголовные дела в его отсутствие.

Дела о проступках поступают в полицейские трибуналы. В составе полицейского трибунала один профессиональный судья. Для рассмотрения дела по существу судья обязан ознакомить обвиняемого с содержанием полицейского протокола и предложить ему уплатить штраф. Согласие обвиняемого с данной мерой и выплата соответствующей суммы автоматически прекращает дальнейшее производство по делу. Отказ обвиняемого от уплаты штрафа влечет за собой рассмотрение дела по существу. При этом основное значение придается письменным доказательствам, главным образом, протоколам и донесениям, составленным служащими полиции. Это имеет существенное практическое значение, т.к. 99 % всех уголовных дел во Франции рассматривается именно в порядке упрощенного производства исправительными и полицейскими трибуналами.

Апелляционный суд во Франции состоит из двух палат — по уголовным и гражданским делам. Он является второй инстанцией для нижестоящих судов и рассматривает апелляционные жалобы в составе не менее пяти членов суда. Пересмотру в апелляционном порядке в палате по уголовным делам подлежат только приговоры исправительных и полицейских трибуналов.

Высшей судебной инстанцией Франции является Кассационный суд. Здесь в коллегиальном порядке (не менее 9 судей) пересматриваются решения и приговоры суда присяжных и апелляционного суда. Основанием для пересмотра дела в кассационном порядке является лишь вопрос права. При рассмотрении уголовных дел кассационный суд располагает полномочиями оставить приговор без изменении, отменить приговор и направить на новое рассмотрение или изменить приговор. Кассационная инстанция, кроме того, рассматривает дела в связи с так называемым ходатайством о ревизии, которое заявляется ввиду новых обстоятельств, открывшихся в период: исполнения приговора.

В систему: специальных судов Франции входят военные трибуналы, таможенные и патентные суды, а также суды по делам несовершеннолетних и некоторые другие судебные образования.

В Германии сложилась двухступенчатая система по уголовным делам. Это уголовные (местные) суды и уголовные палаты земельных судов, выступающие в качестве судов общей подсудности. Высший федеральный суд является кассационной инстанцией. Вышестоящие суды, По общему правилу, выступают апелляционными инстанциями по делам, рассмотренным нижестоящими судами. Имеются также апелляционные суды земель, Высший федеральный апелляционный суд, федеральный Конституционный суд.

Обязанность проведения предварительного расследования лежит на прокуроре. Однако практически по всем делам расследование ведет полиция. Генеральные прокуроры земель подчинены министру юстиции, однако,. последнее слово принадлежит судебной власти. Верховенство судебной власти подчеркивается тем, что прокуроры состоят при судах различных инстанций.

Важная особенность: уголовный процесс в Германии состоит в том, что он носит не состязательный, а инквизиционный характер, т.е. не стороны, а судьи вызывают и допрашивают свидетелей. Они же определяют порядок рассмотрения доказательств. Суд присяжных был упразднен в Германии в 1924 году. Общественность представлена в судах так называемыми шеффенами (по два человека в каждом суде), имеющими одинаковые права с профессиональным судьей. Это напоминает нашу прежнюю систему народных судов.

Романо-германская, или континентальная, и англосаксонская правовые системы используют различные принципы уголовной ответственности. К примеру, в уголовных кодексах Франции, Италии, ФРГ, Швейцарии, Бельгии и других государств Западной Европы закреплено правило: «нет преступления без указания на то в законе», что исключает уголовное преследование и ответственность за действия, не предусмотренные кодексом. В Англии и США, напротив, возможны случаи осуждения или оправдания лишь в порядке свободной нормоустанавливающей деятельности суда, который вправе проводить инкриминацию деяния или освобождение от уголовной ответственности не только в пределах и по основаниям, предусмотренным законодательством, но и по иным критериям: наличие прецедента по аналогичному делу, расширительно толкуемые нормы справедливости, морали и приличия и т.д.

Многие зарубежные юристы выступают за то, чтобы закрепить за судебной властью (по образцу Англии и США) право на нормотворческую деятельность. Стремление освободить судью от жесткого подчинения букве закона нашло отражение и в концепции российской судебно-правовой реформы.

В нашем законодательстве идея судейского, или «гибкого», права, не нашла прямого выражения, но судебная практика (руководящие разъяснения и указания Верховного Суда или его Пленума) свидетельствует о том, что и мы продвигаемся в том же направлении.

Статус прокуратуры различен в англосаксонской и романо-германской системах правосудия. В континентальной Европе прокуратура входит в систему органов юстиции. Ее организационная структура, к примеру, во Франции «привязана» к структуре общих судов: прокуроры республики состоят при судах, генеральные прокуроры при апелляционных судах, генеральный прокурор страны — при Кассационном суде. В англосаксонских странах (США,.Англия, Канада и др.) своеобразным аналогом прокуратуры выступает атторнетура. Так, генеральный атторней Великобритании имеет статус высшего должностного лица государства в сфере осуществления уголовного преследования. Его указания обязательны для всех лиц и органов, производящих досудебное расследование. Помимо этого, генеральному атторнею принадлежит исключительное право возбуждать производство по расследованию государственных преступлений, связанных с посягательством на монарха или правительство страны.

В США федеральная атторнетура возглавляется Генеральным атторнеем, который одновременно является главой департамента юстиции (министром). Он назначается сроком на четыре года президентом с согласия сената. В таком же порядке назначаются районные федеральные атторнеи. Наряду с этим, имеется атторнейская служба штатов, представленная генеральным атторнеем штата и местными атторнеями.

В круг полномочий атторнетуры входит возбуждение уголовного преследования от имени государства, расследование фактов нарушения законов, поддержание обвинения в судах, заявление судебных исков в интересах федерального правительства. Существует разнообразие полицейских систем. Только на федеральном уровне в США имеются такие мощные формирования, как Федеральное бюро расследований (ФБР), секретная служба казначейства, бюро наркотиков., таможенное бюро, служба иммиграции, инспекторский департамент почтового ведомства и другие органы, наделенные правом досудебного расследования уголовных дел по составам преступлений, отнесенным законом к их подследственности.

Во Франции принято различать административную и судебную полицию. Задача первой — предупреждение нарушений правопорядка и выполнение некоторых смежных с этой профилактической деятельностью функций. Задача второй состоит в раскрытии преступлений, установлении обстоятельств их совершения и передаче обвиняемых судебным органам. По незначительным правонарушениям (проступкам и деликтам) судебная полиция проводит полное расследование, а по преступлениям, т.е. уголовно наказуемым деяниям, лишь самые неотложные следственные действия (то, что мы называем дознанием) с последующей передачей дела следственному, судье. После принятия закона 1981 года «Об усилении безопасности и защите свободы личности» во Франции ощутима тенденция усиления роли полиции. Этим актом значительно расширена подследственность уголовных дел полицейским-органам и соответственно сужена сфера влияния на этот процесс следственных судей.

На Западе широко распространены частные полицейские службы и детективные агентства. Индустриальные и финансовые компании содержат в своем штате особые структурные подразделения частной полиции,. которые расследуют факты хищения на охраняемых объектах, а также случаи промышленного шпионажа. Только в Великобритании общая численность частной полиции составляет около 200 тысяч человек. Приватные правоохранительные структуры работают в тесном контакте с государственной полицией. Под влиянием глобальных интеграционных процессов недавно было признано целесообразным создать международный координирующий орган. Им стала Всемирная ассоциация частных детективов. Ее учредителями и активными участниками стали частные детективные бюро и агентства Великобритании, США, Франции, Германии

ГЛОССАРИЙ

НАИМЕНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ЕГО СОДЕРЖАНИЕ
1. Рекордеры Судьи Суда короны Верховного Суда Англии и Уэльса, занимающиеся адвокатской практикой в свободное от отправления правосудия время.
2. Шеффены В судах Германии по два человека в каждом суде от представителей общественности, которые имеют одинаковые права с профессиональными судьями.
3. Атторнетура Своеобразный аналог прокуратуры в англосаксонских странах (США, Англия, Канада и др.)

ТЕСТ

1. Верховный суд Англии и Уэльса состоит из:

- Высокого суда, Суда короны, Апелляционного суда; - Пленума, президиума, судебных коллегий; - Апелляционного суда.

2. Высшей судебной инстанцией Франции является:

- Апелляционный суд; - Кассационный суд; - Исправительные трибуналы.

3. Высшим судебным органом для военных судов США выступает:

- Министерство обороны США; - Военно-апелляционный суд; - Верховный суд США.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ (ТРЕНИНГ УМЕНИЙ)

1. Охарактеризуйте построение и деятельность судебной системы Англии.

2. Охарактеризуйте построение и деятельность судебной системы США.

3. Охарактеризуйте деятельность федеральных аппеляционных судов США.

4. Охарактеризуйте положение и деятельность Верховного Суда США.

5. Охарактеризуйте построение и деятельность судебной системы Франции

6. Охарактеризуйте построение и деятельность судебной системы Германии

7. Охарактеризуйте правомочия и организационную структуру прокуратуры в континентальных европейских государствах.

8. Охарактеризуйте правомочия и организационную структуру атторнетуры в англосаксонских странах (США, Англия, Канада и др.)

9. Охарактеризуйте органы и их полномочия по осуществлению досудебного расследования по уголовным делам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бибило, В.Н. Судебные системы зарубежных стран / В.Н. Бибило. - Минск : Право и экономика, 2013. - 100 с. - (Серия “Высшее образование”).

2. Дубровин, Е. Суды общей юрисдикции в Украине / Е. Дубровин, И. Мартинович // Юстиция Беларуси. - 2012. - № 3. - С. 57-60.

3. Самарин, В.И. Интерпол. Международная организация уголовной полиции / В.И, Самарин. - C-Пб.: Питер, 2004. - 202 с.

4. Судебные системы европейских стран: Справочник. – М.: Международные отношения, 2002. - 336 с.

5. Судоустройство: Учебник / А.А. Данилевич [и др.]; под ред. А.А. Данилевича, И.И. Мартинович. - 2-ое изд., перераб. и дополн. - Минск: Амалфея, 2010. - 464 с.

Частное учреждение образования «БИП - Институт правоведения»

Гродненский филиал

Контролируемая самостоятельная работа

Журомский С.И.

ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ СТРАН СНГ

СУДОУСТРОЙСТВО

Гродно 2010

Журомский С.И.: ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ СТРАН СНГ

КРАТКАЯ АНОТАЦИЯ МОДУЛЯ

Республики СССР строили свои правоохранительные органы на основе общесоюзных законов. Правовая ситуация в постсоветских государствах носит переходный характер: новые законы соседствуют со старыми, в структурах правопорядка происходят изменения. Но процесс реформирования протекает неравномерно. В ряде стран ближнего зарубежья до сих пор не принят ряд новых законодательных актов. Дальше других продвинулась по пути реформ Российская Федерация и ее опыт представляет для нас наибольший интерес.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1. Судоустройство Российской Федерации.

2.Экономический Суд Содружеств Независимых Государств (СНГ).

1.Судоустройство Российской Федерации

Нынешняя судебная власть в России опирается на пакет принятых законов: «О судоустройстве Российской Федерации», «О статусе судей в Российской Федерации , «Об арбитражном суде», «О прокуратуре», «О частной детективной и охранной деятельности», «О нотариате». Общая черта нового Законодательства Российской Федерации – отказ от примата государственных интересов над правами человека. В основу взаимоотношений государства и личности положен общеправовой принцип, в соответствии с которым гражданину «разрешено всё, что не запрещено законом». Сейчас любой субъект правоотношений должен самостоятельно определять юридические последствия своих действий. Производство по части преступлений против имущества собственника, против личности, охраняемых законом прав и интересов граждан, предприятий и организаций будет возбуждаться государственными и правоохранительными органами лишь по заявлению (иску) потерпевшего. Это производство прекращается по примирению потерпевшего и правонарушителя.

Намечается укрепление состязательного начала в судопроизводстве. Это требует серьёзной реформы. В этой работе юристы исходят из следующих принципов:

- не разъединять оперативно-розыскные функции органов дознания и уголовно- процессуальные функции следователей, а сблизить их путём объединения в МВД оперативно-розыскных и следственных аппаратов, создав криминальную милицию. Это уже закреплено в ст. 8 Закона Российской Федерации «О милиции»;

- изменить функции следователя, сосредоточив его деятельность на руководстве органов дознания по обнаружению и предупреждению преступления, собиранию доказательств обвинения;

- расширить права защитника, обеспечить участие адвоката по всем уголовным делам;

- поставить защиту в равное с криминальной милицией положение в плане собирания доказательств, за исключением использования тех средств доказывания, которые составляют компетенцию государственных правоохранительных органов и связаны с вторжением в сферу конституционно охраняемых прав;

- изменить функции прокуратуры, сосредоточив её деятельность на надзоре за досудебным судопроизводством путём санкционирования следственных действий(обыск, выемка, прослушивание телефонных разговоров), заключения под стражу, утверждения обвинительного заключения.

Важнейший аспект судебно-правовой реформы в РФ-укрепление судебной власти в обществе.

Концепция реформы предполагает проведение в жизнь презумпции невиновности., некоторые из норм которой уже закреплены в «Декларации прав и свобод человека и гражданина», принятой Верховным Советом РСФСР в ноябре 1991г, в Постановление «О концепции судебной реформы в РСФСР» 24 октября 1991г.

Закон «О статусе судей Российской Федерации» (1992) закрепляет их высокий правовой и социальный статус, предусматривает ряд гарантий независимости судей, их неприкосновенности и социальной защиты.

В январе 1992г. Верховный Совет Российской Федерации принял Закон «О прокуратуре Российской Федерации», определяющий назначение прокуратуры, задачи и направления деятельности, сферы надзора. Генеральный прокурор получил право законодательной инициативы. Определены компетенции органов и структур прокурорской системы.

Существенным отличием судебной системы Российской Федерации является наличие института арбитражных судов. Их деятельность регулируется Законом «Об арбитражном суде»(1992г.). В ст.1 очерчены функции арбитражного суда: он осуществляет судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правонарушений (экономические споры) и из правоотношений и споров в сфере управления. Арбитраж разрешает споры с участием организаций с иностранным капиталом, организаций и граждан-предпринимателей, которые находятся на территории другого государства.

В Российской Федерации оперативно-розыскная деятельность регулируется законам «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации».

Новшеством является появление в Российской Федерации закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (1992г.), определяющей формы, регулируемый применением огнестрельного оружия, ответственность лиц занимающихся частной детективной и охранной деятельностью. Закон дает исчерпывающий перечень ее видов:

1.Сбор сведений по гражданским делам.

2.Изучение рынка, выявление некредитоспособных или ненадлежащих деловых партнеров.

3.Установление обстоятельств недобросовестной конкуренции, разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну.

4.Выявление биографических и других данных.

5.Поиск без вести пропавших граждан.

6.Поиск утраченного имущества физических и юридических лиц.

7.Сбор сведений по уголовным делам

Законом регламентируются виды услуг в области частной охраны:

- защита жизни и здоровья граждан

- охрана имущества собственников

- проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации

- консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств

- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Запрещается оказание перечисленных выше услуг, как физическим, так и юридическим лицам, если они не получили правового статуса частного детектива, частного детективного предприятия или объединения, как и частного охранника или частного охранного предприятия или охранно-сыскного подразделения. Не разрешается совмещать частную сыскную деятельность с государственной, службой или с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.

Для занятия разными видами частной (платной) деятельности необходимо получить разрешение (лицензию). Лицензия не выдается:

1. Гражданам, не достигшим 21 года.

2. Гражданам, состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании.

3. Гражданам, имеющим судимость за совершенное умышленное преступление.

4. Гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления

5. Гражданам, уволенным с государственной службы, из судебных прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующих их основаниях.

6. Гражданам, не предъявившим документы, требуемые по закону

Закон (ст.7) предусматривает ограничения и в самой работе частного детектива.

Частным детективам запрещено:

- скрывать от правоохранительных органов ставшие им известным фактам о готовящихся или совершенных преступлениях;

- выдавать себя за сотрудника правоохранительных органов;

- собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;

- осуществлять видео и звукозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;

- прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

- совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

- фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;

- разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;

- передавать свою лицензию для использования ее другим лицами.

Кроме того, запрещено (за это устанавливается ответственность) проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища.

Прошло 10 лет после принятия Постановления Верховного Совета РСФСР «О концепции судебной реформы в РСФСР». В Москве с 27 по 29 ноября 2000 года проходил Y Всероссийский съезд, на котором был рассмотрен широкий блок вопросов, связанных с ходом судебной реформы, укреплением власти, совершенствованием судебной деятельности.

Говоря о главном итоге судебной реформы, можно сделать вывод, что судебная власть в России состоялась. В России сегодня действует Конституционный Суд и уставные суды в субъектах федерации. Суды общей юрисдикции. Военные и арбитражные суды.

В нескольких регионах работают присяжные суды. Однако для завершения реформы необходима государственная целенаправленная программа, которая должна содержать наиболее приоритетные направления по формированию законодательных актов мероприятия по повышению статуса судей, финансированию и материально-техническому обеспечению деятельности судов.

Российский опыт представляет для нас серьезный интерес. В законодательстве РФ заложено немало прогрессивных идей, способных оказать благотворное действие на законотворческий процесс в Беларуси.

2.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ)

15 мая 1982г. состоялось решение о создании Экономического Суда. Это решение было зафиксировано в Соглашении Совета глав государств СНГ о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями государств – участников СНГ.

Деятельность Экономического Суда СНГ регулируется Соглашением о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года и Положением об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, Регламентом Экономического Суда, который утвержден Постановлением Пленума Экономического Суда Содружества Независимых Государств 10 июля 1997 года Участниками Экономического Суда СНГ являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан.

Экономический Суд образуется из равного числа судей от каждого государства – участника Содружества.

Судьи Экономического Суда избираются (назначаются) сроком на 10 лет на строго профессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений, имеющих высшее образование. Председатель и его заместители утверждается сроком на 5 лет.

Председатель Экономического Суда утверждает структуру и штаты, назначает на должность работников аппарата, организуя работу аппарата. Председатель Экономического Суда является Председателем Пленума, который является высшим коллегиальным органом Экономического Суда.

Какова структура Экономического Суда, его компетенция, процессуальный порядок по разрешению дел в коллегиях Экономического Суда? На все эти вопросы можно найти ответы в Регламенте Экономического Суда Содружества Независимых Государств, утвержденном Постановлением Пленума Экономического Суда 10 июля 1997 года, который четко определяет процессуальную деятельность Суда при рассмотрении отнесенных к его компетенции споров и запросов о толковании.

Статья 8 Регламента свидетельствует, что Экономический Суд как судебный орган действует в составе:

1. Коллегий Экономического Суда;

2. Полного состава Экономического Суда;

3. Пленума Экономического Суда.

1. Коллегия Экономического Суда. Создаётся Полным составом Экономического Суда в количестве трёх или пяти судей сроком на один год. Коллегия проводит заседание, в котором выносит определение о принятии заявления к рассмотрению дела. В ходе судебного заседания коллегия Экономического Суда заслушивает объяснения сторон, третьих лиц, свидетелей, исследует документы и другие письменные доказательствами, заключение эксперта. После исследования материалов дела объявляются судебные прения.

По результатам рассмотрения дела коллегия выносит решение (на основе норм материального права, применяя международные договоры государств – участников спора, норм актов бывшего Союза ССР, национального законодательства государств – участников спора). Решением коллегии подлежит обязательному исполнению. Работа Экономического Суда носит открытый характер. Процесс обсуждения коллегией Экономического Суда вопросов при вынесении решений, определений и постановлений всегда носит сугубо конфиденциальный характер и разглашению не подлежит.

Издерж

Наши рекомендации