Журомский с.и. - органы судейского сообщества

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ МОДУЛЯ

Концепцией судебно-правовой реформы, принятой в 1992 Г. в Республике Беларусь предусмотрено создание независимой судейской корпорации, способной содействовать утверждению в стране независимой и самостоятельной судебной власти.

Декретом Президента Республики Беларусь от 21 октября 1997 г. № 20 в целях укрепления судебной системы, совершенствования самоуправления судей Республики Беларусь установлено, что высшим органом самоуправления судей является съезд судей Республики Беларусь, который осуществляет свои полномочия в составе судей Конституционного суда, общих и хозяйственных судов Республики Беларусь.

Материально-техническое и иное обеспечение съездов судей Республики Беларусь осуществляется Советом Министров Республики Беларусь или в порядке им определяемой.

Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов приняты VII конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 26 августа – 6 сентября 1985 г.

В перерыве между съездами судей съезд избирает Республиканский Совет Судей для повседневного руководства судейским сообществом сроком на 4 года.

Республиканский Совет Судей осуществляет свою деятельность коллегиально и гласно.

Студенты должны изучить задачи Республиканского Совета Седей, а также его полномочия.

Органами судейского самоуправления на местах являются конференции судей.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1. Понятие и развитие судейского самоуправления.

2. Съезд судей и Республиканский Совет Седей Республики Беларусь.

3. Конференции и квалификационные коллегии судей.

1. Понятие и развитие судейского самоуправления.

Одним из направлений судебно-правовой реформы, предусмотренных ее Концепцией, является развитие судейского самоуправления, создание автономной и влиятельной судейской корпорации, способной содействовать утверждению в стране независимой и самостоятельной судебной власти.

Поскольку судебная власть отделена от исполнительной, постольку невозможно административное управление судами со стороны любого исполнительного органа, в том числе и Министерства юстиции и его управлений на местах. Как не раз отмечалось, должно быть исключено всякое вмешательство в процессуальную деятельность органов судебной власти.

Судейское самоуправление - это решение вопросов внутренней жизни, судейского корпуса через выборные органы или непосредственно коллективами. В первую очередь это активное участие в формировании судейского корпуса, контроль за выполнением судьями их обязанностей по осуществлению правосудия и вне службы, представление интересов судей в государственных органах и общественных объединениях и т.п.

Первый шаг в развитии судейского самоуправления был сделан в 1989 г., когда в соответствии с Законом СССР «О статусе судей в СССР» были предусмотрены конференции и квалификационные коллегии судей в целях обсуждения возникающих в судебной практике вопросов, выдвижения на судебную работу достойных кандидатов и усиления независимости судей.

2 февраля 1990 г. Указом Президиума Верховного Совета БССР было утверждено Положение о квалификационных коллегиях судей судов БССР.

Некоторый период времени в республике действовала Ассоциация судей Беларуси, Устав которой был принят 15 февраля 1992 г.

Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» 1995 г, посвятил конференциям и квалификационным коллегиям судей главу 3 раздела III, в которой более полно регламентировал порядок формирования и полномочия этих органов судейского самоуправления.

Принципиальное значение для развития судейского сообщества в республике, его организационного оформления имели Декреты Президента Республики Беларусь от 21 октября 1997 г. № 20 «О съезде судей Республики Беларусь» и от 4 декабря 1997 г. № 23 «О квалификационных коллегиях и дисциплинарной ответственности судей судов Республики Беларусь», а также Положение о квалификационных коллегиях судей судов Республики Беларусь и Положение о квалификационной аттестации и квалификационных классах, утвержденные Указами Президента Республики Беларусь от 4 декабря того же года, 5 декабря 1997 г. Первый съезд судей Республики Беларусь принял Положение о Республиканском совете судей.

В стране, таким образом, созданы система органов судейского самоуправления и правовой механизм решения ими кадровых и иных актуальных вопросов профессиональной деятельности, воспитания судейских кадров. Для завершения системы органов судейского самоуправления предлагается образовать на принципах выборности и подотчетности Республиканскому совету судей Высшую квалификационную коллегию судей Республики Беларусь, а также Суд чести судей.

2. Съезд судей и Республиканский совет судей Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 69 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» высшим республиканским органом самоуправления судей в Республике Беларусь признавалась конференция судей Республики Беларусь. Декретом Президента Республики Беларусь от 21 октября 1997 г. № 20 в качестве высшего органа самоуправления судей страны был объявлен Съезд судей Республики Беларусь.

Съезд судей осуществляет свои полномочия в составе судей Конституционного Суда, общих и хозяйственных судов республики.

Съезд судей:

- рассматривает вопросы деятельности судебной системы, судебной практики и в необходимых случаях вносит предложения органам и лицам, обладающим правом законодательной инициативы;

- обсуждает проекты законов и иных нормативных актов, касающихся статуса судей, кадрового, организационного, материально-технического обеспечения работы судов и других вопросов их деятельности;

- представляет интересы судей в государственных органах, общественных объединениях и международных организациях;

- избирает из числа судей Республиканский совет, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Съезд судей созывается Республиканским советом судей не реже одного раза в четыре года. В период между съездами судей полномочия съезда осуществляет Республиканский совет судей. Съезд считается правомочным при условии участия в его работе не менее двух третей всех судей Республики Беларусь. Решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины присутствующих на съезде.

Материально-техническое и иное обеспечение съездов судей Республики Беларусь возложено на Совет Министров Республики Беларусь.

Первый съезд судей утвердил Положение о Республиканском совете судей и избрал его состав, поручив подготовить проект Закона Республики Беларусь «Об органах судейского самоуправления», принял Кодекс чести судьи Республики Беларусь и Резолюцию первого съезда. Словом, Первый съезд судей Республики Беларусь имеет историческое значение для развития судебной системы республики, совершенствования национального правосудия и, в частности, оказал активное влияние на процессы, связанные с формированием судейского сообщества и его органов, повышение статуса судьи.

Республиканский совет судей избирается съездом судей сроком на четыре года из числа судей Конституционного Суда, общих и хозяйственных судов. Количественный состав совета и норма представительства в нем судей соответствующих судов определяются съездом судей.

Согласно ст. 4 Положения о Республиканском совете судей в его состав могут быть избраны судьи, имеющие стаж работы в должности судьи не менее трех лет. Судья не может быть избран одновременно в Республиканский совет судей и квалификационную коллегию судей Верховного Суда или квалификационную коллегию судей хозяйственных судов.

Республиканский совет судей осуществляет свою деятельность коллегиально и гласно.

Основные его задачи: соблюдение и укрепление законности в деятельности судов и судей, утверждение авторитета судебной власти; обеспечение соблюдения судьями в их профессиональной деятельности и личном поведении требований, предъявляемых к ним Конституцией, иными актами законодательства, Кодексом чести судьи Республики Беларусь.

Республиканский совет судей ставит своей задачей защиту прав и законных интересов судей, гарантии их независимости и неприкосновенности. Он обсуждает проекты законов и иных нормативных актов, касающихся организационного, кадрового и материально-технического обеспечения деятельности судов. Одной из главных задач этого органа судейского самоуправления является содействие проведению судебно-правовой реформы в Республике Беларусь, совершенствованию судебной системы и судопроизводства.

В целях осуществления перечисленных задач Республиканский совет судей: обсуждает вопросы судебной практики и совершенствования законодательства; проводит общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся устройства судебной системы, судопроизводства, деятельности судов, статуса судей и представляет свои заключения в соответствующие государственные органы; рассматривает и решает в пределах своей компетенции актуальные проблемы работы судов, их организационного, кадрового и материально-технического обеспечения, а также правового, материального и социального положения судей; обращается к субъектам права законодательной инициативы, в иные государственные органы с предложениями о принятии новых либо изменении и дополнении действующих актов законодательства; представляет интересы судей в государственных органах, общественных объединениях и международных организациях; созывает съезды судей с согласия Президента Республики Беларусь; проводит работу с судьями-ветеранами; утверждает регламент Республиканского совета судей и обсуждает иные вопросы деятельности судов и организации самоуправления судей.

Республиканский совет судей вправе запрашивать и получать от государственных органов сведения, касающиеся организационного, кадрового и материально-технического обеспечения деятельности соответствующих судов, иную информацию, необходимую для его работы.

Республиканский совет судей созывается по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Его заседания считаются правомочными при условии присутствия на нем более половины судей, избранных в состав совета. Решения принимаются простым большинством голосов.

В Республиканском совете судей создаются секции Конституционного Суда, общих и хозяйственных судов. Кроме того, в совете могут быть образованы постоянные и временные комиссии, в состав которых могут входить судьи, не являющиеся членами совета, а также должностные лица иных государственных органов.

На первом заседании Республиканского совета судей созданы следующие комиссии:

- по пересмотру Концепции судебно-правовой реформы;

- проведению общественной экспертизы и подготовке проектов законов и иных нормативных актов, касаю­щихся судебной деятельности и статуса судей;

- по вопросам организационного, кадрового и материально-технического обеспечения работы судов, защите прав и законных интересов судей;

- по судебной этике и отношениях со средствами массовой информации.

Председатель Республиканского совета судей и его заместители (по одному из числа судей Конституционного Суда, общих и хозяйственных судов - членов совета) избираются советом и ему подчинены. Заместители председателя совета являются одновременно председателями соответствующих секций совета. Председатель проводит заседания совета, организует и руководит его деятельностью, представляет совет в государственных органах, общественных объединениях и международных организациях. Полномочия председателя совета по его поручению может выполнять один из его заместителей.

Республиканский совет судей осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Конституционным Судом, Верховным Судом, Высшим Хозяйственным Судом и Министерством юстиции, которые оказывают ему необходимую помощь. Члены совета могут по приглашению председателей соответствующих судов присутствовать на заседаниях Пленумов Верховного и Высшего Хозяйственного судов, а также на заседаниях Конституционного Суда.

В работе Республиканского совета судей вправе по должности принимать участие Председатель Конституционного Суда, Председатель Верховного Суда, Председатель Высшего Хозяйственного Суда и их заместители с правом совещательного голоса, если не избраны в состав совета. На заседании совета могут присутствовать судьи судов Республики Беларусь.

В ст. 18 Положения о Республиканском совете судей указано, что совет в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с органами судейского сообщества и профессиональными объединениями судей других государств, с международными юридическими организа­циями и сотрудничает с ними,

3. Конференции и квалификационные коллегии судей.

Важное место в системе органов судейского самоуправления отводится конференциям и квалификационным коллегиям судей, полномочия и порядок организации которых определяются ст. 69-71 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» и Положениями о квалификационных коллегиях судей судов Республики Беларусь и о квалификационной аттестации и квалификационных классах судей судов Республики Беларусь от 4 декабря 1997 г.

Судьи районных (городских), областных, Минского городского, военных и хозяйственных судов собираются на областные, Минскую городскую конференции, которые:

- обсуждают вопросы судебной практики и вносят предложения по совершенствованию законодательства;

- проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся судебной деятельности и статуса судей;

- рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного обеспечения, правового и социального статуса судей;

- представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях;

- избирают квалификационные коллегии судей областных, Минского городского, районных (городских), военных судов.

В республике создаются квалификационные коллегии:

- судей Верховного Суда;

- судей областных (Минского городского), районных (городских) судов, т.е. квалификационные коллегии судей областей (г. Минска);

- судей Белорусского военного суда и межгарнизонных военных судов, т.е. квалификационная коллегия судей военных судов;

- судей хозяйственных судов.

Квалификационная коллегия судей Верховного Суда избирается на Пленуме этого суда из числа его членов; квалификационные коллегии областей (г. Минска) и судей военных судов избираются на конференциях судей соответствующих судов из числа судей этих судов; квалификационная коллегия судей хозяйственных судов - на Пленуме Высшего Хозяйственного Суда из числа судей хозяйственных судов.

Количественный состав коллегий судей, норма представительства в них судей нижестоящих судов, порядок голосования определяются соответствующими пленумами судов и конференциями судей по согласованию с Министерством юстиции.

В состав квалификационных коллегий с правом решающего голоса включаются по одному представители соответствующих органов юстиции в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

Представители органов юстиции утверждаются приказом Министра юстиции в составе квалификационных коллегий:

- судей Верховного Суда, судей военных судов - по согласованию с Председателем Верховного Суда из числа членов коллегии Министерства юстиции;

- судей хозяйственных судов - по согласованию с Председателем Высшего Хозяйственного Суда из числа членов коллегии Министерства юстиции;

- судей областей (г. Минска) - из числа руководителей подразделений юстиции соответствующих местных исполкомов или их заместителей.

Квалификационные коллегии судей формируются сроком на три года (ранее по Закону о судоустройстве и статусе судей 1995 г. - на пять лет) и отчитываются перед соответствующими пленумами судов и конференциями судей не реже одного раза в год, а также по окончании полномочий.

Как и прежде, в состав квалификационных коллегий не могут быть избраны председатели судов и их заместители, кроме председателей районных (городских) и межгарнизонных военных судов.

Председатель квалификационной коллегии судей и его заместитель избираются на соответствующем пленуме судов и конференции судей при избрании коллегии.

Полномочия квалификационных коллегий судей:

- утверждают персональный состав экзаменационных комиссий по приему квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на должность судей;

- совместно с председателями соответствующих судов определяют порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов, причем судьи, входящие в состав квалификационных коллегий, не могут являться членами экзаменационных комиссий;

- рассматривают заявления лиц, претендующих на должности судей, и с учетом результатов квалификационного экзамена дают заключения о рекомендации этих лиц либо об отказе в ней;

- направляют председателю соответствующего суда заключения: о возможности назначения лица на должность судьи; о возможности назначения на должности председателя или заместителя председателя суда (кроме Председателя Верховного Суда и Председателя Высшего Хозяйственного Суда), об освобождении от этих должностей; о возможности приостановления или прекращения полномочий судьи;

- проводят квалификационную аттестацию судей и принимают решения о присвоении им квалификационных классов;

- рассматривают вопросы о дисциплинарной ответственности судей;

- выступают в защиту чести, достоинства, прав и законных интересов судей;

- дают заключения по вопросам о возбуждении в отношении судьи уголовного дела, привлечении его к уголовной ответственности, освобождении от должности, приостановлении полномочий судьи, признании его находящимся в отставке по основаниям, предусмотренным законодательством;

- рассматривают жалобы и представления на действия судьи, умаляющие авторитет судебной власти, либо на его бездействие;

- дают заключения по вопросам представления судей к государственным наградам и присвоения им почетных званий Республики Беларусь;

- осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Квалификационная коллегия судей Верховного Суда осуществляет соответствующие полномочия в отношении судей Верховного Суда; судей, входящих в состав квалификационных коллегий судей областей (г. Минска) и военных судов; председателей и заместителей председателей областных (Минского городского) и Белорусского военного судов. Кроме того, указанная квалификационная коллегия рассматривает жалобы и представления на решения квалификационных коллегий судей областей (г. Минска) и военных судов.

Лица, входящие в состав квалификационных коллегий судей, освобождаются от выполнения своих служебных обязанностей на период подготовки вопросов и участия в заседаниях коллегий с сохранением заработной платы.

Заявления, обращения, представления, иные материалы, поступившие в квалификационную коллегию судей и относящиеся к ее компетенции, должны быть рассмотрены в течение месяца со дня их поступления, не считая времени отсутствия по уважительной причине судьи, в отношении которого решается вопрос. При необходимости дополнительной проверки поступивших материалов срок их рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 15 дней.

Судье, в отношении которого решается вопрос, должна быть дана возможность не позднее, чем за семь дней до заседания квалификационной коллегии ознакомиться со всеми материалами и представить свои возражения и замечания.

Квалификационная коллегия судей дает заключение или принимает решение большинством голосов участвующих в заседании членов коллегии. Копия заключения или решения направляется заинтересованным лицам в течение трех дней после провозглашения заключения или решения.

Заключения и решения квалификационной коллегии судей по вопросам назначения на должности судьи, председателя, заместителя председателя суда, представления судьи к государственной награде или присвоению почетного звания, присвоения квалификационного класса обжалованию не подлежат. Решения и заключения квалификационных коллегий судей областей (г. Минска) и военных судов по другим вопросам могут быть обжалованы в квалификационную коллегию судей Верховного Суда, решение которой является окончательным. Решения и заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда, принимаемые в отношении лиц ее ведения, и квалификационной коллегии судей хозяйственных судов могут быть обжалованы соответственно в Пленум Верховного Суда и Пленум Высшего Хозяйственного Суда.

Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности квалификационных коллегий судей возлагается на соответствующие суды и органы юстиции.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие основные задачи органов судейского самоуправления.

2. Полномочия Республиканского Совета судей.

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2008. – 48 с.

2. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. - Минск, 29 июня 2006 г.

3. О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей: Закон Респ. Беларусь, 4 января 2014 г., № 121-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.

4. О съезде судей Республики Беларусь. Декрет Президента Республики Беларусь от 21 октября 1997, № 20.

5. Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. - 1997.

6. Положение о Республиканском съезде судей от 05.12.1997 г. – Минск: Судебный вестник. - 1988. - № 4.

7. Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов (приняты VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями). – Милан, 26.08.85 г. – 06.09.85 г.

8. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник. - М., 1995. - С. 188.

9. Судоустройство. Учебник / Под ред. Данилевич А.А., Мартинович И.И. - Минск: «Амалфея», 2010.

 

Частное учреждение образования «БИП - Институт правоведения»

Гродненский филиал

Управляемая самостоятельная работа

Журомский С.И.

Наши рекомендации