Судебная система Российской Федерации
В части 3 ст. 118 Конституции РФ регламентировано, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом (Закон «О судебной системе Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 05.04.2005) // «Собрание законодательства РФ», 06.01.1997, № 1, ст. 1.).
На федеральном уровне действуют: система арбитражных судов, система судов общей юрисдикции (за исключением мировых судей), Конституционный Суд РФ
К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
На уровне субъекта РФ действуют система уставных судов субъектов, мировые судьи (входящие в состав системы судов общей юрисдикции). При этом конституционные (уставные) суды и мировые судьи действуют на основе Конституции РФ и федеральных законов и не могут рассматриваться в качестве самостоятельной системы судебной власти, не входящей в единую судебную систему РФ.
Вполне самостоятельной частью системы судов общей юрисдикции являются военные суды, действующие как на федеральном уровне, так и внутри субъекта РФ.
В части 3 ст. 4 и ст. 26 Закона предусматривается возможность организации специализированных судов в РФ, однако при соблюдении следующих условий:
1) Такие суды могут быть учреждены только на федеральном уровне и только в системе судов общей юрисдикции. Таким образом, вновь учреждаемые специализированные суды смогут разрешать только те дела, которые не отнесены к ведению арбитражных судов (как правило, дела внеэкономического характера), уставных судов. Субъекты Федерации не наделены правом создания специализированных судов;
2) Организация таких судов должна быть вызвана потребностями судопроизводства;
3) Такие суды не должны носить характера чрезвычайных судов, а действовать на постоянной основе, в порядке, установленном соответствующим федеральным законом о таких судах.
Носителями судебной власти в Российской Федерации являются прежде всего судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Согласно Конституции судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.
Суд присяжных в России.
Присяжные заседатели –этосудьи-непрофессионалы, участвующие в судебном рассмотрении уголовного дела наравне с профессиональным судьей. Суд присяжных назначается по ходатайству обвиняемого на процессах по тяжким и особо тяжким уголовным преступлениям.
Именно присяжные принимают решение о виновности или невиновности подсудимого. На основании этого решения судья и выносит приговор по делу. Если вердикт присяжных - «невиновен», судья выносит оправдательный приговор, даже если не согласен с вердиктом присяжных. Оправдательный приговор суда присяжных может отменить только Верховный суд.
Смысл суда присяжных – в противостоянии коррупции судебной системы. Ведь судью могут «прикормить» адвокаты, на него может надавить вышестоящее начальство и так далее. Повлиять такими способами на мнение 12 случайно отобранных присяжных гораздо сложнее.
Раз в четыре года в каждом субъекте Российской Федерации составляются общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели. В Москве предварительные списки составляются в префектурах административных округов. Делается это путём случайной выборки - специальная компьютерная программа в произвольном порядке отбирает установленное число граждан из избирательного списка округа.
После составления предварительного списка префектура извещает об этом население. В
течение двух недель после этого граждане, включенные в список, имеют право обращаться в префектуру с заявлением о самоотводе. Основаниями для самоотвода могут служить следующие причины:
– возраст моложе 25 лет и старше 65;
– неснятая или непогашенная судимость;
– пребывание под следствием;
– недееспособность, признанная в судебном порядке;
– ограниченная в судебном порядке дееспособность;
– алкоголизм, наркомания, токсикомания - для тех, кто состоит на учете в наркодиспансере;
– хронические и затяжные психические расстройства - для тех, кто состоит на учете у психиатра;
– незнание или недостаточное знание языка, на котором ведется судопроизводство;
– неспособность исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденная медицинскими документами;
– работа на государственных или выборных должностях в органах местного самоуправления;
– уход за ребенком до трех лет.
–религиозные убеждения, которые делают невозможным участие в осуществлении правосудия.
Также присяжными не могут быть священнослужители, военнослужащие, судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, адвокаты, нотариусы, имеющие специальное звание сотрудники органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также имеющие лицензию частные детективы. А также лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может повлечь существенный вред общественным и государственным интересам (врачи, пилоты авиалиний и т.п.).
После уточнения списков префектуры передают их в правительство Москвы. На основании этих списков составляется единые общий и запасной список присяжных заседателей столицы, который подписывается мэром города и скрепляется печатью. После этого списки передаются в суды, которые по мере необходимости будут вызывать кандидатов на процессы.