Понятие и развитие нотариата в Республике Беларусь

Нотариат – это система государственных органов и должностных лиц, а также частных нотариусов, которые обеспечивают защиту государственных интересов, прав и законных интересов граждан и юридических лиц путём осуществления нотариальной деятельности.

В январе 1922 г. в республике после ликвидации уездных бюро юстиции были учреждены должности уездных народных нотариусов. Общее руководство уездными народными нотариусами осуществлялось нотариальным подотделом Наркомата юстиции БССР. Это дает основание считать 1922 г. годом учреждения нотариата в республике. 6 марта 1925 г. постановлением Президиума ЦИК БССР было утверждено первое Положение о государственном нотариате БССР, которое подробно регламентировало организацию нотариата и порядок совершения нотариальных действий. На Наркомат юстиции возлагалось издание инструкций и циркуляров по применению этого Положения. Вопросы организации нотариата регулировались также Положениями о судоустройстве БССР.

Единообразная структура нотариальных органов в масштабе Союза ССР была установлена Основами судоустройства СССР и союзных республик 1924 г. (ст. 18).

Принципиальное значение для развитие нотариата в союзных республиках имело постановление ЦИК и СНК СССР от 14 мая 1926 г. «Об основных принципах организации государственного нотариата». Этот общесоюзный акт определял задачи, основные принципы построения и деятельности нотариальных органов, обеспечивая их организационное единство и одинаковый порядок выполнения нотариальных действий во всех союзных республиках.

На основе указанного постановления ЦИК и СНК БССР утвердили новое Положение о государственном нотариате БССР, введенное в действие с января 1927 г. В последующие годы законодательство о нотариате неоднократно обновлялось. Уточнялись компетенция нотариата, совершенствовались его организация и порядок выполнения нотариальных действий, повышались требования к кандидатам на должности нотариусов.

Ликвидация Минюста БССР в 1960 г. привела к передаче руководства нотариатом областным судам и Верховному Суду БССР. В соответствии со ст. 11 Положения о государственном нотариате БССР, утвержденном Указом Президиума Верховного Совета БССР от 12 января 1967 г.) сеть и штаты государственных нотариальных контор утверждались Верховным Судом БССР. Председатель этого суда назначал и освобождал от должности старших нотариусов. Нотариусы назначались председателями областных судов. Однако осуществление судами несвойственных для них функций было временным явлением и с восстановлением органов юстиции в 70-м году указанные прерогативы были вновь отнесены к компетенции Министерства юстиции БССР и его отделов на местах.

Повышение роли нотариата в условиях экономического и социального развития, совершенствования государственного и хозяйственного управления нашло отражение в общесоюзном Законе о государственном нотариате от 19 июля 1973 г. и принятом на основе его 30 апреля 1974 г. Законе о государственном нотариате БССР.

В связи с переходом к рыночным отношениям роль нотариата, имеющего своей задачей обеспечение прав и законных интересов граждан и организаций, охрану собственности, значительно возрастает. Увеличивается и объем нотариального обслуживания, особенно в сфере предпринимательства. В целях полного и своевременного удовлетворения потребностей населения в нотариальном обслуживании в порядке эксперимента в г. Минске, а позднее и в областных центрах и ряде крупных городов республики в 1993 г. и последующих годах была допущена частная нотариальная практика.

Как показала жизнь, частная нотариальная деятельность себя оправдала: повысилась производительность труда и культура обслуживания, техническая оснащенность, появились новые рабочие места. Вместе с тем эксперимент выявил и некоторые недостатки в функционировании этого правового института, в частности, незаконное обогащение частных нотариусов за счет обращения в свою пользу государственной пошлины; неоказание бесплатных нотариальных услуг лицам, имеющим соответствующие льготы; отсутствие действенного контроля за их работой. В связи с этим Декретом Президента Республики Беларусь № 12 от 3 мая 1997 г. “О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь” с мая 1997 г. была приостановлена выдача лицензий на право осуществления частной нотариальной деятельности до принятия соответствующего решения главой государства. Декретом был также установлен срок действия таких лицензий - пять лет, в том числе и на ранее выданные.

Конституционный Суд Республики Беларусь своим решением от 23 января 1998 г., признав конституционность введения в республике частной нотариальной практики, обязал частных нотариусов добровольно или в судебном порядке возвратить государству неправомерно полученные средства, т.е. государственную пошлину, полученную ими за оказание нотариальных услуг с 1995 г. по 1997 г.

2 февраля 2000 г. Указом Президента Республики Беларусь № 38 утверждено Положение о нотариате и нотариальной деятельности в Республике Беларусь, которым усовершенствовано правовое регулирование функции и деятельности нотариата.

В Положении, в частности, указывается, что правовую основу деятельности нотариата (нотариальной деятельности) в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, настоящее Положение, другие акты законодательства (ст. 3).

Порядок осуществления нотариальной деятельности консульскими должностными лицами определяется Консульским уставом Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 1996 г. № 82.

Актами законодательства могут предусматриваться особенности осуществления нотариальной деятельности нотариусами, занимающимися частной нотариальной деятельностью.

Наши рекомендации