Действующая система органов дознания, их компетенция
Государственными органами и должностными лицами, уполномоченными законом осуществлять дознание, являются:
1) Министерство внутренних дел Республики Беларусь, территориальные органы внутренних дел;
2) органы государственной безопасности – по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;
3) командиры воинских частей, соединений, начальники органов пограничной службы, военных учреждений и гарнизонов – по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащих, о преступлениях, совершенных гражданским персоналом Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, органа пограничной службы или его подразделения;
4) начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов – по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;
5) Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, территориальные органы пограничной службы, орган пограничной службы специального назначения – по уголовным делам о преступлениях, выявляемых при выполнении возложенных на органы пограничной службы задач;
6) таможенные органы – по уголовным делам о контрабанде, незаконном экспорте объектов экспортного контроля, невозвращении на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей, об уклонении от уплаты таможенных платежей;
7) органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь – по уголовным делам о соответствующих преступлениях (ст. 224-227, 233-235, 237-245, 247, 261) Уголовного кодекса Республики Беларусь;
8) органы государственного пожарного надзора – по уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил;
9) капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на судах;
10) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь – по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории дипломатических представительств и консульских учреждений.
На органы дознания и должностных лиц в зависимости от характера преступления возлагаются:
1) прием, регистрация и рассмотрение заявлений и сообщений о любом совершенном, совершаемом и готовящемся преступлении;
2) проведение проверки по заявлению или сообщению о преступлении, принятие по ним решения в соответствии со ст. 174 УПК Республики Беларусь;
3) производство неотложных следственных и других процессуальных действий по уголовным делам;
4) проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий и принятие иных мер в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совершивших, а также предупреждение и пресечение преступлений.
При наличии признаков преступления орган дознания передает заявление или сообщение с собранными материалами проверки по подследственности или возбуждает уголовное дело. Лицо, производящее дознание, по возбужденному уголовному делу производит неотложные следственные и другие процессуальные действия для установления и закрепления следов преступления: осмотр, обыск, выемку, наложение ареста на имущество, почтово-телеграфные и иные отправления, прослушивание и запись переговоров, предъявление для опознания, освидетельствование, задержание, применение меры пресечения и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей, получение образцов для сравнительного исследования, назначение экспертиз.
Об обнаруженном преступлении и возбуждении уголовного дела орган дознания немедленно уведомляет прокурора.
По выполнении неотложных следственных и других процессуальных действий, но не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан передать дело следователю.
После передачи уголовного дела следователю орган дознания может производить по нему следственные, другие процессуальные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным установить лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан осуществлять оперативно-розыскные мероприятия для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя о полученных результатах.
В случае возбуждения уголовного дела органом дознания лицо, его производящее, будет вправе наложить арест на имущество подозреваемого или лица, несущего по закону материальную ответственность за его действия, что ранее сделать было невозможно.
ТЕМА 11. АДВОКАТУРА
11.1. Понятие, образование и развитие адвокатуры в Республике Беларусь.
11.2. Условия и порядок допуска к адвокатской деятельности.
11.3. Организационные формы деятельности адвокатов.
11.4. Гарантии адвокатской деятельности, их права и обязанности.
11.5. Поощрения и ответственность адвокатов.
11.1. Понятие, образование и развитие адвокатуры в Республике Беларусь
Адвокатура – это добровольное объединение юристов, оказывающих правовую помощь на профессиональной основе гражданам и организациям, всем, кто в этом нуждается.
Закон «Об адвокатуре в Республике Беларусь», принятый Верховным Советом 15 июня 1993 г., определяет адвокатуру как независимый правовой институт, призванный в соответствии с Конституцией осуществлять профессиональную правозащитную деятельность.
Адвокатура – негосударственная и некоммерческая организация, а самоуправляемая юридическая организация. Она содействует защите прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, укреплению законности и правопорядка, нравственно-правовому воспитанию населения.
26 июня 1922 г. III сессия ЦИК БССР утвердила Положение об адвокатуре БССР. В его развитие 26 июля 1922 г. Наркомюст БССР издал Положение о коллегии защитников, регламентировавшее организацию и деятельность коллегий защитников в республике. Последующие изменения в организации адвокатуры связаны с изменениями в административно-территориальном делении и преобразованиями в судебной системе и судопроизводстве республики и направлены на установление более тесной связи коллегии защитников с местными органами власти и судами, на улучшение обеспечения населения правовой помощью.
15 июня 1961 г. в БССР принимается Положение об адвокатуре, предусматривавшее организацию республиканской коллегии адвокатов со съездом адвокатов БССР. Однако такая организационная структура адвокатуры просуществовала недолго, до 1965 г., когда республиканская коллегия адвокатов и ее съезд были упразднены по причине дублирования деятельности органов самоуправления областных коллегий адвокатов. Существенным рубежом в развитии советской адвокатуры, в том числе и адвокатуры в БССР, явилось принятие Конституции СССР 1977 г. и Конституции БССР 1978 г., в которых впервые на высшем юридическом уровне закреплялось правовое положение коллегий адвокатов. 30 ноября 1979 г. был принят Закон СССР «Об адвокатуре в СССР» и 21 мая 1981 г. - Положение об адвокатуре в БССР.
Новый этап в развитии адвокатуры в Беларуси начался с принятия Верховным Советом 15 июня 1993 г. Закона «Об адвокатуре». Реализуя идеи, заложенные в Концепции судебно-правовой реформы, правовой акт учел отечественный и мировой опыт, достижения правовой мысли, потребности общества в расширении и качественном улучшении правозащитной деятельности в условиях перехода к рыночным отношениям и демократическому правовому государству. Следует подчеркнуть, что Беларусь первая из стран СНГ приняла демократический закон о реформировании адвокатуры на основе принципов, отвечающих международно-правовым стандартам. Закон значительно повысил требования к лицам, допускаемым к адвокатской деятельности, создал правовую основу для развития в стране наряду с коллегиями адвокатов новых организационных форм частной адвокатской деятельности (фирм, бюро, контор). Новеллами этого закона являются также введение института помощника адвоката, закрепление гарантий адвокатской деятельности и т.д.
В целях создания надлежащих условий для реализации каждым гражданином права на юридическую помощь и в соответствии со ст. 101 Конституции 3 мая 1997 г. Президентом Республики Беларусь был издан Декрет «О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь», внесший существенные изменения и дополнения в правовое регулирование организации и деятельности адвокатуры в нашей республике. 6 июля 1998 г. был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь об адвокатуре». Названные нормативные акты усилили государственный контроль за формированием адвокатского корпуса и деятельностью адвокатуры, предусмотрели образование Республиканской коллегии адвокатов, а также осуществление адвокатской деятельности только членами областных и Минской городской коллегий адвокатов.