Понятие и значение статуса судьи, основные принципы правового статуса судьи
Судья - лицо, назначенное (избранное) на должность судьи в установленном настоящим Кодексом порядке для осуществления обязанностей судьи на профессиональной основе.
Статус судей слагается из многих элементов, предусмотренных законом:
1. Судьями являются лица, исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
2. В зависимости от стажа работы, занимаемой должности и других обстоятельств им присваиваются квалификационные классы (с 5-го по 1-ый и высший).
3. К судьям предъявляются определенные требования и ограничения:
– соблюдать Конституцию Республики Беларусь и законы;
– избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность при осуществлении правосудия (например, личных связей, которые могут причинить ущерб репутации);
– не может быть депутатом (одновременно с судейской работой), третейским судьей или арбитром;
– не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально, публично выражать свои политические взгляды, участвовать в политических акциях;
– не вправе заниматься предпринимательской деятельностью или другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности (эта деятельность не может финансироваться только за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства).
4. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Республики Беларусь. Они никому не подотчетны, а вмешательство в деятельность судей влечет уголовную ответственность.
5. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими своих полномочий обязательны для исполнения.
6. Судьи несменяемы, т.е. они не могут быть назначены на другую должность или переведены в другой суд без их согласия.
7. Полномочия судей не ограничены определенным сроком, кроме случаев, предусмотренных законом, но они могут быть приостановлены или прекращены по основаниям, указанным в законе. Предельный возраст пребывания в должности – 70 лет.
8. Судьи неприкосновенны. Это в основном связанно с особым порядком привлечения их к уголовной и административной ответственности. Следует иметь в виду, что судейская неприкосновенность является не личной привилегией судьи, а средством защиты публичных интересов, прежде всего правосудия.
9. Имеют право на отставку, т.е. на почетный уход или почетное удаление с должности.
10. За совершение дисциплинарных проступков привлекаются к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий.
11. материальное обеспечение и социальной защиты судей, а в целях защиты жизни, здоровья, имущества могут применятся меры безопасности (личная охрана, охрана жилища, выдача оружия, изменение внешности и т.д.).
12. Все судьи обладают единым статусом и различаются только своими полномочиями (компетенцией). Единство статуса означает равенство судей внутри судейского сообщества, равную защиту принадлежащих им прав, возложение одинаковых обязанностей и ограничений.
Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи
Многие десятилетия требования к кандидатам в судьи существенно занижались, что отрицательно сказывалось на качестве судебного рассмотрения дел, авторитете суда. Но это была объективная необходимость, отражавшая ту кадровую политику, которая проводилась в те годы. Как известно, старые дореволюционные кадры юристов, как правило, не допускались к судебной деятельности. В связи с чем, ощущался острый дефицит специалистов с юридическим образованием. К осуществлению правосудия, как и к другим видам государственной работы, привлекались представители рабоче-крестьянских масс, нередко с начальным образованием.
Поэтому действовавшие тогда нормативно-правовые акты о судебной организации устанавливали минимальные требования к кандидатам в судьи: наличие избирательного права и опыта работы в партийных и советских организациях. В 1949 г. возраст для судей был установлен 23 года, а позже с1958 г. - 25 лет. Такое положение с требованиями к кандидатам в судьи сохранялось до конца 80-х годов. Они были повышены Законом СССР «О статусе судей в СССР» 1989 г. В частности, в соответствии со ст. 8 этого закона в качестве обязательного требования впервые за годы советского государства устанавливалось требование наличия высшего юридического образования и сдача квалификационного экзамена.
Следующий шаг в повышении требований к кандидатам в судьи был сделан Законом о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь. Согласно ст. 62 этого закона судьей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, не совершивший порочащих его поступков, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее двух лет или прошедший в установленном порядке стажировку на протяжении двух лет и сдавший квалификационный экзамен.
Кроме того, кандидаты на должность: судьи областного, Минского городского судов, Белорусского военного суда должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее трех лет; судьи Верховного Суда Республики Беларусь должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет.
Судьей по административным делам и исполнительным производствам может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 23 лет, имеющий высшее юридическое образование и не совершивший порочащих его поступков.
Таким образом, действующий закон о судоустройстве не только сформулировал общие требования к кандидатам в судьи, но и дифференцировал их применительно к судьям различных категорий, т.е. установил повышенные требования к кандидатам на судебные должности в вышестоящие суды и пониженные к кандидатам на должность судей по административным делам и исполнительным производствам.
Законом от 9 июля 1998 № 184-3 внесены изменения и дополнения в ст.62 Закона о судоустройстве и статусе судей в части, касающейся требований к кандидатам на должности судей судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь. В частности, установлено, что судьями указанной Судебной коллегии могут быть лица, имеющие как высшее юридическое, так и высшее техническое или естественнонаучное образование. Кроме того, на них не распространяется требование, касающееся стажа работы по юридической специальности или прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена. При этом судьи данной судебной коллегии, не имеющие высшего юридического образования, должны иметь стаж работы в области патентоведения не менее трех лет.