Конституционный суд Республики Беларусь
Компетенция, характеристика и порядок деятельности конституционного суда определен Конституцией Республики Беларусь и кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей».
Основной функцией суда является осуществление контроля за, конституционностью нормативных актов в государстве. К такого рода деятельности конституционный суд приступает при поступлении к нему соответствующего предложения от президента, палаты представителей, совета республики, верховного суда, высшего хозяйственного суда и Совмина.
Вторая функция – дача по предложению президента заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.
Состав Конституционного Суда Республики Беларусь: 12 судей. 6 судей назначаются Президентом, 6 – избираются Советом Республики.
Председатель конституционного суда назначается президентом с согласия совета республики из числа судей конституционного суда сроком на 5 лет. Заместитель председателя избирается конституционным судом из состава судей по предложению председателя сроком на 5 лет.
Конституционный суд правомочен принимать решения и приступать к работе, когда в его состав назначено (избрано) не менее 8 судей. Заседание проводится гласно, в торжественной обстановке с соблюдением всех требований судебного этикета. Итоговое решение принимается в закрытом совещании при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава судей. Если голоса судей разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение конституционного суда подлежит обязательному исполнению на всей территории государства.
Общие суды
Районые, городские и специальные суды образуются, реорганизуются и ликвидируются Президентом Республики Беларусь по совместному представительству министра юстиции Республики Беларусь и председателя Верховного суда.
Районный, городской суд – представитель низшего, самого многочисленного звена в системе судов общей юрисдикции. Районный, городской суд, а также специальный суд образуются в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления и в районе города. Районный, городской суд рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда 1 инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, а также в качестве суда 1 инстанции уголовные дела и дела об административных правонарушениях, а также рассматривает материалы об исполнении судебных постановлений, изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику. Специальный суд рассматривает дела, отнесенные законными актами к его компетенции, изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику, осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Количество судей для каждого районного, городского, устанавливается президентом. Суды состоят из председателя, судей и народных заседателей. При наличии 5 и более судейв суде вводиться должность заместителя председателя суда. При наличии 10 и более судей в составе районного, городского, вводиться должность 2 заместителей председателя суда.
Председатель суда и его заместитель назначаются на должность сроком на 5 лет президентом по совместному представительству министра юстиции и председателя верховного суда. Председатель, его заместитель рассматривают и разрешают дела в судебном заседании, организуют работу суда, руководят работой аппарата суда, осуществляют другие полномочия.
В районном, городском, специальном судах функционирует аппарат суда, призванный обеспечивать выполнение судом возложенных на него функций. Работниками аппарата суда являются заведующий канцелярией, секретари суда и судебные заседатели, помощники председателя суда, делопроизводитель, консультант, архивариус, инженер-программист, оператор копировально-множительной техники, судебный исполнитель и др.
Областной и минский городской суды учреждаются в каждой области и г. Минске и являются судами 2-го звена системы судов общей юрисдикции. В связи с этим их полномочия, состав и структура отличаются от районных судов. Областные суды рассматривают в пределах своей компетенции в качестве суда 1 инстанции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях. Могут рассматриваться в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке, осуществляется надзор ха деятельностью нижестоящих судов, оказываться им помощь в применении законодательства, изучаться и обобщаться судебная практика, ведут и анализируют судебную статистику.
В состав областного суда входят председатель, заместитель, судьи и народные заседатели. В структурном плане суд состоит из президиума и двух судебных коллегий: по уголовным делам и по гражданским делам. При необходимости президент по совместному представительству министра юстиции и председателя верховного суда в областном суде могут образовывать кассационная судебная коллегия, апелляционная судебная коллегия и другие для специального рассмотрения дел. Председатель организует деятельность соответствующего суда, распределяет обязанности между своими заместителями, вызывает президиум суда и председательствует на его заседании, назначает судей в качестве председателей в судебных заседаниях, распределяет обязанности между судьями, вправе истребовать из нижестоящих судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики, для принятия их к своему производству, а также для проверки их в порядке надзора, ведет личный прием граждан, организует работу соответствующего суда по приему граждан и рассматривает обращения граждан.
Верховный суд возглавляет систему судов общей юрисдикции и состоит их председателя суда, 1 заместителя, заместителей, судей верховного суда и народных заседателей. Количественный состав определяет президент. В структуру суда входят:
1) Пленум Верховного суда;
2) Президиум Верховного суда;
3) 4 судебные коллегии Верховного суда:
– судебная коллегия по гражданским делам
– по уголовным делам;
– военная коллегия;
- коллегия по экономическим спорам;
– по делам интеллектуальной собственности.
Верховный суд рассматривает в пределах своей компетенции:
1) в качестве суда 1 инстанции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях.
2) Гражданские и уголовные дела в апелляционном и кассационном порядке.
3) Вносит в конституционный суд РБ предложения о даче заключения по конституционности НПА
4) Изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику общих судов и дает разъяснения по вопросам применения законодательства.
5) Оказывает помощь судьям общих судов по применению законодательства.
6) Разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства.
7) Изучает деятельность общих судов.
8) Решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничающих с судами иностранных государств, иностранных и международных организаций.