Развитие конституционных основ судебной власти в законодательстве Республики Беларусь
Понятие категории «конституционные основы» имеет сложную юридическую природу. В правовом аспекте это соответствует «сложности» основного закона, которая проявляется в трёх конституционных свойствах: абсолютной первичности конституционного регулирования, его полисферности и верховенстве конституции в системе законодательства».
Конституционные основы судебной власти текстуально закреплены Конституцией. Некоторые из них, хотя прямо и не закреплены в Конституции, тем не менее, органически из неё вытекают, будучи так или иначе регламентированы специальным законодательством (например, Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей). Следовательно, конституционными в широком понимании следует считать все основные положения, характеризующие судебную власть, как текстуально закреплённые в Конституции, так и необходимо вытекающие из её основ.
В юридической литературе даются различные определения понятия «конституционные основы». Так, Гавриленко В.И. под ними понимает политико-правовые ориентиры в общей системе регулирования общественных отношений. Под основами также понимаются принципы – категории, имеющие объективный характер, отражающие наиболее общие закономерности регулируемых правоотношений и выражающие результат развития общественной практики и общественной мысли, сложившихся внутри страны и за её пределами».
Рассматривая Конституцию в социально-политическом и юридическом аспектах, закреплённые в ней основы можно определить так: во-первых, как базовые ценности, на которые ориентируется общество в создании и развитии правового государства; во-вторых, как основные принципы, выступающие в качестве руководящих для конкретных сторон деятельности государства; в-третьих, как конституционно-правовые нормы и институты, через которые упомянутые выше ценности и принципы получают непосредственное обоснование, закрепление и определяющее юридическое значение. В совокупности они образуют систему: ценности лежат в основе принципов, которые конкретизируются в институтах и нормах, что придаёт в итоге всей системе правовую значимость.
Общая специфика конституционных основ может быть выражена в следующих чертах: 1) политико-правовой характер; 2) основополагающее, фундаментальное, обобщающее значение; 3) юридическое верховенство по отношению ко всем нормативным актам государства; 4) определённость и категоричность; 5) сжатость и концентрированность положений; 6) постоянность действия; 7) целостность; 8) устойчивость и особый порядок изменения.
Конституционные основы предстают в виде совокупностей родственных правовых норм, составляющих крупные самостоятельные государственно-правовые институты. Одним из таких институтов является институт судебной власти. Конституционные основы этого института имеют ряд своих особенностей.
1. Нормы, закрепляющие правовые отношения судебной власти и характеризующие её содержание, содержатся в Конституции Республики Беларусь. Конституционные нормы судебной власти содержаться в разделе 1 «Основы конституционного строя», разделе 2 «Личность, общество, государство», разделе 5 «Местное управление и самоуправление», главе 7 раздела 6 «Прокуратура». В разделе 4судебной власти посвящена специальная глава 6 «Суд». Основные начала судебной власти, судоустройства и статуса судей базируются также на Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Ни один другой правовой институт не имеет такой «разбросанности». Это говорит также о взаимопроникновении данных институтов, а значит и властей.
2. Нормы данного института отражают выраженную направленность на защиту прав и свобод граждан. Так, из 43 статей Конституции, непосредственно закрепляющих конкретные права граждан в 11 статьях прямо предусмотрена их судебная защита.
3. Основы организации и деятельности органов судебной власти имеют наиболее полную детализацию по сравнению с нормами, посвященными другим ветвям власти.
4. В Конституции наиболее полно определён правовой статус должностных лиц судебных органов - судей, чего нельзя сказать о конституционном статусе должностных лиц законодательной и исполнительной власти. Тем самым законодатель ещё раз подчеркнул значимость судебной власти, необходимость её независимости.
Исходя из вышеизложенного, конституционные основы судебной власти можно определить как ведущие, главные положения, нашедшие закрепление в Конституции, определяющие сущность судебной власти как особой формы деятельности государства, правовое положение её органов и должностных лиц, принципы их организации и деятельности.
Анализ Конституции и Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» позволяет выделить ряд следующих конституционных основ судебной власти. В основу классификации положен характер назначения групп норм, регулирующих и закрепляющих ту или иную сторону деятельности судебной власти. К ним относятся: 1) нормы, закрепляющие судебную власть в качестве самостоятельной ветви государственной власти; 2) нормы, предусматривающие непосредственную судебную защиту конкретных прав и свобод человека и гражданина; 3) основы, определяющие органы судебной власти, их систему и правовой статус; 4) основы, закрепляющие правовой статус судей; 5) норма, закрепляющая формы осуществления судебной власти; 6) принципы судопроизводства; 7) финансовая основа.
Конституцией Республики Беларусь судебная власть определена в одной из трех ветвей государственной власти. В соответствии со статьей 6 Конституции государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.
Являясь самостоятельной и независимой ветвью государственной власти, судебная власть выполняет несколько основных функций. Первая функция судебной власти – осуществление правосудия. Вторая и основная функция судебной власти защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Третьей функцией судебной власти является ее участие в так называемой системе «сдержек и противовесов»
К функциям судебной власти относятся также и обеспечение законности и предупреждение правонарушений, осуществление специализированного контроля за конституционностью нормативных правовых актов (для Конституционного Суда) и другие.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что закрепление в основах конституционного строя положения о судебной власти, о её самостоятельности, а потому и независимости от власти законодательной и исполнительной свидетельствуют не только о том, что она стала равной им, но и о том, что заложен фундамент создания правового государства, создана гарантия защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Беларусь. «Независимый суд - это гарантия существования правового государства, к построению которого стремится наше общество».
ТЕМА 4. Судебная система
4.1. Понятие о судебной системе, ее звеньях и судебных инстанциях.
4.2. Принципы построения судебной власти.
4.3. Виды судов.
4.4. Основные этапы развития законодательства о судебной системе.