Институт нотариата: понятие, сущность, особенности, задачи, принципы организации и деятельности.

Закон Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. №305-З «О нотариате и нотариальной деятельности»
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27 ноября 2013 г. № 523 «Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь»

Нотариатв Республике Беларусь включает государственных и частных нотариусов (далее, если не указано иное, - нотариусы), уполномоченных должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов (далее - уполномоченные должностные лица), дипломатических агентов дипломатических представительств Республики Беларусь и консульских должностных лиц консульских учреждений Республики Беларусь (далее, если не определено иное, - должностные лица дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь), обеспечивающих защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов путем совершения нотариальных действий от имени Республики Беларусь.


Основной задачей нотариата в Республике Беларусь является обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов путем совершения нотариальных действий от имени Республики Беларусь.

Нотариальная деятельность в Республике Беларусь основывается на принципах законности, беспристрастности, независимости, тайнынотариального действия

Понятие, виды и правила совершения нотариальных действий.

Нотариальные действия представляют собой результат нотариального производства. Итогом нотариальной деятельности является принятие нормотворческих актов.

Признаки нотариальных действий:

1.круг нотариальных действий указан строго в законе

2.осуществление нотариальных действий только теми, лицами, которые указаны в законе

3.за совершение нотариальных действий взимается единый нотариальный тариф

4.все они совершаются от имени РБ, несмотря на то, что нотариусы не являются гос. служащими

5.нотариальные действия регистрируются в соответствующих реестрах и книгах

Виды нотариальных действий:

По утверждению бесспорного права

1.1 Выдача свидетельства о праве на наследство

Нотариальные действия направленные на удостоверение (У) и свидетельствование(С) бесспорных фактов

2.1 У сделок, договоров, доверенностей

2.2 У согласий

2.3 У факта нахождении гражданина в живых, в определённом месте

2.4 У времени предъявления документов

2.5 У верности перевода

2.6 С подлинности подписи на документах, имеющих юридическую значимость

2.7 С верности ксерокопий документов

Нотариальные действия направленные на придание долговых и платёжных документов исполнительной силы

3.1 совершение исполнительных надписей

Охранительные нотариальные действия

4.1 принятие мер по охране наследства и управлению им

4.2 принятие документов на хранение

Правила

Законодательство четко регламентирует место совершения нотариального действия, сроки его совершения, требования к документам, как лиц, обращающихся за совершением нотариального действия, так и к документам, исходящим от нотариальных органов, порядку их регистрации, основаниям и форме отказа в совершении нотариального действия в виде обоснованного постановления, содержащего ссылки на нормы материального и процессуального права. Совершение нотариального действия производится по общим правилам совершения нотариальных действий с учетом специфики отдельных нотариальных .

Порядок возбуждения производства зависит от вида нотариального действия. Основанием для возбуждения служит либо сам факт обращения лица, либо заявление лица о совершении определенного действия, например, о выдаче свидетельства о праве собственности на долю имущества, нажитого супругами в период брака. На данной стадии проверяется соблюдение правил предметной и территориальной компетенции, происходит проверка дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц, полномочий представителей. Установление юридического и фактического состава совершаемого нотариального действия предполагает проверку юридических и фактических оснований для совершения определенного нотариального действия с учетом его специфики. Исходя из фактического состава, нотариус определяет документы, необходимые для совершения нотариального действия. И третья стадия – совершение нотариального действия или отказ в его совершении является следствием наличия законных оснований для возбуждения нотариального производства на первой стадии и установления конкретного юридического и фактического состава нотариального действия. Согласно ст. 62 Закона о нотариате и нотариальной деятельности нотариус, отказавшие гражданину или юридическому лицу в совершении нотариального действия, по письменному заявлению этих гражданина или юридического лица должны в течение трех рабочих дней с даты поступления заявления изложить в письменной форме причины отказа и разъяснить порядок его обжалования. Отказ в совершении нотариального действия оформляется нотариусом, путем вынесения постановления.

В качестве стадий нотариального производства выделяют:

1) предварительную подготовку к совершению нотариального действия, которая осуществляется при необходимости истребования нотариусом дополнительных сведений и документов либо направления документов на экспертизу;

2) исполнение нотариального акта;

3) обжалование нотариальных действий либо отказа в их совершении. Поскольку исполнение нотариального акта осуществляется за рамками нотариального производства и не входит в компетенцию нотариальных органов, то представляется, что выделение исполнения нотариального акта в качестве стадии нотариального производства неосновательно.

1. Предмет, система и значение дисциплины «Судоустройство».

2. Понятие и признаки правоохранительной деятельности, правоохранительных органов. Место суда в осуществлении правоохранительной деятельности.

3. Классификация нормативных правовых актов по судоустройству и организации правоохранительных органов.

4. Понятие, свойства и символы судебной власти. Соотношение понятий «правосудие», «судебная власть» и «судопроизводство».

5. Конституционные основы судебной власти (независимость судей и подчинение их только закону, гласность, презумпция невиновности, право граждан и организаций на юридическую, в том числе, адвокатскую помощь).

6. Конституционные основы судебной власти (состязательность и равенство сторон в процессе, выборность и назначение судей, коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах, язык судопроизводства).

7. Понятие о судебной системе, ее звеньях и судебных инстанциях, соотношение этих понятий.

8. Понятие и значение института обжалования решений суда, виды судебных инстанций.

9. Конституционный Суд Республики Беларусь: состав, порядок формирования, компетенция.

10. Районные (городские) и специализированные суды: образование, реорганизация и прекращение деятельности, состав, компетенция, компетенция председателя. Областные (Минский городской) суды: состав, компетенция, компетенция председателя. Верховный Суд Республики Беларусь: состав, компетенция, компетенция председателя. 10.1Районный (городской) и специализированный суды (по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др.) 10.2 Областные (Минский городской) суды: состав, компетенция, компетенция председателя. 10.3Верховный Суд Республики Беларусь: состав, компетенция, компетенция председателя

11. Понятие, значение и принципы правового статуса судьи.

12. Основы культуры правосудия. Кодекс чести судьи Республики Беларусь.

13. Требования к кандидатам на должность судьи, председателя, заместителя председателя общих судов и Конституционного Суда Республики Беларусь. Зачисление кандидатом в судьи. Условия и порядок прохождения специальной подготовки на должность судьи. 13.1 Требования к кандидатам на должность судьи, председателя, заместителя председателя общих судов и Конституционного Суда Республики Беларусь. 13.2 Зачисление кандидатом в судьи. Условия и порядок прохождения специальной подготовки на должность судьи.

14. Аттестация судей. Квалификационные классы судей и порядок их присвоения. Дисциплинарная ответственность судей. Приостановление, возобновление и прекращение полномочий судей. 14.1Аттестация судей. 14.2Квалификационные классы судей и порядок их присвоения 14.3Дисциплинарная ответственность судей. 14.4 Приостановление, возобновление и прекращение полномочий судей

15. Правовой и социальный статус народных заседателей. Государственная защита судей и народных заседателей. Материальное и социальное обеспечение судей.

16. Прокуратура Республики Беларусь: понятие, система, задачи, принципы организации и деятельности.

17. Основные направления деятельности прокуратуры в Республике Беларусь.

18. Отрасли прокурорского надзора.

19. Органы предварительного расследования: понятие, задачи, виды.

20. Органы предварительного следствия. Понятие и виды органов дознания.

21. Органы внутренних дел: понятие, задачи, система. Понятие, задачи и виды милиции.

22.Международная организация уголовной полиции. Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь: понятие, задачи, полномочия.

23. Институт адвокатуры: понятие, особенности, задачи, принципы организации и деятельности.

24. Организационные формы осуществления адвокатской деятельности (юридические консультации, адвокатские бюро, индивидуальная адвокатская деятельность). Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.24.1 Организационные формы осуществления адвокатской деятельности (юридические консультации, адвокатские бюро, индивидуальная адвокатская деятельность). 24.2Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.

25. Институт нотариата: понятие, сущность, особенности, задачи, принципы организации и деятельности.

26. Понятие, виды и правила совершения нотариальных действий.

Наши рекомендации