Понятие и виды органов дознания.
Органы дознания – это компетентные государственные органы и должностные лица, задача которых заключается в раскрытии преступлений, выявлении и розыске виновных лиц, предупреждении и пресечении преступлений. Осуществляют вспомогательное по отношению к предварительному следствию расследование.
Органами дознания являются:
1) Органы, для которых дознание (как правило, вместе с предвари- тельным следствием) является основной деятельностью.
o Органы милиции – главный орган дознания в Республике Беларусь, компетенция не ограничена каким-либо определенным кругом дел (универсальная компетенция). Производят дознание по основному кругу уголовных дел.
o Органы государственной безопасности производят дознание по кругу дел, отнесенных законом к их компетенции.
o Органы финансовых расследований являются органами дознания со специальной компетенцией (как и органы госбезопасности), проводят дознание по делам финансовой сферы.
2) Органы и должностные лица, которые осуществляют дознание наряду с другими функциями.
o Командиры воинских частей, соединений, начальники в инских учреждений и гарнизонов – по уголовным делам о престу- плениях военнослужащих.
o Органы государственного пожарного надзора – по уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил.
o Органы пограничных войск, таможенные органы – по уго- ловным делам, отнесенным законом к их компетенции.
o Начальники учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов – по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений.
o Капитаны морских и речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на судах.
o Главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь за рубежом – по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории дипломатических представительств и консульских учреждений.
21.Органы внутренних дел: понятие, задачи, система. Понятие, задачи и виды милиции.ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ17 июля 2007 г. № 263-ЗОб органах внутренних дел Республики Беларусь
Органы внутренних дел – государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Основными задачами органов внутренних дел являются:
• защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее, если не указано иное, – граждане) от преступных и иных противоправных посягательств, обеспечение их личной и имущественной безопасности, защита прав и законных интересов организаций от преступных и иных противоправных посягательств в соответствии с компетенцией органов внутренних дел;
• защита интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
• защита собственности от преступных и иных противоправных посягательств;
• профилактика, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, производство дознания по уголовным делам, ведение административного процесса в соответствии с их компетенцией;
• розыск обвиняемых, местонахождение которых неизвестно, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания или иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших и других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, установление лиц, совершивших преступления, лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности, в соответствии с компетенцией органов внутренних дел;
• организация исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, административных взысканий в соответствии с компетенцией органов внутренних дел;
• участие в реализации государственной политики в области гражданства, миграции и регистра населения;
• оказание в пределах компетенции органов внутренних дел на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, помощи гражданам, государственным органам, общественным объединениям и иным организациям в реализации их прав и возложенных на них обязанностей.
Систему органов внутренних дел образуют:
1) организационно:
• Министерство внутренних дел (центральный аппарат);
• территориальные органы внутренних дел – главное управление внутренних дел Минского городского исполнительного комитета и подчиненное ему управление внутренних дел по охране Минского метрополитена, управления внутренних дел областных исполнительных комитетов, управления, отделы внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций), а также отделы внутренних дел на транспорте и отделения внутренних дел на транспорте (далее – органы внутренних дел на транспорте);
• учреждения образования и организации здравоохранения, созданные для обеспечения выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел;
2) функционально:
• милиция;
• подразделения по гражданству и миграции;
• подразделения охраны;
• подразделения финансов и тыла;
• органы и учреждения уголовно-исполнительной системы.
Деятельность органов внутренних дел осуществляется на принципах:
• законности;
• уважения и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан;
• гуманизма;
• единства системы органов внутренних дел и централизации управления ими;
• сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности;
• независимости от деятельности политических партий и других общественных объединений.
22.Международная организация уголовной полиции. Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь: понятие, задачи, полномочия.
Интерпол—сокращённое название (с 1956 года)Международной организации уголовной полиции—международная организация, основной задачей которой является объединение усилий национальных правоохранительных органов стран-участниц в области борьбы с общеуголовной преступностью.
Основной задачей является координация усилий отдельных стран и проведение единой политики в области борьбы с общеуголовной преступностью.
Среди других основных задач можно отметить координацию международного розыска, а также борьбу с: торговлей людьми, организованными преступными сообществами, контрабандой наркотиков, преступлениями в сфере экономики и высоких технологий, фальшивомонетничеством, подделкой ценных бумаг и детской порнографией.
В последнее время большое внимание уделяется общественной безопасности и борьбе с терроризмом.
Интерпол имеет высший пленарный орган - Генеральную ассамблею и административный орган с более узкими полномочиями и более узким составом - Исполнительный комитет, возглавляемый Президентом. Генеральная Ассамблея и Исполнительный комитет являются руководящими органами Интерпола. Генеральная Ассамблея – пленарный совещательный орган, Исп Генеральная Ассамблея - высший орган Организации. Она состоит из делегатов, делегируемых странами-членами Организации (статья 6).
Каждая страна - член Интерпола направляет на Генеральную Ассамблею делегацию, количественный состав которой нигде не оговорен. Глава делегации, назначаемый компетентным правительственным органом соответствующей страны, и имеет мандат представлять делегирующую страну на сессии Генеральной Ассамблеи МОУП-Интерпол. В силу специфического характера деятельности Организации её члены должны стремиться включать в состав своих делегаций высокопоставленных должностных лиц органов, выполняющих полицейские функции, специалистов по вопросам, включаемым в повестку дня заседаний Организации (статья 7).
Полномочия Генеральной Ассамблеи касаются всех вопросов деятельности организации. Согласно Уставу (статья 8) Ассамблея определяет основные принципы сотрудничества полиции разных стран в рамках Интерпола, намечает и проводит мероприятия, облегчающие установление и поддержание такого сотрудничества.
Вторая категория полномочий Ассамблеи касается принятия новых членов, рассмотрения и утверждения планов работы на предстоящий год, выбора должностных лиц организации, утверждения бюджета и решения финансовых вопросов.
Генеральная Ассамблея может образовывать комиссии с целью специального изучения отдельных вопросов (например, по изучению проблем преступности несовершеннолетних, по проблемам борьбы с незаконной торговлей наркотическими средствами и т. д.).
По рассматриваемым вопросам повестки дня Генеральная Ассамблея принимает резолюции, имеющие в зависимости от направленности разную юридическую силу. Резолюции в адрес Генерального секретариата являются обязательными для исполнения, а в адрес полицейских органов и правительств - рекомендательными. олнительный комитет – ограниченный совещательный орган.