Судебная система РФ, её структура и признаки.

Судебная система РФ – это совокупность всех судов России, созданных на основании Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ» и уполномоченных посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства в пределах своей компетенции осуществлять судебную власть.

Судебную систему РФ составляют федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и федеральные суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ и федеральные арбитражные суды. Судами субъектов Федерации являются: конституционные суды субъектов Федерации и мировые судьи.

Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды создаются и упраздняются федеральными законами. Должности мировых судей и конституционные суды субъектов Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Федерации.

Создание чрезвычайных судов в РФ запрещено Конституцией РФ, т.к. их существование ставит под угрозу соблюдение прав и законных интересов участников процессуальных правоотношений.

Признаки судебной системы РФ:

1. Единство, которое обеспечивается:

· ее конституционным закреплением;

· действием на всей территории РФ единых принципов и правил судопроизводства;

· единообразием применения всеми судами российского законодательства и норм международного права, конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

· обязательностью исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

· законодательным закреплением единства статуса судей;

· финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

2. Специализация судов: в системе выделяется три организационно обособленные группы судебных органов. Это связано с различием тех дел, которые разрешают эти суды. Внутри подсистем возможна специализация. Например, в подсистеме судов общей юрисдикции выделяются специализированные военные суды.

3. Подведомственность. В связи с этим законодательно закрепляются различия правил судопроизводства – ГПК РФ и АПК РФ.

4. Территориальный принцип построения – отражается в названии судебных органов, в правилах использования языка судопроизводства.

5. Наличие звеньев судебной системы – группа судебных органов, действующих на равнозначных территориях и наделенных равнозначными полномочиями.

6. Истанционность, т.е. деление судов на вышестоящие и нижестоящие.

Судебная система РФ, её структура и признаки. - student2.ru

Единство судебной системы.

Важнейшим принципом, регламентирующим порядок организации судебной власти в Российской Федерации, яв­ляется принцип единства судебной системы. В основе данно­го принципа лежат положения главы 7 Конституции РФ, ус­танавливающей судебную систему Российской Федерации, и ст. 3 Федерального конституционного закона "О судебной си­стеме Российской Федерации".

Единство судебной системы предполагает такую ее организацию, при которой функция осуществления право­судия принадлежит только судам, созданным в предусмот­ренном законом порядке, в лице судей, имеющих единый статус, действующих в рамках единого правового простран­ства, единообразно применяющих нормативно-правовые акты, составляющие единую правовую систему Российс­кой Федерации.

Единство судебной системы Российской Федерации обес­печивается путем:

· установления судебной системы Российской Федера­ции Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской федерации";

· соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил су­допроизводства;

· применения всеми судами Конституции Российской федерации, федеральных конституционных законов, феде­ральных законов, общепризнанных принципов и норм меж­дународного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

· признания обязательности исполнения на всей терри­тории Российской Федерации судебных постановлений, всту­пивших в законную силу;

· законодательного закрепления единства статуса судей;

· финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Значение данного принципа заключается в том, что он создает реальные гарантии функционирования единой судеб­ной власти — сильной, самостоятельной и действующей не­зависимо от законодательной и исполнительной властей.

Единство судебной системы не означает установления еди­ного шаблона в вопросе об осуществлении правосудия по от­дельным категориям дел. Единство выступает лишь в качестве наиболее общего принципа организации судебной власти в Рос­сийской Федерации, характеризующего лишь наиболее важ­ную, принципиальную сторону деятельности различных судов.

Часть 2 ст. 118 Конституции РФ и ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" устанавливают, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, адми­нистративного и уголовного судопроизводства. Однако, на наш взгляд, наиболее верным было бы выделение среди выше­указанных форм судопроизводства также судопроизводства арбитражного, поскольку порядок разбирательства дел в ар­битражных судах, круг участников арбитражного процесса, наличие отраслевого процессуального акта — Арбитражно-процессуального кодекса РФ и т. д. не позволяют охватить де­ятельность арбитражных судов по разрешению дел по суще­ству понятием "гражданское судопроизводство". Таким обра­зом, на наш взгляд, необходимо выделять следующие виды судопроизводства в РФ:

· конституционное;

· гражданское;

· административное;

· уголовное;

· арбитражное.

·

Наши рекомендации