Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия.
Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия основан на положениях ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
В Конституции было установлено, что государством охраняется достоинство личности. Ничто не может быть основанием для его умаления (ст.21). Это конституционное положение проявляется и конкретизируется во многих нормах отраслевого законодательство, регулирующих производство по гражданским и уголовным делам.
Нарушение правил, требующих уважения чести и достоинства личности, создает основание для обжалования действий и решений должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство (ст.123 УПК РФ), а также предъявления гражданского иска о защите чести и достоинства, компенсации морального вреда.
Неприкосновенность личности (ст.22). Важнейшая гарантия неприкосновенности личности в уголовном судопроизводстве заключается в предоставлении права ограничения свободы гражданина только суду. Кроме того, лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, а также заключенные под стражу должны содержаться в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью, иное противоречит международным нормам.
Неприкосновенности жилища (ст.25) обеспечивает право неприкосновенности частной жизни, уважение личной и семейной тайны, а также чести и достоинства личности в уголовном судопроизводстве. Ограничение неприкосновенности жилища допускается только при наличии тому оснований и в порядке, строго предусмотренном законом. Так, в соответствии с ч.1 ст.12 УПК РФ осмотр жилища допускается как с согласия проживающих в нем лиц, так и на основании судебного решения.
Конституция РФ устанавливает, что каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ч.2 ст.23). Информация, полученная кем-либо с нарушением тайны корреспонденции, признается недопустимым доказательством и не может использоваться в судопроизводстве.
Рассматриваемый принцип очерчивает пределы допустимых ограничений прав граждан в судопроизводстве и гарантирует их соблюдение государством в лице его правоохранительных органов.
Осуществление правосудия только судом.
Этот принцип закреплен в ч.1 ст.118 Конституции РФ и конкретизирован в ст.4 ФКЗ «О судебной системе РФ»: правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ». Эти суды осуществляют судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных ФКЗ, не допускается.
Принцип осуществления правосудия только судом следует рассматривать в нескольких аспектах.
1.Особую деятельность, именуемую «правосудием», может осуществлять только суд. Это означает что на какой-либо другой гос.орган не может быть возложена обязанность по осуществлению правосудия.
2.Судом, имеющим полномочия по осуществлению правосудия, может быть признан только тот орган, который создан исключительно на основании Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ». В связи с этим судебная система России определена исчерпывающим перечнем судов. Учреждение иных судов возможно только путем внесения изменений и дополнений в указанные норм.акты.
3.Правосудие может осуществляться только тем судом, который отвечает требованиям законности, компетентности и беспристрастности. Указанное положение прямо в законе не закреплено, но вывод о его существовании вытекает из анализа Конституции РФ (ст.18, 45,47, 119, 121, 123) и международно-правовых актов, а также судоустройственных и процессуальных законов РФ.
4.Только суд может отменять или изменять акты правосудия. Это означает, что при осуществлении правосудия правом отмены или изменения судебных актов могут быть наделены исключительно суды, а не какие-либо иные гос.органы и должностные лица. Причем отменять или изменять судебные акты могут только вышестоящие суды.