Тема 6. Реализация правовых норм. Правоприменение
1. Понятие и формы реализации права.
2. Понятие и признаки применения права. Основания и принципы правоприменения.
3. Стадии правоприменения. Типы правоприменения. Роль толкования норм права. Доказывание и юридические доказательства. Юридическая квалификация.
4. Правоприменение при пробелах в праве. Аналогия закона и аналогия права.
5. Правоприменение в случаях коллизий правовых норм.
6. Акты применения права.
Список литературы:
1. Аверин А.В. Правоприменительная деятельность суда и формирование научно-правового сознания судей. М., 2003.
2. Ершов В.В. Судебное правоприменение. М., 1992.
3. Карташов В.Н. Применение права. Ярославль, 1980.
4. Карташов В.И. Институт аналогии в советском праве. Саратов, 1976.
5. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификаций преступлений. М., 1999.
6. Лазарев В.В. Применение советского права. Казань, 1972.
7. Лазарев В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. М., 1974.
8. Правоприменение в Советском государстве. М., 1985.
9. Правоприменение: теория и практика / под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2008.
10. Папкова О.А. Усмотрение суда. М., 2005.
11. Правоприменение / под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2008.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Важнейшим условием эффективного освоения учебного курса является правильная организация самостоятельной работы студентов. Прежде всего речь идет о подготовке к сессии, таким ее составляющим, как семинары, лекции, зачеты и экзамен. Планом кафедры могут быть предусмотрены и другие формы работы со студентами в период сессии. Все это предполагает хорошую предварительную организацию самостоятельной работы студента-заочника.
Подготовка к будущим семинарским занятиям должна начинаться с внимательного прочтения вопросов предстоящего семинара. Каждый вопрос необходимо подготавливать самостоятельно, т.е. отдельно. Начинать следует с лекции по данной теме, если она была прочтена преподавателем, ибо, как правило, лектор освещает наиболее сложные вопросы, в том числе и выносимые на семинарские занятия. Затем предстоит подготовить ответы на поставленные вопросы на основе учебной литературы. В настоящее время учебных источников по данному предмету достаточно много.
Поэтому кафедрой рекомендуется ряд учебников, о которых информируют студентов преподаватели и методическая литература, в том числе и данное пособие.
Подготовка ряда вопросов к семинару предполагает работу не только с учебником, но и с другими учебными материалами. Речь идет о федеральных законах, прежде всего Конституции РФ, конституции и конституционных законов других стран, федеральных конституционных законах РФ, законов субъектов РФ и др. Законодательные и другие нормативные правовые акты следует приносить на семинарские занятия, заранее помечая необходимые для обсуждения моменты. Например, если речь идет о роли и полномочиях судебной власти, в том числе Конституционного Суда РФ в механизме государства, то необходимо предварительно ознакомиться со ст. 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ", где сказано, что в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; и др.
Все эти моменты следует пометить в тексте федерального закона и постараться запомнить.
В период установочной лекции преподаватель (кафедра) может порекомендовать изучить монографию, научную статью, комментарий к закону и др. Этот материал необходимо внимательно прочитать, усвоить главные мысли; их целесообразно законспектировать, принести на семинарские занятия и изложить так, чтобы студенты и преподаватель легко увидели авторскую точку зрения.
Особая форма самостоятельной работы - это подготовка контрольной работы. Примерная тематика контрольных работ и примерные планы даны в настоящем издании.
Тематика контрольных работ и тематика курсовых не совпадают. Это вызвано тем, что подготовка контрольной и курсовой работы - качественно разные формы самостоятельной работы студента. Курсовая работа - относительно фундаментальная проработка, с элементами научного познания, какой-либо темы учебного курса. Контрольная работа свидетельствует лишь об уяснении студентам соответствующего материала. Например, понятие и структура юридической нормы. Здесь студент должен исследовать признаки правовой нормы, дать определение этому ключевому юридическому феномену. Затем перейти к анализу структуры правовой нормы, при этом изложив основные научные подходы, имеющиеся по этой проблематике в юридической науке. Анализ компонентов юридической нормы невозможен вне исследования конкретных юридических правил. Это требует самостоятельного поиска анализа конкретных норм отраслей современного права, привлечения соответствующей литературы (комментариев к законам, постановлений пленумов высших судебных инстанций и др.).
Контрольная работа - изучение конкретного вопроса; для этой формы самостоятельной работы свойственен описательный метод, например, такая тема, как структура юридической нормы, предполагает изучение гипотезы юридической нормы, ее виды, способы изложения и др. Конечно, оценка данных тем как только тем контрольных работ достаточно условна. Дело в том, что если углубить цель изучения, сделать попытку установить определенные закономерности и не ограничиваться лишь описанием существующей проблематики в учебной и научной литературе, то, безусловно, такая работа может выступать как серьезное исследование. Нередко контрольная работа или, реферат выполняют роль некого авангарда, если хотите "разведчика", предварительные данные которого позволяют судить о перспективах будущего научного исследования (например, на уровне дипломного сочинения). Заметим, что контрольные работы нередко "перерастают" в курсовые, дипломные сочинения, а затем и диссертации. Все это говорит о необходимости серьезного отношения к такой самостоятельной форме работы студента как контрольная работа.
Одной из форм самостоятельной работы является подготовка доклада. Речь идет о работе студента во время сессий. Его задача - освещение в аудитории (на семинарском занятии, научном или проблемном семинаре и т.д.) какой-либо проблемы, как правило, сложной и неоднозначно решаемой в научной юридической литературе. Подготовка доклада предполагает изучение прежде всего учебных источников, ибо вначале необходимо понять основу проблемы на самом простейшем уровне. В последующем изучение монографических изданий, научных статей и др. позволит уяснить проблемные стороны вопроса. Специфика организации этой формы работы студента в подготовке устного выступления. Итог работы - текст, тезисы, наброски, позволяющие воспроизвести информацию в аудитории. Свободное владение научным материалом возможно только в ситуации глубокой проработки проблемы, ее самостоятельного усвоения. Доклад, его тезисы желательно проработать до выступления в аудитории, другими словами - "прорепетировать" в домашних условиях. Это обязательно поможет выступающему приобрести уверенность и позволит увлечь слушателей темой выступления.
К отдельным семинарским занятиям преподавателем могут быть рекомендоваться так называемые домашние задания, например подготовить примеры разновидностей юридических норм. Здесь, прежде всего, следует изучить понятие правовой нормы, основания их классификаций; а также примеры, приведенные в специальной литературе. Лишь после этого необходимо приступить к самостоятельному поиску особенностей той или иной группы норм.
Организация самостоятельной работы студента-заочника, ее качество - важнейшее условие эффективного усвоения учебного материала и эффективный путь приобретения профессиональных навыков.
Задание для контрольных работ