Понятие и признаки применения права. Основания и принципы правоприменения

Применение права всегда считалось особой и наиболее сложной формой реализации права. Представляет собой властную деятельность государственных и иных уполномоченных на то органов, состоящую в рассмотрении конкретного юридического дела и вынесении по нему индивидуального решения. Другими словами, это конкретизация общих правовых предписаний (их "привязка") относительно конкретной жизненной ситуации и принятие соответствующего решения.

От иных форм реализации права (соблюдение, исполнение, использование) правоприменение отличается следующими признаками:

а) составляет прерогативу специально уполномоченных органов, прежде всего государственных и муниципальных, обладающих властными полномочиями;

б) имеет индивидуальный характер (рассматривается конкретное юридическое дело, по которому выносится решение приговор суда; решение суда по гражданскому делу); результатом правоприменительного решения является конкретизация (индивидуализация) субъективных прав и субъективных юридических обязанностей;

в) обязательность правоприменительного решения означает совершение необходимых действий и поступков, вытекающих из акта - действия соответствующего органа, должностного лица; обязательный характер проявляется не только в обязательности требований к непосредственным адресатам, но и обязательности всех, кто причастен к делу, его решению (например, Указ Президента РФ о награждении предполагает соответствующие действия должностных лиц его администрации, в необходимых случаях соответствующих структур администрации субъектов РФ);

г) правоприменительная деятельность строго регламентируется процессуальным законодательством, процедурными нормами, которые определяют последовательность и порядок тех или иных действий, операций.

Основания правоприменения. Применение юридических норм, как отмечалось, - особая форма реализации права. Если соблюдение, исполнение и использование юридических правил непосредственно реализуется в жизнь, то в этом случае субъективные права и субъективные обязанности возникают в соответствии с волеизъявлением сторон, например в договоре купли-продажи приобретенная вещь есть юридический результат их реализации. Специфика правоприменения в том, что права и обязанности, юридические последствия не возникают "напрямую", непосредственно. Законодатель для наступления определенного правового эффекта использует соответствующий юридический механизм. Нельзя, скажем, назначать самому себе пенсию по старости лет или привлечь себя к юридической ответственности и т.п. Для этого необходимо проявление воли компетентного органа, государственного или муниципального либо такие юридические последствия, которые возникают в связи осуществлением соответствующих правомочий полномочного субъекта (например, директора предприятия).

К основаниям применения права относятся:

- во-первых, ситуации, при которых позитивные юридические права и обязанности не могут возникнуть без проявления воли уполномоченного органа. Например, право на пенсионное обеспечение, о котором шла речь, возникает после решения соответствующей пенсионной инстанции;

- во-вторых, случаи спора о праве, ситуации, когда стороны не могут прийти к соглашению добровольно, без вмешательства компетентного органа, например суда; такой спор может возникнуть в связи с вещью, находящейся в чужом незаконном владении. Суд рассматривает дело и выносит по нему решение, с помощью которого конфликт разрешается, правопрепятствие устраняется, субъективные права восстанавливаются, т.е. вещь переходит к ее законному владельцу;

- в-третьих, совершение правонарушения, влекущего применение к виновному субъекту определенной меры наказания или воздействия, что вправе сделать только уполномоченный правоприменительный орган;

- в-четвертых, и прежде всего судам, необходимо в случаях, когда не имеется реальной возможности, подтвердить наличие факта, имеющего юридическое значение (юридического факта). Такие дела получали название дел особого производства. Подчеркнем: здесь судья выносит решение о наличии или отсутствии такого факта (факт несчастного случая и гибели людей; об объявлении лица длительно отсутствующим, умершим; и т.д.).

Иногда к самостоятельным основаниям правоприменения относят нотариальное удостоверение, государственную регистрацию и др.

Принципы правоприменения - основные начала, устоявшиеся взгляды на то, как должны применяться юридические нормы. Принципы правоприменительной деятельности можно рассматривать и как своеобразные правовые ценности, на основании которых должно строиться применение юридических норм. Такими принципами-ценностями можно считать:

Схема 17

┌─────────────────────────────────────┐

│ Принципы (ценности) правоприменения │

└───────────────────┬─────────────────┘

┌──────────────────────┐ │ ┌────────────────────┐

│ законность │◄──┼─►│ единообразие │

└──────────────────────┘ │ └────────────────────┘

┌──────────────────────┐ │ ┌────────────────────┐

│ объективность │◄──┼─►│ оперативность │

└──────────────────────┘ │ └────────────────────┘

┌──────────────────────┐ │ ┌────────────────────┐

│ целесообразность │◄──┴─►│ справедливость │

└──────────────────────┘ └────────────────────┘

Законность, предполагающая четкое следование предписаниям материальных и процессуальных норм. Главное требование законности состоит в том, что решение должно быть основано на достоверных, истинных фактах. Фактические обстоятельства должны быть установлены и доказаны в соответствии с процессуальным законодательством. Очень важны и такие позиции как соблюдение соответствующим лицом, рассматривающим дело, условие подведомственности или подсудности. Не менее важно и такое требование законности, как правильная юридическая квалификация. Юридические нормы должны максимально соответствовать фактическим обстоятельствам, и только в этом случае решение можно считать квалифицированным, а значит, и законным. В тех случаях, когда соответствующей нормы нет, но факты лежат в сфере правовой регламентации, действует правило аналогии закона или аналогии права*(108);

Объективность правоприменительного решения. Объективность правоприменителя всегда справедливо характеризовали как беспристрастность, бескорыстность, отсутствие эмоциональности в процессе рассмотрения и вынесения решения по делу. Правоприменитель должен "холодным умом" проанализировать факты, установленные в ходе правоприменения; выбрать правовую норму, максимально точно регламентирующую данную фактическую ситуацию. Однако это не означает, что правоприменитель не должен учитывать возраст обвиняемого, материальное положение, пол и иные обстоятельства. Важно, чтобы они были в рамках действующего законодательства и адекватны ситуации;

Целесообразность правоприменительного решения. Правоприменительный акт только тогда будет законным и объективным, когда он отвечает такому требованию законности, как целесообразность. Цели юридических норм разные; фактические обстоятельства, подпадающие под их регулирование, также. И здесь правоприменитель должен выбрать "золотую середину". Для предупреждения нового преступления порой достаточно минимального наказания или условного. Если же лицо с точки зрения обстоятельств дела и с учетом его личных характеристик опасно для общества, то с целью предотвращения нового преступления целесообразно применить максимальную меру наказания;

Единообразие правоприменительной практики и особенно судебной. Применение одних и тех же норм, хотя и к различным обстоятельствам, но так или иначе однотипным, должно быть единообразно. Правоприменительная практика и ее важнейшая составляющая судебная не должны отличаться и тем более противоречить друг другу. Важнейшую роль здесь играет разъяснение пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, практика Конституционного Суда РФ*(109);

Оперативность правоприменения также один из важных принципов реализации юридических норм; ценность борьбы с правонарушениями, защита законных интересов субъектов права во много раз возрастает в случае оптимального разрешения юридического спора. Безусловно, сроки рассмотрения дела должны быть целесообразны, разумны. Судья, другой правоприменитель не должны превращаться в машину по принятию судебных решений. Однако есть и другая крайность - формальность рассмотрения дела, отход от объективной истины;

Справедливость правоприменительного решения. Закон, иной нормативный правовой акт должны быть справедливыми, так как правотворчество основывается на началах справедливости. Однако сам законодатель также ориентирует правоприменителя на то, чтобы решение было максимально справедливым, но данная категория нравственная, достаточно подвижная. Поэтому то, что справедливо сегодня, может быть несправедливым в недалеком будущем. В основе справедливости лежит оценка законодателя и правоприменителя, собственное видение ситуации управомоченного органа или должностного лица.

12.3. Стадии правоприменения и требования к ним. Юридические доказательства. Юридическая квалификация. Типы правоприменения

Применение права сложный процесс, включающий несколько стадий. Он протекает во времени, осуществляется разными уполномоченными законодательством субъектами и в соответствии с определенной процедурой. Условно правоприменительную деятельность можно назвать процедурной или процедурно-процессуальной. Это означает, что все правоприменительные действия связаны между собой, одна стадия предполагает другую.

Под правоприменительной стадией следует понимать систему однопорядковых действий, т.е. действий, схожих, взаимосвязанных между собой.

Любое управленческое решение имеет два основания - фактическое и нормативное, а решение выносится на основе установленных обстоятельств и норм права. Аналогичен и процесс правоприменения - также устанавливаются фактические обстоятельства дела, выбирается соответствующая(ие) юридическая(ие) норма(ы) и на основе этого выносится решение. Таким образом, правоприменительный процесс предполагает три стадии:

- установление фактической основы юридического дела;

- выбор и анализ применяемой нормы права;

- вынесение решения и его документальное оформление.

Установление фактической основы дела - это есть не что иное как сбор информации о данных фактах, доказывание их наличия или отсутствия. Фактические обстоятельства, как правило, относятся к прошлому и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Реальные обстоятельства могут быть разные. Например, при совершении преступления - это лицо, совершившее уголовное деяние, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и др. Если это гражданско-правовой спор, то это такие обстоятельства, как намерение сторон при заключении сделки, содержание договора, выполнение в соответствии с договором обязанности и т.д. Вся эта информация в большинстве случаев содержится в документах, приобщенных к юридическому делу, и воссоздает юридически значимою фактическую ситуацию.

Сбор доказательств может представлять сложную юридическую деятельность (предварительное следствие по уголовному делу) либо сводится к представлению лицом, например налоговым органом, в арбитражный суд документов по взысканию недостающей налоговой суммы с предприятия.

Важно иметь в виду следующее: факты, положенные в основу решения, должны отвечать требованиям - относимости, полноты и доказанности. Относимость означает, что правоприменитель обязан принимать и анализировать лишь те факты, те доказательства, которые имеют отношение к делу. Естественно, что в ходе анализа фактической основы дела, как часто говорят, правоприменитель сталкивается или может столкнуться с различными обстоятельствами, многие из которых могут не иметь непосредственного отношения к делу. Так называемые излишние факты, точнее сведения о них, начинают играть противоположную роль - отвлекать правоприменителя от необходимых действий, создавать условия нерациональности его поступков.

Полнота доказательств требует наличие всех сведений, позволяющих установить истину по делу. Отсутствие информации о каком-либо из фактов нередко ведет к неправильному, ошибочному решению по юридическому делу. В теории права такие обстоятельства получили название правоприменительной ошибки.

Доказанность означает достоверность и обоснованность собранных доказательств. Другими словами, имеющаяся в распоряжении доказательная база должна быть достоверной, реально существовать (документ об оплате налога) либо действительно иметь место в реальности (кража, убийство).

В центре процесса находятся два понятия - доказывание и доказательство. Доказывание представляет собой деятельность, которая сводиться к:

а) отысканию доказательств;

б) их оформлению;

в) анализу в совокупности и оценке их доказательственной силы.

Результат доказательственной деятельности - совокупность различного рода документов (иногда это могут быть и вещи, например орудие преступления). Эти материалы в юридическом деле систематизируются в определенной последовательности. С этого момента их можно называть доказательствами. Российская доктрина права основывается на теории свободы доказательств и их свободной оценки. Это означает, что количество доказательств, их качество (способность иметь отношение к решению по делу) не регламентируются, также как и их оценки, например, АПК РФ (ст. 64 "Доказательства") отмечает: "Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения (курсив наш. - Н.В.) о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражение лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела". По мнению специалистов, в современной юридической практике России лишь административно-процессуальное право, по сравнению с другими процессуальными отраслями, толкует доказательства достаточно широко, без каких-либо ограничений.

Однако будет ошибочным полагать, что принцип свободной оценки доказательств в российской теории неограничен и никаких формальных требований к ним не предъявляет. Таким требованием является допустимость доказательств, то есть не любые данные могут выступать в роли доказательств, а только добытые законным путем. Во-первых, в отечественном законодательстве четко определен круг источников доказательств (показания свидетелей, данные очной ставки, заключения экспертиз и т.д.); во-вторых, законодательство, например, об оперативно-розыскной деятельности, прокуратуре, уголовно-процессуальное и другое устанавливает способы и методы получения и изъятия доказательственных фактов и только в этом случае они могут обладать юридической силой в правоприменительном решении.

Выбор и анализ юридической нормы. Установив фактическую основу дела, правоприменитель из всего массива юридических правил должен выбрать норму (или нормы), имеющую отношение к фактическим данным. Далее необходимо проверить подлинность текста, нормативного правового акта, в котором содержится данная норма или, как говорят, - установить аутентичность юридической нормы. Здесь требуется обратиться к официальным источникам, но не к журналам, книгам (тем более не имеющих издательских координат и т.д.). В Древнем Риме эти действия получили название "низшей критики закона" и имели в правоприменении обязательный характер. Подлинности источника, его официальности придавалось важное значение. Затем правоприменитель должен удостовериться в подлинности правовой нормы (в Древнем Риме это называли "высшей критикой закона"). В такой ситуации необходимо сопоставить несколько официальных источников (например, "Собрание российского законодательства" и "Российскую газету").

Выборная норма (или группа норм) подвергается толкованию*(110), т.е. устанавливается ее действительный смысл с помощью всех юридических правил. Конечно, мыслительные операции по разъяснению содержания правовой нормы сопровождают правоприменителя с момента установления фактических обстоятельств дела. Поэтому во многом указание на то, что после выбора юридической нормы, ее следует толковать условно. Тем не менее после того, когда юридическая норма определена, требуется ее толкование, подчеркиваем, независимо от того, что отдельные приемы толкования уже применялись в ходе ее поиска. Добросовестность правоприменения предполагает использование всех приемов толкования (языкового, системного и др.).

В процессе выбора нормы, ее анализа, интерпретации могут возникнуть правоприменительные сложности, связанные, например, с обнаружением коллизий норм (несколько норм, претендующих на применение), пробелов (отсутствие правовых норм для данного обстоятельства). Здесь же правоприменитель должен определиться с пространственными пределами действия юридической нормы, а также кругом лиц, т.е. тех, кому они адресованы. Возникающие проблемы усложняют правоприменительный процесс*(111).

Принятие правоприменительного решения часто и справедливо относят к главной, решающей. Именно на этом этапе и осуществляется правоприменение, именно здесь оно и завершается и как интеллектуальная деятельность, и как документальная.

Правоприменительное решение - это своеобразный интеллектуальный процесс подготовки определенного вывода из сопоставления фактической и юридической основы. Этот процесс достаточно формализован и в этом его юридическое достоинство. Однако если законодатель дает правоприменителю возможность для усмотрения, то в этом случае несомненно необходимо проявить юридическое творчество, например, когда санкция позволяет различные варианты решения дела. Например, ст. 293 УК РФ ("Халатность") предусматривает ответственность за данное преступление в виде либо штрафа, либо привлечения к обязательным работам, либо исправительным работам, либо ареста на срок до 3-х месяцев.

Юридическая квалификация. Толкование юридической нормы, юридическая квалификация сопровождает весь процесс применения права. Юридическая квалификация - оценка фактов на основании или через призму юридических норм, т.е. сопоставляются черты юридических фактов. В юридической литературе справедливо выделяют предварительную юридическую квалификацию и окончательную, последующую. Выше отмечалось, что квалификация - это постоянный мыслительный процесс, ибо даже первоначальный анализ обстоятельств, фактических отношений невозможен вне правовой нормы. Объектом квалификации чаще всего выступают действия людей, их поступки, деятельность (как система целенаправленных действий). Однако существует мнение*(112), что правоприменителю приходиться квалифицировать и события, и вещи, и информацию, с чем несомненно следует согласиться, например необходимо квалифицировать орудия преступления; коммерческую или государственную тайну; служебную или неслужебную (бытовую) информацию.

Юридическая квалификация - важная составляющая правоприменения; она предполагает высокую юридическую квалификацию юриста.

Типы правоприменения. Применение юридических норм осуществляется различными органами и должностными лицами, правоприменительными субъектами, прежде всего государственными, муниципальными в соответствии с определенной юридической процедурой и преследует разные задачи. В этой связи выделяют следующие типы правоприменения.

Судебный тип правоприменения. Субъектом применения является суд. Судебная инстанция в каких-либо служебных или организационных отношениях с субъектами решения не находиться. Суд, конкретный судья лично в содержании решения не заинтересованы. Заинтересованность в содержательной стороне решения проявляют другие субъекты правоприменительного процесса, например стороны. Суд рассматривает юридическое дело в соответствии с подсудностью и материалами, вытекающими из характера дела.

Административный тип правоприменения. Здесь субъект правоприменения не находится в служебных или организационных отношениях с тем, в адрес кого выносится решение. Адресатом решения может быть гражданин, организация, учреждении и т.д. Для данного типа правоприменения характерна жесткая регламентация процедуры законом и ведомственными нормативными правовыми актами, например, штрафные санкции в случае утери гражданином паспорта.

Управленческий тип правоприменения. В этой ситуации субъект правоприменения находится в служебной или организационной зависимости с адресатами решения. Субъект правоприменения лично заинтересован в вынесении решения по юридическому делу. Заинтересованность вытекает из его служебного положения, служебных обязанностей, например когда речь идет о премировании работника либо объявлении взыскания за дисциплинарный проступок.

Наши рекомендации