Принципы и виды правотворчества
Принципы правотворчества - руководящие начала, требования к деятельности компетентных органов, осуществляющих принятие, отмену или замену нормативно-правовых актов.
Схема 12
┌─────────────────────────────────────────────┐
│ Принципы правотворчества │
└──────────────────────┬──────────────────────┘
┌─────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────┐
│ законность │◄──┼─►│ профессионализм │
└─────────────────────────┘ │ └───────────────────────────┘
┌─────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────┐
│ системность │◄──┼─►│ связь с практикой │
└─────────────────────────┘ │ └───────────────────────────┘
┌─────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────┐
│ научность │◄──┼─►│ гласность │
└─────────────────────────┘ │ └───────────────────────────┘
┌─────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────┐
│ демократизм │◄──┴─►│ оперативность │
└─────────────────────────┘ └───────────────────────────┘
Принцип законности - нормативный правовой акт может приниматься только субъектами, наделенными соответствующими полномочиями и в их пределах, при этом должна быть соблюдена процедура подготовки, обсуждения, принятия, опубликования, предусмотренная законодательством, а также принимаемый акт не должен противоречить конституции, законам, нормам международного права, действующим законодательным актам.
Принцип демократизма - означает, что основополагающие нормативные правовые акты должны приниматься путем референдума или через представителей, избранных народом, а также обсуждаться в средствах массовой информации. Данное начало предполагает возможность обращения граждан в правотворческие органы с предложениями, замечаниями и пожеланиями по совершенствованию права.
Принцип гласности состоит в том, что все принимаемые правотворческими органами акты подлежат обязательному опубликованию. Данный принцип закреплен в ст. 15 Конституции РФ: "Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения". Принцип гласности тесно связан с принципом демократизма.
Принцип научности требует использования научных данных (юридических, социологических, экономических и т.д.) при подготовке принимаемых актов и включает:
- разработку научно обоснованной стратегии правотворчества в стране;
- планирование приоритетности принимаемых актов;
- прогнозирование социальных последствий действия новых актов и норм;
- учет достижений юридической науки как отечественной, так и мировой;
- учет научных рекомендаций*(95).
Принцип профессионализма предполагает компетентность работников - авторов проекта (юристов, экономистов, политологов и др.), знающих достаточно глубоко социально-экономическую, политическую основу содержания документа, а также владеющих правилами юридической техники.
Принцип оперативности означает своевременное принятие и издание нормативных правовых актов, что повышает эффективность их использования. Данный принцип предполагает быструю ликвидацию пробелов в законодательстве, своевременную отмену или изменение устаревших нормативных правовых актов, приостановление действия актов в силу несоответствия конституции или законодательству и т.п.
Принцип системности предусматривает согласование готовящихся к принятию актов с действующим законодательством, во избежание коллизий, пробелов, дублирования, а также принимаемые акты не должны противоречить действующему законодательству.
Связь правотворчества и практики. Согласно данному принципу, для эффективности права необходимо знать его реализацию на практике, ибо только практика может дать оценку тому, как правовые нормы "работают". Принцип связи с практикой показывает, насколько эффективно право, помогает восполнять пробелы в законодательстве, разрешать юридические коллизии.
Виды правотворчества. В зависимости от субъекта правотворчества выделяют:
Схема 13
┌─────────────────────────────────────────┐
│ Виды правотворчества │
└─────────────┬─────────┬──────────┬──────┘
┌──────────────────────┐ │ │ │ ┌─────────────────────┐
│ законотворчество │◄─┤ ▼ ├─►│ референдум │
└──────────────────────┘ │ ┌───────┴────────┐ │ └─────────────────────┘
│ │нормотворчество │ │
┌──────────────────────┐ │ │органов местного│ │ ┌─────────────────────┐
│ делегированное │◄─┤ │ самоуправления │ ├─►│ договорное │
│ нормотворчество │ │ └────────────────┘ │ │ нормотворчество │
└──────────────────────┘ │ │ └─────────────────────┘
┌──────────────────────┐ │ │ ┌─────────────────────┐
│ подзаконное │◄─┘ └─►│ локальное │
│ нормотворчество │ │ нормотворчество │
└──────────────────────┘ └─────────────────────┘
Законотворчество - это основная форма правотворчества высших представительных (законодательных) органов государства, избираемых гражданами, обладающими правом принимать законы - акты высшей юридической силы. Другие нормативные правовые акты обязаны не противоречить законам, должны осуществляться на их основе и во исполнение законов.
Подзаконное нормотворчество - принятие нормативных правовых актов в развитие федеральных законов Президентом РФ, Правительством РФ, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций и др., т.е. органами исполнительной государственной власти. Предназначено для детализации законов и их конкретизации.
Референдум (непосредственное правотворчество), осуществляется путем всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, отраженным в будущих нормативных правовых актах. Референдум является высшей формой прямого (непосредственного) выражения воли народа, где последний выступает самостоятельным субъектом правотворчества. Решения референдума обладают высшей юридической силой и могут быть отменены только путем другого референдума. Итоги непосредственного правотворчества не подлежат утверждению и вступают в законную силу в день опубликования.
О видах референдумов. Они могут быть федеральными, субъектов Федерации и муниципальными. Каждый из них регламентируется соответствующим федеральным законом.
Делегированное нормотворчество - деятельность государственных органов, должностных лиц, определенных негосударственных организаций и должностных лиц, связанная с принятием нормативных правовых актов на основании передачи (делегировании) им права уполномоченных на это органов и лиц.
Нормотворчество органов местного самоуправления - есть право представительных органов местного самоуправления и должностных лиц муниципальных образований принимать нормативные правовые акты по вопросам местного значения.
Договорное нормотворчество - это процесс заключения нормативных соглашений, устанавливающих соответствующие правовые правила для сторон. Договоры нормативного содержания, заключающиеся на добровольной основе между различными государственными организациями (коллективные договоры, трудовые соглашения и т.п.). Такие договоры являются основой для совершения юридических действий.
Локальное нормотворчество - издание отдельными предприятиями, учреждениями или организациями нормативных правовых актов, регулирующих производственные задачи, трудовую дисциплину, премирование и др. (уставы, положения, приказы и т.п.).