Объединение юр лиц (ассоциации и союзы).
Цели создания:организация, создаваемая по договору, для защиты общих интересов и в целях координации. Участники: юр лица (коммерческие или не коммерческие), сохраняющие самостоятельность права юр лица. Ответственность объединения: не отвечают по обязательствам членов. Члены несут субсидиарную ответственность в порядке, определённом учредительными документами. Предпринимательская деятельность: при необходимости ведения такой деятельности, организация преобразуется в ХО. Учредительные документы (учредительный договор и устав): 1) наименования, включающее предмет деятельности и слово союз или ассоциация, 2) место нахождения, 3) порядок управления деятельностью, состав и компетенция органов управления и порядок принятия решений, 4) сведения о судьбе имущества, при ликвидации объединения. Права членов объединения: член объединения вправе безвозмездно пользоваться его услугами. Выбытие, исключение члена: 1) вправе выйти из него по окончанию финансового года, 2) может быть исключён по решению остающихся участников, в порядке, установленным учредительными документами, 3) после выхода – несёт субсидиарную ответственность в течение 2 лет с момента выхода.
31. Правовое положение товариществ собственников недвижимости, публично-правовых компаний, некоммерческих партнерств.
В соответствии с п.1 ст.123.12 ГК РФ товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества, созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
C 1 сентября 2014 года в форме товарищества собственников недвижимости (ТСН) создаются все новые объединения собственников:
• помещений в здании (в т. ч. в многоквартирном доме),
• помещений в нескольких зданиях,
• жилых домов,
• дачных домов,
• садоводческих земельных участков,
• огороднических земельных участков,
• дачных земельных участков,
• и т.п.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ в главу 4 "Юридические лица" части первой ГК РФ, коснулись не только всех юридических лиц, но и практически всего населения страны, несмотря на то, что перерегистрация существующих объединений не требуется.
Что же изменилось?
В настоящее время в ГК РФ приведен исчерпывающий (закрытый) список некоммерческих организаций. Их теперь два вида:
1. Некоммерческие корпоративные организации
По законодательству России Корпорации — это юридические лица, основанные на членстве их участников. Все участники корпоративной организации приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица (п. 1 и 2 ст. 65.1 ГК РФ).
Высшим органом Корпорации является общее собрание участников (п. 1 ст. 65.3 ГК РФ).
Таким образом, в форме корпораций создаются и действуют все коммерческие юридические лица (за исключением унитарных предприятий), а также ряд некоммерческих:
• Потребительские кооперативы;
• Общественные организации;
• Ассоциации и союзы;
• Товарищества собственников недвижимости;
• Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Росси;
• Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.
2. Некоммерческие унитарные организации
В отличии от корпорации, унитарная организация не наделяется правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Имущество унитарной организации является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе и между работниками организации.
В форме унитарных организаций создаются и действуют государственные и муниципальные унитарные предприятия (являющиеся коммерческими организациями), а также следующие некоммерческие организации:.
• Фонды;
• Учреждения;
• Автономные некоммерческие организации;
• Религиозные организации.
При совместном владении, пользовании и распоряжении недвижимым имуществом, в установленных действующим законодательством пределах, необходим строгий учет объектов собственности, и эффективное управление этими объектами.
32. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования как субъекты гражданского права.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ).
К вышеуказанным субъектам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Выступление в гражданских правоотношениях на равных началах с иными их участниками – гражданами и юридическими лицами означает, что:
• правоотношение возникает на основе договора, а не властного предписания органа государственной или муниципальной власти;
• вопросы изменения, расторжения договора решаются по соглашению сторон, а не на основе одностороннего волеизъявления органа власти;
• возможные споры в связи с заключением, исполнением договора рассматриваются в судебном, а не в административном порядке;
• государство, муниципальное образование несет предусмотренную гражданским законодательством ответственность за нарушения обязательств, субъективных прав кредиторов, потерпевших;
• государство, муниципальные образования не имеют каких-либо преимуществ, привилегий по сравнению с другими субъектами гражданского права (по срокам исковой давности, возможности виндикации имущества и др.).
Имущественной основой деятельности публично-правовых образований является государственная (федеральная и субъектов федерации) и муниципальная собственность (ст. ст. 214, 215 ГК).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК РФ).
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в п. 1 ст. 125 ГК РФ, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 126 ГК РФ).
Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.
Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.
Российская Федерация вправе принять на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица, а также указанные субъекты вправе принять на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.
Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности (ст. 127 ГК РФ).