Место административного права в правовой системе Республики Беларусь.
В правовой системе РБ административное право занимает одно из ведущих мест. Как часть правовой системы административное право тесно взаимосвязано с другими отраслями права, имеет общие с ними черты. Для ряда отраслей права оно является основой функционирования (финансового, трудового, природоресурсного).
Особенно тесно административное право взаимодействует с конституционным правом.
Конституционное право, является ведущей отраслью права. Конституция Республики Беларусь, непосредственно регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства и государственной власти. Они взаимодействуют в том, что регулируют отношения, связанные с деятельностью государственных органов; конституционное право закрепляет основы общественного строя, основу системы государственных органов Республики Беларусь, основные принципы деятельности государственных органов. Административное право берет исходные начала из конституционных норм, детализируя и конкретизируя их, определяя правовой механизм реализации компетенции различных государственных органов.
Наиболее тесно взаимодействуют административное и трудовое
право при регулировании служебных отношений. Административное
право определяет полномочия служащих, их ответственность,
проведение аттестации, присвоение классов, чинов. Нормами
административного права регулируются служебные обязанности и права
должностных лиц, прохождение государственной службы в ряде
отраслей управления (оборона, внутренние дела и др.). Осуществляя свои
служебные обязанности и права, государственные служащие вступают в
государственно-служебные отношения, регулируемые административным правом.
В целях надлежащей организации трудовых отношений осуществляется государственный контроль и надзор за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности. Правовой статус субъектов, призванных осуществлять эту деятельность, регламентируется нормами административного права, так как они являются частью государственного управления.
Гражданское право и административное право тесно связаны по вопросам регулирования имущественных отношений, которые они оба регулируют, но только разными методами. Административное право регулирует имущественные отношения в распорядительном порядке методом власти -подчинения. Например, по распоряжению органа управления одна хозяйственная организация передает другой оборудование или имущество. В этом случае органы управления государственно-властным методом регулируют имущественные отношения. Нередко во исполнение актов управления хозяйственные и иные организации заключают договоры, руководствуясь нормами гражданского права. Акт управления может служить основанием для заключения договора между организацией (юридическим лицом) и гражданином (физическим лицом).
Однако по мере расширения рыночных отношений, свободы экономической деятельности, наличия частной собственности роль гражданского права в регулировании имущественных отношений возрастает. Гражданский кодекс РБ признает наличие имущественных отношений, регулируемых административным правом. К имущественным отношениям, основанным на административном подчинении, гражданское законодательство не применяется (п.4 ст.1). Гк п.3 ст.10 – гражданские права могут защищаться в административном порядке. Тесное взаимодействие этих отраслей видно в вопросах государственной регистрации, лицензирования, управления АО.
Т.о, имущественные отношения могут являться предметом регулирования обеих отраслей. Но для гражданско – правового регулирования характерно юридическое равенство сторон.
Административное и финансовое право взаимодействуют в том, что нормы, определяющие компетенцию и деятельность финансовых органов являются и нормами административного права. Так, организация работы государственных финансовых органов регулируется административным правом, а финансовые отношения, складывающиеся в ходе финансовой деятельности государства - финансовым правом. Административное право регулирует управленческие отношения в области финансов.
Административное и уголовное право. Нормы административного права устанавливают, какое правонарушение является административным, а нормы уголовного права определяют, когда за нарушение указанных правил наступает уголовная ответственность. В определенных случаях отдельные административные правонарушения могут перерастать в преступления и наоборот.
Административное и таможенное право. Таможенное право развивалось на базе норм административного права, т.к. КоАП содержит главу, регулирующую административно-таможенные правонарушения, Государственный таможенный комитет является органом исполнительной власти.
Компетенцию налоговых органов определяют нормы налогового права, а их структурную организацию - нормы административного права. Административно-правовые средства преобладают и в установлении налогов, обеспечении налогопоступлений.
Административное и уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в суде основывается на общих процессуальных началах.
Нормы земельного права регулируют отношения между государством и землепользователями. Вместе с тем государство в лице органов управления предоставляет землепользователям земельные участки, сдает их в аренду, производит изъятие, следит за выполнением землепользователями возложенных на них обязанностей рациональному и бережному использованию земель. Эти отношения регулируются нормами административного и земельного права.
Место административного права в системе права определяется характером и важностью регулируемых им общественных отношений. В административном праве содержится исходная правовая материя, в той или иной степени используемая в ряде других отраслей. Вокруг него группируются финансовое, земельное, экологическое право, т.е. оно стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже закрепляют управленческие отношения и в которых широко используется административно-правовой метод регулирования.