Особенность метода административно-правового регулирования определяется своеобразием регулируемых общественных отношений, а также сущностью исполнительной власти.


  1. Функции и принципы административного права

Под функциями административного права понимают­ся основные направления правового воздействия на общест­венные отношения, регулируемые данной отраслью права. Функции административного права обусловливают его зна­чение и роль в установлении административных правоотношений, отражают природу и роль управленческих общест­венных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования исполнительной власти.

Можно выделить две функции административного права: регулятивную и охранительную.

Регулятивная функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством установления прав, обязанностей, запретов; ограничений, полномочий, компетенции субъектов административ­ного права.

Охранительная функция проявляется в воздей­ствии административного права на субъекты общественных отношений, которое побуждает их соблюдать установленные государством административно-правовые нормы. При реализации охранительной функции административного права может быть использовано правовое государственное админи­стративное принуждение, а также применены меры юриди­ческой ответственности, восстановительные санкции и т.д.

Под принципами права понимаются основные начала, характеризующие содержание права, закрепляющие закономерности его развития и определяющие механизм правового регулирования управленческих отношений.

Принципы отраслей права различаются по своему содержанию и характеристикам. Принципы административного права отражают наиболее существенные стороны организации и функ­ционирования исполнительной власти.

Среди основных принципов административного права о выделить следующие:

Принцип законности означает, что орган исполнитель­ной власти обязан осуществлять управленческую деятель­ность только в пределах предоставленной законом компетен­ции и в соответствии с законодательством Республики Бела­русь; все государственные органы, их должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы, а рав­но общепризнанные принципы и нормы международного права.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражда­нина, их непосредственного действия и правовой защиты осо­бенно ярко проявляется тогда, когда речь идет о взаимоотно­шениях властвующей исполнительной власти с ее государст­венными служащими, с одной стороны, и гражданами с их правами, свободами, пожеланиями, жалобами — с другой.

Принцип разделения законодательной, исполнитель­ной и судебной властей. Административное право распрост­раняется на регулирование специфической сферы общест­венных отношений, складывающихся преимущественно в системе исполнительной ветви государственной власти (од­нако регулирует определенные отношения также в системе законодательной и судебной власти — так называемые внутриаппаратные управленческие отношения).

Принцип обеспечения права граждан на участие в госу­дарственном управлении. Статья 37 Конституции закрепля­ет право граждан Республики Беларусь участвовать в управ­лении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие обеспечивается реали­зацией гражданином своего права избирать и быть избран­ным в органы государственной власти и органы местного са­моуправления, а также участвовать в референдуме, состоять на государственной службе.

Принцип равенства граждан перед законом выражает­ся в том, что все граждане, независимо от пола, расы, нацио­нальности, языка, происхождения, имущественного и долж­ностного положения, места жительства, отношения к рели­гии, убеждений, принадлежности к общественным объеди­нениям, а также других обстоятельств, имеют равные права и обязанности в сфере управления. Все граждане равны перед законом и судом.

Сущность принципа гуманизма заключается в том, что государство обеспечивает неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения права и свободы, охраняет достоинство личности, гарантирует свободы и личную неприкосновенность. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Принцип подконтрольности и подотчетности государственных органов и государственных служащих.

Контроль и надзор обеспечивают действенность управленческой деятельности, эффективность функционирования государствен­ное органов, реализацию прав и свобод граждан в сфере управления.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих при осуществлении государственного улравления. Административное право устанавливает основы управленческой деятельности в государствен­ных органах.

Принцип гласности в осуществлении государственного управления обеспечивает справедливость и гарантирует возможность обратного влияния граждан на само государство, органы исполнительной власти с целью достижения исти­ны. Административное право, регулируя процедуру государ­ственного управления, должно обеспечивать открытость ин­формации об осуществляемой управленческой деятельности.

Принцип ответственности государственных органов за принятые решения призван стимулировать добросовестное и правильное выполнение служащими своих служебных обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых обязательно должно сопровождаться применением мер ответственности. Решения, принимаемые органами государственного управления, должны отвечать требованиям целесообразности и законности, должны соответствовать общему характеру осуществляемой управленческой деятельности.


  1. Система административного права

Система административного права представляет собой вну­треннее его строение, состоящее из последовательно расположен­ных взаимосвязанных компонентов правовых институтов.

Правовой институт — это совокупность (общность) админис­тративно-правовых норм, регулирующих относительно самостоя­тельную однородную группу управленческих общественных отно­шений. В правовом институте могут быть нормы одного или разных видов: обязывающие, запрещающие, уполномачивающие, рекомендательные.

Нормы одних институтов обладают автономностью и не вы­ходят за рамки административного права, другие — содержат нор­мы, характерные и для других отраслей права, т.е. являются сме­шанными институтами.

Административное право — это крупная и сложная отрасль права, поэтому она имеет и подотрасли права.

Подотрасль права — это общность правовых норм, регламентирующих более широкий, чем правовой институт, специфический вид управленческих от­ношений. Подотрасль также состоит из институтов, определяю­щих ее содержание и характерные особенности.

Таким образом, система административного права — это со­вокупность находящихся в органической связи институтов, по­дотраслей, расположенных в определенной логической взаимос­вязанной последовательности, образующая целостность и единство отрасли права.

Административное право, как и некоторые другие отрасли права (гражданское, уголовное), обычно делят на общую и осо­бенную части. В общую часть включают нормы, регламентирую­щие основные принципы государственного управления, правовое положение субъектов административного права, формы и методы управленческой деятельности, административный процесс, способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. В особенную часть входят нормы, регулирующие организацию управления в той или иной отрасли или сфере.

Некоторые ученые делят нормы административного права на три части — общую, особенную и специальную.

В российской научной литературе продолжается дискуссия о существовании общей и особенной частей административного права.

Козлов, Попов. Ю.А. Тихомиров предлагает отказаться от традиционного деления административного права на общую и особенную части.

Не отвергая в целом существования норм общего и специального характера, можно высказать мнение, что деление административного права на две части (общую и особенную) не совсем оправдано и целесообразно.

Крамник А.Н. считает, что следует разделить нормы административного права на четыре части.

В первую часть вклю­чить институты:

1) определяющие правовой статус граждан в сфере государственного управления

2) определяющие правовой статус государственных органов в сфере государственного управления

3) определяющие правовой статус государственных служащих

4) определяющие правовой статус негосударственных организаций в сфере государственного управления

5) обеспечивающие контроль за субъектами административного права

Во второй части объединены нормы, регулирующие ответственность по административному праву.

В третьей части расположены нормы административного процесса.

В четвертую часть включены нормы, определяющие административно –правовые основы управления экономикой, социально-культурной, административно-политической и иными сферами.

Наши рекомендации