Тема 2. Административное право как отрасль права
Источники административно-правовых норм.
Источники административного права – это конкретные формы выражения норм соответствующей отрасли.
Нормы административного права содержатся в различных по своему характеру и значению юридических актах. Многообразие административно – правовых норм предполагает и многообразие источников административного права РБ. права Республики Беларусь.
К числу источников административного права относится:
1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)
Многие из содержащихся в ней общих норм имеют прямую административно-правовую направленность, например конституционные нормы, определяющие основы формирования деятельности органов в сфере государственного управления (ст. 106-108, 117, 119, 120, 129-131 – исполнительная власть, судебная власть, муис), закрепляющие основные права и свободы граждан в сфере государственного управления (ст. 22-51) и др.
2. Международные договоры и соглашения, ратифицированные РБ (Конвенция 1997г. взаимном признании и исполнении решений по делам административных нарушений правил дорожного движения);
3. Административно-правовые нормы содержатся также в законах Республики Беларусь, принимаемых Парламентом - Национальным собранием. Закон о прокуратуре РБ от 08.05.2007г. № 220-З
Закон Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» от 23.07.2008г. № 424-З
Закон Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" // Ведомости Нац. Собрания Республики Беларусь от 10.01.2000 - № 361-З - 2000. № 5. Ст. 40.
Закон Республики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" Ведомости Нац. Собрания Республики Беларусь от 20.02.1991. - № 617-XII- 2000. № 4. Ст. 39.
Среди них немаловажное место занимают кодексы, имеющие статус законов. Кодекс о судоустройстве и статусе судей в РБ от 29.06.2006г. № 139-З
Кодекс РБ об административных правонарушениях от 21.04.2003г. № 194-З
Процессуально - исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 31.12.2006г. № 208-З (введены в действие с 1.03.2007г.)
Трудовой кодекс РБ от 26.07.1999 № 296-З
4. Источником административного права являются также нормативные акты Президента. В частности, содержать нормы административного права могут Декреты и указы Президента.
Указа Президента от 02.05.1996г. «О мерах по упорядочению банковской и финансовой деятельности»
Декрет № 22 от 18.05.1999г. « О некоторых мерах по недопущению искажения государственной статистической отчетности»
5. К числу источников административного права относятся также постановления Правительства Республики Беларусь (ст. 106 Конституции).
«Об Аппарате Совета Министров Республики Беларусь. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2001г. № 1729
«О некоторых вопросах осуществления ведомственного контроля» Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 22
6. В качестве источников административного права служат нормативные акты государственных комитетов, министерств (приказы, инструкции и др.). Могут иметь общий характер, то есть распространять свое действие на всех граждан и организации; ведомственный характер – иметь юридическую значимость только в определенной сфере и надведомственный – распространяться на организации независимо от их подчиненности.
7. Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного управления и самоуправления.
Местные Советы, исполнительные и распорядительные органы на основании действующего законодательства принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории (ст. 122 Конституции).
8. Источниками административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов).
Многообразие административно-правовых норм и источников административного права остро ставит проблему его систематизации. Административное право относится к числу самых несистематизированных отраслей правовой системы.
Систематизация – деятельность по упорядочению действующих АПН, приведение их в одну внутренне согласованную систему.
Административно-правовые нормы.
Тема 2. Административное право как отрасль права
Цель – освоить основополагающие положения отрасли «административное право»
Задачи - ознакомиться с понятием и сущностью административного права, изучить его принципы, источники и место в правовой системе РБ.
ПЛАН:
1. Понятие и предмет административного права.
2. Принципы и функции административного права.
3. Метод административно-правового регулирования.
4. Система административного права.
5. Источники административно-правовых норм.
6. Место административного права в правовой системе Республики Беларусь.
7. Административно-правовые нормы.
Источники:
Конституция РБ
Кодекс РБ об административных правонарушениях от 21.04.2003г. № 194-З
Процессуально - исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 31.12.2006г. № 208-З (введены в действие с 1.03.2007г.)
Трудовой кодекс РБ от 26.07.1999 № 296-З
Закон Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" // Ведомости Нац. Собрания Республики Беларусь от 10.01.2000 - № 361-З - 2000. № 5. Ст. 40.
Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2000.
Бахрах Д.Н. Административное право. М., 2000.
Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право: Учебник для вузов. М., 1998.
Крамник А.Н. Курс административного права Республики Беларусь. – Минск, 2002г. – с.60
Рябцев Л.М. Административное право: Курс лекций. – Минск, 2007г. – с.9
Шматков И.И. Административное право: Курс лекций.- Москва, 2003г. –c. 5.
РЕФЕРАТ “Административное право как наука”
“Административно – правовые отношения”
- Понятие и предмет административного права
Административное право — самостоятельная отрасль, призванная регулировать особую группу общественных отношений в сфере исполнительной власти. В юридической науке принято считать, что отрасли права отличаются друг от друга прежде всего предметом и методом правового регулирования.
Предметом административно-правового регулирования является совокупность общественных отношений в сфере государственного управления. Круг общественных отношений, составляющих предмет административно-правового регулирования, широк и многообразен.
Обозначить его можно лишь уточнив, кто осуществляет государственное управление:
- главным образом, имеется в виду властная деятельность аппарата управления;
- это внутриорганизационная деятельность руководителей иных государственных органов. Прокурор, председатель суда, руководя подчиненными им работниками, органами, выступают как главы учреждений, администраторы. Председатель областного суда, например, организуя работу подчиненного ему аппарата, занимается не правосудием, а управлением;
- по поручению государства, на основании переданных им властных полномочий административную власть могут использовать товарищеские суды, добровольные народные дружины и другие общественные формирования.
Следовательно, предметом административного права являются общественные отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности, в ходе реализации административной власти судьями и властных полномочий общественных организаций.
С этих позиций и следует подходить к характеристике административного права, что дает возможность в наиболее общем виде сформулировать вывод следующего содержания: административное право имеет особое назначение в механизме правового воздействия на общественные отношения. Оно призвано регулировать особую группу общественных отношений, а именно отношения, складывающиеся по поводу реализации функций государственного управления.Административное право, следовательно, есть управленческое право, или право управления.
Однако при определении предмета административного права необходимо внести некоторые уточнения: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые закреплены другими отраслями права. Так, управленческую деятельность администраций предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, управленческие отношения, связанные с финансами — финансовое право и т.д.
Итак, административное право рассматривается в качестве самостоятельной отрасли права, с помощью которой государство регулирует общественные отношения в сфере государственного управления.
Исходя из данного определения, можно наметить круг наиболее типичных отношений управленческого характера, подпадающих под административно-правовое регулирование.
В зависимости от субъектов управленческих отношений:
- между вышестоящими и нижестоящими органами годарственного управления, т.е. определяемые подчиненностью одних звеньев аппарата управления другим;
- между различными органами государственного управления, не связанными отношениями подчиненности (например, между различными министерствами);
- между органами государственного управления и подчиненными, а также и не подчиненными им предприятиями, организациями, учреждениями;
- между органами государственного управления и негосударственными объединениями граждан;
- между органами государственного управления и гражданами.
В зависимости от характера (содержания) управленческих отношений:
- связанные с осуществлением вышестоящими органами централизованного руководства деятельностью нижестоящих органов, а также предприятий, организаций и учреждений;
- связанные с осуществлением органами государственного управления (должностными лицами) функций непосредственного оперативного управления (например, администрация предприятия);
- связанные с осуществлением органами государственного управления руководства деятельностью негосударственных организаций или государственного регулирования;
- связанные с осуществлением органами государственного управления (должностными лицами) деятельности по удовлетворению запросов и нужд граждан, охране их прав в сфере государственного управления.
В зависимости от направлений административной деятельности:
- связанные с подготовкой, принятием управленческих решений различного рода, прежде всего, правовых актов управления;
- связанные с осуществлением повседневной деятельности исполнительно-распорядительного характера, т.е. с исполнением принятых решений, а также законов и подзаконных актов;
- связанные с осуществлением контроля и надзора за исполнением решений (актов), за оперативной деятельностью подчиненных или подконтрольных объектов;
- связанные с осуществлением органами государственного управления юрисдикционной деятельности.
В зависимости от области административной деятельности:
- в области управления хозяйственным комплексом;
- в области управления социально-культурным строительством;
- в области управления административно-политическим строительством.
Таковы основные виды общественных отношений, составляющих предмет административного права. Основными условиями отнесения общественных отношений к управленческим, т.е. составляющим предмет административного права, являются наличие в них соответствующего органа государственного управления или его представителя и связь с исполнительно-распорядительной деятельностью.
Итак, административное право представляет собой отрасль права (совокупность правовых норм), призванную регулировать в интересах государства общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, во внутриорганизационной деятельности иных государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями внешневластных управленческих функций.
3. Метод административно-правового регулирования
Предмет правового регулирования является основным, но не единственным критерием разграничения системы права Республики Беларусь. Именно специфика общественных отношений, входящих в сферу регулирования административно-правовых норм, определяет особенности метода административного права, используя при этом совокупность правовых средств регулирующего воздействия норм на управленческие отношения, на поведение их участников. Вместе с предметом они дают соответствующую характеристику отрасли административного права Республики Беларусь. При этом метод административно-правового регулирования выступает основополагающим критерием разграничения различных отраслей права.
Методы правового регулирования общественных отношений в сфере исполнительной власти — это совокупность правовых средств, способов, приемов, посредством которых регулируются управленческие отношения. Совместно с предметом они дают наиболее полную характеристику отрасли административного права.
Административное право использует в качестве способов правового регулирования предписания, запреты, дозволения, рекомендации.
Предписания (обязывание) — возложение безусловной, прямой юридической обязанности совершать определенные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. (каждый гражданин, достигший 16 лет, обязан иметь паспорт, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе документы, которые подтверждают право управления транспортными средствами соответствующей категории).
Запреты — возложение на лиц прямой юридической обязанности не совершать (воздерживаться от совершения) соответствующих действий в условиях, предусмотренных правовой нормой (водителю, находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опъянения, запрещается управлять транспортным средством).
Дозволения (управомочивание) — предоставление участнику правовых отношений прав на совершение определенных действий либо отказ (воздержание) от их совершения по своему усмотрению в условиях, предусмотренных правовой нормой (ИМНС вправе производить досмотр нарушителей законодательства о налогах и сборах, досмотр вещей, ценностей и транспортных средств).
Рекомендации — способы, пожелания юридического характера, как наилучшим образом поступать в условиях, предусмотренных правовой нормой (Постановление СМ и Нацбанка от 19 декабря 2008 г. № 1982/19 «О мерах по выполнению заданий на 2009 год по строительству жилых домов» - предложить банкам в 2009 году предоставлять кредиты за счет собственных средств для приобретения и реконструкции жилых помещений на условиях, определяемых банками).
Органы государственного управления редко используют в своей деятельности правовое средство в форме рекомендаций. Такой подход является не совсем правильным. Пожелания и советы – менее распространенные правовые средства, поскольку административное право регулирует общественные отношения, в которых отсутствует равенство сторон. Одна сторона отношений выступает в роли управляющего, другая – управляемого.
Суть методов административно-правового регулирования — установление определенного порядка действий, запрещение определенных действий; предоставление возможности выбора одного из предусмотренных нормой административного права вариантов должного поведения; предоставление возможности совершать либо не совершать действия, предусмотреные нормой административного права, в условиях, определенных данной нормой.