Тема 2. Административное право как отрасль права

Источники административно-правовых норм.

Источники административного права – это конкретные формы выражения норм соответствующей отрасли.

Нормы административного права содержатся в различных по своему характеру и значению юридических актах. Многообразие административно – правовых норм предполагает и многообразие источников административного права РБ. права Республики Беларусь.

К числу источников административного права относится:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)

Многие из содержащихся в ней общих норм имеют прямую административно-правовую направленность, например конституционные нормы, определяющие основы формирования деятельности органов в сфере государственного управления (ст. 106-108, 117, 119, 120, 129-131 – исполнительная власть, судебная власть, муис), закрепляющие основные права и свободы граждан в сфере государственного управления (ст. 22-51) и др.

2. Международные договоры и соглашения, ратифицированные РБ (Конвенция 1997г. взаимном признании и исполнении решений по делам административных нарушений правил дорожного движения);

3. Административно-правовые нормы содержатся также в законах Республики Беларусь, принимаемых Парламентом - Национальным собранием. Закон о прокуратуре РБ от 08.05.2007г. № 220-З

Закон Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» от 23.07.2008г. № 424-З

Закон Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" // Ведомости Нац. Собрания Республики Беларусь от 10.01.2000 - № 361-З - 2000. № 5. Ст. 40.

Закон Республики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" Ведомости Нац. Собрания Республики Беларусь от 20.02.1991. - № 617-XII- 2000. № 4. Ст. 39.

Среди них немаловажное место занимают кодексы, имеющие статус законов. Кодекс о судоустройстве и статусе судей в РБ от 29.06.2006г. № 139-З

Кодекс РБ об административных правонарушениях от 21.04.2003г. № 194-З

Процессуально - исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 31.12.2006г. № 208-З (введены в действие с 1.03.2007г.)

Трудовой кодекс РБ от 26.07.1999 № 296-З

4. Источником административного права являются также нормативные акты Президента. В частности, содержать нормы административного права могут Декреты и указы Президента.

Указа Президента от 02.05.1996г. «О мерах по упорядочению банковской и финансовой деятельности»

Декрет № 22 от 18.05.1999г. « О некоторых мерах по недопущению искажения государственной статистической отчетности»

5. К числу источников административного права относятся также постановления Правительства Республики Беларусь (ст. 106 Конституции).

«Об Аппарате Совета Министров Республики Беларусь. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2001г. № 1729
«О некоторых вопросах осуществления ведомственного контроля» Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 22

6. В качестве источников административного права служат нормативные акты государственных комитетов, министерств (приказы, инструкции и др.). Могут иметь общий характер, то есть распространять свое действие на всех граждан и организации; ведомственный характер – иметь юридическую значимость только в определенной сфере и надведомственный – распространяться на организации независимо от их подчиненности.

7. Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного управления и самоуправления.

Местные Советы, исполнительные и распорядительные органы на основании действующего законодательства принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории (ст. 122 Конституции).

8. Источниками административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов).

Многообразие административно-правовых норм и источников административного права остро ставит проблему его систематизации. Административное право относится к числу самых несистематизированных отраслей правовой системы.

Систематизация – деятельность по упорядочению действующих АПН, приведение их в одну внутренне согласованную систему.

Административно-правовые нормы.

Тема 2. Административное право как отрасль права

Цель – освоить основополагающие положения отрасли «административное право»

Задачи - ознакомиться с понятием и сущностью административного права, изучить его принципы, источники и место в правовой системе РБ.

ПЛАН:

1. Понятие и предмет административного права.

2. Принципы и функции административного права.

3. Метод административно-правового регулирования.

4. Система административного права.

5. Источники административно-правовых норм.

6. Место административного права в правовой системе Республики Беларусь.

7. Административно-правовые нормы.

Источники:

Конституция РБ

Кодекс РБ об административных правонарушениях от 21.04.2003г. № 194-З

Процессуально - исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 31.12.2006г. № 208-З (введены в действие с 1.03.2007г.)

Трудовой кодекс РБ от 26.07.1999 № 296-З

Закон Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" // Ведомости Нац. Собрания Республики Беларусь от 10.01.2000 - № 361-З - 2000. № 5. Ст. 40.

Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2000.

Бахрах Д.Н. Административное право. М., 2000.

Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право: Учебник для вузов. М., 1998.

Крамник А.Н. Курс административного права Республики Беларусь. – Минск, 2002г. – с.60

Рябцев Л.М. Административное право: Курс лекций. – Минск, 2007г. – с.9

Шматков И.И. Административное право: Курс лекций.- Москва, 2003г. –c. 5.

РЕФЕРАТ “Административное право как наука”

“Административно – правовые отношения”

  1. Понятие и предмет административного права

Административное право — самостоятельная отрасль, призванная регулировать особую группу общественных от­ношений в сфере исполнительной власти. В юридической на­уке принято считать, что отрасли права отличаются друг от друга прежде всего предметом и методом правового регули­рования.

Предметом административно-правового регулирования является совокупность общественных отношений в сфере го­сударственного управления. Круг общественных отношений, составляющих предмет административно-правового регули­рования, широк и многообразен.

Обозначить его можно лишь уточнив, кто осуществляет государственное управление:

  • главным образом, имеется в виду властная деятель­ность аппарата управления;
  • это внутриорганизационная деятельность руководите­лей иных государственных органов. Прокурор, председатель суда, руководя подчиненными им работниками, органами, выступают как главы учреждений, администраторы. Пред­седатель областного суда, например, организуя работу под­чиненного ему аппарата, занимается не правосудием, а уп­равлением;
  • по поручению государства, на основании переданных им властных полномочий административную власть могут использовать товарищеские суды, добровольные народные дружины и другие общественные формирования.

Следовательно, предметом административного права яв­ляются общественные отношения, возникающие при орга­низации исполнительно-распорядительных органов и в про­цессе их административной деятельности, при осуществле­нии внутриорганизационной деятельности, в ходе реализации админи­стративной власти судьями и властных полномочий общественных организаций.

С этих позиций и следует подходить к характеристике ад­министративного права, что дает возможность в наиболее об­щем виде сформулировать вывод следующего содержания: административное право имеет особое назначение в механиз­ме правового воздействия на общественные отношения. Оно призвано регулировать особую группу общественных отно­шений, а именно отношения, складывающиеся по поводу ре­ализации функций государственного управления.Административное право, следователь­но, есть управленческое право, или право управления.

Однако при определении предмета административного права необходимо внести некоторые уточнения: оно регули­рует все управленческие отношения, за исключением тех, которые закреплены другими отраслями права. Так, управленческую деятельность администраций предприятий, уч­реждений в отношении их работников регулирует трудовое право, управленческие отношения, связанные с финанса­ми — финансовое право и т.д.

Итак, административное право рассматривается в качес­тве самостоятельной отрасли права, с помощью которой государство регулирует общественные отношения в сфере государственного управления.

Исходя из данного определения, можно наметить круг на­иболее типичных отношений управленческого характера, подпадающих под административно-правовое регулирование.

В зависимости от субъектов управленческих отноше­ний:

  • между вышестоящими и нижестоящими органами годарственного управления, т.е. определяемые подчиненно­стью одних звеньев аппарата управления другим;
  • между различными органами государственного управ­ления, не связанными отношениями подчиненности (напри­мер, между различными министерствами);
  • между органами государственного управления и подчи­ненными, а также и не подчиненными им предприятиями, организациями, учреждениями;
  • между органами государственного управления и негосударственными объединениями граждан;
  • между органами государственного управления и граж­данами.

В зависимости от характера (содержания) управленче­ских отношений:

  • связанные с осуществлением вышестоящими органами централизованного руководства деятельностью нижестоя­щих органов, а также предприятий, организаций и учрежде­ний;
  • связанные с осуществлением органами государственно­го управления (должностными лицами) функций непосред­ственного оперативного управления (например, администра­ция предприятия);
  • связанные с осуществлением органами государственно­го управления руководства деятельностью негосударствен­ных организаций или государственного регулирования;
  • связанные с осуществлением органами государственно­го управления (должностными лицами) деятельности по удовлетворению запросов и нужд граждан, охране их прав в сфере государственного управления.

В зависимости от направлений административной дея­тельности:

  • связанные с подготовкой, принятием управленческих решений различного рода, прежде всего, правовых актов уп­равления;
  • связанные с осуществлением повседневной деятельнос­ти исполнительно-распорядительного характера, т.е. с ис­полнением принятых решений, а также законов и подзакон­ных актов;
  • связанные с осуществлением контроля и надзора за ис­полнением решений (актов), за оперативной деятельностью подчиненных или подконтрольных объектов;
  • связанные с осуществлением органами государственно­го управления юрисдикционной деятельности.

В зависимости от области административной дея­тельности:

  • в области управления хозяйственным комплексом;
  • в области управления социально-культурным строи­тельством;
  • в области управления административно-политическим строительством.

Таковы основные виды общественных отношений, со­ставляющих предмет административного права. Основными условиями отнесения общественных отношений к управлен­ческим, т.е. составляющим предмет административного пра­ва, являются наличие в них соответствующего органа госу­дарственного управления или его представителя и связь с ис­полнительно-распорядительной деятельностью.

Итак, административное право представляет собой от­расль права (совокупность правовых норм), призванную ре­гулировать в интересах государства общественные отноше­ния управленческого характера, складывающиеся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов го­сударственного управления, во внутриорганизационной дея­тельности иных государственных органов, а также в процес­се осуществления общественными организациями внешневластных управленческих функций.

3. Метод административно-правового регулирования

Предмет правового регулирования является основным, но не единственным критерием разграничения системы права Республики Беларусь. Именно специфика общественных отношений, входящих в сферу регулирования административно-правовых норм, определяет особенности метода административного права, используя при этом совокупность правовых средств регулирующего воздействия норм на управленческие отношения, на поведение их участников. Вместе с предметом они дают соответствующую характеристику от­расли административного права Республики Беларусь. При этом метод административно-правового регулирования выступает основополагающим критерием разграничения различных отраслей права.

Методы правового регулирования общественных отношений в сфере исполнительной власти — это совокупность правовых средств, способов, приемов, посредством которых регулируются управленческие отношения. Совместно с предметом они дают наиболее полную характеристику отрасли административного права.

Административное право использует в качестве способов правового регулирования предписания, запреты, дозволения, рекомендации.

Предписания (обязывание) — возложение безуслов­ной, прямой юридической обязанности совершать опреде­ленные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. (каждый гражданин, достигший 16 лет, обязан иметь паспорт, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе документы, которые подтверждают право управления транспортными средствами соответствующей категории).

Запреты — возложение на лиц прямой юридической обязанности не совершать (воздерживаться от совершения) соответствующих действий в условиях, предусмотренных правовой нормой (водителю, находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опъянения, запрещается управлять транспортным средством).

Дозволения (управомочивание) — предоставление участнику правовых отношений прав на совершение определенных действий либо от­каз (воздержание) от их совершения по своему усмотрению в условиях, предусмот­ренных правовой нормой (ИМНС вправе производить досмотр нарушителей законодательства о налогах и сборах, досмотр вещей, ценностей и транспортных средств).

Рекомендации — способы, пожелания юридическо­го характера, как наилучшим образом поступать в условиях, предусмотренных правовой нормой (Постановление СМ и Нацбанка от 19 декабря 2008 г. № 1982/19 «О мерах по выполнению заданий на 2009 год по строительству жилых домов» - предложить банкам в 2009 году предоставлять кредиты за счет собственных средств для приобретения и реконструкции жилых помещений на условиях, определяемых банками).

Органы государственного управления редко используют в своей деятельности правовое средство в форме рекомендаций. Такой подход является не совсем правильным. Пожелания и советы – менее распространенные правовые средства, поскольку административное право регулирует общественные отношения, в которых отсутствует равенство сторон. Одна сторона отношений выступает в роли управляющего, другая – управляемого.

Суть методов административно-правового регулирова­ния — установление определенного порядка действий, зап­рещение определенных действий; предоставление возможно­сти выбора одного из предусмотренных нормой администра­тивного права вариантов должного поведения; предоставле­ние возможности совершать либо не совершать действия, предусмотреные нормой административного права, в услови­ях, определенных данной нормой.

Наши рекомендации