Сервитуты: понятие, виды, порядок установления
Сервитут — ограниченное право пользования земельным участком с целью реализации собственных прав. Установление земельного сервитута – это крайняя мера, когда нет никакой возможности пользоваться своей собственностью без вхождения на территорию чужого участка. На установление сервитута может рассчитывать лишь собственник, чье имущество находится рядом со спорным земельным участком.
Собственник, чья земля обременяется сервитутом, не теряет возможности владеть и пользоваться своим имуществом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В зависимости от оснований возникновения и целей установления сервитуты делятся на:
Частный сервитут — сервитут, устанавливаемый в соответствии с гражданским законодательством по соглашению между лицом, требующим установления сервитута и собственником соседнего земельного участка.
Распространенными причинами установления частных сервитутов выступают:
необходимость предоставления части чужой территории для проезда
автотранспортных средств или прохода;
потребность монтажа различных объектов на смежном участке;
необходимость прокладывания коммуникативных систем (водопровода,
электропередачи, связи, систем мелиорации)
Допускается два возможных порядка установления частного земельного обременения:
-порядок добровольного согласования;
-судебный порядок (при возникновении правового спора, если правообладатель участка и заинтересованное лицо, требующее предоставить ему правомочия по использованию чужой территории для конкретных целей, не могут достигнуть согласия)
Публичный сервитут — сервитут, устанавливаемый законом или иными нормативно-правовым актами РФ, Субъекта РФ или органом местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельного участка, с учетом результатов общественных слушаний (опросов).
Могут устанавливаться публичные сервитуты для (ст.23 ЗК РФ, перечень ограничен):
1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.
В зависимости от срока действия:
Срочный — устанавливаемый на определенный срок (Например, для осуществления прокладки трубопровода на территории участка, находящегося в собственности).
Постоянный — срок установления которого не определен, либо связан с условием отмены нормативного акта или договора, установившего такой сервитут.
Критерии разграничения публичного и частного сервитутов:
Обладатель сервитута. Установление публичных сервитутов вызвано
необходимостью ввести ограниченное право использования участка в интересах российского публичного образования — государства или муниципального образования. Частный сервитут учреждается для реализации прав одного либо нескольких частных землевладельцев (граждан, юрлиц).
Правовое основание установления. Частные сервитуты основываются на требовании лица либо группы лиц, а публичное обременение земли — на положениях нормативной документации.
Условия использования. В большинстве случаев обременение, устанавливаемое в интересах субъектов публичного права, имеет безвозмездный характер, а частные сервитуты, наоборот, предполагают возмездное пользование частью чужой земли. Бесплатное использование участка в последнем случае допускается в качестве исключения на основе законодательных положений, регламентированных на федеральном уровне.
В остальных случаях правообладатель обремененного частным сервитутом участка, может требовать и, соответственно, получать справедливую плату от землепользователей, в пользу которых регистрировался сервитут. Безвозмездное использование земли при частных сервитутах также допустимо в случае отказа самого правообладателя земли от получения оплаты.
Документы, требуемые для регистрации. Частные сервитуты, касающиеся прав конкретного лица, учреждаются путем оформления соглашения об установлении сервитута земли или путем вынесения соответствующего решения суда. Именно эти документы, определяющие факт установления и конкретные условия обременений, потребуются при регистрации сервитута. Публичные сервитуты буду регистрироваться в территориальных подразделениях Росреестра на базе действующих законов или другой нормативной документации РФ, российских регионов или муниципалитетов. Соответственно, при регистрации публичного сервитута нужна не договорная документация, а резолюция полномочной госструктуры.