I. Разработка и принятие Конституции.

  1. Предпосылки принятия

Объективной потребности в принятии Конституции не было. Строй оставался прежним, с небольшими изменениями, которые вполне могли вписаться в прежнюю Конституцию.

В руководящих кругах родилась идея, что общество и государство вступили в эпоху развитого социализма, общенародного государства. В связи с этим, Основной закон, отвечавший эпохе победившего социализма, нуждался в изменении. Присутствовал субъективный фактор в лице Хрущева.

  1. Основные этапы разработки

Возникла идея создания новой Конституции, оформленная юридически. Была образована Конституционная Комиссия во главе с Хрущевым. Развернулась практическая работа по созданию Основного Закона, в результате которой было подготовлено два проекта – одни предполагал принципиально новый текст, другой – лишь видимые изменения.

После освобождения Хрущева от партийных и государственных постов работа над проектом Конституции приостановилась. Дело ограничилось лишь тем, что председателем комиссии был назначен первый секретарь Брежнев. Он не видел особой необходимости в новой Конституции, и работа над проектом замерла почти на 12 лет. В 1977 г в силу неопределенных причин, она активизировалась и была быстро доведена до конца. Ее базой послужил одни из проектов, разработанный при Хрущеве (который содержал в себе лишь изменения, а не принципиально новый текст)

  1. Всенародное обсуждение и изменение проекта

Текст был представлен на народное обсуждение, которое прошло активно, в результате чего в документ были внесены некоторые существенные изменения – например положение о суверенитете республик (72, 76, глава 9).

Что нового :

- появляется преамбула (надо посмотреть последние абзацы, цели и задачи формулируются)

- структура, появляются 3,4,5,14 глава, их раньше не было. Меняется расположение частей (права и свободы помещены в 7 главу)

- политическая система глава 1 – ст 1 1936 и 1977, что такое СССР, форма правления и т.д.

- ст. 4 – принцип социалистической законности

- ст. 6 – руководящей и направляющей силой гос-ва является КПСС. Существует для народа и служит ему. Определяют линию внутренней и внешней политики. Находится над системой органов государственной власти, основные решения принимаются КПСС.

- в экономике – пропадает собственность колхозного двора, меняется определение личной собственности (ст. 13)

- глава 3 полностью новая – не содержит норм, одни планы выраженные в глаголах : гос-во ставит целью, заботится, действует, развивается, осуществляет курс..

- политика – ст. 29, глава 4

- глава 5 - защита социалистического отечества, установление воинской обязанности

- глава 6 – посвящена гражданству и равноправию. На основании конституции принимаются законы о гражданстве (ст. 33)

Права:

- глава 7 – право на труд меняется, т.к теперь включает право на выбор профессии и предпологается, что человек может трудиться по выбранной им специальности

ст. 42 – право на охрану здоровья. Гарантируетя бесплатной мед. помощью. появляется система здравоохранения.

ст. 43 – право на материальное обеспечение, новое : в случае потери кормильца

ст. 44 – право на жилище

ст. 45 - право на образование, всеобщее обязательное среднее и бесплатная выдача школьных учебников.

ст. 46 – право пользования культурой

ст. 47 – свобода научного, технического и художественного творчества

ст. 48 – право на участие в управлении гос и общ делами, граждане имеют право вносить в гос органы предложения об улучшении их работы. ( в 1936 – ст. 126)

ст. 53 - дает определение семьи, браку

ст. 56 – личная жизнь граждан, перепики и т.д охраняется законом, новое личная жизнь и телефонные переговоры

ст. 57-58 – право судебной защиты и на обжалование дествий должностных лиц. В случае удволетворения жалобы, возмещение ущерба

- обязанности :

ст. 62 – обязанность оберегать интересы ссср, укрепление могущества и авторитета СССР

ст. 65 – уважать права и интересы других лиц

ст. 66 – забота о воспитании детей

ст. 67 – обязанность беречь природу

ст. 68 – сохранение и забота о историчеких памятниках культуры

интернациональный долг – содействие дружбы с народами других стран

- национально-территориальное устройство -ст 70 и ст 13(1936)

- новые субъекты Литвоская, Молдавская, Латвийскя, Эстонская

- ст. 73 - перечень вопросов для Союза открыт, республиканский суверенитет перестает существовать

- ст. 79 – у союзных республик появляется право определять свое областное, краевое, райнное деление

- ст. 80 – появляется у союзных республик право вступать в отношения с иностранными государствами

№69. Развитие права в середине 60-х – середине 80-х годов. Свод законов СССР

Развитие права в период замедления темпов общественноного развития условно можно разделить на два периода:

первый - начиная с середины 60-х годов до принятия Конституции 1977 г.;
второй - начиная со времени принятия Конституции СССР 1977 года по 90-е годы.
В середине 60-х были предприняты меры, направленные на приостановление правового беспредела, продолжавшегося с середины 30-х годов.
Развитие права шло по двум основным направлениям:
по линии восстановления законности и ликвидации ее нарушений во всех областях государственной и хозяйственной жизни;
по линии дальнейшего развития основных принципов и положений Советского права.11
Восстановление и укрепление законности потребовали ликвидации некоторых государственно-правовых институтов и отмены отдельных правовых норм. Были упразднены т.н. особое совещание и тройки, отменено Постановление ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года о порядке ведения дел о террористических организациях и террористических актах против работников Советской власти, отменены законы о сельскохозяйственном налоге. 12
Если смотреть в общем плане, то о развитии права свидетельствуют:
некоторые меры по развитию советской демократии и расширение прав союзных республик;
попытка восстановить коллективные формы руководства, возрождение т.н. ленинских норм в партийной и государственной жизни;
попытка перестройки управления промышленностью, строительством и с/х;
изменение политики заготовки с/х продуктов.

В середине 60-х годов была начета работа по новой кодификации советского законодательства. В ходе общего упорядочения советского законодательства были разработаны и изданы:
основы законодательства СССР и союзных республик и общесоюзные законы;
республиканские кодексы и законы в соответствии с общесоюзными;
хронологические собрания законодательства и систематические собрания действующего законодательства.
Начата работа по созданию Свода Законов СССР и Сводов законов союзных республик. Принята Конституция 1977 года.
Вопросы кодификации советского законодательства занимали большое место в работе Верховного Совета СССР 7 созыва (1966-1970 гг.). В июне 1968 г. были приняты Основы Законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. В декабре 1968 г. - Основы земельного законодательства СССР.
В июле 1969 г.:
- Основы исправительно-трудового законодательства,
- Положение о предварительном заключении под стражу.
В 1969 г. Всесоюзный съезд колхозников принял примерный устав колхоза, который затем был утвержден ЦК КПСС и СМ СССР. В 1970 г. Верховный Совет утвердил Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (до 1970 г. общесоюзного КЗоТ не было). В 1969 г. приняты Основы законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении; о народном образовании. В декабре 1970 г. были приняты Основы водного законодательства.
В 1976 году был принят Закон об охране и использовании памятников истории и культуры. В 1975 г. утверждены Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах. В 1977 г. были приняты основы лесного законодательства.
Принятие в 1977 г. Конституции СССР стимулировало дальнейшее развитие. Президиум ВС СССР в декабре 1977 г. принял специальное постановление о приведении законодательства в соответствии с конституционными нормами.
В 1978-1985 гг. появились законодательные акты, существенно обновившие советское законодательство. Условно их можно разделить на несколько групп.
1.Часть законодательных актов детализировали конституционные положения о правах советских граждан, расширяли участие трудящихся в управлении производством:
Закон о гражданстве СССР (1978 г.);
Основы жилищного законодательства СССР и союзных республик (1981 г.);
Закон о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями и организациями (1983 г.).
2. Вторая группа законодательных актов была нацелена на развитие и совершенствование органов государственной власти и управления, охрану государственных интересов СССР, регламентации правового положения иностранных граждан в СССР. К ним относятся:
Законы "О выборах в Верховный Совет СССР" (1978 г.);
"О Совете Министров СССР" (1978 г.);
"Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, советов народных депутатов автономных областей и автономных округов" (1980 г.);
"О правовом положении иностранных граждан в СССР" (1981 г.);
"О государственной границе СССР" (1982 г.).
3. К третьей группе следует отнести правовые акты, определяющие полномочия, формы и методы работы правоохранительных органов, в т.ч. законы:
"О Верховном Суде СССР" (1979 г.);
"О прокуратуре СССР" (1979 г.);
"Об адвокатуре СССР" (1979 г.);
"О народном контроле СССР" (1979 г.);
"О государственном арбитраже СССР" (1979 г.);
"Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных нарушениях" (1980 г.) и др.
В отдельную группу можно выделить Законы детализирующие положения Конституции СССР об охране окружающей среды, в т.ч. законы:
"Об охране атмосферного воздуха" (1980 г.);
"Об охране и использовании животного мира" (1980 г.). 13
Отдельно следует сказать о создании Свода законов СССР. ЦК КПСС, Президиум ВС СССР и СМ СССР 2 сентября 1976 г. приняли постановление о создании комиссии по разработке Свода Законов СССР. Его издание планировалось в 1981-1985 гг. в качестве официального издания Президиума ВС СССР и СМ СССР.
Также необходимо отметить, что в годы кризиса социализма происходит заметное усиление нормотворческой деятельности государства, принимаются ряд общесоюзных законов. На новую ступень поднимается уровень кодификации советских законов в таких отраслях, как гражданское, уголовное и процессуальное право.
Особое развитие гражданское право получило в Конституции СССР 1977 г., которая подчеркивает, что государство содействует развитию колхозно-кооперативной собственности и сближение ее с государственной. Конституция закрепила положение, что имущество профсоюзных и иных общественных организаций является особым видом социалистической собственности. Конституция охраняет социалистическую собственность и подчеркивает, что никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы или в других корыстных целях. 14
Что касается уголовного права, в 1971 году судом было предоставлено право при назначении наказания совершеннолетнему трудоспособному лицу впервые осужденному к лишению свободы на срок до 3-х лет, постановить об условном его осуждении к лишению свободы с обязательным привлечением на срок назначенного наказания к труду.
В соответствии с Указами Президиума ВС СССР от 8 и 15 февраля 1977 года:
расширяется возможность применения условного осуждения с обязательным привлечением к труду;
устанавливается возможность применения к виновным в совершении преступления, не представляющим общественной опасности, кроме уголовного наказания мер общественного воздействия;
предусмотрена возможность досрочного освобождения от наказания лиц, которым оно ранее не применялось, по отбытии не менее 3/4 назначенного срока наказания;
введено условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду.
Указ Президиума ВС СССР от 26 июля 1982 года в целях повышения действенности наказания и дифференцированного подхода к правонарушителям расширил возможность отсрочки исполнения, не связанных с лишением свободы, приговоров на срок не более 3-х лет, возложив на осужденного определенные обязанности.
Вместе с тем уголовная ответственность за опасные преступления была усилена. В 1973 г. предусмотрено применение смертной казни за угон воздушного судна, если эти действия повлекли гибель людей или причинения тяжких телесных повреждений.
Указами Президиума ВС СССР от 26 июля 1966 г. и 5 июня 1981 г. "Об усилении ответственности за хулиганство" была повышена административная и уголовная ответственность за это деяние, усилены меры административного воздействия (увеличены штрафы, сроки содержания под стражей, лишение премий, льготных путевок в места отдыха, перенесение очереди на получение жилплощади).
Интересы охраны социалистической собственности требовали усиления борьбы с хищениями. Указ Президиума ВС СССР от 3 декабря 1982 г. "Об усилении борьбы с мелкими хищениями государственного или общественного имущества" устанавливал уголовную и административную ответственность за эти деяния. Кроме того, предоставлялось администрации право лишать правонарушителей по согласованию с профсоюзными комитетами премий, путевок в места отдыха, вознаграждений по итогам года, перенесение очереди на получение жилплощади.
В последующий период особенности развития права было связано с распадом СССР и формированием РФ в самостоятельное государства. Таким образом, в 50-90-е годы получило определенное развитие, в плане совершенствования советской системы, право.
С распадом СССР и формированием РФ в отдельное государство начался новый этап в развитии права.

№66. Государственный механизм в середине 60-х – середине 80-х годов.

Наши рекомендации