Хозяйственные и гражданские договоры будут слиты только по ОГЗ 1961 года.
Изменения в договоре купли – продажи.
В 1932 г. законом было запрещено открытие магазинов и лавок частными торговцами. Предпринимательство при социализме стало рассматриваться как преступление.
Гражданский процесс. – ТОЛЬКО ПЛП
В 30-е годы возникает Государственный арбитраж СССР. Госарбитраж имел более широкие полномочия, чем народный судья:
· Споры рассматривались не только договорные, но и преддоговорные. Мог обязать на этой стадии обязать стороны.
· Мог потребовать СОСТАВЛЕНИЯ документации.
· Вопрос о форме. Формировался «протокол разногласий».
Требования истца, возражения ответчика.
· Основная задача: не только разрешить спор, а устранить хозяйственные проблемы.
И для реализации этого полномочия он мог:
· Сигнализировать
а) в вышестоящие органы по отношению сторон
б)прокурору, который мог возбудить уголовное судопроизводство
· Вправе наложить санкции за неисполнение решений.
Если дела между госпредприятиям были с ценой иска менее 1000 – можно подавать иск в народный суд.
Две линии развития гражданского процесса:
· Упрощение.
· Так, запрещено подавать кассацию по незначительным спорам (до 100 рублей). НО можно подавать кассацию по делам, касающимся заработной платы.
· Возможно передача определенных дел одному судье (вместо 1 судьи+2 народных заседателей). Пример, коммуналка, но если не выселение
· Возможность совмещения должности судьи с должностью эксперта. Это объяснимо, потому что не все из них были юристы.
· Право передать рассмотрение дела после кассационного рассмотрения тому же составу по первой инстанции.
· Социальный аспект процессуального законодательства.
· Так, если вызванные по делу свидетели, если они являлись рабочими или служащими, то пропуск работы был оплачиваемый. И оплачивала его проигравшая сторона. Но если это были сами трудящиеся, то их могли освободить от этой выплаты.
· Список вещей, которые не могли взыскать
· с кулака был уже (с него нельзя было взыскать только одежду).
· С крестьянина нельзя было взыскать намного больше (ни скот, ни семена…)
· С 37-го года все штрафы взыскивались только через суд.
№46. Колхозное право в 1929 – 1941 гг.
1929 – «О темпах коллективизации» (единственное постановление ЦК ВКП(б), не продублированное советскими органами и играющее роль закона):
‐ темпы коллективизации
‐ форма коллективизации: не коммуна (где обобществляется вся собственность, а распределение происходит по потребностям), а артель (где обобществляется труд, а распределение происходит по труду)
‐ курс на ликвидацию кулачества как класса
1930 - постановления ЦИК и ВСНХ, развязавшее руки местной власти в борьбе с кулаками:
‐ в районах коллективизации запрещены аренда земли и найм батраков
‐ имущество раскулаченных зачисляется в фонд колхозов в счет вступительного взноса бедняков, которые не могли сделать его сами
1930 – первый примерный устав сельхозартели:
‐ членами колхозов могут быть все крестьяне, кроме кулаков; члены се6мей кулаков могут ступать в колхоз, если они доказал преданность советскому строю
‐ добровольность вступления
‐ определено, что подлежит (инвентарь, крупный скот, семенной запас) и не подлежит (мелкий скот, птица, инвентарь для обработке приусадебных участков) объединению
1931 – определены нормы оплаты труда в колхозе (введено понятие трудодня)
1932 – запрещено произвольно менять размер колхозных угодий (произвол местных властей!)
1933 – дисциплинарная ответственность для колхозников (если колхозник не выходит на работу, его в первый раз штрафуют на 5 трудодней, на второй – исключают из колхоза)
1933 – образуются политотделы при МТС, из членов которых назначаются председатели колхозов
1934 – в качестве колхозной единицы определена бригада (создается на базе крестьянского двора), за которой на длительное время закрепляется инвентарь и т.п.
1935 – второй примерный устав сельхозартели (во многом повторяет первый):
‐ колхозам запрещено нанимать работников, кроме специалистов
‐ порядок расходования средств: расчеты с государством (налоги, поставки по договорам), затем отчисления в фонды колхоза (на расширение производства), остаток делится между колхозниками пропорционально трудодням
‐ 1939 – уголовная ответственность за прирезание колхозных земель (такая практика была распространена, потому что крестьяне почти ничего не получали от колхозов и на практике жили от приусадебных участков)
№47. Уголовное право 1930 – 1941 гг.
Особенность развития уголовного законодательства в этот период в том, что принимались общесоюзные НПА, которые потом дублировались республиканскими кодексами (примерно с 1939 года прекратилась и практика дублирования)
Общая часть:
‐ крупнейшие юристы выступают за отмену ст. 10 УК (об аналогии), но по настоянию Вышинского она сохраняется и даже начинает применяться в случаях, когда нужно усилить наказание (например, убийство группой лиц классифицируется как бандитизм)
‐ основанием уголовной ответственности становится вина; понятие социальной опасности исчезает из закона (тем более что к началу 30-х гг. все классово чуждые элементы ликвидированы), но продолжает применяться в секретных оперативных приказах (например, жены репрессированных в зависимости от социальной опасности подлежат заключению на срок не менее 5 лет; дети – заключению в лагеря или детские дома особого режима)
‐ расширяется практика применения ответственности за соучастие
‐ 1935 - дети с 12 лет начинают привлекаться к ответственности за совершение тех насильственных преступлением, наказанием за которые не является смертная казнь
‐ 1940 – предусмотрено, что дети с 12 лет могут привлекаться по единственной расстрельной статье – за диверсии на ж/д (т.к. число диверсий увеличилось, и часто преступники использовали детей в качестве исполнителей)
Особая часть (основная цель законодательства – борьба с политическими преступлениями):
‐ 1927 – Положение о преступлениях государственных и Положение о преступлениях воинских (определили суровость репрессий: в качестве санкции обычно отсутствует альтернатива смертной казни)
‐ 1929 – коммунист Ф.Ф. Раскольников бежит во Францию и оттуда посылает гневные открытые письма Сталину (повторяется история с А. Курским). В ответ появляется постановление, согласно которому лица, сбежавшие из СССР, объявляются вне закона, и к ним применяется расстрел с конфискацией имущества. Закон имеет обратную силу (!)
‐ 1934 – положение о дополнении положения о преступлениях государственных статьями об измене Родине (наказанию подлежат сами преступники и их родственники, проживавшие вместе с ними, даже если они не знали о его измене)
‐ 1932 – «указ о трех колосках» (за хищение социалистической собственности, вне зависимости от стоимости похищенного, - расстрел, а при смягчающих обстоятельствах – 10 лет заключения с конфискацией имущества). Когда постановление стало применяться, количество заключенных возросло в несколько раз, тем более что постановление толковалось расширительно (расстреливали за хищнический убой колхозного скота, за непредоставление сведений о размере колхозных угодий). Но позже норму стали применять только в случае квалифицированной кражи.
‐ 1932 – аналогичная норма о спекуляции
‐ меняются цели наказания: ранее – исправление, теперь – изоляция (поэтому появляются наряду с лагерями тюрьмы, а максимальный срок заключения повысили с 10 до 25 лет)
№48. Уголовно-процессуальное и исправительно-трудовое право 1930 – 1941 гг.
1 декабря 1934 года – убийство Кирова. Вносятся изменения в УПК относительно рассмотрения дел о терроризме:
‐ срок предварительного расследования – 10 дней (а не 2 месяца)
‐ дела рассматриваются без участия сторон (в т.ч. без прокурора, который должен следить за соблюдением законности процесса)
‐ обвинительное заключение вручается за день до исполнения приговора
‐ кассационные жалобы и ходатайства о помиловании не допускаются
1938 – тот же порядок рассмотрения распространяется на дела о вредительстве и диверсиях
Исправительно-трудовое право.
Сложилось две системы исправительно-трудовых учреждений: колонии (для осужденных за преступления небольшой тяжести; находятся в ведении НКВД) и лагеря (для осужденных за тяжкие преступления; находятся в ведении ОГПУ).
1933 – новый ИТК (о режиме отбывания наказания в лагерях). Режим отбывания наказания в колониях регулировался ведомственными актами НКВД
1938 – все ИТУ переходят в ведение ГУЛАГ при НКВД. Меняется порядок жизни в лагерях (колючая проволока, вышки и т.п.; отменяется самоуправление осужденных). ГУЛАГ был действительно архипелагом: здесь не действовали общие суды, функционирование осуществлялось на принципах самоокупаемости
№49. Перестройка центральных органов власти и управления в годы Великой Отечественной войны. Чрезвычайные органы.
- создание чрезвычайных органов (не заменяли и не упраздняли Советы):
× 30 июня 1941 - ГКО (5-9 человек из числа высшего руководства страны во главе со Сталиным; принцип единоначалия). ГКО сосредоточил усилия по мобилизации, ему были обязаны подчиняться все партийные и советские органы. ГКО не имел регламента (но собирался часто - было издано 10000 постановлений), аппарата (но при ГКО образовывались комиссии, комитеты, отделы) и местных органов (но сложился институт уполномоченных ГКО - при необходимости высшие партийные и советские работники могли посылаться с поручениями на места, причем срок и объем их полномочий определялся ГКО в каждом случае)
× на местах на период военной угрозы вводилось военное положение и образовывались ГорКО, куда входили руководители местных партийных и советских органов и командир воинского подразделения, защищавшего город
× при объявлении местности на осадном положении вся власть передавалась военному командованию, получавшему право реквизиций, введения повинностей, расстрела на месте
- изменения в деятельности Советов:
× расширение функций - организация эвакуации, приема эвакуированных и беженцев
× уменьшается численный состав (большинство мужчин на фронте), меняется кворум
× увеличение роли местных исполкомов; для того, чтобы не прерывать связь исполкомов с массами, проводятся расширенные заседания с привлечением комсомольцев, актива и т.п.
× несмотря на сложности, трижды (1942, 1944, 1945) собирался съезд Советов СССР
- правовое регулирование вооруженных сил:
× армия разделяется на действующие и тыловые части; действующая армия получает особое довольствие, особый порядок присвоения званий и наград и т.п.
× появляются особые подразделения:
§ гвардейские (впервые звание присвоено дивизиям, защищавшим Москву): особый подбор, особое довольствие, особые знаки отличия, даже унаследованные от дореволюционной гвардии отношения между солдатами и командирами - командир должен был давать согласие на женитьбу и т.д. Гвардейские части бросались на опасные участки фронта - например, ставились против частей СС при контрнаступлении
§ национальные - формировались не по этническому, а по бюджетному принципу (если ССР или АССР имела собственные средства на содержание части)
§ осень 1941 - заградительные отряды (созданы по просьбам боевых генералов). Но заградотрядов было немного, и они комплектовались небольшим числом бойцов.
§ штрафные батальоны (при фронтах для средних и старших командиров) и роты (при армиях для младших командиров и рядовых) - созданы по приказу №227 "Ни шагу назад!". Срок пребывания в штрафбате - не более 3 месяцев либо до ранения или совершения подвига
§ народное ополчение - когда нависла угроза над Москвой, в ополчение записалось 2 млн чел.; в 1942 году были частью демобилизованы, частью переведены в действующую армию
× руководство армией - Ставка Верховного Главнокомандования (верховный главнокомандующий - Сталин), которой подчиняются Генеральный штаб и Генеральный штаб партизанского движения:
§ назначение высшего командования
§ разработка и утверждение планов, вопросы использования родов войск
§ в ряде случаев - политические решения (например, о взятии Берлина без союзников)
× 1941 - введены должности комиссаров и политруков; в 1942 году вновь восстановлено единоначалие, а освобожденные комиссары перешли в младший командный состав
× вводятся погоны, меняется форма; армия теперь делится не на рядовой и начальствующий состав, а на рядовых, сержантов, офицеров и генералов (армия готовится к походу в Европу)
- правоохранительные органы:
× плановый переход к военным трибуналам и военной прокуратуре
× 1943 - полевые суды для рассмотрения дел о преступлениях против мирного населения (не классические полевые суды - в них участвовали не только офицеры, но и юристы, а иногда и военные прокуроры) - могли приговаривать к повешению вместо "мягкой" меры - расстрела
× 1941 - НКГБ упраздняется, но в 1943 году снова выводится из НКВД
× 1943 - контраззведка передается от НКВД к НКО (нарком обороны - Сталин)
№50. Военное строительство в годы Великой Отечественной войны. Правоохранительные органы.
Большое преобразование вооруженных сил. Состоит из 2 частей: действующая и тыловая. Нахождение в действующей части ставит военнослужащего в особый правовой статус: увеличенное денежное довольствие, ускоренное получение очередных воинских званий, упрощенный порядок получения наград.
В порядке формирования – преемственность. Мобилизация лиц, достигших 18-летнего возраста. На основе добровольности призывались и заключенные (ранее таких лиц вообще не принимали в армию). Учреждение института всеобщего военного обучения в сентябре 1941 года. Кроме того, политическая подготовка кадров. Указ ПВС 16.07.1941г. введены должности военных комиссаров, а в подразделениях – политруков. На них возлагались задачи политического воспитания в духе патриотизма, преданности советской власти. Через год, после укрепления дисциплины в армии, военные комиссары упразднены. Новый вид войск – ПВО.
Порядок комплектования. Призыв женщин, чаще всего в тыловые части (к 1945 году - 530 тыс. ч-к). Возраст призыва впоследствии понижен до 16 лет и повышен до 55.
Вспомогательные вооруженные силы. 1). Практиковались партийные и комсомольские призывы. 2). Народное ополчение. Их отряды создавались из жителей тех городов, которым угрожало немецкое наступление. Т.о цель – защита своего города. 3). Истребительные батальоны. Это специализированные военные формирования, создавались на основе добровольности из лиц непризывного возраста. Задача – ликвидация немецких десантов и диверсантов. 4). Партизанское движение.
Штрафные воинские подразделения. В соответствии с приказом № 227. Военным советам фронтов было предоставлено право формирования от 1 до 3 штрафных батальонов, численностью до 800 человек. Туда попадал только старший и средний командный состав. Рядовой и младший командный состав попадал в штрафные рот (от 5 до 10 рот). Максимальный срок пребывания в штрафном подразделение – 3 месяца. Мб сокращен в случае ранения или совершения подвига. Состоял из постоянных (командный состав) и временных (штрафники) членов.
Ещё один новый вид формирований — это заградительные отряды. Они не имели права расстреливать отступающих. Единственные, с кем они могли расправиться на месте преступления, – это с командирами-паникёрами, которые самовольно вывели подразделение из боя и направились к отступлению: т.е. красноармейцев обратно на передовую, а командиров сразу ко рву и все. Их задачей было предотвратить панику в войсках. Уже к 1943 году эти отряды были ликвидированы за ненадобностью.
Управление Красной армией.
Высшим органом управления стала Ставка Верховного Главнокомандования, образованная 23.06.1941г. Во главе - Сталин. Задача Ставки: назначение и смещение высшего командного состава; подготовка резерва; обеспечение мобилизации; утверждение планов военных кампаний. Из подчинения наркомата обороны передан Генштаб. Он разрабатывает планы действий, занимается военной разведкой, осуществляет анализ опыта войны.
Следующее управление новое, такого никогда не было – Главное управления тыла. Создано 1 августа 1941 года. Это война нового типа: новая техника, новые виды военных сооружений. Работа тыла значительно усложнилась. Задачи тыла: организация военных сообщений; ветеринария и медицина; снабжение. Замыкало – Главное управление тыла Красной армии.
Другое подразделение при ставке – Центральный штаб партизанского движения, во главе с Пономаренко. Задача партизанского движения - уничтожать. Все, что можно уничтожить. Начиная от средств связи и заканчивая пособниками немцев. Центральный штаб организовывал снабжение партизанских отрядов, координация действия с частями кадровой армии.
В 1943 году при Наркомате Обороны создаётся подразделение военной контрразведки – СМЕРШ (Смерть Шпионам).
Изменения коснулись и формы одежды военнослужащих. Армия возвращается к погонам, изменились знаки отличия.
Правоохранительные органы.
1943г. – создание наркомата государственной безопасности (НКГБ).
Вопросы разведки осуществляли: главное разведывательное управление, НКВД, НКГБ.
правоохранительные органы:
× плановый переход к военным трибуналам и военной прокуратуре
× 1943 - полевые суды для рассмотрения дел о преступлениях против мирного населения (не классические полевые суды - в них участвовали не только офицеры, но и юристы, а иногда и военные прокуроры) - могли приговаривать к повешению вместо "мягкой" меры - расстрела
× 1941 - НКГБ упраздняется, но в 1943 году снова выводится из НКВД
× 1943 - контраззведка передается от НКВД к НКО (нарком обороны - Сталин)
Юстиция и правопорядок.
Суды.
Указ 22 июня 1941 года – «О военных трибуналах». Они образуются при более мелких воинских подразделениях – при дивизиях, например. Образуются военные трибуналы различных опорных пунктов. Что еще важно, народные суды преобразовывались в трибуналы.
В чем специфика военного трибунала? В характере судопроизводства. Военные трибуналы, помимо преступлений военнослужащих, рассматривали также спекуляцию, сеяние паники среди населения, самовольный уход или переход с работы на работу.
Другие спецсуды – железнодорожные и транспортные. Они преобразуются в соответствующие трибуналы: железнодорожные и воднотранспортные. Название «трибунал» предполагало упрощённое судопроизводство.
19 апреля 1943 года образуется еще одна система судов - военно-полевой суд. Образовывался для специфической цели - для суда над военными преступниками и их пособниками из числа советских граждан. Военные преступники - те, кто уничтожает мирное население, организует акции против мирного населения, уничтожает социалистическую собственность и прочее, прочее, прочее. Специфика военно-полевого суда состоит и в том, что он мог выносить такие приговоры, которые военные трибуналы выносить не могли. Для этих судов придумали специфические наказания. Например, публичное повешение. При смягчающих обстоятельствах – каторжная работа (до 20 лет). К концу войны строятся специальные лагеря для каторжных работ.
№51.Изменения государственного единства в период Великой Отечественной войны.
Нужно отметить 3 основные группы изменений:
· Расширение прав союзных республик (далее СР) (по законам февраля 1944г.):
· Союзным республикам предоставлялось право формировать свои собственные войсковые формирования (ст. 18-б Конституции СССР в редакции от 01.02.44). Соответственно НКО перешел на союзно-республиканский уровень (с союзного). Однако изменения не повлекли перекройки армии и поголовного формирования национальных войск. В Прибалтике существовала такая практика, но в целом НКО СР не работали.
· СР получили право непосредственного участия в МП сношениях (ст. 18-а). НКИД был перемещен с союзного уровня на союзно-республиканский. Нашими союзниками были признаны участниками МП отношений всего 2 СР из 16: Белоруссия и Украина. Эти республики, наряду с Союзом были представлены в созданном в Сан-Франциско в 1945г. ООН (они вошли в число учредителей ООН). Белоруссия и Украина, воспользовавшись своим правом, вступили в ряд МП соглашения, например, с Польшей об обмене гражданами (сентябрь 1944г.).
По факту Ленин не одобрил бы то, что произошло в феврале 1944г. В соответствии с ленинскими идеями советское государство стремится к такому состоянию, когда «союз» выполняет «военную и дипломатическую функцию», а СР получают полную самостоятельность в остальных делах. Децентрализованность в названных важнейших областях была обусловлена тем, что СССР хотело иметь 16-17 представителей своего блока в ООН. На все это Англия ответила выдвижением доменионов, как государств, а США – штатов. В связи с колоссальными потерями советского государство было признано представительство Белоруссии и Украины. На этом и порешили.
Позже в ООН были представлены наши союзники с Восточной Европы.
· Позорная политика по принудительному переселению народов и упразднению автономий:
· 1941г. переселению подверглись немцы Поволжья и другие немцы страны (отправились в Сибирь, Среднюю Азию и на Урал). Основания были: не только «подозрения Сталина» о том, что немцы будут помогать оккупантам, но и политика Гитлера. Адольф объявил всех немцев, вне зависимости где те будут проживать гражданами Райха. При оккупации они получали особый статус, назывались фольксдойчами. Фольксдойчи помогали оккупантам, но играли лишь второстепенную роль (немцы 2 категории). С переселением была упразднена Республика немцев Поволжья.
· 1943-44гг. переселение крымских татар, калмыков, чеченцев, ингушей и балкарцев. Обвинение: активное пособничество оккупантам . Войсковые формирования внутри фашистского войска, диверсии, антисоветские восстания...
Про изменников хорошо знали органы НКВД. СССР вместо того, чтобы наказать реально виновных во всем происшедшем, решил сослать целый народ в Азию и Сибирь.
Можно выпендриться и сказать, что аналогичная политика существовала в США. Там были выселены с Западных штатов японцы и помещены в концентрационные лагеря. Только спустя полвека их восстановили.
· Расширение территории СССР.
· В 1944г. к СССР присоединилась Тувинская Народная республика (ТНР), которая выделилось в отдельное государство еще в период формирования РСФСР (наряду с Польшей и Финляндией).
-История ТНР. В 1921г. в Туве был созван Учредительный съезд, который решил, что государство будет существовать отдельно + принял конституцию. ТНР была суверенным государством, но свои внешние функции реализовывала через РСФСР (своеобразный протекторат).
-ТНР затронула интересы Китая и Монголии. У них были терки. В 1924г. было подавлено промонгольское восстание в ТНР.
-ТНР самая отсталая область региона. В 1918г. здесь не была намека ни на капитализм ни на пролетариат. Развитие ТНР строилось на братской помощи со стороны СССР. В 1930-х 90% составляла помощь со стороны СССР. Но и этого не хватало для полноценного развития государства. О «дореволюционном воссоединении» говорили в 1939, 41 и наконец в 44 решилось и воссоединение произошло.
-7 августа 1944г. – просьба в Верховный Совет о вступлении в СССР; о вступлении в РСФСР со статусов автономной области. Верховный Совет удовлетворил.
· В ноябре 1944г. Красная Армия освободила Закарпатье. По договору между Чехословакией и СССР этот регион вошел в состав УССР. На данной территории проживали не украинцы, а особая народность – русины, так что стоял вопрос о предоставлении автономного статуса.
· По договору с Польшей был произведен обмен: Белостокская область перешла к Польше, а район с центром во Владимире-Волынском – к Украине. На Ялтинской конференции в феврале 1945г. были признаны правомерными приобретения Западной Украины и Белоруссии СССР (граница прошла по линии Керзона).
· По окончании войны СССР получила и иные территории:
А) Часть территорий перешла к Литве.
Б) Получили восточную пруссию с Кенигсбергом (Калининград).
В) перешел старинный русский город Печенга (по договору с Финляндией).
Г) С победой над Японией мы получили Южный Сахалин и Курильские острова.
№52. Гражданское право в период Великой Отечественной войны.
- идея единства фонда государственной собственности, что необходимо в условиях эвакуации предприятий (если оборудование одного предприятия начинало использоваться другим, виндикационный иск не подавался, необходимо было лишь возместить стоимость оборудования)
- четкая тенденция замены гражданских отношений административными
- расширение прав хозяйственных наркоматов в области перераспределения средств, фондов и продукции между предприятиями
- планы становятся квартальными, месячными, декадными
- беженцам и потерявшим жилье разрешено занимать пустующие квартиры, причем после возвращения хозяев подселенцев выселяли только в том случае, если хозяин был фронтовиком
- военнослужащие освобождены от обязанности внесения квартплаты
- расширение круга наследников по закону (обусловлено массовой гибелью людей) - три очереди: дети, супруг, нетрудоспособные иждивенцы (как и ранее); родители; братья и сестры
- война не считается форс-мажорным обстоятельством
- действительны сделки, заключенные на оккупированных территориях и противоречащие советским законам
№53. Трудовое и колхозное право в период Великой Отечественной войны.
В связи с массовым призывом острой стала проблема нехватки рабочих рук
- трудовая мобилизация (распространялась на трудоспособное незанятое население); возможно было проводить мобилизацию городского населения для работы в колхозах и совхозах. Уклонение от мобилизации было уголовно наказуемо
- трудовая повинность - привлечение населения к оборонным работам, заготовке топлива
- работники предприятий военной промышленности и предприятий, находящихся в прифронтовой полосе, объявлены мобилизованными; самовольный уход с работы приравнивается к дезертирству, и такие дела рассматривают трибуналы
- администрации предприятий разрешено применять обязательные сверхурочные работы продолжительностью до 3 часов в день
- на время войны отпуска не предоставляются; они заменены денежной компенсацией, причем выдавалась компенсация только после войны
Колхозное и земельное право
- повышен обязательный минимум трудодней для колхозников; установлен обязательный минимум трудодней для подростков - членов семей колхозников. Невыполнение обязательного минимума трудодней каралась в судебном порядке, обычно исправительными работами в колхозе
- обязательное участие колхозников в уборке урожая вне зависимости от выработки трудодней
- практика временного закрепления части земель колхозов, не справляющихся с объемом с/х работ, за другими колхозами, которые имели возможность рациональное ее использовать
- коллективное огородничество: закрепление участков городской земли за предприятиями и учреждениями
- огромные усилия государства по восстановлению с/х на территориях, освобожденных от оккупации: уточнение границ колхозных земель, помощь колхозам техникой и семенами, направление в село специалистов
№54. Семейное право в период Великой Отечественной войны.
- проблема беспризорности:
× 1942 - патронирование над детьми-сиротами поручатся НКВД
× 1943 - принимаются нормы о патронаже (ребенок передается на воспитание в семью и содержится за счет государства), опеке (ребенок содержится из собственных средств), усыновлении (ребенок уравнивается в правах с родным)
- проблема низкой рождаемости:
× 1944 - для матерей, имеющих более 5 детей, установлены почетные звания и награды
× увеличение пособий для одиноких матерей (пособия выплачивались из средств, получаемых от налогов с одиноких и малосемейных граждан)
- проблема разрушения браков:
× законным признается лишь зарегистрированный брак (появление институт одиноких матерей)
× установлен судебный порядок расторжения брака, причем иск о разводе должен быть мотивирован; две стадии: примирение в народном суде и собственно развод в областном
× иски о разводе облагаются очень высокими пошлинами
№55. Уголовное и процессуальное право в период Великой Отечественной войны.
- при рассмотрении дел о государственных преступлениях суды руководствовались "Положением о преступлениях государственных", принятым еще до войны; судебная практика пришла к расширительному толкованию понятия "военная обстановка", отягчающего ответственность: военной считалась обстановка, складывающаяся во время войны во всей стране
- усиление ответственности за разглашение государственной тайны
- ужесточение борьбы с хищениями социалистической собственности - "указ о трех колосках" применялся даже при хищении в небольших размерах
- усиление охраны личного имущества граждан: кража, совершенная при воздушном налете, оставлении населенного пункта в связи с наступлением противника, попадает под признаки совершенной во время стихийного бедствия и считается квалифицированной
- наказание за распространение среди населения ложных слухов, вызывающих тревогу
- наказания за нарушение правил противовоздушной обороны (вплоть до расстрела)
- наказание за сокрытие трофейного имущества
- указ Президиума ВС: дела о преступлениях немецких захватчиков рассматриваются советскими судами, наказание - смертная казнь через повешение или каторжные работы на срок до 20 лет
- суды широко практикуют отсрочку исполнения приговора в отношении военнослужащих и военнообязанных с направлением их в действующую армию; если осужденные проявляли себя стойкими защитниками Родины, наказание не применялось, а судимость снималась
№56. Государственный механизм в 1945 – начале 1950-х годов.
Представительные органы власти.
Во время войны выборы в Советы не проводились. В 1946 году происходят выборы в Верховный совет СССР, а 1947 году в Верховные советы союзных и автономных республик. Минимальный возраст для депутатов был повышен. Для депутатов Верховного Совета СССР - 23 года, для депутатов Верховных советов союзных и автономных республик - 21 год. Прошли выборы и в местные Советы в 1947-1948 годах.
Произошли изменения в наименовании и компетенции государственных органов => Верховный Совет СССР в 1946 создал Редакционную комиссию для выработке предложений об изменении текста Конституции. Круг вопросов, рассматриваемых ВС СССР был ограничен, преимущественно заключался в
· внесение изменений в Конституцию
· утверждение народно-хозяйственных планов, гос. бюджета
· утверждение указов Президиума ВС СССР
В целях повышения авторитета вводятся комиссии законодательных предположений => палаты могут инициировать разработку закона через комиссии законодательных предположений. 25 февраля 1947 года Совет Национальностей утвердил Положение о комиссии законодательных предложений. И Совет Союза тоже формирует свою комиссию. Основная роль нормотворца принадлежит Президиуму ВС СССР. В 1946 году сокращается его численный состав => становится более оперативным органом. Расширяются его нормотворческая роль. В феврале 1947 года было узаконено, что президиум может издавать указы не только в пределах конституции. Дальнейшее расширение компетенции:
· денонсирование международных договоров
· установление почетных званий, воинских званий и иных спец. званий
· вопросы о деятельности органов власти на местах
Были предприняты попытки совершенствования местных органов власти.
Органы государственного управления
Сразу после войны были упразднены чрезвычайные органы; функции ГКО переданы СНК.
В 1946 году термин комиссар был заменен термином "министр"; наркоматы стали именоваться министерствами, а Советы Народных Комиссаров - Советами Министров.
Причина: содержание полномочий СНК не отвечает его названию. Но, по существу, было простым переименованием.
Тенденция перепрофилирования министерств => в основном реставрированы машиностроительные наркоматы и наркоматы тяжелого строения (по выпуску минометов, танков и т.д.)
Происходило совершенствование системы управления народным хозяйством:
· Изменение количества министерств; чередование тенденций укрупнения и разукрупнения ведомств (было создано министерство сельского хозяйства: в него входят несколько министерств разных совхозов: животноводческих совхозов, заготовок и т.д.)
· Перераспределение компетенции между органами
Правоохранительные органы и юстиция
Восстанавливается обычная подсудность военных трибуналов. Так, военные трибуналы ж/д и водного транспорта были реорганизованы в обычные линейные и окружные суды.
Проходят выборы в народные суды => были найдены юридические кадры; проведены предвыборные компании; выборы состоялись.
Через год после выборов государство решило взять выборных судей под контроль => Указ Президиума 1948 года установил ответственность судей перед дисциплинарными коллегиями.
Существовала серьезная работа в Военных коллегиях => дела казачьих атаманов Семенова и Краснова, генерала Шкуро => повешение.
По закону от 19 марта 1946 года изменение должности прокурора СССР => Генеральный прокурор СССР.
Вооруженные силы
Ставка Верховного главнокомандования прекратила свое существование.
Военное командование не могло больше награждать военнослужащих орденами и медалями.
С 1946 года Красная Армия переименована => Советскую Армию.
Для укрепления воинской дисциплины в 1946 году утверждены Дисциплинарный Устав и Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР.
№57. Гражданское, финансовое и семейное право в 1945 – начале 1950-х годов
Гражданское право
Договор как средство правового оформления хозяйственных связей вновь приобрел широкое распространение. Постановление Совета Министров 1949 года признает единственной правильной формой отношений только договор на основе плана.
Вновь появилась система генеральных и локальных договоров, но применялись и прямые договоры (напр, в торговле)
Начинаются договорные компании. Существовал стимул => если договор реально не заключен, арбитраж к рассмотрению такие споры не рассматривал. Также без реального договора банки не предоставляли краткосрочные кредиты.
Указ Президиума ВС СССР от августа 1948 года о возможности продажи гражданам жилых домов (один жилой дом в 1-2 этажа с числом комнат от 1 до 5 общей площадью, не превышающей 60 кв.м.). Основной тип строительства - массовый тип строительства. В 30-е годы складывается система финансирования строительства. После войны организуются специальное строительные комбинаты
1948 год - ликвидация права застройки, предусмотренное по законодательству 20-х годов.
Семейное право
1948 год - запрещены браки с иностранцами.
Обоснование: советские женщины чувствуют себя с иностранцами плохо и подвергаются дискриминации за границей.
Причина: развивающийся сталинский изоляционизм; б