Последствия коллективизации.

· В годы первой пятилетки общий уровень сельскохозяйственного производства снизился на 14%.

· В то же время объемы государственных заготовок увеличились вдвое. Это явилось одной из причин голода, который охватил в 1932 - 1933 гг. большие районы страны.

Одним словом, принудительная коллективизация дала эффект прямо противоположный тому, которого от нее ожидали.

· По мере ликвидации наиболее грубых административных извращений колхозы начинали постепенно становиться на ноги.

· Что же касается общественно-политических последствий коллективизации, то она дала именно тот результат, на который была рассчитана:

· обобществление средств производства

· построение социализма и в сельском хозяйстве.

Обобществление средств производства предполагало, как уже отмечалось, централизованное плановое управление хозяйством. Оно не исключало товарно-денежных отношений, однако суть их была существенно преобразована.

· Если при нэпе хозяйство строилось на основе

· хозрасчета,

· самоокупаемости,

· рентабельности

· Главной целью производства стало не обеспечение экономической эффективности работы, а производство той или иной продукции любой ценой.

· Более того, использовались меры к тому, чтобы предприятия, как и раньше, работали рентабельно. Однако была и группа предприятий, которая работала в убыток, но это предусматривалось планом. Убытки планово-убыточных предприятий покрывались за счет государственного бюджета, т.е. за счет прибыльных предприятий.

Раскулачивание.

Инициаторами ликвидации кулачества были центральные органы партии и государства.

Ликвидация кулачества означала не только отобрание имущества, но и выселение и даже лишение свободы кулаков и их семей. В ходе ликвидации кулачества были допущены большие перегибы.

Репрессиям подвергались не только подлинные кулаки, но и много середняков, а порой даже бедняки.

Этот рычаг часто использовался для принуждения крестьян к вступлению в колхоз

Изменение экономического строя:

- свертывание нэпа (в годы нэпа получили развитие институты частной собственности, возродилась многоукладная экономика (по Ленину, существовало пять форм собственности), но главная цель - укрепление экономики путем привлечения частных капиталов - достигнута не была)

- промышленность:

× 1925 - принят курс на индустриализацию

× 1928/29 - начало первой пятилетки

Подъем производства следовало начать с легкой промышленности, но в СССР начали с тяжелой, оборонной, потому что реальна была угроза войны с "мировым капиталом" (еще Александр I говорил, что у России нет друзей, кроме армии и флота). Соперничество с буржуазными государствами упрощала Великая депрессия.

Индустриализация велась ударными темпами. Средства получались от торговли хлебом, продажи культурных ценностей, внутренних займов, даже от привлечения иностранного капитала (например, иностранные фирмы могли строить тракторные заводы, которые можно было перевести на выпуск танков). Закупались технологии и оборудование.

К середине 30-х гг. СССР превращается из аграрной страны в индустриально-аграрную. Частное производство становится ненужным, и из промышленности частника вытесняют, допуская только индивидуальное производство

- с/х: в сельском хозяйстве дело обстоит сложнее, чем в промышленности, потому что в деревне преобладает крестьянин-единоличник, а совхозы и коммуны составляют только 3% хозяйств. Государству нужно было срочно повысить производительность с/х, потому что доходы от экспорта зерна были нужны для создания промышленности:

1924, 1925 - законы о кооперации в различных сферах деятельности

1926 - ликвидация убыточных хозяйств с передачей их земли крестьянам, облегчение найма работников, поощрение индивидуальных хозяйств

1927 - кризис хлебозаготовок, провал закупочной компании. Стала очевидна необходимость более решительных мер.

1927 - XV съезд партии, курс на коллективизацию сельского хозяйства (кроме прочего, коллективный способ производства был характерен для социализма).

№43.Финансовое право в 1930 – 1941 годах.

- 1930-1931 - налоговая реформа

× все существующие налоги заменены двумя: налогом с оборота (со всех социалистических предприятий) и отчислением от прибыли (государственных предприятий)

× налог с оборота взимается после реализации продукции: оптовая база одну часть прибыли возвращает предприятию, другую оставляет себе за услуги, третью отчисляет в бюджет

× отчисление от прибыли также определяется также в фиксированном проценте (но таким образом, что предприятию остается только минимум средств, необходимых на развитие производства)

×

- бюджетная реформа:

× налоги взимались в казну Союза; теперь важнейшие доходы были сосредоточены в руках центра, а республики, ранее имевшие источником дохода местные налоги, стали получать только отчисления от общегосударственных поступлений, причем в казну РСФСР и УССР отчислялось 5% поступлений с предприятий, находящихся на их территории, а в казну Таджикистана - 100%

× образуются сельские бюджеты (политика на укрепление сельских Советов)

- конверсия государственных займов: обмен облигаций всех прежних государственных займов (которых было выпущено очень много, что затрудняло обращение с ними) на один новый; были несколько отсрочены выплаты по займам, что сохранило государству необходимые на индустриализацию средства

- кредитная реформа - по Положению о государственных поставках (приложение к ГК 1922 года) допускается авансирование предприятий; в ряде случаев эти денежные средства расходовались не по назначению

1930 - постановление о кредитной реформе:

× запрещено взаимное кредитование

× возможно только банковское кредитование (но у каждого предприятия есть только один счет, на который поступают доходы и с которого предприятие может снять деньги; банк выдает деньги по требованию предприятия, не проверяя, есть ли деньги на счете, т.е. происходит огульное кредитование)

× запрещены расчеты наличными средствами

× расчеты проводятся банками, причем сразу по получении счета-фактуры (т.е. со счета плательщика без его согласия списываются средства на счет получателя; это очень неудобно, т.к. может оказаться, например, что поставленная продукция некачественная, и плательщик ее не принимает)

1931 - постановления, исправившие ошибки прежней реформы:

× поставщик предъявляет счет не банку, а предприятию-заказчику; если счет подписан (акцептирован), он приобретает характер исполнительного листа

× каждое предприятия имеет два счета: расчетный (для прихода и расхода) и счет целевых ссуд (прежде чем кредитовать предприятие, банк проверяет, на что будет использоваться кредит)

Реформа позволила сосредоточить все финансовые операции в руках государства

№44. Семейное право в 1930 – 1941 годах.

- 1936 - меры, направленные на повышение рождаемости (громадные людские потери, вызванные мировой и гражданской войнами, послевоенным голодом):

× запрет абортов

× материальные меры поощрения рождаемости: увеличение пособия по уходу за ребенком, учреждение дополнительных единовременных и регулярных пособий для многодетных матерей

× расширение сети родильных домов, яслей и детских садов

- меры, направленные на борьбу с детской беспризорностью и безнадзорностью:

× милиции разрешено штрафовать родителей за уличное хулиганство детей

× повышение требований к опекунам

× усиление ответственности за неуплату алиментов

- усложнение процедуры развода (направлено на сокращение числа легкомысленных браков и разводов): требование явки обоих супругов в загс, отметка о разводе в паспорте, высокая пошлина

№45.Гражданское право и гражданский процесс в 1930 – 1941 гг.

Формы собственности по Конституции 1936 года:

· Социалистическая собственность:

· Государственная собственность. Считалась высшей формой собственности, общенародной.

В законодательстве был закреплен принцип единства государственной собственности.

· любой ее объект - земля, предприятие, транспорт и т.д. - принадлежит государству в целом.

· Каждое госпредприятие в отдельности не является собственником машин, материалов, помещений. Они выделяются ему лишь в управление.

· Соответствующие государственные органы - наркоматы, СНК - в любой момент были вправе передать имущество одного предприятия другому, и притом безвозмездно.

· Само предприятие не могло без разрешения передавать кому-либо даже ненужное и демонтированное оборудование.

· Кооперативно-колхозная собственность. Ее субъектами являлись колхозы, предприятия промкооперации, достаточно многочисленные группы граждан.

· Имущественные отношения между кооперативами строились на основе возмездности.

· Так же они строились и с государством, т.е. государство передавало кооперации любое имущество за плату, и кооперативы, соответственно за плату, продавали свое имущество.

Для охраны социалистической собственности используются не только гражданско-правовые методы, но и уголовно-правовые методы.

· В этой сфере Закон от 7 августа 1932. 10 лет с конфискацией имущества за хищение социалистической собственности.

· Личная собственность - имущество, предназначенное для обеспечения личных потребностей. Носила чисто потребительский характер, т.е. не могла использоваться для извлечения доходов.

· Мелкое частное хозяйство единоличников и кустарей. Предполагала возможность извлечения дохода, являющегося средством существования собственника. Закон выдвигал два необходимых требования к частной собственности:

· она должна быть мелкой

· исключающей применение наемного труда - эксплуатацию человека человеком

Право застройки. - ПЛП

Ранее: застройка требовалась для развития жилищного строительства частным сектором. Само государство не могло вкладывать, оно давало деньги в кредит жилищным кооперативом. (ЖАКТам.) Потом выяснилось, что деньги возвращать не могли, возникли проблемы:

· Бесконтрольная сдача жилья,

· Невыплата коммунальных услуг.

· Плохая эксплуатация

Поэтому в 1937 году вышло постановление, по которому

· жакты были обязаны вернуть полученные денежные средства в кредит в течение полугода.

· Из-под ведения ЖАКТов была выведено и распределение жилого фонда и эксплуатация.

· Эти вопросы перешли к ведению местных советов, создавались ЖЭКи и ДЭЗы.

Право застройки было отменено уже в конце 40-ых годов

Обязательственное право.

Развитие хозяйственных договоров - договоров между государственными предприятиями (самые распространенные – подряд и поставка).

Тенденция: В условиях построения социализма договоры между гражданами, чисто гражданские договоры, занимают все меньшее место в обороте, зато договоры между государственными и вообще социалистическими предприятиями теперь преобладают в сфере имущественных отношений

· гражданские правоотношения вытесняются хозяйственными, хозяйственное право теснит гражданское право.

Отличия хозяйственных договоров от гражданско-правовых – ПЛП:

· Договоры заключаются на основании плана. Т.е. важна не воля контрагентов, а план развития хозяйства, определенного госорганом.

· Хозяйственные договоры имеют несколько уровней.

· Самый высший уровень - генеральные договоры. Как правило, определяют взаимоотношений ведомств (наркомат с наркоматом, главк с главком).

· Второй уровень – локальный. Он уже между исполнителями договоров. (Без генерального договора локальный договор не появится).

· Исходя из общих принципов, установленных генеральным договором, локальные договоры определяют конкретные условия, на которых должны производиться поставки или выполняться подряды.

· На протяжении определенного срока проводится договорная компания. Нужно заключать договоры. ЭТО ОБЯЗАТЕЛЬНО. Необходимо, потому что основанием для выдачи кредита был договор.

· Контрагенты оперируют, как правило, государственным имуществом. То есть перехода права собственности не происходит. Субъект права собственности один.

· За неисполнение хозяйственных договоров предусмотрена не только гражданско-правовая ответственность, но и партийная, даже УГОЛОВНАЯ. Это позволяло воздействовать на контрагентов и по партийной линии.

Постановление СНК 1933 года требовало, чтобы в договорах обязательно указывались последствия их неисполнения:

· пеня, неустойка, штраф, взыскание убытков.

· При этом санкции не освобождали от обязанности выполнить договор.

· Закон запрещал включать в договоры пункты об освобождении сторон от исполнения обязательства в силу "не зависящих от них обстоятельств".

· Запрещались также односторонний отказ от исполнения договора, одностороннее расторжение или одностороннее изменение его условий.

· Споры между контрагентами происходят в Госарбитраже СССР.

Наши рекомендации