ЗАПРЕТ УСЫНОВЛЕНИЯ в целях пресечения эксплуатации детей.

Права и обязанности детей и родителей:

1)фамилия: Для законных – по отцу. Для внебрачных – на выбор : Ф. матери/двойная/отца

2)гражданство: по соглашению сторон. Совершеннолетний мог сам выбрать себе гражданство

3)вероисповедание: до 14 лет – по соглас. родителей. Нет согласия => ребенок вне религии

4)дети не имеют права на им-во родителей, а родители - на детское им.

5)Даже при лишении прав родители обязаны содержать детей

6)А дети содержать нетрудоспособных родителей

№22. Финансовое право в период гражданский войны. (1918-1920гг.)

{На развитии финансового правасказалась господствовавшая в период Гражданской войны экономическая политика военного коммунизма. Большевики, исходя из своих общетеоретических установок, отменили к 1920 г. таможенные сборы и косвенные налоги. Проблему возрастающего дефицита государственного бюджета они решали, проводя ничем не обеспеченную денежную эмиссию. Отказ от рыночных отношений привел к развалу финансовой системы. Руководство страны ставило своей целью переход к непосредственному продуктообмену, исключающему необходимость денег и вообще финансовой системы.

В соответствии с Конституцией бюджет в 18 и 19 годах принимался на ½ года, а в 1920 он вообще не был принят.

Руководствуясь ленинскими указаниями, коллегия Наркомата фи­нансов в начале 1919 г. наметила следующие основы налоговой реформы: - а) устранение множественности налогов, по возможно­сти замена всех налогов единым подоходно-поимущественным на­логом;

- б) усиление обложения фундированных доходов;

- в) при­влечение к обложению не только доходов, но и имуществ, даже если они и не приносили дохода;

- г) обеспечение роста поступ­лений в бюджет от прямого обложения, превращение его в су­щественный источник бюджетных ресурсов; д) взимание налога не только деньгами, но и натурой.

В июне 1920 г. было решено заменить разнообразные госу­дарственные и местные денежные налоги, пошлины и сборы - од­ним или двумя общегосударственными прямыми денежными на­логами, взимаемыми исключительно с состоятельных частных хозяйств. Использовали прежнюю налоговую систему, принимая меры к ее дальнейшему революционному преобразова­нию и дополняя ее новыми формами обложения. Все эти меро­приятия были последовательно направлены на усиленное обложение капиталистических элементов города и деревни. Деревенская беднота полностью освобождалась от налогов, а при обложении середняцких хозяйств максимально учитывалась их платежеспо­собность. Декретом Совнаркома от 24 декабря 1918 г. были полностью освобож­дены от уплаты всех прямых денежных государственных на­логов лица, при­званные и добровольно поступившие на строевые должности в ряды Красной Армии, а также члены семей красноармейцев, имеющие право на денежные пособия.

Характерными для периода являются натуральный и единовременные чрезвычайные налоги.

ИТОГ.Сложно собирать налоги т.к.

- доходы населения натурализируются

-у гос предприятий нет хозяйственной самостоятельности=>они искл. из налогообложения

Были введены чрезвычайные налоги.

Руководство придерживается классового принципа:с богатых – много, со средних – умеренно, с малоимущих – ничего.

«Пока есть свои буржуи, дерите с них!»

К концу войны из-за национализации налоги потеряли смысл: отменены таможенные сборы, а в начале (феврале) 1920 года и косвенные налоги. Все социальные нужды, пенсии и т.п. выплачиваются из бюджета .

Главной статьей расходов становится организация гос. органов, военные расходы + доходы от государственных предприятий это не деньги а сырье, продукты =>расходы асе больше, а источники дохода государства истощаются => дефицит бюджета => увеличение не обеспеченной эмиссии => рубль падает (в 800 раз) => попытки восполнить бюджет путем продажи культурных ценностей и антиквариата.

Работа банков и других финансовых учреждений в таких условиях была практически невозможна, безналичных расчетов не существовало, все платежи производились наличными бумажными деньгами. Банковская система рушится. СНАЧАЛА - В 1918 Народный банк слит с казначейством, а также со страховыми компаниями и сберегательными кассами. В итоге кредитные операции Народного банка резко умень­шились. Деятельность свелась к распределению денежных знаков. В течение 1919 г. на местах производилось объединение банковских и финансовых органов: филиалы Народного банка, сначала подчиненные финансовый от­делам Советов, затем полностью сливались с ними в качестве их подотделов. ПОТОМ – 19 января 1920 упразднен вовсе, а все функции переданы Наркомфину. Никаких кредитных операций = унификация кооперации.

№23. Уголовное право и процесс в период гражданской войны

Развитие уголовного права впериод Гражданской войны характеризовалось наличием ряда уголовно-правовых актов, издаваемых органами советской власти, в которых содержались нормы об отдельных составах преступлений и мерах наказания. Данные акты применяли в своей деятельности революционные трибуналы, наделенные чрезвычайными судебными и карательными полномочиями. Уголовные дела разрешались не на основании закона, а в соответствии с «революционным правосознанием», что вело к произволу и по сути представляло собой узаконенный террор по отношению к неугодным власти элементам. Систематизировав и обобщив судебную практику, Наркомюст в 1919 г. издал Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Руководящие начала представляли собой кодификацию норм Общей части уголовного права. Руководящие начала состояли из 8 разделов: об уголовном праве, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях осуществления преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном осуждении, о действии уголовного права в пространстве. Введение содержало классовую характеристику уголовного права, раскрывались его задачи - охрана общественных отношений в интересах трудящихся масс путем репрессий.

Преступление понималось как нарушение порядка

общественных отношений, охраняемого уголовным правом Наказание трактовалось не как возмездие, а как оборонительная мера. При определении меры наказания

суду предписывалось оценивать не только совершенное преступление, но и личность преступника.Насчитывалось 16 видов наказаний, причем меры общественного воздействия применялись в качестве уголовного наказания (общественное порицание, бойкот).Высшей мерой наказания был расстрел.Уголовная ответственность наступала с 14 лет.Широко применялось условное осуждение как имеющее воспитательное значение.

Специфика Особенной части уголовного права состояла в наличии условного деления преступлений на «обычные», характерные для любой исторической обстановки, «государственные, контрреволюционные преступления», направленные против правящего режима (вооруженные мятежи, шпионаж, теракты). Последние подлежали жестокому подавлению с применением крайних мер. Появление новых составов преступлений (объявление врагом народа, лишение свободы до победы мировой революции, объявление вне закона) являлось порождением революционного творчества и было спецификой отдельной страны

Особенная часть:

Виды преступлений:

- контрреволюционные: здесь важен умысел на свержение власти

- хозяйственные : противодействие национализации , спекуляция

- должностные : дискредитация власти, взяточничество, бесхозяйст. распоряжение гос.имуществом

- преступления, нарушающие постановления об отделении от церкви

- воинские

- против личности

- против имущества

Специфика наказаний

1) несоразмерность

2) неопределенность (F.E. : по всей строгости, придание в руки ВЧК/ рев. трибуналу )

На практике наказание выбирал судья

Примеры наказаний: смертная казнь, лишение свободы (нет тюремного заключения, есть концлагеря), конфискация им-ва, поражение в правах, лишение избирательного права, высылка за пределы РСФСР, возложение обязанности пройти обучение, объявление бойкота, лишение свободы до победы мировой революции.

ПРОЦЕСС.Война потребовала определенных изменений. Как и ранее существуют общая и трибунальская системы => две системы = два процесса.

Положенияо народном суде18 и 20 годов установили, что судьи обязаны руководствоваться законами, но применение революционного правосознания не исключено,

Трибуналыже ничем не ограничивались в выборе санкций, свой приговор они ничем не мотивируют, обосновывать надо, только если применяемая трибуналом мера, ниже, чем указана в законе. Такое различие вытекало из юрисдикции народных судов и трибуналов: трибуналам – сложные, более тяжкие преступления, безусловно контрреволюционные рассматривали именно они.

Народным судам – небольшой /средней тяжести….

+по положения о народном суде 1918г. => судопроизводство на местном языке + гласность + состязательность.

Год.

Дознаниепроводит милиция,следствие – следственные комиссии. Эти комиссии могли поручать отдельные действия одному лицу, но самое основное : возбуждение/прекращение следствия, передача дела в суд – только коллегиально. В предварительном следствии мог участвовать защитник.

Год

Положение о народном суде 1920г отменило следственные комиссии и передало следствие народному следователю (теперь единолично).

Доказательстварассматривались судом свободно. Он признавал какие хотел, мог требовать дополнительные.

Развивается институт отвода судей– могут отводиться по требованию участников процесса, но не членов суда.

Отсутствует апелляция, но есть кассация – ее можно подать в течение месяца. А в 1920 срок сокращен до двух недель, касс. инстанция - Совет народных судей, который мог отменить приговор и передать дело в другой суд округа.

Изменились обвинение и защита:

Обвинение: коллегии => 1 обвинитель, назначаемый губернским исполкомом. + м/б общественные обвинители.

Защита: приглашались граждане по спискам, которые составлял исполком местного совета.

Ипервых и вторых приглашали на время с оплатой по месту постоянной работы ≈ народным заседателям.

Составы суда:1+2 народных заседателя

1+6 народных

Второй состав для более сложных дел, для большей объективности. Народные заседатели равны с судьей.

Наши рекомендации