Органы государственной власти и управления в годы Гражданской войны
Придя к власти, большевики имели поддержку большинства населения, потому что они проводили политику, выгодную народу. Но в годы Гражданской войны политика государства стала терять популярность: в городах были недовольны ведением карточной системы и инфляцией в деревнях - продразверсткой
Изменения в государственном механизме в годы Гражданской войны:
- сужение демократизма в деятельности Советов
- появление чрезвычайных (неконституционных) назначаемых органов
- усиление репрессивного аппарата
Органы государственной власти:
- Всероссийский съезд Советов - собирается раз в год
- местные советы:
× сильный нажим при выборах в советы, выборы приобретают формальный характер
× усиливается роль исполкомов (сельские и городские советы сложнее собирать)
- ВЦИК:
× установлен сессионный порядок работы
× состав ВЦИК увеличен с 200 о 300 человек за счет представителей мест
- Президиум ВЦИК: по Конституции его компетенция не определена; теперь установлено, что он организует работу ВЦИК, наблюдает за исполнением постановлений ВЦИК, выполняет функции ВЦК в перерывах между сессиями (утверждает постановления СНК, назначает наркомов и т.п.)
- СНК - подтверждены законодательные полномочия
- ВСНХ - увеличивается количество отделов, начинает складываться система главкизма (тотальный контроль над предприятиями определенный отрасли осуществляется главками ВСНХ)
В годы гражданской войны продолжали созываться Всероссийские съезды Советов. В перерывах между съездами
Советов высшим органом власти являлся ВЦИК.
В декабре 1919 г. был установлен сессионный порядок работы ВЦИК. Каждые два месяца созывались плановые
сессии. По мере необходимости по инициативе Президиума ВЦИК, СНК или трети членов ВЦИК могли созываться
чрезвычайные сессии.
С сессионным порядком работы ВЦИК изменился и характер деятельности его Президиума: он был наделен правом
руководить заседаниями ВЦИК, наблюдать за выполнением его постановлений, назначить наркомов, инструктировать
центральные и местные органы, отменять постановления СНК и др. В декабре 1920 г. Президиум ВЦИК был наделен
законодательными полномочиями.
Другим высшим органом гос. управления стал Совет рабоче-крестьянской обороны (СРКО), сосредоточивший в
своих руках всю полноту власти в области обороны.
Состав СРКО включал: председателя Революционного военного совета республики, председателя ВЦИК, наркома
путей сообщения, председателя Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии и заместителя наркома
продовольствия. В своей деятельности СРКО опирался на аппарат своих чрезвычайных уполномоченных.
Перед СРКО ставились следующие задачи: мобилизация, вооружение, продовольственное снабжение и оперативное
руководство армией.
В апреле 1920 г. Совет рабоче-крестьянской обороны был преобразован в Совет труда и обороны (СТО),
действовавший на правах комиссии при СНК. Возглавлял Совет председатель Правительства РСФСР.
9 апреля 1919 г. ВЦИК было принято Положение о государственном контроле. В соответствии с декретом ВЦИК от 8
февраля 1920 г. Наркомат гос. контроля был преобразован в Наркомат рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). РКИ
выполняла следующие функции: наблюдение за законностью, охрана гос. собственности, борьба с бюрократизмом и
злоупотреблениями в госаппарате и хозяйственных органах. РКИ основывалась на принципах выборности ее членов и
на местах опиралась на ячейки содействия РКИ.
В 1923 г. была произведена реорганизация РКИ: ее органы были объединены с органами Центральной контрольной
комиссии (ЦКК) партии. Т.О., партийная контрольная комиссия получила возможность осуществлять через РКИ
прямой контроль за деятельностью гос. администрации.
Гражданская война обусловила изменения в работе местных Советов. Усилилось идеологическое воздействие на них
со стороны Коммунистической партии.
Резолюцией ≪О советском строительстве≫, принятой VIII съезде Советов, определялась организационная структура
губернских и уездных исполкомов, при которых создавались отделы: управления, военный, юстиции, труда и соц.
обеспечения, народного образования, почт и телеграфов, финансов, земледелия, продовольствия.
В 1920 г. ВЦИК принял Положения о сельских Советах и волостных исполнительных комитетах, сформировав тем
самым низовое звено советской системы.
Наряду с конституционными органами власти на местах возникли чрезвычайные органы – революционные комитеты
(ревкомы). Ревкомы образовывались для организации обороны и поддержания ≪революционного порядка≫. В
соответствии с положением ≪О революционных комитетах≫, принятым ВЦИК 24 октября 1919 г., они могли
создаваться в местностях, освобожденных от неприятеля, в прифронтовой полосе и в тылу. Им принадлежала вся
полнота власти на местах.
В задачи ревкомов входили: организация обороны своих территорий, поддержание внутреннего порядка, проведение
мобилизации. Ревкомы наделялись правами реквизиций имущества, принудительного выселения, расквартирования
воинских частей, а также другими чрезвычайными правами.
№16. Национально-государственное строительство в период гражданской войны.
Три проблемы:
· Появление новых независимых территорий.
· Образуются Народные республики. В период интервенции и гражданской войны возникли две народные республики - Хорезмская и Бухарская.
В 1920 - 1921 гг. Советская Россия заключила союзные договоры и экономические соглашения с ХНСР и БНСР, которые предусматривали широкую помощь со стороны РСФСР в подъеме экономики и культуры этих республик.
· Возникновение ДВР.Своеобразное государство возникло в 1920 г. на востоке страны - Дальневосточная республика. Она была создана как буферное государство. Советская Россия в условиях осложнения военной обстановки на западе весной 1920 г. не хотела ввязываться в войну с Японией, державшей свои войска на нашем Дальнем Востоке.
В учредительных документах ДВР нарочито и настойчиво подчеркивалось, что она и не советская, и не социалистическая республика. Законодательство допускало частную собственность на средства производства, буржуазию не лишали избирательных прав и т.п. Этим пытались успокоить японцев и других интервентов, чтобы попробовать наладить с ними мирные отношения. Однако маневр не удался, и Дальневосточной республике в одиночку все же пришлось биться с интервентами.
ДВР была провозглашена как совершенно самостоятельное государство, юридически не зависимое и от РСФСР. Еще Верхнеудинский съезд обратился ко всем народам и правительствам с просьбой немедленно признать республику и установить с ней дружественные отношения.
· Взаимоотношение РФ с другими, независимыми республиками.
Во многих государствах, таких как Украинская, Литовская, Белорусская республика, на некоторое время возникали социалистические государства.
Июнь 1918-1 июня 1919(декрет)
А) Все указанные выше республики фактически считались одним и неделимыми с РСФСР. Особенно КА у них был один аппарат управления.
Б) С другой стороны, РСФСР признавала их независимыми.
В) Обозначилась потребность в создании союза. Например, для отражения нападения. Поэтому обеспечивалась помощь военная, финансовая, продовольственная. Естественно, что донором была Российская Федерации, реципиентами были союзные республики.
1 июня 1919- Декрет ВЦИКа. Однако, это был внутрероссийский документ, его принял орган гос. власти РСФСР. По этому Декрету с 4 гос (БЕЛ, УКР, ЛАТ, ЛИТ) создается военный и хозяйственный союз.
Объединялись органы управления (на базе российских):
· Руков. вооруженными силами.
· Управление народным хозяйством.
· Органы финансового управления
· Управ. Организацией труда.
· Органы путей и сообщений.
Российские наркоматы никуда не девались, просто в эти наркоматы входили представители этих 4 республикой с правом голоса. Кстати, в это время был проект создания ЛитБела- не сработал, так как в Литве советская власть была сброшена) .
В этих пяти сферах республики потеряли свой суверенитет. Однако, республики сами этого хотели., так как они не могли этим сами управлять.
С октября 1920 года.
Взаимоотношения республик переходят на уровень международных договоров. Двухсторонних договоров. Помимо предыдущих стран добавляются еще- Азербайждан, Грузия, Армения.
Но там были национальные правительства, не совсем советские: партия Мус-Алат(азербайджан), Грузия(меньшевики), Армения(кто-то еще). Как только туда подошла КА, там режимы в ходе выборов сменились. В роде все законно.
Опять объединялись органы управления:
· Внешней торговли
· Продовольственное дело.
· Строительство РФ. (Принципы построения)
Национально территориальный
Принцип построения федерации: национально-территориальный. Но это гораздо сложные чем просто нарезка по месту проживания наций. Давайте разделим это на под принципы.
· Историческая территория
Территория, которая была исторически компактно закреплена за определенными народами. Но в основном, меньшинства жили в сельских меньшинствах.
Экономические связи
Территория, которая была закреплена в силу ведения каких-либо промыслов.( Калмыки пасут лошадей)
Административные связи
Также добавлялись и города, там где меньшинства особо не жили. Если их отрезать, то разорвутся административные, государственные связи.
Культурные связи
Территории нарезались с учетом культурных особенностей.
При этом право на самоопределение никто не отменяет. Наоборот такая территориальная нарезка помогает жить.
· Демократический централизм:
Демократический потому что :
· Органы формируются снизу вверх
· Отчетность
· Отзыв депутатов
Централизм:
· У Центра много полномочий и перечь открытый
· У местных мало и закрытый.
· Принцип добровольности объединения.
Субъекты:
Территориальные субъекты
· А) Губернии(базовые единицы) Б) началось формирование областей, которые были упомянуты в К РФ.
· Автономные республики. Из первого «призыва» осталось только Туркестанская республика. Добавились две - Башкирская и Татарская.