Глава 1. Теоретико-правовые основы деятельности территориальных избирательных комиссий
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-правовые основы деятельности территориальных избирательных комиссий….……………………………………………………...6
1.1. Правовой статус территориальных избирательных комиссий
в избирательной системе Российской Федерации………………………………6
1.2. Правовой статус членов территориальных избирательных комиссий…....9
Глава 2. Правовой статус территориальных избирательных комиссий как юридических лиц………………………………………………………..……….15
2.1. Сравнительно-правовое исследование территориальных избирательных комиссий как юридических лиц в субъектах РФ……………………………...15
2.2. Признаки юридического лица у избирательных комиссий…….………...18
2.3. Необходимость и целесообразность придания статуса юридического лица территориальным избирательным комиссиям…………………………………28
Заключение……………………………………………………………………… 36
Список литературы………………………………………………………………38
Введение
Одной из наиболее существенных проблем материальной части избирательного права является недостаточная степень правовой регламентации правосубъектности избирательных комиссий. Это порождает массу коллизий в процессе реализации избирательными комиссиями своих функций.
Обратимся к легальному определению избирательной комиссии.
В соответствии с пунктом 21 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от 03.04.2017г.) (далее – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») избирательная комиссия является коллегиальным органом, формируемым в порядке и сроки, которые установлены законом, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение выборов.
Данное определение не проясняет того, к какой ветви власти относятся избирательные комиссии. Более того, данная законодательная дефиниция вообще не содержит указания на принадлежность избирательных комиссий к государственным органам.
Большинство авторов относят избирательные комиссии к конкретному типу публично-правовых образований соответственно уровню проводимых выборов. Исходя из этого, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации и территориальные избирательные комиссии они относят к государственным органам, а избирательные комиссии муниципальных образований – к органам местного самоуправления.[1]
Данный подход представляется хотя и не вполне соответствующим принципу независимости избирательных комиссий, но в современных условиях единственно возможным.
Однако наделение избирательных комиссий статусом государственных и муниципальных органов требует определения их правоспособности в различных отраслях права. Одна из наиболее часто встречающихся проблем связана с определением правоспособности избирательных комиссий различного уровня (ее возникновении, прекращении, круге прав и обязанностей, которыми обладают такие публично-правовые образования) в сфере гражданского оборота.
Так, нормативно-правовые акты содержат положения, устанавливающие, что органы публичной власти обладают правами юридического лица, согласно же другим актам данные органы являются юридическими лицами в организационно-правовой форме учреждения.[2] Также стоит обратить внимание на пункты 2 и 3 ст. 41 от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые называют органы местного самоуправления муниципальными казенными учреждениями, обязывают их проходить государственную регистрацию в качестве юридических лиц, т. е. распространяют на них действие Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Цель курсовой работы – проанализировать наиболее важные и общие положения российского законодательства, регулирующего вопросы правосубъектности избирательных комиссий, рассмотреть судебную практику по этим вопросам, а также определить необходимость и целесообразность придания статуса юридического лица территориальным избирательным комиссиям.
Нормативную базу работы составили: Конституция Российской Федерации, гражданское законодательство РФ, избирательное законодательство РФ, книги, статьи, монографии по гражданскому и избирательному праву, сборники нормативных и правовых актов, материалы судебной практики.
Заключение
Подводя итог, отметим, что избирательные комиссии не являются «полноценными» юридическими лицами, а используемая в ряде случаев формулировка об их наделении «правами юридического лица» представляется неточной. В гражданском законодательстве термины «юридическое лицо» и обладание «правами юридического лица» применяются как тождественные (например, п. 3 ст. 121 ГК РФ).
Также не следует предписывать и производить государственную регистрацию избирательных комиссий по аналогии с юридическими лицами – это противоречит нормативным правовым актам и сущности органов публичной власти.
Возникает вопрос об оправданности применения в отношении избирательных комиссий конструкции юридического лица. Как видно, признаки юридического лица, закрепленные в ГК РФ, фактически не находят развития в статусе избирательных комиссий. Более того, выполнение избирательными комиссиями организующей и обеспечивающей подготовку и проведение выборов функции не требует статуса юридического лица. При этом отказ в избирательном праве от этого института не нарушит принципа независимости избирательных комиссий. Ведь некоторые из них не обладают статусом юридического лица, что не мешает им осуществлять свою деятельность независимо от иных органов власти.
Предоставление избирательным комиссиям статуса юридического лица усложняет непростую и нестабильную систему правового регулирования избирательных отношений[23]. Будучи юридическим лицом, избирательная комиссия фактически становится одной из главных точек пересечения в избирательном праве частных и публичных составляющих. В связи с этим в конструкции правового статуса избирательных комиссий обнаруживается противоречие. С одной стороны, статус юридического лица актуализирует, повышает роль избиркомов как публичных органов, участников общественных отношений. С другой стороны, они получают статус участника частноправовых отношений, регулирующихся на основе принципа диспозитивности, и, как следствие, происходит некоторая трансформация избирательного органа из публичного лица в частное. Использование частноправовых конструкций в избирательном законодательстве при определении правового статуса избирательной комиссии приводит к ослабеванию избирательного права как части публичного права, что уменьшает его эффективность и вызывает деинституционализацию российской системы в целом[24].
Вследствие этого вполне логичен отказ в статутном положении избирательных комиссий от конструкции юридического лица. Однако эта реформа может существенно повлиять на финансово-организационное обеспечение выборов. Необходимо сузить перечень избирательных комиссий, которым может быть предоставлен статус юридического лица: Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъектов РФ и муниципальных образований административных центров субъектов Федерации. Ограничения, касающиеся статуса юридического лица, в отношении иных избирательных комиссий (территориальных, муниципальных) логичны потому, что большинство из них этим статусом не обладают.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации
2. Гражданский кодекс Российской Федерации
3. Налоговый кодекс Российской Федерации
4. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от 03.04.2017г.)
5. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 03.04.2017г.)
6. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента РФ» (в редакции от 13.07.2015г.)
7. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 28.03.2017г.)
8. Федеральный закон от 6 декабря 1994 г. N 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (Утратил силу)
9. Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 33.
10. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 2.
11. Гражданское право: Учебник: В 2-х т. / Отв. ред. Е. А. Суханов. М., 1998. Т. 1.
12. Гражданское право: Учебник / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 1997. Ч. 1.
13. Веденеев Ю. А., Князев С. Д. Избирательные правоотношения // Государство и право. 1999. № 5. С. 27–35; Миронов Н. М. Институт избирательных комиссий в России: тенденции развития и роль в избирательном процессе.
14. Савин В. И., Медолазов К. Л. К вопросу о соотношении норм конституционного и гражданского права в российском законодательстве // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 1.
15. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Отв. ред. О. Н. Садиков. М., 1997.
16. Постановление ФАС Северно-Западного округа от 03.06.2005 г.
№ А56-28622/04 (документ опубликован не был).
17. Кутафин О.Е. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица. М., 2007.
18. Веденеев Ю.А. Избирательная власть: Исторический контекст, политико-правовая сущность и механизмы осуществления // Бюл. ЦИК России. 1995. N 2.
19. Архипов С.И. Субъект права: теоретическое исследование. СПб., 2004.
20. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М., 2007.
21. Усков О.Ю. Право гражданской правосубъектности государственной власти и органов местного самоуправления // Журн. рос. права. 2003. N 5.
22. Головизнин А. Некоторые вопросы участия в гражданском обороте органов государственной власти (местного самоуправления) // Хоз-во и право. 1999. N 6.
23. Бердашкевич А. Органы государственной власти как юридические лица // Законность. 2000. N 11.
24. О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 // Бюл. Верховного Суда РФ. 1997. N 5
25. Миронов Н. Институт избирательных комиссий в России: тенденции развития и роль в избирательном процессе // Сравнительное конституционное обозрение. 2007.
26. Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства. М., 2004.
27. Колюшин Е.И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений. М., 2010.
28. Международная коллективная монография. Верховенство права и проблемы его обеспечения в правоприменительной практике. М., 2009.
[1] См.: Веденеев Ю. А., Князев С. Д. Избирательные правоотношения // Государство и право. 1999. № 5. С. 27–35; Миронов Н. М. Институт избирательных комиссий в России: тенденции развития и роль в избирательном процессе. С. 63.
[2] См., напр.: Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Статьи 4, 20 и др. // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005 с изм. и доп.
[3] Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст. 26, п. 9.
[4] Савин В. И., Медолазов К. Л. К вопросу о соотношении норм конституционного и гражданского права в российском законодательстве // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 1. С. 39–42.
[5] Савин В. И., Медолазов К. Л. К вопросу о соотношении норм конституционного и гражданского права в российском законодательстве // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 1. С. 39–42.
[6] Гражданское право: Учебник: В 2-х т. / Отв. ред. Е. А. Суханов. М., 1998. Т. 1.
[7] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Отв. ред. О. Н. Садиков. М., 1997. С. 261.
[8] Гражданское право: Учебник / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 1997. Ч. 1.
[9] Постановление ФАС Северно-Западного округа от 03.06.2005 г. № А56-28622/04 (документ опубликован не был).
[10] Савин В. И., Медолазов К. Л. К вопросу о соотношении норм конституционного и гражданского права в российском законодательстве // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 1. С. 39–42.
[11] Кутафин О.Е. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица. М., 2007. С. 174 - 175.
[12] СЗ РФ. 1994. N 33. Ст. 3406.
[13] Веденеев Ю.А. Избирательная власть: Исторический контекст, политико-правовая сущность и механизмы осуществления // Бюл. ЦИК России. 1995. N 2. С. 42.
[14] Архипов С.И. Субъект права: теоретическое исследование. СПб., 2004. С. 359.
[15] В западной правовой науке и законодательстве зарубежных стран довольно широко применяется термин "юридическое лицо публичного права" (Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М.,2007., С. 73-74).
[16] Усков О.Ю. Право гражданской правосубъектности государственной власти и органов местного самоуправления // Журн. рос. права. 2003. N 5. С. 30.
[17] Головизнин А. Некоторые вопросы участия в гражданском обороте органов государственной власти (местного самоуправления) // Хоз-во и право. 1999. N 6. С. 59 - 66; Бердашкевич А. Органы государственной власти как юридические лица // Законность. 2000. N 11. С. 30 - 32.
[18] В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации" п. 4 - 5 ст. 57 Федерального закона "О выборах Президента РФ" утратили силу.
[19] СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171.
[20] Аналогичный подход получил распространение в судебной практике по отношению к другим органам публичной власти. Решения Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ применительно к искам о возмещении вреда, причиненного государственными органами, предусматривают возможность обращения взыскания на иное составляющее казну имущество при недостаточности бюджетных средств (О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 // Бюл. Верховного Суда РФ. 1997. N 5).
[21] Миронов Н. Институт избирательных комиссий в России: тенденции развития и роль в избирательном процессе // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. N 2. С. 52.
[22] Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства. М., 2004. С. 183 - 187, 300 - 302.
[23] Колюшин Е.И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений. М., 2010. С. 10 - 11.
[24] Международная коллективная монография. Верховенство права и проблемы его обеспечения в правоприменительной практике. М., 2009. С. 202.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-правовые основы деятельности территориальных избирательных комиссий….……………………………………………………...6
1.1. Правовой статус территориальных избирательных комиссий
в избирательной системе Российской Федерации………………………………6
1.2. Правовой статус членов территориальных избирательных комиссий…....9
Глава 2. Правовой статус территориальных избирательных комиссий как юридических лиц………………………………………………………..……….15
2.1. Сравнительно-правовое исследование территориальных избирательных комиссий как юридических лиц в субъектах РФ……………………………...15
2.2. Признаки юридического лица у избирательных комиссий…….………...18
2.3. Необходимость и целесообразность придания статуса юридического лица территориальным избирательным комиссиям…………………………………28
Заключение……………………………………………………………………… 36
Список литературы………………………………………………………………38
Введение
Одной из наиболее существенных проблем материальной части избирательного права является недостаточная степень правовой регламентации правосубъектности избирательных комиссий. Это порождает массу коллизий в процессе реализации избирательными комиссиями своих функций.
Обратимся к легальному определению избирательной комиссии.
В соответствии с пунктом 21 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от 03.04.2017г.) (далее – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») избирательная комиссия является коллегиальным органом, формируемым в порядке и сроки, которые установлены законом, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение выборов.
Данное определение не проясняет того, к какой ветви власти относятся избирательные комиссии. Более того, данная законодательная дефиниция вообще не содержит указания на принадлежность избирательных комиссий к государственным органам.
Большинство авторов относят избирательные комиссии к конкретному типу публично-правовых образований соответственно уровню проводимых выборов. Исходя из этого, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации и территориальные избирательные комиссии они относят к государственным органам, а избирательные комиссии муниципальных образований – к органам местного самоуправления.[1]
Данный подход представляется хотя и не вполне соответствующим принципу независимости избирательных комиссий, но в современных условиях единственно возможным.
Однако наделение избирательных комиссий статусом государственных и муниципальных органов требует определения их правоспособности в различных отраслях права. Одна из наиболее часто встречающихся проблем связана с определением правоспособности избирательных комиссий различного уровня (ее возникновении, прекращении, круге прав и обязанностей, которыми обладают такие публично-правовые образования) в сфере гражданского оборота.
Так, нормативно-правовые акты содержат положения, устанавливающие, что органы публичной власти обладают правами юридического лица, согласно же другим актам данные органы являются юридическими лицами в организационно-правовой форме учреждения.[2] Также стоит обратить внимание на пункты 2 и 3 ст. 41 от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые называют органы местного самоуправления муниципальными казенными учреждениями, обязывают их проходить государственную регистрацию в качестве юридических лиц, т. е. распространяют на них действие Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Цель курсовой работы – проанализировать наиболее важные и общие положения российского законодательства, регулирующего вопросы правосубъектности избирательных комиссий, рассмотреть судебную практику по этим вопросам, а также определить необходимость и целесообразность придания статуса юридического лица территориальным избирательным комиссиям.
Нормативную базу работы составили: Конституция Российской Федерации, гражданское законодательство РФ, избирательное законодательство РФ, книги, статьи, монографии по гражданскому и избирательному праву, сборники нормативных и правовых актов, материалы судебной практики.
Глава 1. Теоретико-правовые основы деятельности территориальных избирательных комиссий