Земельные отношения в условиях становления рыночных отношений в экономике.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
Глава 1. Земельные отношения в условиях становления рыночных отношений в экономике4
1.1 Земельный кадастр России: история, структура, содержание4
1.2 Государственный кадастр недвижимости и осуществление
государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности10
1.3 Состояние реформирования земельных отношений и земельного рынка в РФ12
Глава 2. Возможности ГИС для обеспечения управления земельными ресурсами14
2.1 Создание и основные задачи единого информационного пространства14
2.2 ЗИС: определение, назначение и классификация ЗИС21
2.3 Взаимодействие ГИС и ЗИС23
Глава 3. Создание ЗИС в РФ26
3.1 Формирование региональных ЗИС в РФ26
3.2 Опыт создания муниципальных ЗИС33
Заключение44
Библиографический список46
ВВЕДЕНИЕ
Главная задача информатизации – удовлетворение информационных потребностей и обеспечение прав граждан, органов государственной власти, создание необходимой инфраструктуры, без которой невозможно эффективное функционирование экономических систем любого уровня, а также управление ими. Информационные системы, географические и земельно-информационные системы ориентированы на работу в информационной среде управления земельными ресурсами и используются для удовлетворения информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с обработкой информации для принятия тех или иных управленческих решений. Они могут быть полезны на любом уровне управления при малой структурированности решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми с помощью информационной технологии обработки данных.
Цель курсовой работы: ознакомиться с земельными информационными системами.
Задачи: рассмотреть возможности ГИС для обеспечения управления земельными ресурсами.
Введение государственного кадастра недвижимости
Статья 4. Принципы ведения государственного кадастра недвижимости
1. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
2. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях.
3. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости документы подлежат постоянному хранению; их уничтожение и изъятие из них каких-либо частей не допускаются. Порядок и сроки хранения органом кадастрового учета содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
ВОЗМОЖНОСТИ ГИС ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
Взаимодействие ГИС и ЗИС
Основа любой земельной информационной системы – территориальная привязка инфраструктуры к топографическому плану территории, основанному на данных земельного кадастра. В последнее время в многочисленных публикациях, связанных с применением ГИС-технологий, дают определения географической информационной системы и земельной информационной системы, причем определения ГИС значительно различаются. В большинстве случаев между понятием «ГИС» и «ЗИС» ставится знак равенства, что неверно. Земельная информационная система и географическая информационная система не являются синонимами. Между ними существуют различия:
— объектом ЗИС являются земельные ресурсы, земельные участки, права на них и все процессы, связанные с ними, объектом ГИС могут быть разнообразные ресурсы и пространственные характеристики территорий (дороги, леса, водные источники и другие природные характеристики);
— ЗИС представляет собой организационно упорядоченную совокупность массивов документов и баз данных;
— ГИС используют для предоставления картографической и семантической информации в электронном виде на основе использования специализированного программного обеспечения, т.е. она является инструментом для ведения базы данных;
— при создании ГИС используют программные средства и математический аппарат, а при создании ЗИС не обязательно применять компьютерные технологии;
— ГИС, как правило, представляет статичную модель территории на определенный период времени, ЗИС постоянно изменяется и дополняется.
ЗИС состоит из семантической и картографической информации, которые могут создаваться и вестись с использованием компьютерных технологий. ЗИС может создаваться на базе какой-либо одной ГИС либо на базе нескольких ГИС. Последний вариант создания ЗИС в наибольшей степени подходит для ведения земельного кадастра в современных условиях, так как позволяет осуществлять конвертацию данных между разными геоинформационными системами. В то же время ЗИС может создаваться и без использования ГИС-технологий и самих ГИС.
В системе управления земельными ресурсами наметились две основные тенденции применения ГИС и ЗИС. Первая из них – использование ГИС универсального назначения (ArcView/ArcInfo, MapInfo, WinGis и др), что позволяет создавать ГИС земельно-кадастровой ориентации, вторая – создание Интегрированных земельных информационных систем (рисунок 3.4б), где ГИС используется как отдельный модуль, отвечающий только за картографические задачи (ПК ЕГРЗ, ПП «Геокад», ПП «Новая земля» АИС ММО и др.). Сторонники применения ГИС земельно-кадастровой ориентации мотивируют их распространение относительно низкой стоимостью и большей открытостью данных. Сторонники Интегрированных земельных информационных систем ЗИС акцентируют внимание на более качественном решении возложенных на них задач, несмотря на большую их стоимость. Кроме того, ЗИС гораздо больше отвечают требованиям ведения кадастрового учета, позволяя выполнять не обобщенный, а более конкретный анализ данных, решать специфические задачи кадастрового учета земель.
Наиболее перспективное направление интеграции ЗИС – организация корпоративных сетей по технологии Интернет и Интернет. Технология Интернет представляет собой использование технологии Интернет для построения сетевой информационной инфраструктуры корпоративной или локальной сети. Корпоративные сети представляют собой разновидность компьютерных сетей для обеспечения совместного использования данных внутри территориально разделенных организаций. Они сформировались на основе локальных сетей, которые, объединяясь друг с другом, привели к появлению территориально распределенных сетей (WAN), ставших основой нового типа корпоративных сетей.
СОЗДАНИЕ ЗИС В РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе рассмотрены вопросы, касающиеся непосредственно информационного обеспечения управления земельными ресурсами, создания и основных задач единого информационного пространства. Проведено знакомство с фундаментальными понятиями ЗИС. Большое внимание уделено международным проектам, давшим толчок развитию ЗИС в нашей стране. Большую часть третьего модуля занимают вопросы, связанные с созданием автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра. В конце модуля приведен небольшой обзор современных ЗИС, разработанных на территории Российской Федерации.
Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений об учтённом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Земельно-информационная система (ЗИС) – это инструмент для законного, административного и экономического принятия решений и помощи в планировании и развитии, которое состоит с одной стороны из базы данных, которая содержит пространственные, связанные с землей данные для определенной области, и с другой стороны, процедур и методов для систематического сбора, обновления, обработки и распределения данных.
Отличие земельной информационной системы от других информационных систем обусловлено особенностями их объекта – земли. Это сложный комплексных объект, для которого существует нормативная, правовая, информационная, научная, методическая база, которые накладываю определенные сложности для создания земельных информационных систем.
Единое информационное пространство системы управления земельными ресурсами– совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных сетей и систем, функционирующих на основе общих принципов и по правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей при использовании и распоряжении земельными ресурсами.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Белов В.П. Планирование использования земель сельскохозяйственного
назначения. - М.: Экономика, 1995. 134 с.
2. Варламов А. А., Гальченко С.А. «Земельный кадастр». Т.6. Географические и земельные информационные системы - М., «КолосС», 2006. - 398 с.
3. Ерунова М.Г., Красноярск, Красноярский государственный аграрный университет, 2010, «Географические информационные системы и земельно-информационные системы»-357 с.
4. Киселев С., Земля в собственность: бремя или стимул? Экономика и жизнь. - 1999., - № 31.
5. Л.И. Коротеева., Ростов-на-Дону., «Феникс», 2007, «Земельно-кадастровые работы. Технология и организация». -160 с.
6. Закон РФ от 10.07.2000 г. «О государственном земельном кадастре», Федеральный кадастровый центр земля, www.fccland.ru
7. http://www.roszemproekt.ru/articles/art20.html
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
Глава 1. Земельные отношения в условиях становления рыночных отношений в экономике4
1.1 Земельный кадастр России: история, структура, содержание4
1.2 Государственный кадастр недвижимости и осуществление
государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности10
1.3 Состояние реформирования земельных отношений и земельного рынка в РФ12
Глава 2. Возможности ГИС для обеспечения управления земельными ресурсами14
2.1 Создание и основные задачи единого информационного пространства14
2.2 ЗИС: определение, назначение и классификация ЗИС21
2.3 Взаимодействие ГИС и ЗИС23
Глава 3. Создание ЗИС в РФ26
3.1 Формирование региональных ЗИС в РФ26
3.2 Опыт создания муниципальных ЗИС33
Заключение44
Библиографический список46
ВВЕДЕНИЕ
Главная задача информатизации – удовлетворение информационных потребностей и обеспечение прав граждан, органов государственной власти, создание необходимой инфраструктуры, без которой невозможно эффективное функционирование экономических систем любого уровня, а также управление ими. Информационные системы, географические и земельно-информационные системы ориентированы на работу в информационной среде управления земельными ресурсами и используются для удовлетворения информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с обработкой информации для принятия тех или иных управленческих решений. Они могут быть полезны на любом уровне управления при малой структурированности решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми с помощью информационной технологии обработки данных.
Цель курсовой работы: ознакомиться с земельными информационными системами.
Задачи: рассмотреть возможности ГИС для обеспечения управления земельными ресурсами.
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ.
1.1. Земельный кадастр России: история, структура, содержание
Современный земельный кадастр, знакомый нам, формировался на протяжении чуть ли ни всей истории человечества.
Само слово «кадастр», по мнению большинства этимологов, является производным либо от греческого термина «катастикон», (буквально – «тетрадь для записей»), либо от латинского термина «капитаструм» (означает «реестр единиц территорий»). В любом случае современный кадастр от вариаций происхождения свою суть не изменяет – и она отражена в законе, который был принят Государственной думой 24 ноября 1999 года. Сегодня существует множество толкования словосочетания «земельный кадастр», однако в законодательстве Российской Федерации определение прописано более чем четко – это «систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов». С этим государственным определением тесно связано другое понятие – «кадастровый учет», который толкуется как описание земельных участков с целью получения индивидуальных характеристики и параметров каждого, что позволяет однозначно и точно выделить его (участок) из других и оценить с качественной и экономической точек зрения. Подобные описания должны быть занесены в Единый государственный реестр земель с обязательным присвоением каждому земельному участку уникального кадастрового номера. Аналогично можно составлять интеллектуальный кадастр, водный или лесной кадастр, кадастр зеленых насаждений городской местности или, к примеру, кадастр отходов. Единая система подсчета и классификации определенных ресурсов и объектов – вот что такое кадастр в широкой трактовке.
Кадастр в данном понимании прошел многовековой путь, и история его чрезвычайно интересна. Однако с самого своего зарождения кадастр, как бы ни назывался в то время, выполнял основную свою функцию – регулировал систему использования каких-либо ресурсов. Так, первым кадастром по праву может считаться список возделываемых сельскохозяйственных угодий, который был составлен в Египте ни много, ни мало 5 тысяч лет назад. Впоследствии кадастровый учет был «замечен» в Древней Греции – именно здесь была введена оригинальная система описания и разметки границ земельных участков при помощи каменных валунов с нанесенными на них данными о земле. Между прочим, такие камни назывались просто – «ипотека», и, да, это именно то, о чем вы подумали. И когда греческий правитель Солон в конце 7 века до н.э. решился на щедрый жест – взять и ликвидировать подчистую всю существующую на тот момент систему «ипотеки» - очень многие богатые греки оказались разоренными.
В принципе, полноценным «пракадастром» Российской Федерации можно назвать документ, содержание и социально-экономическое значение которого изучают в средней школе – «Русскую правду», «выпускаемую» в XI-XII веках. Это был самый настоящий свод законов Руси, в котором особое внимание было уделено именно земельному регулированию на тогдашних, не отличающихся народным спокойствием, территориях. В «Русской правде» земля была достаточно основательно классифицирована по угодьям, границы которых определялись прямо на местности. Будет неправильным скрыть и тот факт, что российский кадастр не всегда был «добровольным», как в «Русской правде» - монгольское иго внесло свои коррективы в земельные отношения на Руси. Татары составляли собственные списки земельных угодий на подчиненной территории, которые служили одной цели – грамотному расчету дани.
Время шло, и земельный кадастр России развивался в полном соответствии с амбициями и задачами растущего государства. В 16 веке открылось особое учреждение – Поместный приказ, в функционале которого было регулирование земельных отношений, по сути, заведение совмещало в себе налоговые, регистрационные и кадастровые обязанности. Поместный приказ, помимо статистического учета, занимался учетом земельных угодий, фиксацией сделок с землей, расчетом земельных налогов.
Петр I, как водится, прекратил деятельность Поместного приказа и создал новую систему земельного регулирования – подушные подати, позволяющие рассчитывать государственный бюджет на финансирование армии. Как это было связано с землей? Практически никак, если не считать, что именно государь ввел в использование в России инновационные геодезические приборы. И именно Петр I впервые задумался о необходимости межевания земель.
Межевание как система была реализована только в 1754 году. Естественно, не обошлось без кадастра, который в том время представлял собой достаточно примитивную систему учета земельных участков «со слов владельцев». Результат был ожидаем – неграмотное межевание, незаконный захват земель, в том числе казенных, огромные убытки. Межевание 1766 года исправило ситуацию, и отныне земля была привязана к определенным административным единицам. К тому же, правительством было инициировано создание поземельных карт.
1861 год, знаменовавший собой отмену крепостного права, скорректировал понятие «кадастр». Подушный налог был ликвидирован, огромный процент земель были активно вовлечены в экономический оборот – для регулирования всего этого хаоса были созданы земские учреждения, в обязанности которых входило качественная и количественная оценка земель, природных ресурсов, условий сельскохозяйственного производства на местности и многое другое. Можно сказать, что именно в это время становился кадастр, более-менее похожий на современную систему.
Однако революция перечеркнула на корню все предыдущие достижения. В 1918 году вышел знаменитый Декрет «О социализации земли», который утвердил равные для всех права на землю и упразднил частную собственность как таковую. Все – никаких налогов и никакого учета. Остался только кадастр сельскохозяйственных угодий.
В апреле 2000 года Правительством РФ были утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земельных участков, опирающиеся на оценочное зонирование в соответствии с целевым назначением участков. Современный кадастр отталкивается от рыночных цен, а при оценке сельскохозяйственный угодий и лесных земель – расчетного рентного дохода. Нельзя не сказать, что подобный подход чреват необъективной оценкой стоимости таких земель. А в декабре 2000 года были утверждены правила предоставления сведений государственного земельного кадастра – общедоступные, к слову.
Государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.
Государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. (Закон РФ от 10.07.2000г. «О государственном земельном кадастре»)
Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:
-государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
-государственного контроля за использованием и охраной земель;
-мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
-государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
землеустройства;
-экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
-установления обоснованной платы за землю;
иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.
Создание государственного земельного кадастра является важной сферой деятельности Росземкадастра. Одной из первоочередных задач Росземкадастра в данной области является подготовка нормативных и методических документов, направленных на развитие системы государственного земельного кадастра России. В целях обеспечения единых технологий и подходов к созданию кадастра разработаны документы, обеспечивающие проведение единой государственной политики в данной сфере. Унификации земельного кадастра способствует разработка единого состава и структуры документов и кадастровых данных, иерархическая структура которых определяется системой классификаторов, специально разрабатываемых для целей ведения государственного земельного кадастра.
Одним из важнейших источников формирования базы данных земельного кадастра является государственная статистическая отчетность, сбор которой осуществляется земельными комитетами всех административно-территориальных уровней. На основе представляемых земельными комитетами субъектов РФ материалов осуществляется ежегодный анализ и внесение в базу данных сведений о наличии, распределении, использовании и состоянии земель в регионах.
В целях унификации используемого в государственном земельном кадастре картографического материала разрабатываются методические документы, обеспечивающие унификацию содержания кадастровых планов и карт, осуществляется подготовка отраслевых стандартов по оформлению планов земельного участка. Федеральная целевая программа "Создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра" предусматривает внедрение передовых технологий сбора и обработки данных, включая геоинформационные технологии.
Важным источников формирования баз данных государственного земельного кадастра являются материалы работ по инвентаризации и межеванию земель. На Росземкадастр возложена ответственность за организацию межевания земель с установлением на местности государственной границы, административных границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований, а также границ земельных участков, находящихся в собственности, владении или пользовании граждан, или юридических лиц. Земельные органы выполняют также техническое оформление материалов межевания земель.
Росземкадастр и его территориальными органами осуществляется работа по обеспечению проведения кадастрового зонирования территории страны в целях присвоения земельным участкам уникальных кадастровых номеров, позволяющих однозначно идентифицировать каждый земельный участок.
Для обеспечения эффективного функционирования системы государственного земельного кадастра при земельных комитетах субъектов Российской Федерации создаются специализированные организационные структуры - земельные кадастровые палаты, на которые возлагаются функции создания и ведения автоматизированного кадастра, а также обеспечения межведомственного взаимодействия в данной области.