См.: Кассационное определение Верховного Суда РФ от 11.06.2009 N 65-О09-6СП.
6. Как правило, данное действие сопровождается фото-, видеосъемкой, материалы которых приобщаются к протоколу проверки показаний на месте, подписываемому всеми участниками, в качестве приложений. Протокол проверки показаний на месте составляется с соблюдением требований, предъявляемых и к протоколу осмотра (в части условий наблюдения и изъятия объектов), и к протоколу допроса (в части записи показаний и их уточнений). При производстве проверки показаний на месте обязательно участие понятых (ст. 170 УПК РФ) и соблюдение общих правил допроса (ст. 189 УПК РФ).
Глава 27. ПРОИЗВОДСТВО СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Статья 195. Порядок назначения судебной экспертизы
Комментарий к статье 195
1. Судебная экспертиза - это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения сведущим лицом - экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний и которые поставлены перед экспертом дознавателем, следователем, судом и сторонами в целях познания обстоятельств, подлежащих установлению по уголовному делу.
2. При назначении судебной экспертизы в судебном заседании ст. 283 УПК РФ имеет отсылочный характер и применяется во взаимосвязи с положениями гл. 27 УПК РФ. В связи с этим доктринальные положения, изложенные в комментарии к анализируемой статье и другим статьям, включенным в гл. 27 УПК РФ, следует распространять и на процедуру назначения и производства экспертизы в судебном заседании.
3. Судебную экспертизу необходимо отличать от других предусмотренных законом механизмов познания обстоятельств, подлежащих установлению по уголовному делу, от других следственных (судебных) действий. Последние осуществляются самим дознавателем, следователем (судом), тогда как экспертное исследование проводит особый участник уголовного судопроизводства - эксперт. На него не возложены предусмотренные ст. 15 УПК РФ процессуальные функции, и он владеет лишь теми сведениями по уголовному делу, которые необходимы для производства судебной экспертизы. Это придает действиям эксперта наибольшую объективность и независимость. Результаты экспертных исследований и полученные выводы в отличие от следственных (судебных) действий оформляются не протоколом, а принципиально иным документом - экспертным заключением, являющимся самостоятельным доказательством по уголовному делу.
Судебная экспертиза должна быть назначена и проведена независимо от того, обладают ли сам дознаватель, следователь (судья) специальными знаниями или нет. В связи с этим категорически недопустимо (в том числе для сокращения сроков расследования или судебного разбирательства) подменять полноценное экспертное исследование следственными (судебными) действиями (например, судебно-наркологическую экспертизу по выявлению состояния опьянения - неким медицинским освидетельствованием, проводимым в порядке ст. 179 УПК РФ, судебно-экономическую экспертизу - допросом специалиста-экономиста и т.д.).
4. Судебную экспертизу также следует отличать от непроцессуальных форм использования специальных знаний. В отличие от последних судебная экспертиза характеризуется целым комплексом предусмотренных законом правовых гарантий, обеспечивающих состязательное начало уголовно-процессуальной деятельности и возможность защиты или доступа к правосудию заинтересованных лиц: подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и т.д. В связи с этим при осуществлении уголовно-процессуального доказывания подмена полноценных экспертных заключений результатами непроцессуальной деятельности (например, отчетами об оценке, актами аудиторских проверок или ревизий, актами исследования и т.д.) является недопустимой. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, справки, акты, заключения и иные формы фиксации результатов ведомственного или другого исследования, полученные по запросу органов предварительного следствия или суда, не могут рассматриваться как заключение эксперта и служить основанием к отказу в проведении судебной экспертизы. Вместе с тем указанные позиции не следует толковать как препятствующие приобщению к материалам уголовного дела и использованию в процессе доказывания заключения специалиста, полученного в соответствии с ч. 3 ст. 80 УПК РФ (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010 N 28).
5. Назначение судебной экспертизы осуществляется посредством вынесения постановления (в случае назначения судебной экспертизы коллегиальным составом суда - определения). Если проведение судебно-медицинского или судебно-психиатрического экспертного исследования предполагает обследование подозреваемого или обвиняемого, не находящегося под стражей, в стационарных условиях, то дознаватель или следователь возбуждают перед судом соответствующее ходатайство в порядке ст. 165 УПК РФ (подробнее см. комментарий к ст. 203 УПК РФ).
6. В постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы должны быть указаны соответствующие основания для ее производства, данные об экспертном учреждении или эксперте, которым поручено проведение исследования, а также поставленные перед экспертом вопросы и предоставляемые в его распоряжение материалы.
7. Правом формулирования вопросов перед экспертом обладают как субъекты, осуществляющие расследование (судебное разбирательство) по уголовному делу, так и участвующие в деле стороны. Исключительным правом назначения судебной экспертизы наделены лишь лица, осуществляющие производство по уголовному делу, - дознаватель, следователь или суд. Предоставляя сторонам право участвовать в этом следственном действии, законодатель вовсе не предполагает их самостоятельную возможность назначения как бы "альтернативной" судебной экспертизы. Положения ч. 1 ст. 80, п. 4 ч. 1 ст. 198 и ч. 2 ст. 283 УПК РФ в своем системном единстве подразумевают, что стороны вправе лишь оказывать влияние на поставленные перед экспертом вопросы (представлять в письменном виде их формулировки, ходатайствовать о внесении в постановление о назначении судебной экспертизы дополнительных вопросов и т.д.); ходатайствовать о назначении определенного эксперта или экспертного учреждения, заявлять отводы назначенному эксперту и проч.
8. К материалам, предоставляемым в распоряжение эксперта, относятся объекты экспертного исследования, образцы для сравнительного исследования, а также отдельные материалы уголовного дела. В качестве объектов экспертного исследования могут выступать различные предметы или документы, содержащие информацию, необходимую для разрешения экспертных задач, в частности предметы, признанные или возможно подлежащие признанию вещественными доказательствами, трупы (части трупов), фотографии, аудио- или видеозаписи, различные письменные документы, схемы, графики, чертежи, компьютерные средства, электронные носители информации и т.д. Специфическими объектами экспертного исследования являются живые лица.
9. Под образцами для сравнительного исследования необходимо понимать объекты, непосредственно не связанные с обстоятельствами, подлежащими установлению для уголовного дела, но которые необходимы для решения идентификационных или диагностических задач в отношении непосредственных объектов (подробнее см. комментарий к ст. 202 УПК РФ). К материалам уголовного дела, подлежащим направлению для производства судебной экспертизы, относятся различные процессуальные документы, которые могут способствовать разрешению поставленных перед экспертом задач, в частности протоколы осмотров мест происшествий, допросов свидетелей, потерпевших, заключения ранее произведенных по делу судебных экспертиз и т.д. <1>.
--------------------------------
<1> Более подробно об объектах экспертного исследования и направляемых эксперту материалах см.: Россинская Е.Р., Галяшина Е.И., Зинин А.М. Теория судебной экспертизы: Учебник / Под ред. Е.Р. Россинской. М., 2014. С. 90 - 100.
10. Часть 2 анализируемой статьи определяет круг лиц, которым может быть поручено производство судебной экспертизы. Данная норма в системном единстве с ч. 1 комментируемой статьи, п. 60 ст. 5, ст. 199 УПК РФ и некоторыми другими положениями закона предполагает возможность назначения судебной экспертизы:
- в государственное судебно-экспертное учреждение;
- в негосударственное судебно-экспертное учреждение;
- вне экспертного учреждения, т.е. поручение ее отдельным физическим лицам, не работающим в экспертном учреждении.
11. Организация и деятельность государственных судебно-экспертных учреждений определяются Законом о государственной судебно-экспертной деятельности, а также ведомственными нормативными правовыми актами соответствующих органов власти (см., например, Приказы Минюста России от 17.01.1995 N 19-01-7-95 "Об учреждениях судебной экспертизы системы Министерства юстиции Российской Федерации", МВД России от 29.06.2005 N 511 "Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации", ФСБ России от 23.06.2011 N 277 "Об организации производства судебных экспертиз в экспертных подразделениях органов федеральной службы безопасности", Минздравсоцразвития России от 12.05.2010 N 346н "Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации").
Так, согласно ст. 11 Закона о государственной судебно-экспертной деятельности государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения или экспертные подразделения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания и следователей посредством организации и производства судебной экспертизы. В настоящее время российские государственные судебно-экспертные учреждения существуют в системе Минюста России, Минздрава России, МВД России, ФСБ России, Минобороны России, ФТС России, МЧС России, ФСКН России. Идет активная работа по созданию собственной судебно-экспертной службы в системе Следственного комитета РФ.
12. В соответствии со ст. ст. 12, 13 Закона о государственной судебно-экспертной деятельности государственным судебным экспертом признается аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей.
13. Современное законодательство не содержит четкой правовой основы негосударственной судебно-экспертной деятельности, в частности, легально закрепленного определения негосударственного судебно-экспертного учреждения, что нередко вызывает затруднения в связи с назначением судебной экспертизы, проверкой и оценкой ее результатов. Частично этот пробел был устранен в разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ, который определил, что под негосударственными судебно-экспертными учреждениями следует понимать некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010 N 28). Подобные разъяснения исключают возможность назначения судебных экспертиз в коммерческие организации, а также в государственные и негосударственные учреждения, прямо не предполагающие судебно-экспертную деятельность в качестве уставного вида деятельности (высшие учебные заведения, НИИ, музеи, иные учреждения культуры и т.д.). В связи с этим в случае необходимости назначения судебной экспертизы лицам, работающим в таких учреждениях (искусствоведам, известным ученым, иным уникальным специалистам и т.д.), следователи и суды должны руководствоваться ч. 4 ст. 199 УПК РФ, поручая ее производство эксперту, не работающему в экспертном учреждении. А используемые на практике непроцессуальные формы "согласований" или "утверждений" экспертных заключений руководителями данных организаций (ректорами, директорами, заведующими и т.д.) следует признавать неправомерными.
14. Негосударственными судебными экспертами следует признавать лиц, работающих в негосударственных судебно-экспертных учреждениях на условиях трудового договора или привлекаемых негосударственными судебно-экспертными учреждениями для производства судебных экспертиз на условиях гражданско-правовых отношений. При назначении судебной экспертизы в негосударственное судебно-экспертное учреждение дознавателям, следователям, судам надлежит в каждом конкретном случае устанавливать компетенцию эксперта по представленным документам: дипломам, аттестатам, свидетельствам, сертификатам, справкам и т.д. В связи с этим следует обратить внимание, что в настоящее время Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России и региональные центры (лаборатории) судебной экспертизы при Минюсте России осуществляют добровольную сертификацию компетентности негосударственных экспертов (см. распоряжение Минюста России от 27.10.2010 N 9105-Р "Об организации добровольной сертификации компетентности экспертов в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации"). Кроме этого, силами экспертной общественности создано некоммерческое партнерство "Палата судебных экспертов" <1>, на базе которого также организована и проводится добровольная сертификация негосударственных судебных экспертов. Свидетельства о прохождении добровольной сертификации тоже могут быть учтены при оценке профессиональной компетенции негосударственного судебного эксперта.
--------------------------------
<1> Учредителями некоммерческого партнерства "Палата судебных экспертов" являются: федеральное бюджетное учреждение "Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации" и федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздрава России". Официальный сайт палаты: http://www.sudex.ru/.
15. При необходимости назначения судебной экспертизы в негосударственное судебно-экспертное учреждение, а также лицу, не работающему в экспертном учреждении, следует предварительно запрашивать сведения, касающиеся возможности производства данной экспертизы, а также сведения об эксперте, в том числе его фамилию, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы в качестве судебного эксперта и иные данные, свидетельствующие о его компетентности и надлежащей квалификации (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010 N 28).
16. Дознаватели, следователи (суды) свободны в выборе экспертного учреждения; исходя из буквального смысла комментируемой статьи, судебная экспертиза может быть назначена в любое государственное или негосударственное судебно-экспертное учреждение, находящееся на территории Российской Федерации, или любому компетентному лицу, не работающему в экспертном учреждении. Вместе с тем подобный свободный выбор не следует толковать как хаотичное право назначения судебных экспертиз без учета профиля и специализации экспертного учреждения. Согласно ст. 11 Закона о государственной судебно-экспертной деятельности государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти, и имеют соответствующую территориальную зону обслуживания. Назначение судебной экспертизы в иное государственное судебно-экспертное учреждение допускается лишь при невозможности проведения экспертных исследований по месту нахождения органа дознания, следователя (суда) в связи с отсутствием соответствующих квалифицированных экспертов или необходимой материально-технической базы.
17. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает порядок обязательного ознакомления заинтересованных лиц: подозреваемого, обвиняемого, защитника, потерпевшего (о праве потерпевшего на полноценное ознакомление с постановлениями о назначении судебных экспертиз независимо от их вида см. также позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в Определениях от 04.11.2004 N 430-О и от 11.07.2006 N 300-О) и его представителя с постановлением о назначении экспертизы и разъяснения им дополнительных процессуальных прав, предусмотренных ст. 198 УПК РФ, о чем составляется протокол. Ознакомившись с постановлением о назначении судебной экспертизы, заинтересованные лица имеют возможность заявить отвод эксперту, ходатайствовать о ее проведении в ином (в том числе каком-то конкретном) экспертном учреждении или о поручении экспертного исследования конкретному лицу, ставить перед экспертом дополнительные вопросы или ходатайствовать о назначении комиссионной судебной экспертизы. Поэтому дознаватель или следователь обязаны ознакомить всех заинтересованных лиц с постановлением о назначении судебной экспертизы до направления соответствующих материалов эксперту.
Вместе с тем на практике достаточно часто встречаются ситуации, когда предварительное ознакомление заинтересованных лиц с постановлением о назначении судебной экспертизы не представляется возможным (например, в случаях неустановления лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, его розыска, болезни). Особую актуальность эта проблема получила в связи с возможностью производства судебной экспертизы в стадии возбуждения уголовного дела. Представляется, что в подобных ситуациях дознаватели и следователи обязаны знакомить заинтересованных лиц с постановлениями обо всех назначенных ранее судебных экспертизах при первой возможности. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, в том случае, если лицо признано подозреваемым, обвиняемым или потерпевшим после назначения судебной экспертизы, оно должно быть ознакомлено с этим постановлением одновременно с признанием его таковым (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010 N 28).
18. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает требование о проведении судебной экспертизы в отношении потерпевшего лишь по его собственному согласию или согласию его законного представителя. Исключения из этого правила составляют случаи, предусмотренные п. п. 2, 4 и 5 ст. 196 УПК РФ.
Статья 196. Обязательное назначение судебной экспертизы
Комментарий к статье 196
1. Комментируемая статья содержит ряд правовых гипотез, предполагающих обязательное назначение судебной экспертизы, независимо от достаточности других доказательств, подтверждающих или опровергающих определенные обстоятельства, подлежащие установлению по уголовному делу.
2. Судебная экспертиза обязательно назначается для установления причин смерти человека. Так, п. 39 Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.05.2010 N 346н, помимо прочего предполагает обязательное выполнение следующих действий в отношении трупа:
- проведение наружного исследования трупа и его частей;
- проведение внутреннего исследования трупа и его частей;
- изъятие объектов для дополнительного инструментального и (или) лабораторного исследования;
- направление на инструментальное и (или) лабораторное исследование изъятых из трупа и его частей объектов и т.д.
Отсутствие в материалах уголовного дела заключения судебно-медицинской экспертизы трупа о причинах его смерти делает невозможным установление причинно-следственной связи наступления смерти с обстоятельствами преступного деяния и, таким образом, не позволяет установить наличие необходимых признаков соответствующего состава преступления.
3. По этим же причинам судебная экспертиза обязательно назначается для установления характера и степени вреда, причиненного здоровью. Необходимость проведения судебно-медицинского исследования для определения вреда здоровью обусловлена существующими в настоящее время методическими подходами и вытекает из ряда нормативных правовых документов (см., например, Постановление Правительства РФ от 17.08.2007 N 522 "Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека"; Приказ Минздравсоцразвития России от 24.04.2008 N 194н "Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека"). Вместе с тем необходимо учитывать, что такой предусмотренный комментируемой статьей критерий, как степень вреда, причиненного здоровью, не всегда носит сугубо медицинский характер и, следовательно, может быть предметом экспертного исследования.
Так, в соответствии с п. 13 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 N 522, степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, выразившегося в неизгладимом обезображивании его лица, определяется судом. А производство судебно-медицинской экспертизы в этом случае ограничивается лишь установлением неизгладимости указанного повреждения.
4. Судебная экспертиза также подлежит обязательному назначению для установления психического или физического состояния подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего, когда эти обстоятельства сами по себе или в совокупности с другими обстоятельствами могут иметь юридически значимые последствия. В частности, дознаватель, следователь (суд) обязаны назначить судебную экспертизу для установления факта вменяемости подозреваемого или обвиняемого, а также его возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы. По своему смыслу уголовно-процессуальный закон в системном единстве с другими нормативными правовыми актами РФ устанавливает презумпцию вменяемости, т.е. изначально предполагает лиц, подвергаемых уголовному преследованию, психически здоровыми. Поэтому потребность в подобной судебной экспертизе возникает только в связи с установлением по уголовному делу определенных обстоятельств, могущих повлиять на вменяемость лица и (или) его способность самостоятельно осуществлять свои права и защищать свои интересы в уголовном судопроизводстве.
К таким фактам могут быть отнесены, например, наличие данных о том, что лицу в прошлом оказывалась психиатрическая помощь (у него диагностировалось врачами психическое расстройство, ему оказывалась амбулаторная психиатрическая помощь, он помещался в психиатрический стационар, признавался невменяемым по другому уголовному делу, негодным к военной службе по состоянию психического здоровья и т.п.), о нахождении его на обучении в учреждении для лиц с задержкой или отставанием в психическом развитии, о получении им в прошлом черепно-мозговых травм, а также странности в поступках и высказываниях лица, свидетельствующие о возможном наличии психического расстройства, его собственные высказывания об испытываемых им болезненных (психопатологических) переживаниях и др. (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О практике применения судами принудительных мер медицинского характера").
5. Еще одно основание, обусловливающее обязательное назначение судебной экспертизы, - для определения психического состояния совершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого и для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии), если ему инкриминируется преступление против половой неприкосновенности лица, не достигшего 14-летнего возраста. Появление данной нормы явилось частью целого комплекса изменений и дополнений уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, направленных на усиление борьбы с педофилией.
6. Основанием для обязательного назначения судебной экспертизы также является необходимость определения психического или физического состояния подозреваемого или обвиняемого, когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией. Указанное нововведение явилось следствием изменения уголовной политики государства по отношению к данным лицам в части возложения на них дополнительной обязанности - прохождения соответствующего курса лечения и медицинской и (или) социальной реабилитации (ст. 72.1 УК РФ).
7. Обязательное назначение судебной экспертизы в отношении потерпевшего предполагается в случае, когда у дознавателя, следователя (суда) возникают сомнения в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания. Следует обратить внимание, что законодатель не предусматривает аналогичной обязанности в отношении экспертизы свидетеля. Подобная дифференциация в процессуальном статусе указанных лиц в этой части обусловлена необходимостью обеспечения прав потерпевшего в уголовном судопроизводстве, в частности его возможности на полноценный доступ к правосудию.
8. Последним основанием для обязательного назначения судебной экспертизы по уголовному делу является необходимость установления возраста подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение. Обязательное установление возраста несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого продиктовано взаимосвязанными положениями ст. ст. 19, 20 УК РФ и п. 1 ч. 1 ст. 421 УПК РФ. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, при установлении возраста несовершеннолетнего экспертным путем днем его рождения считается последний день того года, который определен экспертами, а при установлении возраста, исчисляемого числом лет, следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних").
Статья 197. Присутствие следователя при производстве судебной экспертизы
Комментарий к статье 197
1. Право дознавателя или следователя присутствовать при проведении судебной экспертизы позволяет ему более глубоко и досконально исследовать все обстоятельства уголовного дела, а в ряде случаев помогает надлежащим образом проверить и правильно оценить представленное экспертное заключение. В частности, присутствие следователя при производстве судебной экспертизы может быть вызвано необходимостью:
- выяснить непосредственно у эксперта, не требуются ли для проведения исследования дополнительные материалы или сравнительные образцы;
- удостовериться в сохранности объектов и сравнительных образцов, направленных на исследование;
- обратить внимание эксперта на сохранение объектов и материалов, имеющих значение для уголовного дела;
- поставить эксперта в известность о получении дополнительных материалов, имеющих значение для дела;
- оказать содействие эксперту в получении и фиксации объяснений обвиняемого (подозреваемого), участвующего в производстве судебной экспертизы;
- получить от эксперта промежуточные (предварительные) результаты исследования для проверки версий;
- уяснить содержание и полноту используемых экспертом методик исследования и т.д. <1>.
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (под ред. А.Я. Сухарева) включен в информационный банк согласно публикации - НОРМА, 2004 (2-е издание, переработанное).
<1> См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 2002. С. 356.
2. В современной экспертной практике существуют ситуации, когда присутствие посторонних, в том числе дознавателя или следователя, является весьма нецелесообразным. К подобным случаям относятся следующие:
- проведение исследования сопряжено с применением методов, опасных для жизни и здоровья (например, с рентгеновским излучением);
- присутствие посторонних не рекомендовано экспертной методикой (например, при работе с микрообъектами, при вербальном контакте обвиняемого с экспертом-психиатром и т.д.);
- при длительности экспертного исследования и т.д.
3. Присутствующий при производстве судебной экспертизы дознаватель или следователь не вправе вмешиваться в ход и содержание экспертного исследования, создавать препятствия для познания экспертом представленных в его распоряжение материалов. Однако в соответствии со ст. 24 Закона о государственной судебно-экспертной деятельности он вправе давать объяснения и задавать вопросы эксперту, относящиеся к предмету судебной экспертизы.
4. При составлении экспертного заключения, а при комиссионном порядке проведения экспертизы - и во время совещания экспертов и формулирования выводов присутствие следователя не допускается, поскольку это может повлиять на объективность и беспристрастность результатов судебной экспертизы.
5. В целях правильности последующей судебной проверки и оценки проведенного экспертного исследования факт присутствия дознавателя или следователя при производстве судебной экспертизы отражается в заключении эксперта.
6. Современная судебная практика предполагает возможность проведения некоторых судебно-экспертных исследований, например почерковедческих, технико-криминалистических исследований документов и т.п., прямо в зале судебного заседания. В частности, в судебном заседании может быть произведена дополнительная экспертиза (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010 N 28).
Статья 198. Права подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля при назначении и производстве судебной экспертизы
Комментарий к статье 198
1. Комментируемая статья устанавливает дополнительные процессуальные права заинтересованных участников уголовного судопроизводства, а также свидетеля, предоставляемые в связи с производством судебной экспертизы.