См.: Кассационное определение Верховного Суда РФ от 16.04.2008 N 35-О08-11.
Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя в том случае, когда преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы.
Признаки преступления, выявленные следователем или дознавателем в процессе предварительного расследования иного преступления или при производстве отдельных следственных действий либо уполномоченным должностным лицом органа дознания во время служебной деятельности, также оформляются рапортом об обнаружении признаков преступления. В органах внутренних дел в случае выявления признаков преступления при рассмотрении сообщения об административном правонарушении либо происшествии исполнитель обязан незамедлительно подготовить соответствующий рапорт для доклада руководителю и регистрации (п. 47 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной Приказом МВД России от 29.08.2014 N 736). Регистрация рапорта производится в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными правовыми актами (см., например, Приказы Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России и ФСКН России от 29.12.2005 N 39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений", Следственного комитета РФ от 11.10.2012 N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации", ФСБ России от 24.03.2010 N 140 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов", ФТС России от 12.01.2007 N 23 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки в таможенных органах Российской Федерации сообщений о преступлениях", Минюста России от 11.07.2006 N 250 "Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях", ФСБ России от 16.05.2006 N 205 "Об утверждении Инструкции по организации в органах федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности", Минюста России от 02.05.2006 N 139 "Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях", МЧС России от 02.05.2006 N 270 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий").
5. В случае если вначале был зарегистрирован рапорт об обнаружении признаков преступления в связи с поступившим сообщением о преступлении, на основании которого было возбуждено уголовное дело, то поступившее позднее заявление о преступлении или заявление о явке с повинной не может рассматриваться в качестве повода для возбуждения уголовного дела.
6. Анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что суд рассматривает рапорт об обнаружении признаков преступления в качестве доказательства, относя его к "иным документам" (см., например, Кассационные определения Верховного Суда РФ от 20.01.2011 N 78-О10-163, от 04.09.2012 N 18-Д12-73), что представляется спорным и не соответствует точному пониманию доказательства (см. комментарий к ст. ст. 74, 75, 84 УПК РФ).
7. То обстоятельство, что рапорт об обнаружении признаков преступления составлен следователем, принявшим решение о возбуждении уголовного дела, не признается основанием для признания незаконным постановления о возбуждении уголовного дела (см., например, Кассационное определение Верховного Суда от 14.01.2013 N 35-О12-35).
Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Комментарий к статье 144
1. Содержащиеся в комментируемой статье положения призваны урегулировать порядок рассмотрения сообщения о преступлении и его процессуальные последствия, выражающиеся в том числе в решении о возбуждении уголовного дела; определить круг лиц, вовлеченных в эту стадию уголовного судопроизводства; закрепить их права и обязанности. Анализируемая статья претерпела неоднократные изменения с момента вступления в силу УПК РФ. Обращает на себя внимание и тот факт, что нормативные предписания ст. 144 УПК РФ более 70 раз являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, при этом отдельные ее положения признавались не соответствующими Конституции РФ.
Правила о порядке возбуждения дела предваряют регулирование расследования, в ходе которого на специальные органы и должностных лиц возлагаются обязанности по раскрытию преступлений, изобличению виновных, формулированию обвинения и его обоснованию для того, чтобы уголовное дело могло быть передано в суд, разрешающий его по существу и тем самым осуществляющий правосудие (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.01.2000 N 1-П). Рассмотрение сообщения о преступлении является по своей сути отправной точкой начала уголовного судопроизводства, и от того, насколько полно и точно закреплен механизм рассмотрения сообщения о преступлении, зависит соблюдение прав и интересов лиц, вовлеченных в орбиту уголовного процесса.
2. Круг лиц, на которых возложена обязанность рассмотреть сообщение о преступлении и в пределах компетенции принять по нему решение, включает дознавателя, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа. Кроме этого, в ч. 6 комментируемой статьи законодатель расширяет этот перечень, уточняя, что заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей (ст. 318 УПК РФ). Конституционный Суд РФ отмечает, что осуществление уголовного преследования от имени государства по уголовным делам публичного обвинения является задачей прокурора, следователя и дознавателя; потерпевший при этом выступает лишь в качестве субсидиарного участника на стороне обвинения. Дела частного обвинения по общему правилу возбуждаются только по заявлению потерпевшего или его законного представителя и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым (ч. 2 ст. 20 УПК РФ). При этом выдвижение обвинения и поддержание его в суде являются не обязанностью, а правом потерпевшего (см., например, Постановление Конституционного Суда РФ от 17.10.2011 N 22-П).
Из содержания ч. 3 рассматриваемой статьи также следует, что определенными полномочиями по рассмотрению сообщений о преступлении наделены начальник органа дознания и прокурор; в процесс рассмотрения сообщения о преступлении могут быть вовлечены также руководитель следственной группы и руководитель группы дознавателей. Руководитель следственной группы и руководитель группы дознавателей обладают полномочиями принимать решение о выделении уголовных дел в отдельное производство (п. 1 ч. 4 ст. 163, п. 1 ч. 4 ст. 223.2 УПК РФ). Выделение уголовного дела в соответствии с ч. 3 ст. 154 УПК РФ производится на основании постановления следователя или дознавателя. Если уголовное дело выделено в отдельное производство для производства предварительного расследования нового преступления или в отношении нового лица, то в постановлении должно содержаться решение о возбуждении уголовного дела. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ начальник подразделения дознания уполномочен поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, а в соответствии с ч. 2 этой статьи - возбудить уголовное дело.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК РФ возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:
1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;
3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.
Прокурор также участвует на этом этапе стадии возбуждения уголовного дела в той мере, в какой постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании является одним из поводов для возбуждения уголовного дела. В соответствии с ч. 2 ст. 21 УПК РФ прокурор наряду со следователем, органом дознания и дознавателем в случае обнаружения признаков преступления должен принимать меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Прокурор осуществляет надзор за тем, как происходит проверка сообщения о преступлении. Он вправе продлевать сроки проверки сообщения о преступлении. К прокурору можно обратиться с жалобой в связи с поступившим отказом в приеме сообщения о преступлении. Однако при рассмотрении сообщений о преступлении прокуроры должны исходить из того, что они не вправе разрешать сообщения о преступлениях.
Поступающие в органы прокуратуры по почте или иными средствами связи подобные сообщения незамедлительно фиксируются в Книге учета сообщений о преступлениях, а сами сообщения безотлагательно передаются в орган, уполномоченный рассматривать их. В случаях, когда о фактах готовящегося или совершенного преступления сообщается в ходе личного приема граждан, прокурорам надлежит разъяснять заявителю порядок подачи заявления, сообщать наименование и адрес органа, компетентного рассмотреть и разрешить сообщение о преступлении. При необходимости принятия мер по сохранению следов преступления или действий, обеспечивающих защиту интересов граждан и юридических лиц от преступного деяния, прокуроры должны немедленно уведомлять об этом заинтересованных лиц и компетентный орган предварительного следствия или дознания. Поступившее сообщение, а также иные приложенные к нему документы безотлагательно направляются в данный орган с использованием средств оперативной связи либо нарочным (п. п. 1.2 - 1.4 Приказа Генпрокуратуры России "О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях").
3. Рассмотрение сообщения о преступлении включает в себя следующие этапы: прием; регистрацию; проверку сообщения о преступлении; принятие по нему решения. Организация приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях осуществляется руководителями компетентных органов и по их поручению иными оперативными сотрудниками и должностными лицами и регламентируется соответствующими ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами (см. комментарий к ст. 143 УПК РФ). В ведомственных нормативных правовых актах различаются "принятие сообщений о преступлении" и "регистрация сообщений о преступлении".
4. Под принятием (приемом) понимается получение сообщения о преступлении должностным лицом, правомочным или уполномоченным на эти действия. При этом сообщение о преступлении подлежит обязательному приему вне зависимости от места и времени совершения преступного деяния, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности (см., например, п. 5 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной Приказом Следственного комитета РФ "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации"). Положения УПК РФ относительно обязанности компетентных органов и должностных лиц проводить проверку в отношении любых сообщений о преступлении были предметом неоднократного рассмотрения в Конституционном Суде РФ (см., например, Определения Конституционного Суда РФ от 17.07.2012 N 1321-О, от 22.11.2012 N 2162-О). Даже в случае, когда, по мнению правоохранительных органов, событие преступления отсутствует, само сообщение о преступлении подлежит принятию, регистрации и проверке.