Налоги в произведениях Бориса Акунина
Борис Акунин (Григорий Шалвович Чхартишвили) (род. 1956) - современный российский писатель, переводчик.
Интересно отметить, что выдающийся мэтр современной российской литературы не первый раз обращается к теме налогов в своем творчестве. В книге "Налоги. Люди. Время" была приведена цитата из его романа "Пелагия и белый бульдог" (2001), в котором писатель своим языком изложил некоторые принципы мудрого налогообложения и оптимальной налоговой политики.
"Детская книга" (2006)
<... Дмитрий Первый, волнуясь, произнес речь о том, что Россия не может долее существовать без выхода к морю, без собственных портов. Вся Европа живет торговлей, развивается, богатеет, и так уж на Московское государство смотрят будто на варварскую, отсталую страну, и с каждым годом разрыв с сопредельными державами увеличивается.
Необходимо обеспечить себе выход и в Балтийское море, и в Черное.
Но в первом случае придется воевать со шведским королем, а во втором - с турецким султаном. Хотелось бы знать, что думают про это господа сенаторы?
Бояре переглянулись. Первым заговорил Шуйский - он из сенаторов был самый усердный, ни одного заседания не пропускал.
- А где деньги на войну возьмешь, государь? Чай много надо, чтоб короля либо султана воевать.
- Так это подати новые ввести, - оживился князь Берендеев, слывший при прежних царях мужем большого, изворотливого ума. Он и при Дмитрии из кожи вон лез, чтоб подтвердить эту репутацию, но не очень получалось.
- Можно банный побор учредить, на веники, - предложил князь Телятев.
- По полушке брать. Это сколько в год выйдет?
- Пустое брешешь, - отмахнулся Берендеев. - Нисколько не выйдет. Вовсе мыться перестанут. Лучше за матерный лай пеню назначить. Кто заругается - брать по грошу. Уж без лая-то православные точно не обойдутся.
Идея боярам понравилась. Заспорили только, кто брать будет? Если приставы и ярыжки, то у них в карманах вся пеня и останется, поди-ка проверь.
Дмитрий ерзал в своем царском кресле, но в обсуждение пока не вмешивался.
Тогда Василий Иванович с поклоном обратился к Ластику, сидевшему справа от государя:
- А что наш ангел-князюшка про то думает? Какую подать завести, чтоб его величеству на войну денег добыть?
Вообще-то на заседаниях Ластик старался рта не раскрывать. Все-таки взрослые люди, бородатые, а многие и седые. Неудобно.
Но пришла и ему в голову одна идейка по налогообложению. Вроде бы неплохая.
Князь Солянский для солидности наморщил лоб, поиграл Камнем на груди.
- Цифирь надо повесить на кареты, повозки и телеги. Маленькую такую табличку, чтоб видно было, откуда да чья. И за то с владельцев деньги брать, а у кого нет таблички - пеню. - И повернулся к царю. - Самым бедным из крестьян и посадских эта подать нестрашна, у них телег нет. Платить будут только те, кто позажиточней.
- И мне на колымагу тоже цифирь нацепишь? - обиделся князь Мстиславский, по прежней привычке сидевший на самом "высоком" месте и очень ревниво его оберегавший.
Не первый месяц Ластик заседал в Сенате, успел боярскую психологию изучить, поэтому ответ продумал заранее.
- Сенаторам на карету можно вешать таблички с царским двуглавым орлом - бесплатно. Думным дьякам и окольничьим - золоченые, по пяти рублей. Стольникам да стрелецким головам - серебряные, по три рубля. Дворянам и детям боярским - лазоревые, по рублю. Ну, купцы пускай делают себе хоть узорчатые, только б платили.
- Затейно придумано, - одобрил Шуйский. - А кто не по чину табличку повесит, того батогами драть и пеню брать.
Прочие сенаторы зашевелились - тема явно показалась им интересной. Князь Берендеев, эксперт по придумыванию податей, смотрел на князь-ангела ревниво, с завистью.
Ластик же горделиво покосился вверх, в сторону зарешеченной галерейки, откуда за советом наблюдала Соломка.
Начавшуюся было дискуссию прервал самодержец. Стукнув кулаком по подлокотнику, сказал:
- Не надо новых податей. Деньги на войну у меня есть. В личной государевой казне, еще со времен отца моего, пылятся сундуки с золотом, грудой лежит драгоценная посуда, гниют собольи да куньи меха.
Что правда, то правда. В каменных подвалах старого дворца, за коваными дверьми, лежали несметные сокровища, накопленные предыдущими царями. Весь уклад - или как сказали бы в 21 веке - вся экономика Русского государства была построена на манер гигантской воронки, затягивавшей богатства страны в один-единственный омут: царские сундуки. Туда шли торговые пошлины, подати от воевод, ясак (дань) от подвластных народов. Служивые люди, каждый на своем месте, обходились почти без жалованья - кормили себя сами, за счет взяток и подношений. Стрельцы существовали за счет мелкой торговли и огородов. Бояре и дворяне жили на доходы от поместий.
Иногда царь из своей казны закупал зерна для какой-нибудь вымирающей от неурожая области, но случалось такое редко. На войну же или на какое-нибудь большое строительство деньги испокон века собирались так, как предложили Шуйский с Берендеевым, - при помощи особого налога или побора.
- Дам денег и на войско, и на строительство флота, - решительно объявил Дмитрий. - Нечего золоту зря залеживаться...>
"Любовь к истории" (2012)
Вопрос: "Скажите, не кажется ли Вам, что та самая наша интеллигенция, которую Вы описали как 15% общества, излишне склонна к критике власти (причем так в нашей стране было всегда)? Например, не могли бы Вы назвать то, что вы считаете заслугами нынешней власти? (Так ведь не бывает, чтобы все было неправильно. Иначе такая власть долго не продержится - даже оппоненты должны это признавать.)..."
Ответ: "У интеллигенции такова социальная роль: критически оценивать работу властей. Ведь подхалимов, по-моему, и без нас хватает? Что касается лично меня, то я изо всех сил стараюсь быть объективным и не поддаваться эмоциям. К заслугам путинского десятилетия я бы отнес налоговую реформу, многократно увеличившую число законопослушных граждан, и создание большого валютного запаса, который помог нам устоять во время кризиса 2008-2009 годов. Других заслуг, пожалуй, назвать не смогу..."
Ну, по поводу "многократно увеличившегося числа законопослушных граждан" - мы оставим это на совести творческой фантазии автора. Однако имейте в виду, что о современной налоговой системе как об одном из достижений Путинского режима говорит не только Акунин, в свое время об этом говорил и Егор Гайдар.