Случаи и сроки уплаты государственной пошлины
Случай уплаты | Срок уплаты |
Обращение в Конституционный суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или _к мировым судьям | До подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы, в том числе апелляционной, кассационной или надзорной |
Обращение за проставлением апостиля | До проставления апостиля |
Обращение за совершением нотариальных действий | До совершения нотариальных действий |
Обращение за выдачей документов (их копий, дубликатов) | До выдачи документов (их копий, дубликатов) |
Плательщик выступает ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в его пользу | В 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда |
В других случаях | До подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов |
Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме, что подтверждается соответствующими документами, и в равных долях, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные НК РФ.
Если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с гл. 253 НК РФ освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, то ее размер уменьшается пропорционально числу лиц, освобожденных от уплаты. Оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от ее уплаты. В случае принятия судом решения в пользу истца он освобождается от уплаты государственной пошлины.
Ставки могут быть фиксированными, адвалорными или смешанными.
Юридически значимые действия и ставки государственной пошлины за исполнение этих действии органами нотариата, суда, службами государственной регистрации установлены гл. 253 НК РФ.
Определение размера государственной пошлины имеет свои особенности.
Например, при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям и в арбитражные суды пошлина уплачивается при подаче как имущественных, так и неимущественных исков, цену иска истец определяет самостоятельно или ее определяет судья по установленным законодательством правилам. Причем в цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты. При увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска, а при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается.
В том случае, когда истец освобожден от уплаты государственной пошлины, ее уплачивает ответчик (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований.
При совершении нотариусом нотариальных действий с выездом к плательщику государственная пошлина уплачивается в размере, увеличенном в полтора раза.
Законодательством установлены льготы по уплате государственной пошлины, которыми могут воспользоваться, например, следующие категории налогоплательщиков:
· федеральные органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды РФ, бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федерального бюджета, редакции средств массовой информации, за исключением средств массовой информации рекламного и эротического характера, общероссийские общественные объединения, религиозные объединения, политические партии — за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений;
· суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи — при направлении (подаче) запросов в Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ);
· суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи, органы государственной власти субъекта РФ — при направлении (подаче) заявлений в конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
· федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) государственных или муниципальных ценных бумаг;
· Банк России — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется им в целях реализации единой государственной денежно-кредитной политики в соответствии с законодательством РФ;
· организации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется ими в целях реструктуризации долговых обязательств перед бюджетами всех уровней (в период действия договора о реструктуризации таких обязательств), в случае, если такие ценные бумага переданы и (или) обременены в пользу уполномоченного органа исполнительной власти на основании договора о погашении задолженности по платежам в бюджеты всех уровней;
· организации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, выпускаемых в обращение при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства РФ;
· государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей — за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении;
· физические лица — авторы культурных ценностей — за право вывоза (временного вывоза) ими культурных ценностей;
· органы государственной власти, органы местного самоуправления — за проставление апостиля, а также за государственную регистрацию организаций и государственную регистрацию изменений учредительных документов организаций:
· физические лица — Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы — по делам, рассматриваемым в судах обшей юрисдикции, мировыми судьями, в КС РФ. при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния;
· физические лица — участники и инвалиды Великой Отечественной войны — по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в КС РФ. при обращении в органы и (или) к должностным липам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния.
При уплате государственной пошлины следует иметь в виду, что в доход федерального бюджета по местонахождению банка, принявшего платеж, перечисляется пошлина:
· по делам арбитражных судов;
· по делам КС РФ;
· по делам Верховного Суда Российской Федерации;
· за государственную регистрацию фирм и внесение изменений в их учредительные документы.
В остальных случаях пошлина зачисляется в доход местного бюджета по местонахождению банка, принявшего платеж.
Пошлину также можно заплатить наличными (например, государственному нотариусу) или через банк.
Пошлину за судебные разбирательства, а также за государственную регистрацию фирм (изменения в учредительных документах) платят до подачи заявления, жалобы, ходатайства и т.д. В суд нужно представить платежное поручение или квитанцию об уплате пошлины с подлинной отметкой банка.
При отсутствии денег на уплату пошлины (например, налоговые органы заблокировали расчетный счет организации), можно попросить суд предоставить отсрочку или рассрочку по ее уплате. Ходатайство должно быть приложено к исковому заявлению или включено в просьбу непосредственно в заявлении. Максимальный срок отсрочки или рассрочки — один год. На сумму государственной пошлины, в отношении которой представлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который она предоставлена.
Для подтверждения неспособности уплатить пошлину необходимо подать в суд:
· справку из налогового органа об открытых налогоплательщику банковских счетах (налоговый орган предоставляет справку по заявлению налогоплательщика);
· банковские выписки по этим счетам.
· Обращаясь и нотариальную контору, необходимо уплатить пошлину непосредственно в момент обращения.
· В некоторых случаях уплаченную пошлину можно вернуть, например, если:
· выигран спор в суде с государственным органом;
· ошибочно уплачена пошлина в большем размере, чем необходимо;
· иск был оставлен судом без рассмотрения.
Чтобы вернуть сумму пошлины, следует написать заявление в налоговый орган. Специального бланка для такого заявления нет, поэтому заявление составляют и оформляют в произвольной форме. Если пошлина была уплачена по делу, рассматриваемому в арбитражном суде, то в налоговый орган также следует представить справку на возврат пошлины. Ее выдает арбитражный суд.
Пошлина должна быть возвращена на расчетный счет в течение месяца после подачи заявления. Если этот срок нарушен, сумму пошлины должны вернуть с учетом процентов, начисленных по ставке рефинансирования Банка России.
Контрольные вопросы
1. Каково определение понятия «государственная пошлина»?
2. Что такое юридически значимые действия и какие из них вы знаете?
3. Как формируется ставка государственной пошлины?
4. Как определяется размер государственной пошлины?
5. Кем определяется размер государственной пошлины при обращении к мировым судьям?
6. Что происходит с государственной пошлиной при совершении нотариальных действий с выездом нотариуса на дом к физическому лицу?
7. В каких случаях предусмотрен возврат государственной пошлины?
8. Какие категории налогоплательщиков освобождены от уплаты государственной пошлины?
9. Возможна ли отсрочка по уплате государственной пошлины?
Тесты
1. При обращении за совершением нотариальных действий государственная пошлина уплачивается:
а) до совершения нотариальных действий;
б) после совершения нотариальных действий.
2. Государственная пошлина может быть уплачена:
а) только в наличной форме;
б) только в безналичной форме;
в) в наличной или безналичной форме.
3. Каков максимальный срок отсрочки по уплате государственной пошлины:
а) три месяца;
б) один год;
в) один месяц?
4. В каком случае невозможно вернуть государственную пошлину:
а) выигран спор в суде с государственным органом;
б) проигран спор в суде с государственным органом;
в) ошибочно уплачена пошлина в большем размере, чем необходимо?
ГЛАВА 6 РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
Транспортный налог
Транспортный налог относится к региональным налогам. Он введен 1 января 2003 г. гл. 28 НК РФ и заменил собой ранее действующую систему налогов, зачисляемых в дорожные Фонды:
НАЛОГ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ;
НАЛОГ НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ;
НАЛОГ С ВЛАДЕЛЬЦЕВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ;
НАЛОГ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.
Транспортный налог регламентируется федеральными законодательными актами, а вводится законодательными актами субъектов РФ, которые в соответствии с НК РФ имеют право определять ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты, а также форму отчетности по данному налогу. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их применения.
Налогоплательщики. Плательщиками транспортного налога: выступают лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения.
Объекты налогообложения
Группа | Объекты налогообложения | Не являются объектами налогообложения |
Автомобили Мотоциклы и мотороллеры Автобусы Самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу Самолеты и вертолеты Теплоходы, яхты, парусные суда, катера Снегоходы и мотосани Моторные лодки и гидроциклы | Легковые автомобили, оборудованные для инвалидов Морские и речные суда, принадлежащие организациям, для которых основным видом деятельности являются пассажирские и (или) грузовые перевозки Моторные лодки, у которых мощность двигателя не превышает 5 л.с, а также весельные лодки Промысловые морские и речные суда Тракторы, комбайны и другие специальные машины, зарегистрированные на сельскохозяйственные предприятия и используемые для сбора или выращивания сельхозпродукции | |
Несамоходные (буксируемые) суда | Самолеты и вертолеты, принадлежащие санитарной авиации или медицинской службе Транспортные средства, находящиеся в розыске | |
Другие водные и воздушные транспортные средства | Транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная служба Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов |
Ставки транспортного налога. Этот налог взимается по легковым и грузовым автомобилям, автобусам, снегоходам и мотосаням, катерам, моторным лодкам и другим водным транспортным средствам, яхтам и другим парусно-моторным судам, гидроциклам с каждой лошадиной силы в зависимости от мощности двигателя.
Пример 6.1. В декабре 2008 г. у организации был угнан легковой автомобиль «ВАЗ 2105». Организация заявила об угоне в милицию. Там организации выдали справку, свидетельствующую о том, что автомобиль был похищен.
В данном случае организация с 1 января 2009 г. не должна платить транспортный налог по автомобилю.
Так как транспортный налог относится к региональным нало-■К в соответствии с действующим законодательством субъекты Ф имеют право уменьшить (увеличить) ставки налога в пять раз.
При этом НК РФ предусмотрено право субъектов РФ устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока их полезного использования.
Особенности определения налоговой базы показаны на схеме.
Порядок исчисления и уплата налога. Юридические лица исчисляют сумму налога самостоятельно. Транспортный налог рассчитывают путем умножения налоговой базы на соответствующую налоговую ставку.
Пример 6.2. У ОАО «Вояж» есть собственный катер. Мощность двигателя катера составляет 90 л.с. Ставка транспортного налога для катеров с мощностью двигателя до 100 л.с. равна 12 руб. с каждой лошадиной силы.
Следовательно, транспортный налог, который ОАО «Вояж» заплатило в 2008 г., составил 1080 руб. (12 руб. х 90 л.с).
Пример 6.3. На ЗАО «Лучик» зарегистрирован грузовик, мощность которого — 270 л.с. Согласно п. 1 ст. 361 НК РФ ставка транспортного налога для грузовых автомобилей равна 17 руб. с каждой лошадиной силы. Законом субъекта РФ, где зарегистрирован грузовик, эта ставка установлена в размере 40 руб. Значит, ЗАО «Лучик» должно рассчитывать транспортный налог исходя из ставки 40 руб. с каждой лошадиной силы.
Следовательно, транспортный налог, который ЗАО «Лучик» заплатило в 2008 г., равен 10 800 руб. (40 руб. х 270 л.с).
В течение года количество транспортных средств, принадлежащих организации или физическому лицу, может меняться. Какие-то машины проданы и сняты с регистрации, а другие, наоборот, приобретены и зарегистрированы. В этом случае для расчета транспортного налога используется специальный понижающий коэффициент, рассчитываемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в году. Месяц снятия с регистрации и постановки на регистрацию принимается за полный месяц.
Пример 6.4. В апреле 2008 г. ООО «Берег» купило и зарегистрировало в ГИБДД автомобиль мощностью 80 л.с. Допустим, ООО «Брест» использовало купленный автомобиль весь оставшийся год. Следовательно, в 2008 г. автомобиль был зарегистрирован на ООО «Берег» в течение девяти месяцев (с апреля по декабрь).
В субъекте РФ, где зарегистрирован автомобиль, ставка транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью до 100 л.с. — 7 руб. с каждой лошадиной силы. Таким образом, транспортный налог за 2008 г. составил 420 руб. (7 руб. х 80 л.с. х 9 мес.: 12 мес).
Особенности уплаты транспортного налога физическими лицами. Эти лица сами транспортный налог не рассчитывают. За них это делает налоговый орган по месту регистрации транспортного средства.
Налоговый орган должен сообщить физическому лицу сумму налога не позднее 1 июня года, в котором этот налог нужно заплатить. Рассчитывается налог на основе данных, полученных от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, с последующим выставлением гражданам налоговых уведомлений.
Таким образом, налогоплательщики — физические лица, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Органы, осуществившие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщить в налоговые органы по своему местонахождению о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации (п. 4 ст. 362 НК РФ). К тому же органы, осуществляющие государственную регистрацию, обязаны до 1 февраля текущего календарного года сообщить в налоговые органы о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, а также обо всех изменениях, произошедших за календарный год (п. 5 ст. 362 НК РФ).
Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу. Налог и авансовые платежи по нему налогоплательщики уплачивают по местонахождению транспортных средств в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ.
В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов РФ не предусмотрено иное. Дело в том, что законодательный орган субъекта РФ при установлении налога может предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение года (п. 6 ст. 362 НК РФ).
Контрольные вопросы
1. Кто является плательщиком транспортного налога?
2. Каковы основные виды объектов налогообложения по транспортному налогу?
3. Каков порядок определения налоговой базы?
4. В зависимости от каких характеристик транспортного средства устанавливается размер налоговой ставки?
5. Имеют ли законодательные органы субъектов РФ право изменять размер ставки налога, предусмотренный НК РФ, предоставлять льготы по уплате налога?
6. Какие льготы предоставляются по транспортному налогу?
7. Каков порядок исчисления транспортного налога организациями и физическими лицами?
8. Каков порядок исчисления транспортного налога организациями при продаже (покупке) в течение налогового периода транспортных средств?
Тесты
1. Налогоплательщиками могут быть признаны:
а) физические и юридические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства;
б) физические и юридические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства или оформлены договоры аренды транспортных средств;
в) пользователи транспортных средств.
2. Объектами налогообложения не являются:
а) мотоциклы и мотороллеры;
б) промысловые морские и речные суда;
в) яхты и парусные суда.
3. Налоговая база определяется:
а) в лошадиных силах и валовой вместимости в регистровых тоннах;
б) в лошадиных силах и единицах транспортных средств;
в) в лошадиных силах, единицах транспортных средств и валовой вместимости в регистровых тоннах.
4. Налоговым периодом признается:
а) месяц;
б) квартал;
в) календарный год.
5. Налоговые ставки устанавливаются:
а) федеральным законом;
б) законами субъектов РФ;
в) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
6. Налоговые ставки, указанные в федеральном законе, могут быть:
а) уменьшены не более чем в пять раз;
б) увеличены не более чем в три раза;
в) увеличены (уменьшены) не более чем в пять раз.
7. Установление дифференцированных налоговых ставок с учетом срока полезного использования транспортных средств:
а) допускается;
б) не допускается;
в) допускается для некоторых видов транспортных средств.
8. Сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, исчисляют:
а) налогоплательщики самостоятельно;
б) налоговые органы;
в) организации — самостоятельно, а для физических лиц — налоговые органы.
9. В случае регистрации (снятия с учета) транспортного средства в течение налогового периода сумма налога исчисляется:
а) за весь налоговый период;
б) в половинном размере;
в) пропорционально времени, в течение которого транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, включая месяц регистрации.
10. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать о такой регистрации в налоговую инспекцию в течение:
а) 5 Дней;
б) 10 дней;
в) 15 дней.
11. Налоговое уведомление об уплате суммы транспортного налога вручается физическому лицу не позднее:
а) 1 апреля;
б) 1 июня;
в) 1 июля.
12. Если транспортное средство угнано в течение налогового периода и находится в розыске, то налог:
а) не уплачивается;
б) уплачивается в половинном размере;
в) уплачивается или не уплачивается — в зависимости от законодательных решений субъектов РФ.
13. Если транспортное средство было зарегистрировано и снято с регистрации в течение одного месяца, то транспортный налог:
а) не уплачивается;
б) уплачивается за один месяц;
в) уплачивается за весь год.
Налог на игорный бизнес
Налог на игорный бизнес относится к региональным налогам. По правовой природе он представляет собой разновидность вмененного налога на отдельные виды деятельности.
В рамках специальных налоговых режимов допускается установление особого порядка определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. Поскольку налогообложение игорного бизнеса фактически специальный режим налогообложения, игорная деятельность освобождается от уплаты федеральных налогов.
Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Объектами налогообложения являются игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора и касса букмекерской конторы. В федеральном законе установлены максимальные и минимальные ставки налога в зависимости от объекта налогообложения. Конкретное значение устанавливает субъект РФ на территории, которого вводится данный налог. Порядок расчета и уплаты налога на игорный бизнес регламентируется гл. 29 НК РФ.
Плательщики налога на игорный бизнес представлены на схеме.
Налогоплательщики
Осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса
Игорный бизнес — предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями и индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров, имущественных прав, работ или услуг. Следовательно, уплачивать налог должны казино, заведения, которые получают Доход от игровых аппаратов, а также букмекерские конторы, ипподромы и другие организации, которые принимают от населения Денежные ставки.
Пример 6.5. ООО «Альтернатива» занимается букмекерской деятельностью, т.е. принимает денежные ставки от населения. Следовательно, ООО «Альтернатива» является плательщиком налога на игорный бизнес.
Введем некоторые необходимые определения.
Организатор игорного заведения, в том числе букмекерской конторы, — организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса деятельность по организации азартных игр, за исключением азартных игр на тотализаторе.
Организатор тотализатора — организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса посредническую деятельность по организации азартных игр по приему ставок от участников взаимных пари и (или) выплате выигрыша.
Участник — физическое лицо, принимающее участие в азартных играх и (или) пари, проводимых организатором игорного заведения (организатором тотализатора).
Азартная игра — основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора).
Пари — основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора), исход которого зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.
Объекты обложения налогом на игорный бизнес перечислены на схеме.
Игровой стол — специально оборудованное у организатора игорного заведения место с одним или несколькими игровыми полями, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в которых организатор игорного заведения через своих представителей участвует как сторона или организатор.
Игровой автомат — специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения.
Касса тотализатора — специально оборудованное место у организатора тотализатора, где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.
Касса букмекерской конторы — специально оборудованное место у организатора игорного заведения, где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.
Невозможность эксплуатации установленного в игорном заведении оборудования, вызванная, например, поломкой, некомплектностью и т.п., не изменяет обязанности налогоплательщика по уплате налога, если в налоговый орган не будет представлено заявление об изменении количества зарегистрированных объектов налогообложения.
Все объекты игрового бизнеса подлежат регистрации в налоговых органах по их местонахождению не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Датой регистрации считается день, когда в налоговый орган представлено соответствующее заявление. Налоговый орган в течение пяти дней обязан выдать налогоплательщику регистрационное свидетельство. Регистрации в налоговом органе также подлежит и любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого такого объекта. Изменения в ранее выданное свидетельство налоговые органы должны внести также в пятидневный срок.
Налогооблагаемая база и ставки налога. По каждому объекту налогообложения налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения (ст. 367 НК РФ). Таким образом, чтобы рассчитать сумму налога, необходимо умножить количество объектов налогообложения одного вида (например, игровых автоматов) на соответствующую налоговую ставку. Если у налогоплательщика несколько видов объектов налогообложения (игровые столы, кассы тотализатора и т.д.), то сначала рассчитывают налог по каждому виду, а затем полученные результаты суммируются.
Статьей 369 НК РФ установлены минимальные и максимальные ставки налога. Конкретные же ставки устанавливают региональные законы субъектов РФ. Если это не сделано, то налог уплачивается по минимальным ставкам.
Размеры ставок по налогу на игорный бизнес
Объект налогообложения | Ставка налога за одну единицу в соответствии со ст. 369 НК РФ, руб. | |
минимальная | максимальная | |
Игровой стол | 25 000 | 125 000 |
Игровой автомат | ||
Касса тотализатора или букмекерской конторы | 25 000 | 125 000 |
Пример 6.6. У ООО «Фламинго» есть пять касс тотализатора и девять игровых автоматов. Организация ведет предпринимательскую деятельность на территории региона, где введен налог на игорный бизнес. Ежемесячная сумма налога за каждую кассу тотализатора — 65 000 руб., за каждый игровой автомат — 4500 руб.
В январе 2009 г. у ООО «Фламинго» количество объектов налогообложения не менялось, поэтому общая сумма налога, которую в январе 2009 г. ООО «Фламинго» уплатило в бюджет, равна 365 500 руб. [(65 000 руб. х 5 касс) + (4500 руб. х 9 автоматов)].
Порядок исчисления и сроки уплаты налога. Сумму налога налогоплательщик рассчитывает самостоятельно. Если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по этому столу увеличивается кратно количеству игровых полей.
Налоговый период по налогу на игорный бизнес — календарный месяц. Налоговую декларацию за истекший налоговый период налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, декларация за январь должна быть представлена не позднее 20 февраля, за февраль — не позднее 20 марта и т.д.
Сумма налога по итогам налогового периода уплачивается налогоплательщиком по месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации, т.е. не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем. При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения. При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога по этому объекту за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и 1/2 ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения (п. 3 ст. 370 НК РФ).
Пример 6.7. Воспользуемся данными примера 6.6. Предположим, что 14 февраля 2008 г. ООО «Фламинго» поставило три новых игровых автомата. Тогда же в налоговый орган было подано заявление об изменении количества объектов налогообложения. Игровые автоматы стали использовать 17 февраля. Объект налогообложения считается зарегистрированным в день, когда было подано заявление, т.е. 14 февраля 2008 г. Так как автоматы установили до 15 февраля 2008 г., то налог на игорный бизнес рассчитывают за этот месяц по игровым автоматам исходя из соответствующей ставки налога и количества автоматов, включая три новых автомата.
Таким образом, общая сумма налога за февраль 2008 г. составила 379 000 руб. (65 000 руб. х 5 касс + 4500 руб. х 12 автоматов).
При выбытии объекта (объектов) налогообложения до 15-го числа (включительно) текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и у2 ставки налога, установленных для этих объектов налогообложения. При выбытии объекта (объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения, включая выбывший объект (объекты) налогообложения, и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения (п. 4 ст. 370 НКРФ).
Пример 6.8. Воспользуемся данными примера 6.7. Предположим, что 4 марта 2008 г. одна касса тотализатора была закрыта. В этот же день ООО «Фламинго» подало заявление в налоговый орган об изменении количества объектов налогообложения. Выбывшим объект будет считаться с момента подачи заявления, т.е. 4 марта 2008 г.
Так как выбытие произошло до 15 марта 2008 г., налог на игорный бизнес за февраль 2008 г. по выбывшей кассе тотализатора рассчитывают исходя из соответствующей ставки налога, уменьшенной вдвое, т.е. общая сумма налога за март 2008 г. составила 346 500 руб. [(65 000 руб. х y2"i- 65 000 руб. х 4 кассы) + (4500 руб. х 12 автоматов)].
Контрольные вопросы
1. Кто является плательщиком налога на игорный бизнес?
2. Каково определение основных терминов, используемых при исчислении налога?
3. Налог на игорный бизнес является федеральным или региональным?
4. Как формируется налоговая база при расчете налога на игорный бизнес?
5. Какие существуют объекты налогообложения по налогу на игорный бизнес?
6. Какой отрезок времени признан налоговым периодом?
7. Каковы сроки подачи декларации и уплаты налога на игорный бизнес?
8. Каков порядок установления ставок налога?
9. Существуют ли льготы по уплате налога на игорный бизнес?
10. Как исчисляется сумма налога, если объект налогообложения приобретается или выбывает в течение налогового периода?
Тесты
1. К игорному бизнесу относится предпринимательская деятельность:
а) связанная с извлечением доходов в виде выигрыша и основанная на риске;
б) связанная с извлечением доходов в виде выигрыша и платой за проведение азартных игр или пари;
в) связанная с извлечением доходов в виде выигрыша и платой за проведение азартных игр, для ведения которой нетребуется лицензии.
2. Объектами налогообложения признаются:
а) игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы;
б) игровой стол, игровой автомат, бильярдный стол, касса тотализатора.
3. Налогоплательщик обязан поставить на учет:
а) общее количество объектов одного вида не позднее чем за два рабочих дня до даты установки;
б) каждый объект не позднее чем за два рабочих дня после даты установки;
в) каждый объект не позднее чем за два рабочих дня до даты установки.
4. Налоговая база определяется:
а) по каждому из объектов налогообложения в отдельности;
б) по объектам, действующим в первой половине налогового периода, в отдельности по каждому объекту как количество соответствующих объектов;
в) по каждому объекту налогообложения в отдельности как общее количество соответствующих объектов.
5. Налоговые ставки устанавливаются:
а) едиными по всей территории РФ;
б) законодательными актами субъектов РФ;
в) законодательными актами субъектов РФ в пределах, предусмотренных федеральным законодательством.
6. Размер ставки налога дифференцирован в зависимости:
а) от количества объектов налогообложения;
б) от вида объектов налогообложения;
в) от места их расположения.
7. Если объект налогообложения выбыл в течение налогового периода:
а) ставка налога применяется в полном размере;
б) налог не исчисляется;
в) ставка налога применяется в полном или половинном размере — в зависимости от даты выбытия.
8. За нарушен