См.: Апелляционное определение Костромского областного суда от 15.08.2012 N 33-1184.
3. Постановлениями Правительства РФ определяется порядок установления особенностей режима рабочего времени отдельных категорий работников.
Так, Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы" предусмотрено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России и Минздравом России, а при отсутствии соответствующего федерального органа исполнительной власти - Минтрудом России.
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников организаций, осуществляющих добычу драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных и рудных месторождений, утвержденное Приказом Минфина России от 02.04.2003 N 29н, предусматривает, что годовое время деятельности организаций указанной отрасли промышленности делится на два обособленных производственных периода:
- подготовительный период, когда выполняются работы по подготовке организации к основному периоду добычи драгоценных металлов и драгоценных камней;
- основной период, когда осуществляются работы по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней.
Работа в организациях осуществляется в круглосуточном режиме при непрерывной производственной неделе. Продолжительность производственного периода, рабочего времени и времени отдыха работников в указанных организациях определяется работодателями с учетом конкретных природно-климатических и производственных условий. Для работников организаций устанавливается суммированный учет рабочего времени с учетным периодом продолжительностью в один календарный год. Рабочее время и время отдыха в пределах годового учетного периода устанавливаются графиком работы, который утверждается работодателем в порядке, предусмотренном действующим законодательством. В зависимости от конкретных условий производства на отдельных участках (объектах работ) графиком работ может быть установлена продолжительность рабочей смены не более 12 часов.
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы утверждено Приказом Минтранса России от 14.03.2012 N 61. В этом акте предусмотрено, что в случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена ежедневная и еженедельная продолжительность рабочего времени, вводится суммированный учет рабочего времени с учетным периодом месяц, квартал или иной более длительный период, но не более года. При этом продолжительность рабочего времени за учетный период не может превышать нормального числа рабочих часов. Порядок введения суммированного учета рабочего времени лоцманов устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка с учетом мнения соответствующего выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы большинства лоцманов, а при его отсутствии - с иным представительным органом лоцманов. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) лоцмана не может превышать 24 часов. При этом максимально допустимая продолжительность непрерывной лоцманской проводки или последовательных лоцманских проводок без предоставления специальных перерывов для отдыха между лоцманскими проводками не может превышать 12 часов. Продолжительность ежедневной работы (смены) в ночное время не сокращается.
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации утверждено Приказом Минтранса России от 07.07.2011 N 181. В названном акте предусмотрено, что рабочее время работников состоит из следующих периодов:
- время выполнения технического обслуживания и ремонта воздушных судов в гражданской авиации;
- время подготовительных и заключительных работ при проведении технического обслуживания и ремонта воздушных судов в гражданской авиации;
- время приема-передачи смены;
- время проведения инструктажей и разборов;
- время специальных перерывов для обогревания (охлаждения) и отдыха;
- время на авиационно-техническую подготовку, профессиональное и (или) техническое обучение, стажировку;
- время прохождения периодических медицинских осмотров.
При выполнении технического обслуживания и ремонта воздушных судов в гражданской авиации вне места постоянной работы в состав рабочего времени дополнительно включается:
- время служебного перелета на борту воздушного судна;
- время стоянки в промежуточных и конечных пунктах посадки воздушного судна, время ожидания вылета (прилета) воздушного судна в случае задержки рейса по различным причинам в случае непредоставления условий для отдыха (гостиницы, профилактория);
- время до сдачи воздушного судна под охрану при стоянках в промежуточных и конечных пунктах посадки.
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей предусматривает, что графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
Статья 101. Ненормированный рабочий день
Комментарий к статье 101
1. Комментируемая статья посвящена понятию ненормированного рабочего дня и порядку его установления отдельным категориям работников. Так, ненормированный рабочий день является видом режима работы, при котором работодатель вправе эпизодически привлекать работника к выполнению трудовых функций за пределами установленной ему продолжительности рабочего времени.
Исходя из определения, следует выделить следующие основные признаки ненормированного рабочего дня как режима работы:
- является легальным способом привлечения работника без его согласия к работе за пределами установленной ему продолжительности рабочего времени;
- не применяется как система, допускается к применению эпизодически;
- устанавливается работнику на основании утвержденного на уровне социального партнерства перечня должностей;
- компенсируется предоставлением работнику дополнительных дней отдыха.
2. Ненормированный рабочий день следует отличать от сверхурочной работы, которая также является работой за пределами установленной продолжительности рабочего времени, но процедура и условия привлечения работников к такой работе, а также условия компенсации за нее существенно отличаются.
В том случае, когда работнику установлено неполное рабочее время, ему также может быть установлен ненормированный рабочий день и любое привлечение его к работе за пределами согласованной его трудовым договором продолжительности рабочего времени будет являться привлечением к работе за пределами рабочего времени. В частности, Роструд указал, что "до внесения изменений в статью 101 ТК РФ (до 6 октября 2006 г.) при определении ненормированного рабочего дня речь шла о возможности привлечения к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Поэтому работникам с неполным рабочим днем в соответствии с действующей на тот момент редакцией статьи 101 ТК РФ нельзя было установить ненормированный рабочий день. С учетом новых положений статьи 101 ТК РФ полагаем, что работникам с неполным рабочим временем возможно устанавливать ненормированный рабочий день" (письмо Роструда от 19.04.2010 N 1073-6-1 "Об индексации заработной платы и возможности установления ненормированного рабочего дня работникам с неполным рабочим временем").
Складывающаяся судебная практика также показывает, что если работнику установлен ненормированный рабочий день, то переработки, допущенные работником, сверхурочной работой не являются.
Согласно п. 14 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси) может устанавливаться ненормированный рабочий день. Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что истцу был установлен ненормированный рабочий день, который не может рассматриваться как сверхурочная работа, поскольку сам характер работы истца предполагает возможность переработки, которая компенсируется не по правилам оплаты сверхурочных работ, а путем предоставления дополнительного отпуска, что предусмотрено ст. 119 ТК РФ.