Сроки проведения налоговых проверок.
Проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки (например, в 2001 году налоговые органы вправе проверить налогоплательщика за 1998-2000гг.) вопрос о проверке налогоплательщика за текущий год был дискуссионным. С точки зрения налоговых органов, в НК РФ (ст.87) определен только нижний предел срока проверки и нет препятствий для проверки налогоплательщика за период (квартал, полугодие, 9 месяцев) текущего года.
Буквальное прочтение п. 1 ст. 87 НК РФ позволяет сделать вывод о неправомерности проверки налоговым органом текущего года, так как оборот “непосредственно предшествующие году проверки” исключает возможность проведения проверки текущего года.
В настоящее время пунктом 27 постановления Пленума ВАС РФ №5 разъяснено, что при толковании п. 1 ст. 87 НК РФ необходимо исходить из того, что “она имеет своей целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года”.
Запрещается проведение налоговыми органами повторных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка производится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Фактически законодатель снял запрет на проведение на проведение налоговой проверки один раз в календарном году. В предыдущей редакции ст.89 НК РФ четко было указано , что выездная налоговая проверка проводится не чаще одного раз в год. Теперь, например, если у налогоплательщика уплата НДС производится ежемесячно, возможна ситуация, когда налоговый орган будет проверять налогоплательщика ежемесячно, а так как срок проведения проверки два месяца и вопрос правомерности текущего года не определен, то теоретически возможен случай, что на предприятии в течение текущего года одновременно будут работать три бригады проверяющих и каждая будет проверять уплату НДС по своему периоду (месяцу), периодически сменяясь в течение года. Итого 12 выездных проверок в год только по НДС.
Проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено законом. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных налоговых проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика независимо от проведения проверки самого налогоплательщика. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика. В эти сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о предъявлении документов в соответствии со статьей 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.
Срок два месяца, установленный для проведения проверки, не совпадает с двумя календарными месяцами.
По окончании проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо ее представителем. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.
Оформление результатов выездной налоговой проверки.
Требования к оформлению акта выездной налоговой проверки установлены Приказ ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ "Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)" (вместе с "Основаниями и порядком продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки", "Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации)") (Зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2015 N 37445)
.
В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных правонарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика либо представителем под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителем.
Многие налогоплательщики отказываются подписывать акт проверки, мотивируя это тем, что не согласны с выводами проверяющих, изложенными в акте, либо подписывают его с оговорками. Неподписание акта либо подписание его с оговорками не имеет практического значения. При неподписании акта он направляется налогоплательщику по почте заказным письмом. Датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки. Причем акт отправляется по адресу, указанному в учредительных документах налогоплательщика. Учитывая, что место фактического расположения налогоплательщика не всегда совпадает с местонахождением, указанным в учредительных документах, налогоплательщик может вообще может не получить акт проверки. Негативные последствия неполучения акта очевидны: налогоплательщик не сможет детально ознакомиться с актом и, соответственно, представить возражения по акту и повлиять на вынесение решения.
Поэтому рекомендуется налогоплательщикам подписывать акт проверки независимо от наличия возражений. В акте обязательно собственноручно указать дату получения акта, иначе датой вручения акта будет считаться дата, проставленная на титульном листе акта, то есть фактически дата его составления.
Налогоплательщику предоставлено право в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.
Следует обратить внимание на то, что с точки зрения исчисления сроков две недели – это не 14 календарных дней, следующих подряд.
В соответствии со ст.61 НК РФ срок, исчисляемый неделями, истекает в последний день недели. При этом неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд.
Если акт вручается в любой день недели, кроме пятницы, то у налогоплательщика на представление возражений имеется текущая неделя плюс еще две недели при условии, что в этих двух неделях нет праздничных дней. Срок истекает в 24 часа в последний день (пятницу) последней недели срока.
По истечении срока на представление возражений в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган обязан известить налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения и другие документы рассматриваются в его отсутствие.
Необходимо отметить, что налоговый орган обязан известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения акта только в случае представления налогоплательщиком возражений. Если возражения не представлены, то обязанности известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения акта проверки у налоговых органов не возникает и, соответственно, возможно рассмотрение материалов проверки без налогоплательщика. Такая ситуация на практике встречается достаточно редко, так как рассмотрение акта проверки обычно совпадает с моментом вынесения решения. Тогда встает вопрос о вручении решения и привлечении должностных лиц организации-налогоплательщика к административной ответственности и т. д.
Вместе с тем, рассмотрение акта проверки и вынесение решения – две различные процедуры.
Все вопросы, возникшие при проведении и оформлении результатов проверки, необходимо решать с налоговыми органами до дня рассмотрения материалов проверки и вынесения решения. С возражениями необходимо представить максимально возможное количество документов в обоснование своей позиции и, по возможности, рассмотреть данные документы с проверяющими, так как от их позиции во многом зависит признание правомерными возражений налогоплательщика. Сама процедура вынесения решения достаточно формальна. Документы, в том числе проект решения, результаты рассмотрения возражений по акту, готовятся соответствующими службами налогового органа, и к руководителю (заместителю руководителя) налогового органа попадает готовый пакет. Возражения налогоплательщика, высказанные непосредственно при принятии решения, вряд ли будут приняты к сведению. Лицо, выносящее решение, не будет вникать в нюансы расчета реализованного наложения или формирования себестоимости, так как предполагается, что возражения по акту предварительно рассмотрены соответствующими специалистами и ими высказаны рекомендации по всем позициям возражений.
Основным и единственным критерием законности процедуры рассмотрения материалов руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. При этом налогоплательщик фактически лишен права активно участвовать в процедуре рассмотрения материалов проверки. К примеру, у налогоплательщика нет права предоставить новые материалы, дополнительные возражения, давать пояснения и т.д. Решение приобщать или не приобщать документы или возражения налогоплательщика в момент рассмотрения материалов проверки зависит от воли должностного лица налогового органа, рассматривающего материалы проверки, а не от установленной законом процедуры.
Нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки может послужить основанием для обращения налогоплательщика с иском в суд.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
1. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Это решение выносится в случае установления налоговым органом фактов нарушения налогового законодательства;
2. об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения Это решение выносится в случае, если в акте содержаться сведения, формально содержащие признаки налоговых правонарушений, но в силу определенных причин налогоплательщик не подлежит привлечению к налоговой ответственности. Например, по основаниям, указанным в ст. 109 НК РФ. Если в акте указано на отсутствие выявленных в ходе проверки налоговых правонарушений, решение не выносится, за исключением случаев, когда руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
3. о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Такое решение выносится при наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованного решения о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на основании имеющихся материалов налоговой проверки.
Законодателем не дан хотя бы примерный перечень процедур, из которых могут состоять мероприятия дополнительного контроля. Задачей дополнительных мероприятий налогового контроля является устранение обстоятельств, которые исключают возможность вынесения правильного и обоснованного решения.
В силу ограничений, накладываемых НК РФ на проведение повторных налоговых проверок, не может считаться дополнительным мероприятием вынесение решения о проведении проверки за уже проверенный налоговый период (в том числе встречной проверки). Такое решение может быть обжаловано налогоплательщиком в суд как незаконное и подлежащее безусловной отмене.
Подобный вывод сделан ФАС Северо-Западного округа в материалах дела от 19.03.01 № А56-26538/00, где суд однозначно расценил встречную проверку как вторичную, потому что “…решение о проведении встречной налоговой проверки общества принято ИМНС после окончания выездных налоговых проверок ООО и его структурного подразделения.
Между тем, как следует из содержания абзаца 2 статьи 87 НК РФ, налоговым органам предоставляется право истребовать документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, только в ходе проведения камеральной или выездной налоговой проверки, а не после ее окончания, поскольку в указанной статье речь идет о получении информации, которая может послужить основанием для выводов, излагаемых в акте камеральной или выездной налоговой проверки.
Суд кассационной инстанции находит правильными выводы, изложенные в судебных актах, о том, что упомянутая в статье 87 НК РФ “встречная проверка” является не самостоятельным видом проверки, а позволяет лишь дополнительно истребовать необходимые при проведении налоговой проверки документы.
Не оспаривая право налоговых органов на проведение мероприятий налогового контроля, судебные инстанции правомерно указали на недопустимость нарушения при этом прав налогоплательщика, гарантированных Налоговым кодексом РФ, и признали оспариваемое решение ИМНС не соответствующим требованиям налогового законодательства…”
К дополнительным мероприятиям налогового контроля можно отнести:
- Истребование у налогоплательщика документов;
- Проведение экспертизы;
- Опрос свидетелей;
- Выемку документов и предметов;
- Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля;
- Проведение камеральной налоговой проверки налогоплательщика;
- Осмотр территорий, помещений, документов и предметов, то есть фактически все действия, которые проверяющие имели право производить во время проведения проверки.
Копия решения налогового органа вручается налогоплательщику либо его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения акта налогоплательщиком либо его представителем. Если руководитель организации-налогоплательщика или его представитель уклоняются от получения копии решения, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным налогоплательщиком по истечении шести дней после его отправки.
В десятидневный срок с даты вынесения решения налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогу и пени.
Если требование не соответствует нормам действующего законодательства (Приложение N24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@), оно может быть обжаловано в суд. Обжаловать решение по формальным основаниям, в принципе, не имеет смысла. Даже если решение будет вынесено в пользу налогоплательщика и требование будет признано недействительным, от обязанности уплатить указанные в требовании суммы налогов и пени такое решение налогоплательщика не освободит.
Обжалование требования имеет смысл в тактическом плане. Например, обжалуя требование можно приостановить взыскание в бесспорном порядке сумм налогов и пени, указанных в требовании, до момента вынесения решения судом по существу. Данный ход дает налогоплательщику выигрыш во времени, которое можно использовать для подготовки искового заявления о признании недействительным решения налогового органа. Вместе с тем, обжалование требования по существу, то есть по суммам налогов и пени, - фактически единственная возможность обжалования налогоплательщиком опосредованно акта выездной налоговой проверки. Такая необходимость может возникнуть, например, в случае не вынесения налоговым органом по каким-либо причинам решения.
В случае, если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного налогоплательщика налоговой санкции.
Налоговые органы могут обратиться с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). Дата составления акта – это дата, указанная на титульном листе акта, а не дата вручения его налогоплательщику. При обращении налогового органа в суд с иском о взыскании штрафных санкций по истечении данного срока судом будет отказано в удовлетворении исковых требований.
Если налогоплательщик не согласен с выводами налогового органа, он имеет право обжаловать решение.
Решение может быть обжаловано в административном порядке в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) либо в суд.
В административном порядке жалоба может быть подана в течение трех месяцев с момента вынесения решения. Подача жалобы не лишает налогоплательщика права на обращение в суд.
Обращение в суд производится по правилам, установленным АПК РФ.
Во избежание негативных последствий в виде списания денежных средств в бесспорном порядке налоговым органом в счет погашения образовавшейся по факту проверки недоимки и пени затягивать с обращением в суд не стоит.
3. Роль встречной проверки при проведении выездной налоговой проверки юридического лица.
Понятие встречной проверки.
Налоговый кодекс Российской Федерации предоставляет налоговым органам право проведения встречных проверок.
Встречная проверка является самостоятельной формой налогового контроля и не относится ни к категории камеральной, ни к категории выездной.
Статьей 87 Налогового Кодекса РФ определено, что если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора). Данная форма налогового контроля и является встречной проверкой, которая проводится в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика с целью подтверждения действительности документов, представленных проверяемым налогоплательщиком.
Исходя из положений ст.87 Налогового кодекса РФ, встречная проверка не является выездной налоговой проверкой, но может быть проведена в рамках налоговой проверки посредством истребования у вышеназванных лиц документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика. Т.е. потребовать представления документов налоговики могут как от проверяемого налогоплательщика, так и от других лиц, чья деятельность с ним связана.
При этом на встречные проверки Налоговым кодексом РФ не распространен ни принцип запрета повторных проверок, как это предусмотрено той же ст.87 НК РФ для выездных налоговых проверок, ни ограничение проведения их во времени, как это предусмотрено ст.88 НК РФ для камеральных налоговых проверок.
Соответственно, проведение встречной проверки не затрагивает налоговых интересов организаций, у которых истребуются документы, и поэтому встречная проверка может проводиться вне зависимости от проведения выездных и камеральных проверок данных организаций.
Встречная проверка состоит в истребовании налоговым органом документов о деятельности проверяемого налогоплательщика, имеющихся у других лиц (организаций и индивидуальных предпринимателей), выступающих контрагентами проверяемого налогоплательщика, с последующим сопоставлением их данных с данными, отраженными в документах проверяемого налогоплательщика, с целью оценки достоверности данных. Встречная проверка может проводиться только в рамках выездной или камеральной налоговой проверки.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит императивной нормы, предусматривающей проведение встречной проверки конкретным налоговым органом. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 21.03.1991 №943-1 “О налоговых органах РФ” определено, что налоговые органы РФ – единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ.
Определение налогового органа, которым должна проводиться встречная проверка, производится в порядке, установленном ведомственными инструктивно-методическими документами ФНС России либо в форме непосредственного указания (поручения) нижестоящему налоговому органу со стороны вышестоящего органа.
Ведомственными инструктивно-методическими документами до определенного времени было предусмотрено, что в случае, если лицо, в отношении которого проводится встречная проверка, состоит на учете в другом налоговом органе, то налоговый орган, осуществляющий выездную налоговую проверку, при необходимости может направить мотивированный запрос о проведении встречной проверки в налоговый орган другого субъекта Российской Федерации, на территории которого данное лицо состоит на налоговом учете.
И уже этот налоговый орган, получивший запрос на проведение встречной проверки, организовывал проведение всех необходимых действий по осуществлению налогового контроля в форме проведения встречной проверки состоящего у него на учете налогоплательщика.
Такая практика проведения встречных проверок была распространена до недавнего времени.
Однако многие налогоплательщики Воронежской области обратили внимание на то, что с начала текущего года в их адреса стали поступать требования о представлении документов от налоговых органов, расположенных в других регионах Российской Федерации, о чем свидетельствуют нередкие звонки от возмущенных налогоплательщиков в Управление. С чем же это связано?
Положения Налогового Кодекса РФ не содержат норм, ограничивающих право проведения налоговыми органами других субъектов РФ встречных проверок налогоплательщиков, не состоящих на учете в данных налоговых органах.
В декабре 2004 года Приказом ФНС России утвержден внутриведомственный документ - Регламент проведения встречных проверок, который конкретизировал порядок их проведения и определил, что встречная проверка должна осуществляться налоговым органом, непосредственно проводящим налоговую проверку налогоплательщика (за исключением ряда случаев, когда встречные проверки необходимо проводить налоговым органам по месту учета контрагентов).
В связи с изложенным, проведение встречной проверки с истребованием у контрагента проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) и иных лиц документов о деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора), имеющих отношение к предмету соответствующей налоговой проверки, вправе осуществлять как налоговый орган, на территории которого состоит на учете лицо, в отношении которого проводится данная проверка, так и налоговый орган, непосредственно осуществляющий проверку налогоплательщика (плательщика сбора).
Встречные проверки могут быть организованы не только налоговым органом по месту налогового учета организации, у которой истребуются документы, но и любым налоговым органом, у которого возникала необходимость проверить взаимоотношения своих налогоплательщиков с иными лицами при проведении камеральных и выездных налоговых проверок.
Отсюда следует, что встречная проверка может проводиться налоговым органом вне зависимости от местонахождения контрагентов налогоплательщика, поскольку осуществляется путем запроса необходимых документов и не предусматривает присутствия проверяющих на территории контрагентов. При этом лицо, обладающее необходимой информацией о финансово—хозяйственной деятельности налогоплательщика, и сам налогоплательщик могут состоять на учете в разных налоговых органах.
Таким образом, встречные проверки могут проводиться как налоговым органом, в котором состоит на учете налогоплательщик - контрагент (по мотивированному запросу другого налогового органа), так и налоговым органом, проводящим выездную и камеральную проверку.
Поэтому налоговый орган, расположенный в другом регионе РФ, вправе истребовать у налогоплательщика, состоящего на учете в налоговых органах Воронежской области документы для проведения встречной проверки.
Порядок проведения встречных проверок, изложенный в ст.87 НК РФ, не предусматривает вынесение и принятие налоговым органом решения о проведении встречной проверки, оформляемого в виде документа, с содержанием которого надлежит ознакомить налогоплательщика, как это делается при назначении выездных налоговых проверок.
Встречная проверка проводится путем истребования соответствующих документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика.
Налоговым кодексом РФ не установлен специальный порядок истребования документов для проведения встречной проверки.
Следовательно, истребование налоговым органом документов для проведения встречных проверок производится в общеустановленном порядке– в соответствии со ст.93 НК РФ. Т.е. налогоплательщику должно быть направлено требование о представлении документов, которое, в свою очередь, и является документом, подтверждающим организации, у которой истребуются документы на встречную проверку, необходимость проведения этой встречной проверки. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Налоговым кодексом РФ не определены критерии отнесения тех или иных документов к документам, относящимся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора). В результате налоговый орган, истребующий документы, вправе сам определять круг и перечень истребуемых документов, а также относятся данные документы к деятельности проверяемого налогоплательщика или нет.
В случае если налогоплательщиком не представлены документы, необходимые для проведения камеральных или выездных проверок иных лиц, деятельность которых связана с деятельностью данного налогоплательщика, он подлежит привлечению к налоговой ответственности.
Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, установленную пунктом 2 статьи 126 НК РФ.
Размер штрафа, который грозит налогоплательщикам, ослушавшимся требования налоговиков и не представившим документы, в отличие от п.1 ст.126 НК РФ, не зависит от количества не представленных организацией документов и ограничен фиксированной суммой - 5 тыс. рублями.
Особо следует отметить, что хотя п.1 ст.126 НК РФ прямо не предусмотрена ответственность за несвоевременное представление запрошенных документов, нарушение срока их представления, указанного в требовании о представлении документов, может быть квалифицировано налоговым органом как иное уклонение от предоставления документов со сведениями о налогоплательщике с наложением штрафа, предусмотренного п.2 ст.126 НК РФ.
Решение о привлечении лица к ответственности за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе указанного лица представить имеющиеся у него документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, предусмотренной ст.126 Налогового кодекса РФ, принимает налоговый орган, производящий истребование документов, в порядке, установленном ст.101.1 НК РФ.
Помимо привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по ст.126 НК РФ, руководители данных организаций или индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности по ст.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок, либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Непредставление в налоговые органы документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а также представление их в неполном объеме или в искаженном виде, признается административным правонарушением в области налогов и сборов и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц – от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда в соответствии с пунктом 1 статьи 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Производство по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов осуществляется налоговым органом, проводившим встречную проверку.
Учитывая все вышеизложенное, хочется дать совет всем налогоплательщикам: прежде, чем отказать налоговому органу в предоставлении запрашиваемых документов, хорошо подумайте о возможных последствиях, которые могут наступить в случае неисполнения требования инспекции.