Социальное партнерство. Правовой статус профсоюзов.
Как явствует из изложения предыдущего вопроса, трудовое право регулирует не только взаимоотношения работника и работодателя. Круг субъектов трудового права достаточно широк, причем от уровня правового обеспечения деятельности многих коллективных субъектов трудового права (профсоюзов, органов Рострудинспекции, комиссий по трудовым спорам и т.п.) в значительной мере зависят условия труда и размер оплаты труда индивидуального работника.
Коллективное трудовое право получило значительное развитие в России в первой половине 90-х гг., когда сами работники, а не государство, как в советские времена, вынуждены были бороться для защиты своих прав. Кодификация норм коллективного трудового права (т.е. разработка - нового, систематизированного нормативно-правового акта путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства) осуществлена во втором разделе Трудового Кодекса (Раздел «Социальное партнерство в сфере труда»). В этом разделе сформулированы понятие и принципы социального партнерства, его формы и уровни Основными формами социального партнерства являются коллективные переговоры, консультации представителей работников с работодателем, участие работников в управлении организации и досудебное урегулирование трудовых споров (ст. 27 Трудового кодекса РФ).
К сожалению, эта кодификация сопровождалась утратой многих прогрессивных положений законодательства 90-х годов о профсоюзах как субъектах социально-партнерских отношений, единственных законных представителях работников.
Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов.
Статья 30 Конституции РФ гарантирует право на объединение граждан в профсоюзы и свободу профсоюзной деятельности. В то же время, часть вторая той же статьи гласит, что никто не может быть принужден к вступлению в профсоюзы. Это означает, что устанавливать дополнительные права и производить ограничение прав в зависимости от членства работников в профсоюзах недопустимо. Для создания профсоюза необходимо провести учредительное собрание, в котором приняло бы участие не менее трех работников. Правоспособность профсоюзов возникает с момента их учреждения, хотя права юридического лица они получают только после государственной регистрации, (закон придает этой регистрации не обязательный, а уведомительный характер). Субъектами трудового права являются не сами профсоюзы, а их соответствующие органы (профкомы, отраслевые и территориальные советы профсоюзов).
В современной России существуют два основных типа профсоюза – производственный, объединяющий всех работников данного предприятия и даже целой отрасли производства, и цеховой, объединяющий работников только одной профессии. Производственные профсоюзы России объединены в самое многочисленное профобъединение – Федерацию независимых профсоюзов России, ведущую свою историю еще с советских времен. Всего в профсоюзах России состоит ныне около 40% всех работников, их численность сократилась вдвое за последние 10 лет.
В законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1995 г. сформулированы следующие права профсоюзов:
1.Право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников. Это право является основой всех остальных прав профсоюзов при реализации ими своих защитных функций. Статья 35-1 новой редакции ТК РФ обязывает все органы государственной власти и местного самоуправления до принятия нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы работников, представлять их на ознакомление соответствующих профсоюзов и трехсторонних комиссий (органов социального партнерства), которые имеют право вносить свои замечания и поправки к данным документам.
На локальном уровне социального партнерства (уровне предприятия) большинство решений работодателя по установлению и изменению условий труда (системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), нормы труда, правила внутреннего распорядка, графики отпусков, приказы о сверхурочной работе и т.п.) могут быть приняты только с учетом мнения профкома предприятия. Эта процедура, включающая консультацию работодателя с представителями работников, описана в ст.372 ТК РФ. При этом возражения профсоюза по проекту приказа могут быть проигнорированы работодателем, но он обязан подписать протокол разногласий, знаменующий начало коллективного трудового спора.
2.Право профсоюзов на содействие занятости означает, что ликвидация или реорганизация предприятия, приостановление работ могут осуществляться только после предварительного (за 3 месяца) уведомления профсоюза и проведения с ним переговоров о соблюдении прав работников. До принятия нового ТК РФ без согласия профкома было невозможно и увольнение работников-членов профсоюза по сокращению штатов или их несоответствия занимаемой должности. Теперь это право «вето» профсоюзов заменено процедурой консультации (учета мнения профсоюза), которая не обязывает работодателя изменить свое решение. (ст. 82 и ст.373 ТК РФ.)
3.Право профсоюзов на участие в урегулировании трудовых споров обеспечивается через норму ТК о возможности делегировании профсоюзами половины состава комиссий по трудовым спорам (ст.384), а также реализацией права соответствующего профсоюзного органа на выдвижение требований к работодателю и объявление забастовки. И в этой части, ТК (ст.410) ограничил права профсоюзов по сравнению с законодательством 90-х гг., введя норму об обязательности утверждения решения о забастовке на общих собраниях (конференциях) всех работников данной организации или через процедуру сбора подписей более половины работников.
4.Право профсоюзов на информацию имеет очень большое значение, т.к. в условиях действия коммерческой тайны работодатели скрывают от своих работников финансовую и экономическую информацию о результатах работы предприятий. Закон дает представителям профсоюзов право на получение информации по социально-трудовым вопросам, в т.ч. и составляющей государственную, служебную, коммерческую тайну, при условии ее неразглашения. (ст.37 ТК РФ).
5.Право профсоюзов на осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде предполагает право профсоюзных инспекторов труда беспрепятственно посещать предприятия, где работают члены их профсоюза и требовать устранения выявленных нарушений. Работодатель обязан в недельный срок сообщить профсоюзу о результатах рассмотрения их требований (ст.370 ТК РФ).
6.Права профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды обеспечиваются созданием профсоюзных инспекций по охране труда, их обязательным участием в расследовании несчастных случаев на производстве.
Профсоюзы вправе требовать приостановления работ, если появляется угроза жизни и здоровью работников, до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда.
7.Главным рычагом воздействия профсоюзов на условия труда на данном предприятии является коллективный договор, заключаемый работниками организации с работодателем. Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работодателем и работниками, заключается на срок до 3-х лет.
Закон не связывает руки профсоюзам в определении содержания колдоговора. Рекомендуемый перечень вопросов для включения в колдоговор состоит из следующих пунктов:
- Форма, система и размер оплаты труда, вознаграждения, доплаты, компенсации.
- Механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен и результатов труда
- Занятость, переобучение, условия высвобождения работников.
- Продолжительность времени работы, отдыха, отпусков, льготы для учащихся.
- Улучшение условий и охрана труда, в т.ч. труда женщин и молодежи.
- Контроль за выполнением договора и ответственность сторон (ежегодный отчет профкома и администрации о выполнении его условий на общем собрании или конференции работников).
- Обеспечение нормальных условий деятельности профсоюзов и иных представительных органов работников.
- Отказ от забастовок по условиям, включенным в договор при условии их полного и своевременного выполнения.
В законе «О коллективных договорах и соглашениях» определен четкий и демократичный порядок заключения колдоговора, включающий право любого профсоюза, независимо от их численности на заключение коллективного договора, обязательное обсуждение проекта колдоговора в подразделениях организации и утверждение доработанного проекта на общем собрании (конференции) работников предприятия. Новый Трудовой Кодекс (ст.42) передает установление порядка разработки и заключения колдоговора на усмотрение его сторон.
Подготовке проекта колдоговора и подписанию социально-партнерских соглашений на уровне отрасли, региона и страны в целом должна предшествовать процедура коллективных переговоров, которая гарантирует свободное и равноправное участие представителей работников в обсуждении любых вопросов, вносимых в повестку дня таких переговоров. После получения письменного уведомление о начале таких переговоров, администрация предприятия обязана в семидневный срок издать приказ о составе комиссии, сроках проведения и повестке дня этих переговоров. Участники переговоров со стороны работников освобождаются на этот период (но не более 3 месяцев) от основной работы с сохранением среднего заработка и не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переводу или увольнению без предварительного согласия уполномочившего их на ведение переговоров органа (ст.39 ТК РФ). Представители работодателя, уклоняющиеся от переговоров или не предоставившие требуемую информацию, подвергаются штрафу от 10 до 30 МРОТ.
Негативную реакцию всех новых (альтернативных) профсоюзов России вызвали положения Трудового Кодекса, фактически вводящие в России по примеру США понятие «представительного профсоюза». Глава 6 «Коллективные переговоры» нового ТК, изменяя ранее существовавший порядок и противореча провозглашенному принципу равноправия профсоюзов, передает право представлять на переговорах всех работников организации, если в ней действует несколько профсоюзов, которые не смогли создать в течение пяти дней единый орган для переговоров, тому профсоюзу, который объединяет более половины всех работников (ст.37). Такой же порядок ведения переговоров вводится и на уровне Российской федерации, ее субъектов, отрасли и территории, только право на ведение переговоров и подписание соглашений предоставляется наибольшему по численности профсоюзу.(ст.37). Социальное партнерство, осуществляемое через процедуру коллективных переговоров, воплощается в целой системе договоров и соглашений, вырабатываемых в ходе этих переговоров. Их общая характеристика представлена в нижеследующей таблице:
Таблица 2
Вид соглашения | Участники переговоров | Характер соглашения и его уровень |
Генеральное соглашение | Общероссийские объединения профсоюзов, работодателей, Правительство РФ | Устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне. |
Региональное трехсторонне соглашение | Объединения работодателей, профсоюзов и правительство субъекта РФ | Устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ |
Отраслевое соглашение | Объединение работодателей и объединения профсоюзов данной отрасли при посредничестве соответствующего органа исполнительной власти РФ (департамента, министерства) | Устанавливает общие условия оплаты труда, компенсации и льготы работникам на федеральном, региональном и территориальном уровнях социального партнерства |
Территориальное трехсторонне соглашение | Территориальное объединение профсоюзов, объединения работодателей и орган исполнительной власти муниципального образования | Устанавливает общие условия труда, социальные гарантии и льготы на территории соответствующего муниципального образования. |
Трудовое законодательство не только предоставляет профсоюзам определенные права, но и содержит гарантии осуществления этих прав на практике.