Александр Васильевич Николаев
ОСНОВЫ ПРАВОВЕДЕНИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Санкт-Петербург
Рассмотрено и рекомендовано к изданию методической комиссией Гуманитарного факультета
Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии
12 октября 2010 г.
Составители:
Александр Васильевич Николаев
Евгений Александрович Козлов
Евгений Георгиевич Кожарский
Вячеслав Николаевич Сухов
Наталья Васильевна Дзюба
Отв. редактор
Козлов Е.А.
Рецензенты
Кафедра истории и социологи Санкт-Петербургского Института внешнеэкономических связей, экономики и права (доктор экон. наук, проф..В.С.Лялин)
Кандидат ист. наук, доцент кафедры права Санкт-Петербургского торгово-экономического института М.Л. Макаревич
Учебное пособие составлено с учетом требований федерального стандарта, предназначено для подготовки к семинарским занятиям, написания контрольных работ на ОЗО, сдачи экзаменов и зачетов по курсу «Правоведение».
Темплан 2010 г. Изд. № 33. ÓСанкт-Петербургская государственная
ISBN лесотехническая академия (СПбГЛТА), 2010
А.В. Николаев, В.Н. Сухов
Е.А. Козлов
Таблица 1
Статья 56 пп. 1-2 | обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения; ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения; |
Статья 65 п. 2 | порядок принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта |
Статья 66 п. 5 | изменение статуса субъекта Российской Федерации |
Статья 70 п. 1 | описание и порядок официального использования государственных флага, герба и гимна Российской Федерации |
Статья 84 п. в | порядок назначения референдума |
Статья 87 п. 3 | режим военного положения |
Статья 88 | порядок введения чрезвычайного положения |
Статья 103 п. е | порядок деятельности Уполномоченного по правам человека |
Статья 114 п. 2 | порядок деятельности Правительства Российской Федерации |
Статья 118 п. 3 | установление Судебной системы Российской Федерации |
Статья 128 п. 3 | полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов |
Статья 135 п. 2 | порядок созыва Конституционного Собрания |
Статья 137 п. 1 | принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации, изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации |
В 1994-2002 годах по всем этим вопросам были приняты федеральные конституционные закона, кроме ФКЗ о Конституционном Собрании и ФКЗ о порядке изменения статуса субъекта Российской Федерации.
2.Основы конституционного строя Российской Федерации.
Основы конституционного строя, закрепленные в первой главе конституции, – это главные принципы, характеризующие сущность и форму нынешнего государства российского, его взаимоотношения с обществом и гражданином. Они не могут быть пересмотрены Федеральным собранием, предложения об их изменения выносятся на специально созываемое Конституционное Собрание (ст.135). К основам конституционного строя РФотносятся:
приоритет прав человека;
народовластие;
государственный суверенитет;
разделение властей;
федерализм;
верховенство права;
экономический и политический плюрализм.
отделение местного самоуправления от государственной власти.
Конституция РФ закрепляет главные черты Российского государства, которые позволяют определить его сущность. Это демократическое, правовое, социальное, светское государство (ст.1,7,14).
Демократический характер РФ находит свое выражение в таких элементах конституционного строя как народовластие, разделение властей, идеологическое и политическое многообразие, местное самоуправление.
Народовластие, закреплено в ст. 3 Конституции, гласящей, что единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Оно осуществляется в следующих основных формах:
а) непосредственной демократии, т.е. осуществлении народом своей власти через референдум и свободные выборы;
б) представительной демократии, т. е. осуществлении народом своей власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Референдумы (всенародные голосования по наиболее важным вопросам государственного или местного значения) проводятся на федеральном, региональном (субъектов РФ) и местном уровнях на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления граждан при тайном голосовании и свободном участии. Принятое на референдуме решение является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении, если в референдуме участвовало более половины избирателей и за решение проголосовало более половины принявших участие в голосовании.
Выборы Президента РФ, глав субъектов РФ, депутатов Государственной Думы, законодательных органов субъектов федерации, органов местного самоуправления – это действия граждан РФ, избирательных объединений, избирательных комиссий, органов государственной власти по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению ее итогов.
Принцип разделения властей, на законодательную, исполнительную и судебную ветви, провозглашаемый ст.10 Конституции, призван обеспечить гарантии от узурпации власти и обеспечение их разумного баланса. Этот принцип реализуется как на горизонтальном уровне (федеральном и региональном), так и на вертикальном уровнях – во взаимоотношениях федерального центра, субъектов федерации, органов местного самоуправления.
На федеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную – Правительство РФ, судебную –Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд.
В ст.13 Конституции закрепляется идеологическое и политическое многообразие, означающее, что ни одна идеология в РФ не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, что общественные объединения и политические партии могут действовать свободно, если они не посягают на насильственное изменение основ конституционного строя, территориальную целостность РФ, разжигание религиозной, национальной или социальной розни, что все они равны перед законом..
Местное самоуправление, гарантированное ст.12 Конституции РФ, – это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Многие из норм первой главы Конституции являются нормами- целями, нормами-идеалами. К таковым можно отнести и декларацию, провозглашающую Россию правовым государством. Теоретики понятия «правовое государство» раскрывают его смысл как самоограничение государственной власти ею же созданными законами, что призвано породить равенство государства, гражданина и права перед законом. К конкретным чертам правового государства обычно относят:
- верховенство правового закона, что предполагает урегулирование общественных отношений не подзаконными актами, а законами, которые должны соответствовать Конституции;
- реальность обеспечения прав и свобод человека и гражданина на уровне международных стандартов, в т.ч. через гарантию судебной защиты этих прав;
- осуществление на практике принципа разделения властей, что обеспечивает в свою очередь независимость судебной власти;
- юридическую ответственность государства за свои действия, в т.ч. за причиненный ущерб перед гражданами;
- правовой режим, при котором для граждан действует принцип «Все, что не запрещено, то разрешено», а для государственных органов –«запрещено все, кроме разрешенного».
Основываясь на этих положениях, Конституция РФ в ст.55 (часть 2) гласит: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». В статье 46 Конституции каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, в т.ч. обращение в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Глава вторая Конституции содержит статьи, раскрывающие конституционных права, свободы и обязанности и принципы их применения.
Основные из этих прав и свобод представлены в нижеследующей таблице:
Таблица 2
Личные (гражданские) права и свободы | Политические права и свободы | Социально-экономические и культурные права и свободы | Юридические права – гарантии |
Право на жизнь (ст.20) | Право на объединение (ст.30) | Свобода предпринимательства (ст.34) | Право на государственную защиту прав и свобод человека (ст.45) |
Право на защиту чести и достоинства (ст.21) | Право на собрания, митинги, демонстрации (ст.31). | Право на частную собственность и ее наследование (ст.35) | Право на судебную защиту своих прав (ст.46) |
Право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22) | Право на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным (ст.32). | Право частной собственности на землю (ст.36) | Право на участие в деле суда присяжных (ст.47) |
Право на неприкосновенность частной жизни (ст.23) | Право на обращения (петиции) (ст.33). | Свобода труда и право защищать свои трудовые права (ст.37) | Право на получение квалифицированной юридической помощи (ст.48) |
Право на неприкосновенность жилища (ст.25) | Право на информацию и свобода массовой информации (ст.29) | Право на отдых и социальное обеспечение (ст.37 и ст.39) | Презумпция невиновности (ст.49) |
Право на свободу передвижения и выбор места жительства (ст.27) | Право на жилище (ст.40) | Право не свидетельствовать против себя самого и своих близких родственников (ст.51) | |
Свобода совести, вероисповедания (ст.28) | Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41) | Право на возмещение ущерба от преступлений и злоупотребления властью (ст.52 и 53) | |
Свобода мысли и слова (ст.29) | Право на благоприятную окружающую среду (ст.42) | ||
Право на образование (ст.43) | |||
Свобода творчества и преподавания (ст.44) |
Конституционный статус личности включает в себя и некоторые обязанности: обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ (ст.15), обязанность родителей заботиться о детях и их воспитании и обязанность совершеннолетних детей заботиться о нетрудоспособных родителях (ст.38), обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст.57), обязанность сохранять природу и окружающую среду (ст.58),обязанность защищать Отечество (ст.59).
Реализация социально-экономических прав человека и гражданина является характерной чертой социального государства, т.е. такого государства, которое берет на себя обязанность обеспечивать достойные условия жизни и свободное развитие человека (ст.7). Признаками современного социального государства являются:
- обеспечение прожиточного минимума для своих граждан;
- наличие общедоступного государственного образования и здравоохранения;
- государственное регулирование цен на предметы первой необходимости;
- обязательное социальное страхование, в т.ч. от безработицы;
- прогрессивное налогообложение богатых граждан для социальной помощи бедным;
- экономическое программирование в интересах всего общества.
В то же время, Конституция гарантирует свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции, провозглашая равенство частной, государственной, муниципальной и иной формы собственности (ст.8). Таким образом, экономический плюрализм создает конституционно-правовую базу для предпринимательства и личного обогащения буржуазных классов за счет эксплуатации трудящихся слоев населения.
Многие из личных прав и свобод (свобода совести, прежде всего) невозможны, если не обеспечивается светский характер государства. Статья 14 Конституции провозглашает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, что религиозные объединения равны перед законом и должны быть отделены от государства.
Форма государства, как известно из предыдущей лекции, включает три структурных элемента: форму правления, форму государственного устройства, государственно-политический режим (режим правления).
Статья 1 Конституции устанавливает в России республиканскую форму правления.Главные признаки республики – выборность и сменяемость главы государства, наличие парламента – Федерального Собрания, состоящего из Государственной Думы и Совета Федерации.
В то же время, нынешняя конституция не закрепляет непосредственно не одну из существующих разновидностей республики (парламентская, президентская, смешанная). В научной литературе продолжается дискуссия на эту тему, т. к. сопоставление этих разновидностей с республиканской формой правления в России показывает ее несоответствие классическому набору признаков как президентской (США), так и парламентской (ФРГ) или смешанной республики (Франции). Сформулированные теорией различия этих республиканских форм правления представлены в таблице.
Таблица 3
Президентская республика | Смешанная (полупрезидентская) республика | Парламентская республика |
Президент – глава государства и глава исполнительной власти | Президент –глава государства, разделяет исполнительную власть с главой правительства | Президент-глава государства, исполнительная власть принадлежит главе правительства |
Президент назначает и увольняет членов правительства, которое не ответственно перед парламентом | Президент назначает главу правительства из числа лидеров парламентских фракций, по его рекомендации назначает и увольняет членов правительства, | Правительство ответственно только перед парламентом, возглавляет его лидер парламентского большинства, который не может быть уволен президентом, но обязан уйти в отставку после выражения недоверия правительству со стороны парламента |
Президент имеет право «вето» на законы, принятые парламентом | Президент имеет право «вето» на законы, принятые парламентом | Президент не имеет права «вето», законы вступают в силу без его подписи |
Президент не имеет права роспуска парламента | Президент имеет ограниченное или неограниченное право роспуска парламента и назначения досрочных выборов | Президент имеет право роспуска парламента и назначения досрочных выборов в случае парламентского кризиса после выражения недоверия правительству |
По форме государственного устройства Россия является федеративным государством (ст.1, гл.3), состоящим из 83 равноправных субъектов, а именно из 21 республики,9 краев,46 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области и 4 автономных округов. (В 2003-2007гг. на референдумах были приняты решения об объединениях 6 автономных округов (в 1993 году их было 10) с краями и областями, на территории которых они находились).
Таким образом, Россия представляет собой смешанную, национально-территориальную федерацию. Республики, автономные округа и автономная область – это национально-государственные образования, причем республики имеют свою конституцию и законодательство, свое гражданство, свой государственный язык, свои органы государственной власти. Края, области и города федерального значения – это государственно-территориальные образования, имеющие свой устав и законодательство, органы государственной власти.
Ст.5 Конституции закрепляет принципы российского федерализма. К ним относятся: государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов федерации, равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации, равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами власти.
Государственная и территориальная целостность Российской Федерации основывается на том, что носителем суверенитета является ее многонациональный народ в целом. Конституция РФ и ее федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, субъекты РФ не обладают суверенитетом и правом выхода из федерации. На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин и сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров.
А.В. Николаев
Тема 3.
Административное право
Административное право занимает особое место в системе права РФ. Если конституционное право закладывает основные принципы деятельности государственного механизма, то административное право приводит этот механизм в действие, непосредственно закрепляет существующую систему органов исполнительной власти, регулирует государственную деятельность в области внутреннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами.
Тема 4
Е.А.Козлов, Н.В.Дзюба
Тема 5: Гражданское право РФ
Е.Г. Кожарский
Тема 6
А.В. Николаев, В.Н. Сухов
Административное право с.31
Е.А. Козлов
Трудовое право России с.41
Е.А.Козлов, Н.В.Дзюба
Гражданское право РФ с.58
Е.Г. Кожарский
Вячеслав Николаевич Сухов
Наталья Васильевна Дзюба
Отв. редактор
Козлов Е.А.
Основы правоведения
Учебное пособие
для студентов всех специальностей и форм обучения
Редактор Т. С. Хирувимова
Компьютерная верстка Р. П. Абакаров
Подписано в печать с оригинал-макета 02.06.10.
Формат 60´84/16. Бумага офсетная. Печать трафаретная.
Уч.-изд. л. 6,75. Печ. л. 6,75. Тираж 300 экз. Заказ № 140. С 62.
Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия
Издательско-полиграфический отдел СПбГЛТА
194021, Санкт-Петербург, Институтский пер., 5.
ОСНОВЫ ПРАВОВЕДЕНИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Санкт-Петербург
Рассмотрено и рекомендовано к изданию методической комиссией Гуманитарного факультета
Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии
12 октября 2010 г.
Составители:
Александр Васильевич Николаев